Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Управление деятельностью школ реабилитации и ухода в Самарской области

Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области реализует план мероприятий по организации формы работы "Школа реабилитации и ухода". Это программа работы с инвалидами и пожилыми людьми. Руководители муниципальных и государственных учреждений здравоохранения Самарской области, руководители учреждений социального обслуживания всех городских округов и муниципальных образований развивают данную форму как перспективную технологию, которая обладает большим потенциалом по социальной активизации инвалидов, их родственников.
На контроле Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области итоги реализации, планы организации деятельности "Школы реабилитации и ухода", перспективы ее дальнейшего развития. Министерством разработаны методические рекомендации, утверждены типовые формы документов, облегчающие деятельность специалистов, определены критерии эффективности по данному направлению.
В настоящее время сохраняется тенденция увеличения доли пожилых граждан и инвалидов в структуре населения, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями. Особенности их образа жизни и имеющиеся социально- экономические проблемы выдвигают новые требования к оказанию социально-медицинской помощи. Инвалиды наряду с непосредственной медицинской помощью, обусловленной тем или иным хроническим заболеванием, также нуждаются в мероприятиях социально-медицинской реабилитации, направленных на улучшение качества жизни, обеспечение условий для проживания в собственном доме как можно более длительное время посредством правильного ухода.
Социальные мероприятия включают в себя осуществление медицинской, социальной, профессиональной, социально- средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации и социально-бытовой адаптации пожилых и инвалидов.
В настоящее время существует большая очередность как в лечебно-профилактические учреждения, так и в учреждения социального обслуживания инвалидов и пожилых граждан, которые не могут быть обеспечены мероприятиями по уходу на дому. Это свидетельствует о том, что по мере дальнейшего увеличения численности инвалидов и пожилых граждан, нуждающихся в уходе на дому среди населения, их доля в потребности медицинской и социальной помощи будет расти. Крайне злободневна проблема трудоустройства граждан, несущих тяжелые заботы об инвалидах и пожилых. Прошедшие специальную подготовку родственники способны быстрее компенсировать все морально-этические и психологические проблемы, возникающие в семье. Это важный социальный аспект более полной и быстрой интеграции данной категории лиц в общество. Кроме того, родственники, обученные общим правилам и принципам общего ухода, получают возможность в более короткие сроки вернуться к труду. Поэтому разработаны и внедрены дополнительные мероприятия медико-социальной реабилитации инвалидов и пожилых граждан, направленные на максимально возможное сохранение жизнедеятельности инвалидов и пожилых людей в условиях семьи.
Целями организации Школы обучения навыкам общего ухода за пожилыми людьми и инвалидами являются:
• достижение оптимально возможного уровня жизни и социальной адаптации инвалида или пожилого человека в привычной для них домашней обстановке в окружении семьи;
• повышение эффективности социально-реабилитационных мероприятий;
• создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающих снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, способствующих формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям и мотивации на здоровье, побуждающих к активной жизни в социуме;
• расширение возможности трудоустройства и возможности учиться родственникам, осуществляющим уход за инвалидом или пожилым человеком;
• высвобождение свободного времени и уменьшение случаев ухода с работы родственников в связи с необходимостью ухода за инвалидом или пожилым человеком, снижение потребности в услугах лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания инвалидов, оказывающих реабилитационные услуги.
Основными задачами Школы являются:
• обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами на дому:
- методам контроля за изменениями состояния здоровья инвалида;
- методам профилактики осложнений;
- принципам общего ухода;
- принципам правильного позиционирования;
- методам дезинфекции;
- навыкам медицинских манипуляций;
- методам самообслуживания и самоконтроля;
- использованию технических средств реабилитации;
- методам предотвращения или коррекции всевозможных дезадаптивных состояний, возникающих у родственников инвалидов;
• информирование и консультирование родственников, осуществляющих уход, по вопросам реабилитации;
• оказание юридической помощи в вопросах медикосоциальной реабилитации и занятости инвалидов;
• информирование о социально-психологических и экономических проблемах, видах и формах социальной помощи и др.;
• информирование по осуществлению связей с другими учреждениями социальной службы и общественными организациями.
Ожидаемые результаты:
• повышение качества жизни граждан, нуждающихся в уходе;
• социально-бытовая и социально-средовая адаптация тяжелобольных и инвалидов;
• создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает больной человек;
• высвобождение времени родственников за счет оптимизации процесса ухода;
• снижение потребности тяжелобольных и инвалидов в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
Департаментом социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социальной защиты населения были осуществлены следующие мероприятия:
• разработан план мероприятий по организации "Школы обучения навыкам общего ухода за пожилыми людьми и инвалидами";
• разработаны методические пособия по школе обучения групп населения уходу за пожилыми гражданами и инвалидами на дому;
• разработаны тематические учебные планы занятий по обучению специалистов Центров социального обслуживания;
• разработаны тематические учебные планы занятий по обучению клиентов, родственников и добровольцев на базе комнаты социально-бытовой адаптации центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
• организованы на базе Центра дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов "Самарский" двухдневные обучающие семинары для специалистов социальных служб по вопросам: применение различных навыков ухода за тяжелобольными; функции технических средств реабилитации и предметов ухода за больными; критерии подбора и правила использования TCP на дому (в соответствии с разработанными учебными планами);
• организовано двухнедельное обучение на платной основе для специалистов социальных служб и медицинских работников на базе Центра дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов "Самарский" совместно с медицинским колледжем им. Ляпиной с выдачей свидетельства о повышении квалификации.
В рамках реализации запланированных мероприятий центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также лечебно-профилактическими учреждениями пилотных районов:
• разработаны пути взаимодействия по выявлению нуждающихся в данной услуге граждан и оказанию им социальномедицинской помощи;
• назначены ответственные специалисты в ЦСО и ЛПУ по вопросу обмена информацией о потенциальных клиентах;
• специалистами ЦСО организованы консультационные услуги на базе лечебно-профилактических учреждений;
• организовано информирование населения через СМИ о предоставлении услуг по обучению инвалидов, родственников и других лиц навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами;
• подготовлен информационный материал для населения об организации школ ухода;
• на всех пилотных территориях разработаны и действуют временные нормативные документы: положения о Школе ухода, формы учетной документации, тематические планы занятий по обучению групп населения;
• разработаны тематические планы в соответствии с категорией обучаемых лиц (для специалистов ЦСО, медицинских работников, групповые занятия для родственников и инвалидов, индивидуальные занятия для клиентов);
• организовано обучение родственников, инвалидов и медицинских работников на базе комнат социально-бытовой адаптации.
Сравнительный анализ категорий лиц, прошедших обучение в "Школе реабилитации и ухода" за 2009-2014 гг. показан в таблице.

