aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Введение | Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в РФ

Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности в целях повышения уровня и качества жизни.
Конвенция ООН о правах инвалидов ратифицирована Российской Федерацией в 2012 г. (Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"). Конвенция направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав. Общими принципами Конвенции являются, в частности, уважение особенностей инвалидов и присущего им достоинства, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение прав детей-инвалидов.
К числу общих обязательств государств-участников Конвенции, в частности, относят: принятие всех надлежащих законодательных, административных и иных мер для осуществления прав инвалидов; отмену существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; учет во всех стратегиях и программах вопросов защиты и поощрения прав инвалидов. Особо оговаривается, что при разработке и применении норм законодательства и стратегий в отношении инвалидов государства-участники консультируются с инвалидами и активно привлекают их через представляющие инвалидов организации. Конвенцией устанавливаются общие принципы правового статуса инвалида, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав (право на жизнь, равенство перед законом, доступ к правосудию, достоинство личности, право на участие в политической и общественной жизни, охрану здоровья, выбор места жительства и др.) и основные гарантии их реализации.
Конвенцией предусматривается, что государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам могут быть отнесены: освоение инвалидами жизненных и социальных навыков; обучение в системе общего образования; установление благоприятных условий на рынке труда; создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной и иной инфраструктуры; доступ инвалидов к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля, иных способов и форматов общения); реабилитация и другие меры. В Конвенции особо оговорены права женщин-инвалидов и детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения.
Конвенция не наделяет инвалидов новоизобретенными правами человека, отсутствующими в действующих универсальных конвенциях в сфере прав человека, в целом в ней не содержатся иные концептуальные положения, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, а существующие в стране правовые основы социальных и экономических гарантий прав инвалидов в основном соответствуют положениям Конвенции. В то же время реализация положений Конвенции требует совершенствования действующих и введения новых механизмов обеспечения прав инвалидов и создания условий для их социальной интеграции.
Ратификация Конвенции создает дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов, а также является ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов.
Для России очень важно, что требования к конструированию среды жизнедеятельности опираются на осознание того, что мы формируем принципиально новое общество людей - общество равных возможностей для всех. В этом обществе важна свобода выбора, гарантирующая независимость гражданам. Интегрирование жизненного пространства, объединяющего всех людей независимо от их биологического разнообразия, возможно при наличии в обществе идеологии социальной солидарности и социальной сплоченности. Эта идеология наполняет практические действия людей в области создания и преобразования среды жизнедеятельности новым смыслом: на первом месте оказываются не столько безопасность и комфортность (они подразумеваются как естественные компоненты), сколько доступность социальных коммуникаций, реализация прав человека, в том числе права на личный выбор. Таким образом, в обществе равных возможностей среда жизнедеятельности становится одним из инструментов социальной интеграции различных групп населения, включая инвалидов, и общества в целом.
В Российской Федерации действует государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 гг., целью которой является повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. В Энциклопедии социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации освещаются лучшие практики и конкретные меры, направленные на повышение доступности и совершенствования механизма предоставления услуг в сфере реабилитации. Представлены лучшие социальные технологии работы с различными категориями инвалидов.

Назад Оглавление Далее