Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации

Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации

Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации. Холостова Е.И., Климантова Г.И. Настоящее издание подготовлено Институтом дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента социальной защиты населения города Москвы. Оно содержит уникальную информацию о современных социальных практиках и технологиях социальной поддержки инвалидов, детей-инвалидов, членов их семей, реализуемых в государственных организациях социального обслуживания населения Российской Федерации, а также в некоммерческих организациях. В энциклопедии также представлены и практики, поддержанные грантами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, а также опубликованные в журнале "Социальное обслуживание", "Работник социальной службы" в 2013-2014 годах. В отдельный раздел выделены инновационные социальные практики, реализуемые в государственных организациях социального обслуживания населения города Москвы. В издании включен глоссарий основных понятий и терминов по теме "Поддержка инвалидов в Российской Федерации".

Оглавление

Введение

Система государственного управления социальной реабилитацией инвалидов

Мероприятия Правительства Москвы, направленные на создание безбарьерной среды и социальную интеграцию инвалидов
Реализация государственной программы «Доступная среда» в Республике Татарстан
Система комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития в Псковской области
Управление деятельностью школ реабилитации и ухода в Самарской области

Социальные практики поддержки инвалидов, реализуемые в организациях социального обслуживания населения города Москвы

Социальные практики работы с детьми-инвалидами и их семьями
Имущественная поддержка приемных семей, принявших на воспитание детей-инвалидов
Деятельность общественного совета родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и молодых инвалидов
Инновационная технология «Интеграционный консультант»
Социальная практика работы с семьями, воспитывающими детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, «Родительская приемная»
Преодоление социальной исключенности детей и молодых инвалидов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях Центра содействия семейному воспитанию
Служба ранней помощи — основа профилактики инвалидности детей младенческого и младшего возраста
Комплексные реабилитационно-образовательные центры — новые социальные учреждения для детей-инвалидов
Социальная реабилитация инвалидов и членов их семей, основанная на передовых отечественных и зарубежных технологиях
Мультипликация как средство реабилитации детей-инвалидов
Фотокросс — современная методика социальной реабилитации детей-инвалидов
Консультативная помощь в выборе профессии несовершеннолетним с ограничениями жизнедеятельности
Психолого-социальная практика «Юный кинолог»
Ранняя психолого-педагогическая помощь в центрах социального обслуживания г. Москвы
Междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов со сложной структурой дефекта
Лекотека — служба специальной педагогической помощи детям с выраженными нарушениями развития
Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья средствами Монтессори-педагогики
Информационно-коммуникативные технологии работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида
Технологический комплекс социально-психологического сопровождения семьи
«Большое приключение» — большая лаборатория воспитания
Социально-педагогическая практика «По пути с хаски»
Велоклуб «Ветерок» на базе отделения социальной реабилитации детей-инвалидов
Опыт формирования полоролевой идентичности подростков с умеренной умственной отсталостью
Система альтернативной коммуникации в работе с детьми-инвалидами
«Школа «АБВГДейка» — форма социальнопедагогической работы с умственно отсталыми клиентами психоневрологического интерната
Социальные практики работы с молодыми инвалидами
Профессиональная реабилитация, направленная на включение инвалидов в трудовую деятельность
Практика работы с инвалидами в отделении дневного пребывания стационарного учреждения социального обслуживания
Площадка молодежной инициативы — практика центра социального обслуживания «Ярославский»
Интеграционные мастерские и техникум — два уровня профессиональной реабилитации
Социально-информационный проект «Счастье доступно всем!»
Любимая комната молодых клиентов психоневрологического интерната
Игровые методы в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате
Преемственность в деятельности стационарных учреждений для детей-инвалидов и взрослых инвалидов
Арт-терапия в реабилитации клиентов со средней и тяжелой степенью умственной отсталости
Социальные практики работы с различными категориями инвалидов
Общественная инспекция по делам инвалидов в городе Москве
Социальная реабилитация инвалидов средствами физической культуры и спорта
Терапевтическая группа — эффективная форма интеграции инвалидов в общество
Реабилитация инвалидов-колясочников выездной бригадой специалистов
Деятельность межрайонного отделения социальной реабилитации инвалидов в Северо-Западном административном округе города Москвы
Терренкур — лечение местностью и движением
Отделение милосердия психоневрологического интерната как площадка оказания паллиативной помощи клиентам
Организация патронажной службы для оказания социально-медицинских услуг на дому лицам с психическими отклонениями здоровья
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством тестопластики

Социальные практики поддержки инвалидов, реализуемые в субъектах Российской Федерации

