aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Общее описание работы ресурсного центра

Ресурсный центр должен содержать максимум полезной информации по разным областям социальной интеграции людей с ограниченными возможностями.
Ресурсный центр выступает в качестве посредника между существующей необработанной, неотобранной, неструктурированной и нераспространённой информацией и пользователем центра, то есть инвалидом или специалистом в данной области.
Собирая различные данные, ресурсный центр сам становится создателем новой информации.
Ресурсный центр может работать как реально (т.е. оказывать информационно-консультационные услуги в определенном месте), так и быть частью виртуального Интернет пространства (WEB-сайт, электронная почта, форум).
Документы ресурсного центра могут храниться на всевозможных носителях информации: бумажных, видео и цифровых.
Часть документов и справочной информации находится на постоянном хранении в ресурсном центре, другая часть постепенно обновляется. В подобных условиях пользователь вправе рассчитывать на получение достоверной и новейшей информации.

Рисунок 1. Роль ресурсного центра

Роль ресурсного центра

Пользователями ресурсного центра могут быть:
- Специалисты по реабилитации инвалидов, работающие в реабилитационных, образовательных учреждениях, руководящих структурах здравоохранения и социального развития, НКО/НГО и прочих организациях предоставляющих услуги инвалидам;
- Инвалиды и члены их семей, все заинтересованные лица;
- Политики и руководители, ответственные за принятие решений в социальной сфере, а также все заинтересованные организации.

Персонал ресурсного центра

Компетенции специалистов ресурсного центра очень разнообразны и обусловлены особенностями работы центра. Ниже в качестве справки приводятся профили и обязанности руководителя ресурсного центра, специалиста по сбору и обработке информации, специалиста по информационно-консультационной деятельности, администратора Интернет сайта и базы данных1.

Руководитель Профиль - управление:
- Общее управление информацией
- Бюджетное управление
- Управление проектом и планирование
- Диагностика и оценка деятельности
- Управление персоналом
- Управление обучением и тренингами
  Обязанности:
- Определение направленности центра: тематики, носители информации (бумажные, цифровые...), численность персонала
- Планирование работ
- Решение организационных задач
- Разработка технических заданий
- Управление бюджетом
- Составление статистических данных о деятельности центра
- Участие в работе сети и сотрудничество с другими структурами
- Поиск спонсоров
- Участие в конференциях и семинарах
Специалист по сбору и обработке информации Профиль - работа с информацией:
- Связи с общественностью (пользователи и клиенты)
- Понимание информационных услуг
- Применение закона о защите информации
- Управление знаниями и информацией
- Идентификация и подтверждение источников информации

1 Профили специалистов взяты из книги «Еврогид LIS Компетенции и навыки европейских специалистов в области информации» Европейский Совет Информационных Ассоциаций, изданной при поддержке Европейской комиссии

  - Анализ и презентация информации
- Поиск информации
- Распределение документов
- Организация сайта и оборудования
- Концептуализация товаров и услуг Обязанности:
- Сбор информации
- Обработка информации для внедрения в базы данных
- Управление Интернет сайтом и базой данных, создание новых разделов базы данных
- Классификация и хранение документов
- Ответы на вопросы посетителей
- Отслеживание приобретений и подписок
- Ответственность за публикации
- Обучение пользователей баз данных
Специалист по информационно консультационной деятельности Профиль - коммуникация:
- Устная коммуникация
- Письменная коммуникация
- Аудиовизуальная коммуникация
- Коммуникация посредством компьютера
- Межличностная коммуникация
- Институциональная коммуникация Обязанности:
- Консультации пользователям ресурсного центра
- Создание рекламных материалов о ресурсном центре
- Составление брошюр
- Рекламные брошюры, адресованные спонсорам
- Составление пресс-коммюнике в ходе каждой новой акции
- Составление новостного письма
- Создание внешнего вида выпускаемых центром изданий
Администратор Интернет сайта и базы данных Профиль - компьютерные технологии:
- Компьютерный дизайн информационных систем
- Программная разработка прикладных задач
- Издательское дело и редактирование
- Интернет-технологии и базы данных
- Информационные и компьютерные технологии
  Обязанности:
- Создание баз данных
- Расширение баз данных
- Создание веб-сайтов
- Webmaster

