aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Социальная практика работы с семьями, воспитывающими детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, «Родительская приемная»

В 2014 г. Правительством Москвы принята Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которой были определены основные направления деятельности. Сохранение ребенка в родной семье - это приоритетная задача, которая имеет ключевое значение и требует системной и согласованной работы органов власти всех уровней, а также привлечения к этой работе социально ориентированных общественных организаций. Основной акцент в деятельности специалистов учреждений смещен на предупреждение неблагополучия в семьях, поддержку семьи даже при появлении незначительных его признаков.
На протяжении нескольких лет ГБУ "Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства "Отрадное" (далее - Центр) оказывает квалифицированную помощь детям и семьям, помогая решать различные виды проблем. Постепенно специалисты пришли к выводу, что для достижения наиболее эффективных результатов необходимо выйти туда, где живут семьи. Данное решение наиболее актуально для районов, где отсутствуют центры семейной поддержки (с юристами, психологами, педагогами) и родители лишены возможности обратиться за профессиональной помощью.
Наряду с этим профилактическая работа "Родительской приемной" по решению зарождающихся проблем посредством выстраивания доверительных, партнерских отношений специалиста с семьей является приоритетным направлением. Практика "Родительская приемная" - это выездная мобильная бригада с программами и проектами, актуальными для конкретного района, двора. Данные, полученные на основе анализа социальной карты Москвы, позволяют оказывать целенаправленное воздействие на проблемные социальнопедагогические точки города.
С июля 2014 г. Родительская приемная как пилотный проект реализуется на территории трех районов СВАО: Отрадное, Алтуфьевский, Марфино (всего на пяти площадках). Планируется внедрение проекта в практику работы специалистов социозащитных учреждений всех АО г. Москвы. С этой целью обучено 57 специалистов двух АО г. Москвы (СВАО, ТиНАО), которые на данный момент реализуют программу в рамках своих округов.
Муниципальные общественные организации Северо- Восточного административного округа г. Москвы (Совет ветеранов ВОВ и труда, советы многодетных семей районов Алтуфьевский и Отрадное, Совет ветеранов государственного и муниципального управления и др.) принимают непосредственное участие в мероприятиях Родительской приемной.
На данный момент планируется развитие Родительской приемной как комплекса мер по проведению индивидуальной профилактической работы, участниками которой станут не только представители общественных и социозащитных организаций, но и сами родители. Получив необходимую помощь и решив внутрисемейные проблемы, семьи смогут выступать в качестве волонтеров и передавать полученный опыт другим. Такое взаимодействие будет способствовать плодотворному сотрудничеству между специалистами и родителями, а также достижению быстрых и эффективных результатов в рамках профилактики семейного неблагополучия.
Цель социальной практики "Родительская приемная" - создание единой открытой системы поддержки семьи в г. Москве, с использованием ресурсов:
- самой семьи;
- молодежи;
- добровольцев;
- старшего поколения;
- религиозных конфессий;
- государственных и общественных организаций.
Задачи социальной практики:
• решение проблем социальной безопасности взрослых и детей в семье, образовательных учреждениях, местах организации досуга и на улицах;
• взаимодействие с ребенком и его семьей на основе социального партнерства, установления доверительных отношений;
• формирование культуры обращения за профессиональной помощью у детей и родителей;
• повышение родительской компетентности, формирование осознанного родительства;
• создание поддерживающей, помогающей социальной среды для семьи и ребенка;
• взаимодействие с пожилыми людьми, жизненный опыт которых благоприятно влияет на молодое поколение;
• оказание профессиональной поддержки семьям, воспитывающим ребенка с особенностями развития.
Целевая группа социальной практики:
- социально-неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации и в социально-опасном положении;
- родители, ненадлежащим образом исполняющие обязанности воспитания своих детей;
- семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих затруднения в социальной адаптации;
- дети и семьи на ранней стадии семейного неблагополучия.