Управление деятельностью школ реабилитации и ухода
Управление деятельностью школ реабилитации и ухода

В рамках организационно-методической деятельности Школы большое внимание уделяется повышению квалификации социальных работников отделений социального обслуживания на дому, для которых ежеквартально проводятся семинары по актуальным вопросам организации и ухода за тяжелобольным человеком в домашних условиях.
Востребованной среди населения формой деятельности школ остается работа мультидисциплинарных бригад, выезд которых позволяет в домашних условиях и за короткие сроки грамотно наладить систематическое наблюдение за состоянием здоровья пожилых людей и обеспечить уход за ними с использованием вспомогательных технических средств реабилитации.
Сравнительный анализ деятельности мультидисциплинарных бригад в рамках Школы реабилитации и ухода приведен в таблице.

Управление деятельностью школ реабилитации и ухода

Для оценки эффективности работы школ с 2010 г. используется метод анкетирования. Перечень вопросов, входящих в анкету, позволяет оценить не только степень удовлетворенности клиентов полученными знаниями, но и качество работы специалистов, которые проводят занятия в школах.
В 2014 г. было опрошено 10 521 клиентов. По результатам проведенного анкетирования 97,6% респондентов научились пользоваться техническими средствами реабилитации, 90% родственников научились приемам ухода за тяжелобольным с использованием технических средств реабилитации.
Школа реабилитации и ухода является эффективной формой работы в управлении системой социальной защиты инвалидов и пожилых людей.

Назад Оглавление Далее