Социальные практики работы с детьми-инвалидами и их семьями
Инновационные направления реабилитационной помощи детям с нарушениями в здоровье (Республика Татарстан)
Служба социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов (город Череповец, Вологодская область)
Социальная реабилитация детей-инвалидов (Астраханская область)
Расширение социальных контактов как метод реабилитации семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (город Ковров, Владимирская область)
Реабилитация детей-инвалидов в условиях стационарного учреждения (город Волхов, Орловская область)
Ранняя коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (Ставропольский край)
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями: направления деятельности (Иркутская область)
Система работы с детьми в центре диагностики и консультирования (город Отрадный, Самарская область)
Формирование родительских компетенций и мотивов сотрудничества у родителей воспитанников детского дома-интерната (Смоленская область)
Социальная услуга кратковременного размещения детей с особыми потребностями «Гостевая семья» (город Мурманск)
Социальная помощь семьям, воспитывающим детей с наследственными заболеваниями (Новосибирская область)
Лечебно-педагогический подход в реабилитации детей с детским церебральным параличом (Воронежская область)
Социальное партнерство как фактор социализации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья (город Челябинск)
Подготовка умственно отсталых воспитанников детского дома к самостоятельному проживанию (Челябинская область)
Использование элементов музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности (Ставропольский край)
Социально-психологический тренинг по формированию гармоничных супружеских отношений у родителей, воспитывающих детей-инвалидов (Мурманская область)
Общественные организации, социально-ориентированный бизнес и социальная реабилитация детей-инвалидов (Смоленская область)
Карта социальных потребностей (город Саратов)
Организация ранней помощи детям-инвалидам и детям с отклонениями в развитии (город Санкт-Петербург)
Игровая, музыкальная, театральная деятельность в реабилитации детей-инвалидов (город Южно-Сахалинск, Сахалинская область)
Техника «Пластилин на стекле» (город Челябинск)
Лечебная физическая культура в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (Республика Татарстан)
Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в детском доме-школе (Челябинская область)
Творческое развитие «особого» ребенка (Омская область)
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями через формирование экологической культуры (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)
Модель комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста (Калужская область)
Дифференцированный подход к матерям и отцам, воспитывающим ребенка-инвалида (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)
Модель «удаленного» социального сопровождения семей с детьми-инвалидами (Красноярский край)
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством анималотерапии на базе комплексного центра социального обслуживания (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)
Социальная реабилитация детей-инвалидов по путевочному принципу в ресурсных учреждениях социального обслуживания (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)
Паллиативная помощь детям с угрожающими жизни заболеваниями (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)
Современные технологии психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей (Астраханская область)
Су-Джок терапия в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями (город Лангепас, Ханты-Мансийского автономный округ — Югра)
Пальчиковый театр в работе логопеда (Омская область)
Воскресная школа для детей-инвалидов и их родителей на базе реабилитационного центра (Воронежская область)
Отделение дневного пребывания детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях (Иркутская область)
Формирование и поддержка позитивного настроя родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (Калужская область)
Домашнее визитирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (Республика Татарстан)
Роль интерактивного оборудования в работе с детьми, имеющими множественные нарушения развития (Забайкальский край)
Развитие глубоко умственно отсталых детей на занятиях компьютерного кружка «Мудрая сова» (город Челябинск)
Социальные практики работы с молодыми инвалидами
Социализация молодых инвалидов с нарушением умственного развития путем постоянного проживания в квартирах социального назначения (город Санкт-Петербург)
Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов (Псковская область)
Организация клуба знакомств для молодых инвалидов (Свердловская область)
Деятельность отделения дневного пребывания молодых инвалидов в центре социального обслуживания (город Кировск, Мурманская область)
Клуб для молодых инвалидов «Шаг к здоровью» (Омская область)
Техникум-интернат: получение профессии и помощь в трудоустройстве (Пензенская область)
Производственный труд в психоневрологическом интернате (Владимирская область)
Реабилитация инвалидов посредством физической культуры и спорта в условиях реабилитационного центра (Краснодарский край)
Социальная гостиница (Калужская область)
Реабилитационные услуги для инвалидов старше 18 лет с умственной отсталостью (Калужская область)
Социальные практики работы с различными категориями инвалидов
Милиотерапия в условиях психоневрологического интерната (Республика Марий-Эл)
Деятельность службы «Социальное такси» (город Челябинск)
Межведомственный координационный совет по доступности городской среды и социальным вопросам инвалидов (город Челябинск)
Рисование песком как эффективный метод реабилитации (Самарская область)
Трудотерапия как метод социальной реабилитации (город Копейск, Челябинская область)
Адаптивная физическая культура как метод реабилитации инвалидов (Челябинская область)
Инновационные подходы в деятельности психоневрологического дома-интерната (город Тюмень)
Музей в психоневрологическом интернате (Красноярский край)
Зеркалотерапия в реабилитационной работе (Самарская область)
Методы когнитивно-поведенческой психотерапии в процессе реабилитации (Самарская область)
Служба сопровождения инвалидов и семей с детьми-инвалидами (Забайкальский край)
Социальные практики, реализуемые Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Активная поддержка родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Преодоление социальной исключенности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также семей, их воспитывающих
Ранняя помощь семьям, имеющим детей от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья
Социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Практики городов — членов Международной ассамблеи столиц и крупных городов по теме «Люди с ограниченными возможностями»
Создание условий для социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов средствами культуры, искусства (город Ижевск)
Строительство социальных объектов, адаптированных к использованию людьми с ограниченными возможностями здоровья (город Липецк)
Оказание услуг дополнительного образования детям-инвалидам детской художественной школой (город Магадан)
Социальная практика «Дарим добро» (город Пенза)
Группа выходного дня «Школа здоровья» (город Пенза)
Доступность городского транспорта для людей с ограниченными возможностями (город Пенза)
Доступность городского транспорта для людей с ограниченными возможностями (город Пермь)
«Самара — детям: мы разные — мы равные» (город Самара)
Реализация муниципальной целевой программы «Реабилитация людей с ограниченными возможностями в городе Ставрополе» (город Ставрополь)
Социализация личности школьника с патологией зрения в условиях современной общеобразовательной школы (город Ставрополь)
Служба «Социальный сервис» (город Ставрополь)
Практика психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения (город Ставрополь)

