Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Инновационная технология «Интеграционный консультант»

По заказу Департамента социальной защиты населения г. Москвы Благотворительным фондом социальной поддержки граждан "Соинтеграция" (далее - Фонд) в 2010 г. была разработана и апробирована инновационная технология "Интеграционный консультант", исходя из действующих механизмов социальной поддержки инвалидов, современных вызовов и запросов данной категории населения, целей и приоритетов социальной политики, определенных руководством Российской Федерации и мэром Москвы. Данная модель по уровню разработки проблемы и социальной значимости не имеет аналогов в Российской Федерации, является инновационной и направлена на создание и отработку в режиме эксперимента новых механизмов и алгоритмов действий, существенно влияющих на качество жизни инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности и членов их семей.
Суть инновационной технологии заключается в индивидуальном сопровождении лиц, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности (в передвижении, общении, ориентации, образовании, трудоустройстве и др.), а также членов их семей. Специально подготовленные специалисты (интеграционные консультанты) решают в интересах лица, нуждающегося в сопровождении, весь спектр вопросов по социальному обеспечению и адаптации. Они помогают инвалидам оформить пособия, льготы, заполнить бланки заявлений, получить путевки в оздоровительные учреждения, решить правовые вопросы. Интеграционные консультанты взаимодействуют в интересах своих подопечных с бюро медико-социальной экспертизы, государственными и иными структурами, наделенными полномочиями в сфере реабилитации и социальной интеграции. Таким образом, в рамках реализации проекта внедряется новый, универсальный механизм включения инвалидов в жизнь общества. Данная технология является новым видом социальной услуги, которая не дублирует функции специалистов социального обслуживания населения, а осуществляет управление реабилитационным процессом инвалида, для чего предъявляются более высокие требования к содержанию и уровню профессиональной компетентности привлекаемых специалистов.
Основной целью создания службы интеграционных консультантов является организация комплекса мер, обеспечивающих оперативный доступ лицам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (независимо от возраста) к реабилитационным и иным услугам, а также улучшение качества их жизни.
Служба интеграционных консультантов решает следующие основные задачи:
- подготовка с привлечением квалифицированных специалистов инвалидов, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности, а также членов их семей к правильному осознанию и пониманию проблем, возникающих в связи с инвалидностью;
- информирование инвалидов и членов их семей об установленных государственных гарантиях, порядке их предоставления, помощь в решении этих проблем через государственные или общественные структуры;
- выявление проблем семьи, возникающих в связи с инвалидностью, обеспечение представления интересов инвалидов в органах государственной власти и иных организациях, уполномоченных на работу с инвалидами;
- передача информации об инвалидах, нуждающихся в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, в органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с их компетенцией для организации адекватного реагирования;
- координирование деятельности уполномоченных органов и организаций в целях решения проблем;
- обучение инвалидов с участием профильных специалистов преодолению имеющихся недостатков, обучение пользованию бытовыми приборами и специальными вспомогательными техническими устройствами;
- формирование у инвалидов с участием профильных специалистов позитивных установок на активное участие в социальной и трудовой деятельности, на возможно независимую жизнедеятельность.
Использование технологии "Интеграционный консультант" позволит преодолеть информационный вакуум, в котором находятся семьи, воспитывающие детей-инвалидов, будет способствовать их социальной интеграции и подготовке к самостоятельной жизни.
В 2010 г. сотрудниками Фонда совместно с ведущими специалистами в сфере социальной интеграции инвалидов был проанализирован российский и европейский опыт организации служб сопровождения, помощи инвалидам с высокой степенью потери трудоспособности (более 50%), разработан базовый пакет документов (концепция экспериментальной сетевой службы интеграционных консультантов для инвалидов, критерии отбора специалистов и инвалидов для участия в проекте, регламент предоставления услуг интеграционным консультантом, план реализации мероприятий, формы соглашений, договоров, акты выполненных работ, формы персональных планов интеграционных мероприятий, заключений о предоставлении услуг инвалидам). Концепция службы базируется на положениях Конвенции ООН о правах инвалидов, Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законе города Москвы "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", "Стратегии улучшения качества жизни инвалидов в городе Москве до 2020 года", иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы интеграции инвалидов в общество.
В рамках внедрения технологии "Интеграционный консультант", модель которой показана на рисунке, изданы методические рекомендации по внедрению в работу органов социальной защиты населения региональной модели организации сетевой службы интеграционных консультантов для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Модель сетевого взаимодействия технологии Интеграционный консультант

