aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Мультипликация как средство реабилитации детей-инвалидов

В Центре социальной реабилитации и досуговой работы с инвалидами "Южное Бутово" г. Москвы специалисты успешно используют мультипликацию как средство развития и реабилитации детей-инвалидов. Ценность мультипликации как средства реабилитации заключается в ее открытости для многих видов деятельности, возможности объединения специалистов разного профиля (психолога, педагога дополнительного образования, музыкального работника, педагогов прикладного творчества), в способности сделать актуальным личный жизненный опыт. Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества, в котором активно функционируют всевозможные герои, предметы, взаимоотношения, и незаметно для него решаются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.
Мультипликация дает возможность детям-инвалидам проявить свои способности в литературе (написание сценария), рисовании и различных видах прикладного творчества (создание персонажей), музыке (звуковое сопровождение), речевом развитии (озвучивание ролей), овладении техникой (работа с различным оборудованием).
В процессе работы по внедрению идей анимации в коррекционно-развивающий процесс специалисты выявили, что средства мультипликации стимулируют творческую активность детей-инвалидов, раскрепощают их мышление. Общение с помощью движений, слов, музыки и образов происходит у них намного легче, чем традиционное, словесное. Особо значимой и ценной для реабилитации является непосредственная связь анимации с трудовым обучением. Изготовление изделий (игрушек, персонажей, декораций) сопровождается формированием у ребенка манипулятивно-моторных навыков пальцев рук. Синтез трудового обучения и анимации дает хорошие результаты не только в развитии творческого потенциала участников, но и в совершенствовании практических навыков.
Как и в трудовом обучении, в мультипликации особый интерес уделяется подбору материала, необходимого для реализации конкретной идеи: он непосредственно влияет на язык мультфильма. Например, пластичное движение нити, гибкость металлической цепочки или резкие четкие шаги человечка из дерева. Работа с такими материалами, как бумага, проволока, дерево, листья, цветы, камешки, пластилин, требует много времени, однако это дает возможность ребенку почувствовать изучаемый материал на другом уровне - не только во время изготовления игрушки, но и в процессе движения материала, при проявлении его различных свойств. Это закономерно, поскольку мультипликация основана на движении, поэтому знакомство с материалами, изучение их свойств должны быть тесно связаны с технологией анимации. В то же время погружение в материал, обнаружение его "собственной" жизни, многочисленных и многообразных связей его с человеческим существованием составляет важнейшую сторону психологического развития ребенка. Такая работа развивает коммуникативные способности детей, помогает им осваивать технику конструирования декораций, технику движения объектов и другие технологические операции, воспитывает умение работать в творческих группах и в коллективе.
Каждое занятие является продолжением, развитием основной темы цикла коррекционных занятий. Например, в разделах "Ковролиновый конструктор" или "Использование динамической игрушки для создания мультфильма" - это формирование навыков, приемов по "оживлению аппликации", в разделе "Работа с различными материалами" - развитие навыков работы с "живым пластилином" и др. Все полученные в процессе коррекционного занятия материалы, изделия используются при создании фильмов.

