aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Система комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития в Псковской области

Создание условий для включения в жизнь общества людей с различными формами инвалидности является важной социальной задачей в Псковской области. Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития Псковской области показана на рисунке

Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития

Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития Псковской области

В Псковской области начиная с 1991 г. удалось многого достичь для того, чтобы люди с тяжелой формой инвалидности, имеющие такие нарушения, как аутизм, детский церебральный паралич, множественные нарушения, были включены в активную жизнь общества. Сегодня жители Пскова с особенностями развития имеют возможность получать комплексную помощь специалистов от рождения до зрелого возраста в различных учреждениях социальной сферы. Благодаря консолидации усилий различных структур общества: родительских объединений, специалистов, муниципальных и областных органов власти, общественных организаций России и Германии в областном центре поэтапно создана и работает система непрерывного психологопедагогического и медико-социального сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития, которая представлена целым рядом медицинских, образовательных, социальных учреждений муниципального и регионального подчинения, а также общественными организациями региона.
Появление в семье ребенка-инвалида вызывает комплекс проблем, к решению которых родители изначально не готовы. Решение задачи комплексного сопровождения семьи взяла на себя Служба сопровождения семьи и ребенка, действующая в структуре общественной организации родителей детей-инвалидов "Я и Ты" при поддержке Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области. Уже в первые дни выявления серьезных проблем в развитии ребенка вместе с психологической поддержкой родители получают информацию о том, какие специалисты и где смогут оказать необходимую помощь их ребенку в развитии. Такой подход к сопровождению семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, позволяет сократить количество отказов от детей.
Помимо поддержки родителей с первых месяцев жизни ребенка ему оказывается комплексная помощь в развитии специалистами разных профессий. Услуги ранней помощи предоставляются тремя псковскими центрами, один из которых относится к системе здравоохранения, два других - к системе образования. Важным элементом работы каждого центра является мультидисциплинарный подход, позволяющий специалистам вместе с родителями всесторонне оценить состояние ребенка, разработать и реализовать комплексную программу оказания ему психолого-педагогической и медицинской помощи. Кроме центров для детей дошкольного возраста в городе имеются специализированные детские сады, принимающие детей с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата. В дополнение к ним в 2011 г. при центре лечебной педагогики было открыто дошкольное отделение.
Следующим звеном в системе оказания помощи людям с тяжелыми нарушениями развития являются учреждения, предоставляющие образовательные услуги детям школьного возраста. ГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" (ЦЛП) начал работу с такими детьми в 1993 г., позже при коррекционной школе VIII вида № 1 были созданы классы для детей со сложной структурой дефекта. Благодаря работе этих учреждений дети, ранее считавшиеся необучаемыми, получили возможность регулярно посещать образовательное учреждение. В ЦЛП обучение осуществляется на основе индивидуальных программ и направлено на развитие жизненной компетенции детей, на формирование у них таких навыков, умений, представлений, которые помогут им реализовать свои возможности, включаясь в жизнь общества.
Центр посещают 40 детей в возрасте от 6 до 18 лет и молодые люди (отделение учебного проживания) до 25 лет. Вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) все учащиеся имеют тяжелые и множественные нарушения развития: тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушениями умственного развития и(или) расстройства аутистического спектра, сенсорные нарушения. До открытия ЦЛП такие дети считались "необучаемыми". Большинство выпускников центра обеспечены рабочими местами в Производственно-интеграционных мастерских для инвалидов г. Пскова. Обучение в ЦЛП нацелено на социальную интеграцию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, их самореализацию. Дети учатся жить в обществе, чувствовать себя равными с другими людьми, выполнять доступные социальные роли, реализовывать свои человеческие права и обязанности. Обучение происходит ежедневно. Каждое утро детей собирают три школьных автобуса в различных районах города и к 8:30 привозят в Центр, где до 15:00 с ними проводятся групповые и индивидуальные занятия по предметно-практической деятельности, изобразительному творчеству, коммуникации, музыке, физическому развитию, самообслуживанию, трудовой подготовке и др.