Модель сетевого взаимодействия технологии "Интеграционный консультант":
* МСЭ - медико-социальная экспертиза;
** ИПР - индивидуальная программа реабилитации

Основу технологического построения службы интеграционных консультантов составляют типовые унифицированные программы и подсистемы, позволяющие обеспечивать предоставление высокопрофессиональной реабилитационной помощи инвалидам с различными тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (к передвижению, самообслуживанию, общению, ориентированию, обучению, трудовой деятельности).
Служба интеграционных консультантов должна состоять из следующих базовых компонентов:
• подсистемы первичного выявления и отбора, в том числе через бюро медико-социальной экспертизы, инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, нуждающихся в активном реабилитационном патронаже;
• подсистемы разработки и актуализации персональных планов мероприятий по реабилитации и социальной адаптации инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности;
• подсистемы активного реабилитационного патронажа, предназначенной для осуществления мониторинга и контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий, изменением социально-экономического положения инвалида и членов его семьи, а также качества их жизни;
• подсистемы поддерживающих реабилитационных мероприятий в рамках реализации персональных планов по реабилитации и социальной адаптации путем проведения высококвалифицированными специалистами (психологами, социальными работниками, реабилитологами, юристами и др.) персональных и коллективных консультаций, групповых и индивидуальных тренингов с инвалидами и членами их семей;
• подсистемы информационного обеспечения персонала службы интеграционных консультантов при организации и планировании реабилитационных мероприятий для инвалидов;
• подсистемы консультативного обслуживания инвалидов и членов их семей, предназначенной для оказания им информационно-справочной и просветительской помощи по решению проблем инвалидов, в том числе через Интернет;
• подсистемы мониторинга, предназначенной для приема и обработки информации, поступающей в службу интеграционных консультантов;
• подсистемы хранения и актуализации баз данных, обрабатывающей информацию, поступающую в службу интеграционных консультантов, а также обеспечивающей возможность получения информации из архива в оперативном режиме;
• подсистемы обеспечения информационной безопасности, предназначенной для защиты информации и средств ее обработки в службе интеграционных консультантов.
Для функционирования вышеперечисленных подсистем необходимо в качестве приоритета сформировать эффективный механизм перманентного взаимодействия бюро
медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений Департамента социальной защиты населения г. Москвы и службы интеграционных консультантов. За трехлетний период пилотной реализации были отобраны и прошли обучение по специально разработанной и согласованной с Департаментом программе 107 человек, в целом комплексную реабилитационную помощь в рамках реализации данного проекта получили 386 семей инвалидов, проживающих в г. Москве.
В результате реализации практики была выявлена потребность в существовании поддерживающей мобильной службы специалистов, включающей не только психологов, но и медицинских работников, педагогов, юристов и др., которые при необходимости могли бы оказывать квалифицированную поддержку и помощь в реализации реабилитационных мероприятий. Как показала практика, эффективность деятельности интеграционных консультантов повышается при наличии головного профильного многофункционального учреждения, наделенного полномочиями по комплексной реабилитации инвалидов.
При содействии Департамента социальной защиты населения г. Москвы был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 235 инвалидов и членов их семей, а также 65 специалистов участников проекта. В ходе проведенного опроса инвалидов и их интеграционных консультантов была выявлена доминирующая позиция необходимости развития службы интеграционных консультантов. Следовательно, служба нужна инвалидам, а их интеграционные консультанты готовы продолжить свою работу.
Исследование показало, что работа интеграционных консультантов в рамках пилотного проекта была поставлена хорошо. Почти 70% инвалидов высоко оценили полученные ими в ходе интеграционных мероприятий результаты. Более половины инвалидов получили от своих интеграционных консультантов психологическую поддержку, более трети - информационную помощь и помощь в самообслуживании. Следует отметить, что работа Фонда в рамках данного проекта получила поддержку Европейского союза и софинансировалась Евросоюзом в рамках программы "Усиление роли институтов гражданского общества в организации сетевой службы интеграционных консультантов для инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности" ("Равные права - равные возможности").
Кроме того, в целях реализации решений, принятых на заседании Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" по вопросу тиражирования пилотного проекта "Интеграционный консультант" в субъектах Российской Федерации, Фондом "Соинтеграция" привлечены следующие субъекты Российской Федерации: Республика Татарстан, Астраханская, Архангельская, Московская, Самарская, Тверская и Ульяновская области.

Назад Оглавление Далее