Типы документов

Ресурсный центр собирает разнообразные документы на всевозможных носителях информации.
Это могут быть:
1. Письменные документы
- Книги
- Методические пособия
- Журнальные и газетные статьи
- Научно-исследовательские работы
- Публикации в Интернете
- Справочники и ежегодники
- Юридическая документация
- Словари...
2. Аудиовизуальные документы
- Аудио записи
- Видео записи
- Фильмы
- Картинки
- Фотографии.
3. Официально неопубликованные документы
- Истории успеха
- Научные работы студентов
- Отчёты
- Издания, выпускаемые общественными организациями
- Аудио, видео записи
- Координаты специалистов.
Информация становится более доступной, если она сгруппирована по темам, например, учреждения реабилитации, учебные заведения, эксперты, специалисты, методическая литература и т.п.

Источники информации

Источники информации на тему социальной интеграции инвалидов многочисленны и разнообразны. Ниже приводится перечень основных источников информации:
- Люди с ограниченными возможностями (истории жизни, анализ их потребностей.). НГО/НКО инвалидов могут стать посредником для установления связи непосредственно с этими лицами;
- Информационные центры и базы данных, которые доступны через вебсайты или электронную почту могут предоставить разнообразную информацию, в т. ч. по законодательству в сфере социальной интеграции, обучению инвалидов и т.п. На сегодняшний день веб-сайты являются важным источником информации. Однако необходимо выработать стратегию отбора веб-сайтов с тем, чтобы отсылать пользователей лишь на сайты, которые располагают достоверной информацией.
- Федеральные, региональные и местные органы власти, страховые фонды могут предоставить разнообразную институциональную информацию, а так же данные, касающиеся льгот и пособий.
- Научные журналы (по медицине, психологии, социологии, реабилитации, архитектуре...). Журналы можно получить по подписке или - это всё больше входит в практику - на Интернет сайтах(бесплатные журналы). Названия научных журналов можно узнать от издателей или в библиотеке.
- Информацию о книгах на тематику инвалидности можно получить от издателей. Можно установить связи с издательствами, которые будут присылать бесплатный экземпляр книги или каталог в ресурсный центр при условии, что данные об издании будут помещаться в библиографический бюллетень или на Интернет сайт.
- Эксперты и специалисты, а также медработники, преподаватели, психологи, социологи, архитекторы., участвующие в социальной интеграции инвалидов.
- Выставки реабилитационной техники, собирающие большую часть производителей и поставщиков технических средств.
- Высшие и средние учебные заведения. Могут предоставить информацию о возможностях обучения инвалидов.
- Реабилитационные учреждения могут также являться источниками информации, в частности в области реабилитации.
Ввиду особенностей каждого региона (наличие ассоциаций, организаций, образовательных центров и т.д.) партнёры проекта могут делиться друг с другом опытом поиска информации и установления связей с источниками информации. Чем чаще заинтересованные люди будут делиться информацией, тем у большего числа людей, находящихся в контакте с центром, будет возникать спонтанное желание поделиться информацией с ним.

Тематики информации

Тема социальной интеграции инвалидов слишком обширна и не имеет чётких границ, что затрудняет поиск и отбор релевантной информации. В связи с этим общая проблематика должна быть разбита на более узкие темы. Это позволит выделить области знаний, которые охватывает ресурсный центр. Подобная классификация необходима как для специалистов, работающих в центре, так и для пользователей, которые смогут лучше понять направления деятельности ресурсного центра.
Ниже приведён пример тем ресурсного центра по социальной интеграции инвалидов:
- Болезни и функциональные ограничения
- Реабилитация
- Технические средства
- Психология
- Социология
- Образование
- Профессиональная подготовка
- Занятость
- Учреждения
- Спорт
- Досуг
- Культурная жизнь
- Статистика
- Законодательство
- Транспорт
Данные темы могут быть в дальнейшем использованы для классификации документов, если приёмная центра организована по типу «библиотека».

Работа с информацией

1. Этапы сбора, приобретения, отбора информации позволяют создать документальный фонд на основе внешних и внутренних источников.
2. Этапы обработки и подтверждения обработки информации делают возможной классификацию информации, а затем и её поиск.
3. Этапы распространения информации и предоставление её в распоряжение пользователей позволяют удовлетворить запросам пользователей ресурсного центра.

Рис.2 Работа с информацией

Работа с информацией

Назад Оглавление Далее