Технология создания мультфильма

Возраст участников, занимающихся созданием мультфильмов, от 7 до 30 лет.
Необходимые средства:
- цифровой фотоаппарат;
- штатив (тренога, на которой крепится фотоаппарат или видеокамера);
- компьютер с программой для обработки видео и аудиоматериалов;
- подборка музыкальных произведений;
- материалы для создания "картинки" (бумага, краски, пластилин, пленка, сыпучие пищевые продукты, бросовые материалы, бижутерия и т.д.).
В работе можно выделить следующие этапы:
1. Разработка сюжета мультфильма. Хорошо, если инициаторами создания сюжета выступят дети. Продумываем с ними из какого материала лучше сделать фильм. Для первых проб лучше использовать немного объектов. Лаконизм в этом случае уместен, так как при небольшом опыте в составлении композиции, выделении главного персонажа лучше использовать одного или двух главных героев. Такой "мультик" будет эффектнее.
2. Подготовка рабочего места. В зависимости от того, какие материалы будут использованы при создании фильма, понадобится оборудовать рабочее место. Если действие будет разворачиваться на горизонтальной плоскости стола или пола, устанавливается штатив с фотоаппаратом объективом вниз. В кадре не должно быть ничего лишнего (край листа, посторонние предметы, тени от мебели или людей). Для такой съемки подойдет интенсивное, но равномерное освещение рабочей плоскости. Основной лист (фон) лучше укрепить двусторонним скотчем.
3. Подготовка рабочих материалов. Все необходимые материалы для создания мультфильма нужно приготовить сразу и положить рядом, потому что после того, как сделан первый кадр, дети и взрослые оказываются в процессе игры. Они начинают быстро менять ситуацию в кадре, стремясь достичь конечного результата. Конечно, в процессе съемки возникают и новые идеи. Такие инструменты, как ножницы, клей, цветная бумага, пластилин, фломастеры, должны быть рядом.
4. Съемка. Мультфильмы повествовательного или обучающего характера (по опыту специалистов) лучше начинать с чистого листа. То есть первый кадр - это чистый лист - фон. После на нем появятся персонажи, а уже потом будет происходить действие. Чем меньше различий между кадрами, тем более плавным будет движение объектов, хотя, верстая фильм на компьютере, с помощью различных переходов между слайдами тоже можно добиться интересного движения. Важно, чтобы при съемке не двигался фотоаппарат. Поэтому следует надежно закрепить его на штативе, устойчиво поставить штатив, так чтобы дети не сдвинули его. Для съемки и нажатия кнопки лучше выбрать одного "ответственного". Желание детей фотографировать реализуйте до съемки фильма.
5. Монтаж. Перенесите отснятые фотографии на компьютер. Разместите снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для монтажа. И монтируйте фильм! Если фильм необходимо озвучить, то лучше это сделать, когда расставите все кадры на временной шкале (time line). Тогда ребенку легче сориентироваться в сюжете и прокомментировать происходящее на экране.
Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, а при съемке нового фильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные "мультики", они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма. С удовольствием показывают его родителям, проговаривают, как они делали его. Все эти достижения являются результатом совместной работы педагогов центра и детей.
Создавая мультфильм, участники постоянно совмещают в своем сознании все его компоненты: сценарий, изобразительное и цветовое решение, пластику, ритм, звуковое сопровождение и др. Такой характер творчества заставляет наставников сознательно совмещать в одном занятии различные виды деятельности, составлять гибкие и подвижные схемы занятий, переходить быстро и незаметно от теоретической части занятия к практике, осуществлять творческие импровизации.
Специалисты Центра разработали отдельные методические приемы, новые формы занятий, а также выделили основные направления данной работы:
- организационно-воспитательная деятельность, имеющая большое значение для общего развития ребенка-инвалида (общение с природой, посещение выставок, музеев, фестивалей);
- поиск замысла будущего фильма, который должен соответствовать возрасту ребенка;
- формирование творческих групп (группы единомышленников), работающих над одним замыслом;
- написание сценария (рассказа, сказки, стихотворения), отражающего развитие литературных способностей детей;
- разработка и изготовление персонажей, знакомство с технологическими операциями и способами обработки используемых материалов;
- освоение инновационных технологий в процессе работы (компьютерная графика, приемы и виды кино- и видеосъемки);
- техническая работа, связанная с изготовлением фильма (оцифровка, монтаж);
- знакомство с основами актерского и пластического мастерства, мимикой, ритмикой, необходимыми движениями;
- звуковое оформление фильма (развитие речи, музыкальных и других специальных способностей детей);
- совместный просмотр сюжета или фильма, его обсуждение и анализ, определение дальнейших перспектив работы.
Из перечисленного видно, что в центре реабилитации осуществляется всестороннее развитие ребенка с использованием целого ряда направлений (музыки, рисования, трудового обучения, работы в творческой мастерской, технологии съемки, компьютерной графики).
Мультипликация объединяет все эти направления не случайно, а исходя из собственной обобщающей природы, создавая единый корекционно-воспитательный комплекс. Достоинство его заключается в том, что он формирует в детях разнообразные художественные и творческие качества, которые имеют важнейший профессионально-личностный характер:
- разносторонность - приобретение начального опыта в различных видах деятельности;
- целостность - осознание взаимосвязей между видами деятельности;
- причастность - понимание ценности собственной личности в ансамбле других неповторимых личностей и др.
Не стоит думать, что всесторонне развивать ребенка могут только лишь занятия анимацией. Имеются и другие виды деятельности, формы работы, позволяющие разносторонне формировать человека как личность. Однако именно мультипликация позволяет максимально сближать интересы взрослого и ребенка. С мультипликацией в плане решения коррекционных задач во многом сходен театр. Мультипликация, как и театр, представляет собой естественный педагогический комплекс.
Перечисленные особенности мультипликации делают ее эффективным средством комплексной реабилитации и всестороннего развития детей-инвалидов.

Назад Оглавление Далее