На основе индивидуальных программ обучения с детьми работают специальные педагоги, логопеды, специалисты адаптивной и лечебной физической культуры (АФК и ЛФК), воспитатели. Все, что делается в Центре, в обязательном порядке должно иметь продолжение в семье. Только тогда можно рассчитывать на позитивные изменения в развитии ребенка, поэтому важнейшей задачей является организация сотрудничества специалистов ЦЛП с семьей, воспитывающей ребенка- инвалида. С этой целью специалисты активно взаимодействуют с родителями учащихся центра. Для успешной социальной интеграции важны в равной степени как подготовка людей с инвалидностью к жизни в обществе, так и готовность принять и поддержать их со стороны сообщества "здоровых" людей.
Выпускники ЦЛП и коррекционных школ VIII вида, имеющие инвалидность, по достижении ими 18-летнего возраста поступают в Государственное учреждение социального обслуживания "Производственно-интеграционные мастерские". Это уникальное учреждение не только для Псковской области. Оно обеспечивает занятость 130 взрослых людей с тяжелыми нарушениями развития, проживающих в г. Пскове. Их занятость обеспечивается трудом в пяти производственных (швейное, прачечное,деревообработки,растениеводства и картонажное), а также в трех непроизводственных отделениях (развития и ухода, хозяйственное и тренировочное).
Самым сложным и острым вопросом в действующей системе остается вопрос развития форм проживания людей с тяжелыми нарушениями развития в условиях обычного социального окружения, когда их родители уходят из жизни или не в состоянии обеспечить своим детям надлежащее сопровождение. Для решения проблемы необходимо найти ответы на ряд вопросов, связанных с местом жительства, с предоставлением услуг по сопровождению проживания, с защитой прав и законным представительством людей с тяжелыми нарушениями развития.
Рассматриваются вопросы предоставления услуг по сопровождению проживания людей с тяжелыми нарушениями в условиях квартир обычных жилых домов. В этой связи особую значимость представляет опыт Отделения учебного проживания Центра лечебной педагогики, которое обучает молодых людей с тяжелыми нарушениями развития навыкам самостоятельного проживания в условиях обычной квартиры. Кроме того, Администрацией Псковской области принято решение о строительстве социального городка, где будут созданы условия для жизни одиноких пожилых людей и инвалидов.
Таким образом, эффективность работы региональной модели системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития можно наблюдать уже сегодня, о чем свидетельствуют следующие показатели:
• дети с тяжелыми нарушениями развития живут в семьях, посещают учреждения с краткосрочным или полнодневным пребыванием, получают квалифицированную помощь специалистов;
• взрослые люди с инвалидностью обеспечены занятостью в мастерских, учатся самостоятельному проживанию;
• родители, опекуны имеют возможность работать и не терять квалификацию, получают помощь специалистов в медицинских, психологических, педагогических, правовых и других вопросах; сокращается угроза распада семьи;
• специалисты приобретают знания, практический опыт обучения и воспитания детей, имеющих тяжелые нарушения развития, обобщают и распространяют опыт своей работы;
• общество начинает воспринимать людей с инвалидностью как своих полноправных членов, происходит развитие толерантности, формируется новый образ человека, основанный на уважении его достоинства и прав;
• государство имеет инновационный опыт, позволяющий эффективно решать социальные проблемы.
Работа системы позволяет людям с инвалидностью вести нормальный образ жизни, качество которого не ниже, чем у большинства населения. Это возможно при наличии различных услуг (медицинских, образовательных, социальных и др.), благодаря которым обеспечивается непрерывное пожизненное сопровождение людей с инвалидностью. Действующая система сопровождения лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития требует дальнейшего развития. Важно завершить ее созданием услуг сопровождаемого проживания. Значимой задачей является развитие преемственности в оказании помощи конкретным людям с особыми потребностями при их переходе из одной организации в другую, преодоление межведомственных барьеров. Кроме того, устойчивость работе системы придаст законодательное закрепление ее функционирования на региональном уровне.

Назад Оглавление Далее