Направления деятельности специалистов в рамках практики "Родительская приемная":
1. Профессиональное консультирование семей по педагогическим, психологическим и социально-правовым вопросам, в частности: семейные конфликты, непонимание между родителями и детьми, вопросы оформления детских пособий и т.д. Помощь могут получить как родители, так и дети.
2. Социальные практики, направленные на активное вовлечение родителей в процесс формирования позитивных конструктивных взаимоотношений с ребенком, укрепление физического и психического здоровья ребенка.
Цель данных направлений - отработать и внедрить в практику учреждений поддержки семьи инновационную технологию раннего выявления и вмешательства в семьи группы социального риска для предупреждения развития семейного неблагополучия и предотвращения социального сиротства.
Ожидаемые результаты социальной практики "Родительская приемная
1. Формирование "социально поддерживающей сети" родителей в районе проживания семьи.
2. Проведение занятий и акций по программе социальной практики на дворовых площадках.
3. Проведение мастер-классов, семинаров для специалистов.
4. Ранняя профилактика нарушения детско-родительских отношений.
5. Выявление семей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, для включения их в комплексную профилактическую работу.
6. Способствование росту интереса родителей к активному взаимодействию с ребенком во время ежедневных прогулок.
7. Создание условий для приобретения родителями положительного эмоционального опыта взаимодействия с ребенком.
8. Организация разносторонней игровой деятельности, направленной на формирование у родителей навыков взаимодействия с детьми в условиях временного разновозрастного коллектива по месту жительства.
9. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и общения с ребенком.
10. Психологическая поддержка уверенности родителей в собственных родительских и педагогических возможностях, умениях, навыках.
Развитие социальной практики "Родительская приемная" обусловлено необходимостью оказания своевременной помощи семьям с учетом запросов клиентов. Поэтому в рамках данной практики выделились социальные программы работы с семьями и детьми, направленные на профилактику семейного неблагополучия в форме оказания поддержки семьям с детьми.
Программа "Передышка":
- 1-й этап - размещение детей с особыми потребностями на территории центра в группах кратковременного пребывания (до 3 ч в сутки) с педагогом-психологом;
- 2-й этап (при наличии финансирования на оплату услуг волонтеров) - осуществление кратковременного присмотра (до 3 ч в сутки) за особым ребенком по адресу его проживания или адресу регистрации волонтера.
1-й этап внедрен на базе Ресурсного центра "Отрадное" Департамента социальной защиты населения (ДСЗН) г. Москвы.
Благодаря новой форме поддержки родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, ситуация в семье, получающей услугу, меняется к лучшему: родители получают доступ к новым методам ухода за ребенком, получают возможность решить неотложные дела или просто отдохнуть. В то же время ребенку становится проще преодолеть социальную исключенность, он приобретает навыки общения с новыми людьми.
В результате реализации проекта значительно уменьшается психологическая напряженность в семьях, имеющих детей с инвалидностью. Кратковременный присмотр за детьми с особыми потребностями в принимающих (гостевых) семьях либо по адресу проживания особого ребенка повышает качество жизни ухаживающего за особым ребенком взрослого члена семьи, удовлетворяя его физиологическую потребность в отдыхе, обучает родителей новым навыкам по уходу, воспитанию детей с инвалидностью, новым подходам к психофизическому развитию особых детей. Оказание психологической помощи родителям особых детей направлено на профилактику их эмоционального истощения, на поддержание прочных позитивных семейных отношений.
Таким образом, комплексная помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, способствует предотвращению попадания этих детей в интернатные учреждения, сохраняя естественное право ребенка на жизнь и развитие в собственной семье.
Программа "Детская площадка" предполагает выход специалистов на дворовую площадку, т.е. выход ко всем семьям, проживающим и гуляющим с детьми в данном районе. Такой выход позволяет, используя естественное общение во время прогулки, выявить семьи группы риска и вовлечь их в процесс непосредственного взаимодействия с ребенком, что создает условия для мотивирования родителей включиться во взаимодействие с ребенком посредством игровой деятельности на площадке, направляемой специалистами. Таким образом, появляется возможность большему количеству семей обеспечить социально-психологическую поддержку и своевременно выявить детей, нуждающихся в помощи государства, повлиять на изменение мировоззрения родителей и детей в сторону толерантности, взаимного принятия.
