aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов со сложной структурой дефекта

Основные цели деятельности специалистов детского дома- интерната № 28 г. Москвы (далее - ДДИ) - создание необходимых условий для сохранения и укрепления соматического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями, максимально возможная реабилитация и социализация с учетом их способностей и ресурсов. Сложный процесс реабилитации воспитанников осуществляют сотрудники следующих отделений: социально-трудовой реабилитации; психолого-педагогической помощи; милосердия; медико-социальной реабилитации.
В отделении медико-социальной реабилитации проживают дети, страдающие тяжелой и глубокой степенью интеллектуального дефекта, осложненного тяжелой соматической патологией, эпилепсией, хромосомными аномалиями, аутизмом. Задачи сотрудников отделения - использование традиционных, освоение новых эффективных методик и интегративных технологий в проведении реабилитационных мероприятий; направление детей-инвалидов в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей-инвалидов для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации детей-инвалидов в семье; осуществление обучения родителей основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыкам и умениям для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Отделение медико-социальной реабилитации ДДИ до 2008 г. не имело в своем составе специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую и социальную реабилитацию. Психолого-педагогическая, социальная помощь ограничивалась работой воспитателей и сводилась к формированию элементарных навыков самообслуживания и простейшей бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями, находящихся в ДДИ на постоянной форме пребывания. С целью оптимизации реабилитационного процесса, полноценного осуществления психолого-педагогических и социальных мероприятий в рамках ИПР, реализации на практике междисциплинарного подхода в штат сотрудников отделения были введены следующие специалисты: учитель-дефектолог, медицинский психолог и музыкальный руководитель.
Тесный контакт, междисциплинарное взаимодействие между всеми субъектами чрезвычайно необходимы для максимально эффективного процесса реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями. Психолого-педагогическая коррекция, психологическая помощь, поддержка ребенка и его семьи (ближайшего окружения) являются важными направлениями в междисциплинарной модели реабилитации. Так, совместными усилиями специалистов отделения медико-социальной реабилитации: учителя-дефектолога, музыкального руководителя, медицинского психолога в тесном контакте с воспитателями активизировалась работа по социально-бытовой адаптации детей. У многих воспитанников, ранее нигде не обучавшихся до 13 и 16 лет, навыки самообслуживания были не сформированы, наблюдались нарушения коммуникативных навыков, поведения, ориентации в окружающем мире. В рамках программы реабилитации воспитанники особенно нуждались в формировании доступных навыков общения (только 10%, проживающих в отделении детей владели речью).
Необходимым условием эффективности междисциплинарной модели взаимодействия специалистов является высокое качество профессиональной деятельности каждого из них. Так, психолог формирует условия признания, уважения каждого ребенка-инвалида со стороны взрослых и со стороны группы сверстников, эмоционально-комфортную среду для максимально возможного развития внимания, памяти, мышления, основных видов деятельности, с целью коррекции эмоционально-волевой сферы у детей организует игровые занятия в сенсорной комнате. Эффективность коррекционных мероприятий существенно подкрепляется социальнопсихологической поддержкой семьи. Это предполагает проведение систематической информационно-просветительской работы с родителями, повышение уровня их психолого-педагогической информированности и сотрудничества со специалистами в решении проблем ребенка.
Усилия учителя-дефектолога направлены на развитие сенсорно-перцептивной сферы, формирование навыков социально-бытового ориентирования, улучшение тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, нормализацию языкового механизма, речевых функций ребенка, развитие у него воображения и способности выражать свои мысли словами.
Учитель музыки в своей деятельности делает акцент на развитие эмоциональной отзывчивости и адекватного реагирования воспитанников на музыку, обучает детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен), помогает овладевать песенным репертуаром с учетом их возможностей. При этом педагог использует музыку различного жанра, включая детские песни.
Междисциплинарной командой специалистов (по результатам прохождения полугодового цикла индивидуальных занятий) была выделена группа детей, которым особенно нравились занятия пением, игры, хороводы и музыкальные физкультминутки в группах. Это способствовало организации и проведению экспериментального детского театрализованного представления в отделении, которое никогда ранее не проводилось. Музыкальный руководитель представила своим коллегам сценарий сезонного праздника "Осень" по мотивам русской народной сказки "Репка". Все репетиции проходили в форме групповых занятий, где три специалиста совместно работали над достижением более эффективных результатов в социально-бытовой адаптации воспитанников средствами арт-терапевтических приемов. Главной идеей стало активное развитие самой личности ребенка в целом, а не коррекция ее отдельных функций. Групповые занятия проходили в сенсорной комнате ДДИ, использовались комбинированные музыкально-танцевальные формы деятельности, чередующиеся с отдыхом и релаксацией.