Социальные практики поддержки инвалидов, реализуемые общественными организациями

Социальные практики работы с детьми-инвалидами и их семьями
Организация психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте до четырех лет с ограниченными возможностями здоровья (служба ранней помощи) (Национальный фонд защиты дет ей от жестокого обращения, города Хабаровск, Москва, Санкт-Петербург, Новгородская область)
Организация реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в семье (нормализация жизни) (Национальный фонд защиты дет ей от жестокого обращения)
Организация группы поддержки для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, города Москва, Санкт-Петербург)
Социально-психологическое сопровождение семей, в которых воспитываются ВИЧ-инфицированные дети (Национальный фонд защиты дет ей от жестокого обращения, город Санкт-Петербург)
Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна (город Москва)
«Диалог с родителями» — площадка для открытого общения (город Москва)
Мастерская социальной творческой инклюзии детей-инвалидов (город Москва)
Летние интеграционные лагеря для детей-инвалидов (город Москва)
Обитель милосердия (город Москва)
Социальная практика «Шаг навстречу» (город Москва)
Социальная практика «Больничная клоунада» (город Москва)
Социальная услуга «Бабушка на час» (Республика Бурятия)
Служба личных помощников для семей, воспитывающих инвалидов с детства (город Санкт-Петербург)
Временная занятость подростков с ограниченными возможностями: опыт социального партнерства (город Санкт-Петербург)
Детский хоспис — паллиативная помощь детям (город Санкт-Петербург)
Кратковременное размещение детей с особыми потребностями в профессиональных принимающих семьях (город Санкт-Петербург)
Патронаж детей с ограниченными возможностями «Вместе в жизнь» (Республика Татарстан)
Социальные практики работы с молодыми инвалидами
«Театр простодушных» — творческая мастерская (город Москва)
Конкурсы красоты для девушек и женщин, пользующихся инвалидными колясками (город Москва)
Служба интеграционных консультантов для инвалидов (город Москва)
Улучшение качества жизни инвалидов: практики РООИ «Перспектива» (город Москва)
Сопровождаемая жизнь молодых людей с особенностями развития (город Санкт-Петербург)
Социальные практики, направленные на организацию достойной жизни молодых инвалидов (Владимирская область)
Социальная деревня для выпускников дома-интерната (Забайкальский край)
Школа актива молодых инвалидов (город Москва)
Социальные практики работы с различными категориями инвалидов
Социальное предпринимательство для инвалидов (на примере создания в Москве сети студий универсального дизайна) (город Москва)
Центр «Преодоление»: восстановительная медицина (город Москва)
Современные высокотехнологичные методы медицинской реабилитации центра «Огонек» (Московская область)
Сопровождаемое проживание инвалидов (город Псков)
Социальные деревни для инвалидов с тяжелыми психическими заболеваниями (Иркутская область)
Социальная, трудовая и психологическая реабилитация людей с ограниченными возможностями (Тульская область)
Участие общественного движения ближних помощников в социальном обслуживании и перспективы его развития (города Москва, Санкт-Петербург, Псков, Владимир, Иркутская область и др.)
Программа «Реабилитация людей с умственными и физическими ограничениями силами местного сообщества» (Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения)

Источники

Глоссарий