Данная программа позволяет предоставить семьям специальные возможности получения социально-психологической помощи:
- возможность анонимного участия в занятиях, что особенно актуально для семей группы риска;
- равные возможности участия для семей всех социальных групп и групп здоровья детей: отсутствие ограничений для участия в программе как по социальному статусу семьи, так и особенностям здоровья детей;
- возможность получить консультативную поддержку непосредственно по месту своего проживания.)
Программа "Родительскаямастерская" создана на основе многолетнего практического опыта работы не только с семьей в целом, но и отдельно с каждым из родителей. Программа реализовывалась при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект апробирован на базе ГБУ "Ресурсный центр "Отрадное" ДСЗН г. Москвы с 1 января по 30 июня 2014 г.
Направления программы:
1. Диагностика внутрисемейных отношений и дальнейшее оказание помощи семье.
2. Формирование практических навыков осознанного родительства.
3. Обучение специалистов, реализующих профилактические программы и проекты в г. Москве, для дальнейшего практического использования полученных технологий.
Задачи:
1. Выявление признаков семейного неблагополучия на ранней стадии их возникновения для своевременного оказания помощи и предупреждения помещения детей в учреждения интернатного типа.
2. Разработка и апробация комплексного системного подхода по выявлению семей с детьми, нуждающихся в помощи государства, и проведению с ними индивидуальной профилактической работы.
3. Повышение родительской компетентности и ответственности в ходе специально организованных занятий по месту проживания семьи в привычных для семьи условиях.
4. Подготовка специалистов, работающих с детьми и семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
5. Распространение и закрепление эффективного опыта поддержки семей с детьми в привычных для семьи условиях в работе учреждений, решающих задачи профилактики семейного неблагополучия.
6. Содействие развитию волонтерского движения для оказания поддержки семьям в трудной жизненной ситуации.
Показателем эффективности социальной программы служит повышение интереса специалистов служб, работающих с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, к практическим технологиям работы "Родительской мастерской".
Программа "Бабушкины университеты". Основной принцип программы "Бабушкины университеты" - диалог поколений. Категория участников: ветераны государственного и муниципального управления г. Москвы, ветераны Великой Отечественной войны и труда социальных учреждений г. Москвы, дети и их родители, участвующие в профилактических или реабилитационных программах центра "Отрадное".
Направления программы:
1. Укрепление института семьи через передачу детям и их родителям семейных традиций: как вместе испечь пирог, украсить дом, сделать подарок ко дню рождения и многое другое.
2. Соединение поколений через общее дело - проведение акций "Теплый клубок", в которых участвуют не только семьи центра, но и молодые семьи выпускников.
3. Передача детьми полученных позитивных навыков людям, которые в силу возраста и болезни постоянно находятся дома и которым не хватает общения и внимания через направление Детской социальной службы.
Социально-ориентированной акцией для создания поддерживающей среды для семей является акция "Живая библиотека".
Цель акции - придать новый импульс читательской активности учащихся и их родителей. У семей появляется возможность обмениваться интересной литературой, узнавать о жизни и творчестве великих писателей, получать полезную информацию для себя и своих детей. Акция проводится не только для учащихся школ и их родителей, но и для всех желающих участвовать в бесплатном обмене книгами и журналами из домашних библиотек. В акцию включены викторины, конкурсы с награждением памятными призами наиболее активных участников.
Объедение крупных социальных программ и проектов, социально-значимых акций в рамках социальной практики "Родительская приемная" способствует комплексной работе специалистов с целью формирования благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.
Современным ориентиром специалистов, работающих в системе защиты детства, является обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Усилия специалистов, работающих с семьями по месту жительства, направлены на профилактику семейного неблагополучия в форме оказания поддержки семьям с детьми.

Назад Оглавление Далее