По мнению ученого-исследователя И. В. Евтушенко, обучению "особого" ребенка танцам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений, элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Все упражнения направлены на формирование телесной ориентировки в пространстве, совершенствование навыков ходьбы и бега, развитие способности к координации движений. Повышение общего жизненного тонуса, нормализация деятельности многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной), улучшение координации движений, активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания с использованием элементов арттерапии подтверждаются исследованиями ученых С. М. Мидовской, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведевой.
Успех первого театрализованного музыкального праздника вдохновил всех членов "команды" на составление и разработку отдельной реабилитационной программы на основе различных арт-терапевтических приемов и техник, активно применяемых в специальной педагогике и психологии. К сожалению, методик по воспитанию, развитию детей с ограниченными возможностями очень мало, и в основном они являются функционально узконаправленными. Поэтому специалисты взяли за основу игровые методики для детей 3 и 5 лет, в которых присутствовали: пение, имитация звучания голосов птиц и животных, хороводы, простые танцевальные движения под музыку с использованием игровых приспособлений, элементы актерской игры, включающие в себя доступные для выполнения действия персонажей известной детям сказки, также упражнения с игрушками - убаюкивание кукол, мишек, звон погремушек, маракасов, дробь барабанов, звучание металлофонов, игра на ложках.
При составлении плана интегрированного занятия учитываются основные принципы коррекционной педагогики и специальной психологии, методы и формы доступного обучения детей со сложной структурой дефекта, изложенные в научно-методических подходах, рекомендациях, психологопедагогических разработках известных ученых. Выделяются следующие принципы психолого-педагогической работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта:
- учет индивидуальных медико-психологических показаний, возможностей и интересов детей;
- индивидуальный и дифференцированный подход к личности ребенка;
- доступность и поэтапность игровых заданий (от простых к сложным, от "сопряженных" действий к самостоятельному выполнению);
- наглядность и выразительность игрового материала;
- создание на занятиях "ситуации успеха".
Правильно организованный и продуманный коррекционно-развивающий, психотерапевтический процесс воздействия на детей средствами музыкального искусства и движений учитывает многие возможности музыки в различных ее сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью). Этот процесс обеспечивает формирование элементов музыкальной культуры, эстетического воспитания и осуществляет коррекцию отклонений в двигательной, познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
В новую группу вошли воспитанники отделения в возрасте от 12 до 18 лет.
Учитывая реабилитационные возможности и потребности детей, основными задачами специалистов являются:
- формирование простейших приемов, форм социального взаимодействия и общения;
- обучение игре друг с другом, умению работать в группе;
- развитие двигательных функций, когнитивных процессов;
- развитие эмоционально-волевой сферы и стимуляция речевой активности;
- привитие детям элементарных навыков культуры поведения в общественных местах;
- расширение репертуара необходимых навыков самообслуживания и личной гигиены.
В результате реализации междисциплинарного подхода командой специалистов и родителей в коррекционной деятельности были отмечены следующие позитивные изменения в состоянии и поведении детей:
- усилилась мотивация воспитанников к групповым занятиям;
- появилась радость общения и взаимодействия друг с другом;
- улучшился психоэмоциональный климат в группе, что способствовало повышению работоспособности, увеличению времени пребывания детей на индивидуальных занятиях;
- сформированная эмоционально позитивная среда оптимизировала когнитивные процессы у детей с ограниченными возможностями: улучшилась память и слуховое восприятие, внимание стало более устойчивым, расширился пассивный и активный словарный запас;
- наблюдалась позитивная динамика в развитии двигательной функции: общей координации движений, их точности и равновесия через познание образа своего тела в пространстве;
- расширился арсенал навыков самообслуживания: одевание (раздевание), элементарная гигиена, культура приема пищи, внешняя опрятность и проч.;
- уменьшились приступы психомоторного возбуждения через развитие волевых качеств;
- расширились индивидуальные особенности и творческий потенциал детей с ограниченными возможностями.
Реабилитационный процесс может быть позитивным лишь тогда, когда формируется эффективная междисциплинарная команда профессионалов, реализующая на практике адекватные, интегративные технологии коррекционнопедагогической деятельности, способствующие максимально возможной социализации детей-инвалидов.

Назад Оглавление Далее