Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Европейская платформа реабилитации (ЕПР)

Пример межнациональной сети, действующей в сфере инвалидности
Ян Спорен, Генеральный секретарь ЕПР

1. Общее описание организации, ее структуры и состава
1.1. Юридически установленные задачи
Европейская Платформа Реабилитации (ЕПР) - это ассоциация, действующая на европейском уровне в сфере обучения и образования. «Цель ассоциации состоит в оказании поддержки членам ассоциации в достижении постоянного профессионального развития, формировании передового опыта и создании конкурентной среды по каждому аспекту предоставления услуг1 людям с ограниченными возможностями. В рамках своих мероприятий по связям с общественностью Ассоциация также стремится к тому, чтобы способствовать участию поставщиков услуг в процессе разработки европейской социальной политики и законодательной базы в данной сфере, а также к получению доступа к финансированию деятельности своих членов из средств Европейского Союза» [Статья 3 Устава ЕПР]
1.2. Конкретные сферы предлагаемого экспертного опыта и оценки
ЕПР - это сеть ведущих поставщиков услуг для инвалидов и других социально незащищенных людей. Несмотря на то, что инвалиды представляют наибольшую целевую группу для организаций- членов ЕПР, за последние годы состав целевых групп заметно расширился и в настоящее время включает в себя пожилых людей, бездомных, представителей этнических меньшинств, эмигрантов, бывших заключенных, безработных и другие группы людей. Услуги, которые предоставляют организации-члены ЕПР, в основном связаны с профессиональным обучением и развитием (ПОР) и реинтеграцией на открытый рынок труда. Основная цель состоит в достижении постоянного профессионального развития, формировании передового опыта и обеспечении качества по каждому аспекту предоставления услуг. В рамках своих мероприятий по связям с общественностью ЕПР также способствует участию поставщиков услуг в процессе разработки европейской политики и законодательной базы по профессиональному обучению и развитию (ПОР). Для этого ЕПР взаимодействует с другими сетевыми организациями, что позволяет поставщикам услуг выступать единым сильным фронтом на европейском уровне. 22 организации-члена из 14 стран создают потенциал сети по проведению мероприятий на общеевропейском уровне.
За последние 15 лет ЕПР и ее члены получили обширный практический опыт межнационального взаимодействия в сфере ПОР, реинтеграции, исследования и развития, инновация и обучения при помощи новых технологий. В этом смысле ЕПР стремится к тому, чтобы стать своеобразной «лабораторией передового опыта» в данном секторе. С самого своего создания ЕПР делала акцент на развитии и обучении специалистов по ПОР. Вследствие своей мощной, устойчивой, четко выверенной членской базы и выработанных отношений взаимного доверия ЕПР предлагает уникальную площадку для проведения международного сравнительного анализа и изучения. Для достижения своих результатов команды экспертов ЕПР разрабатывают методы и модели предоставления услуг, которые непосредственно направлены на внедрение инноваций и улучшение системы предоставления услуг, программ по ПОР и реабилитации. Секретариат ЕПР играет активную роль - он возглавляет и координирует данный процесс.
С 2003 года ЕПР реализует - совместно с другими заинтересованными сторонами в данном секторе - прагматичный европейский подход к качеству социальных услуг, который является достаточно гибким для того, чтобы его можно было приспособить к различным национальным контекстам. Эта европейская система качества выстраивается вокруг принципов и показателей (а не стандартов) и в настоящее время применяется ко всем социальным услугам. Другими вопросами, которыми ЕПР занималась на протяжении многих лет, являются трудоустройство инвалидов, вовлечение клиентов во все аспекты принятия решений в данной сфере и моделирование политики ПОР для социально уязвимых групп на национальном уровне. Сеть выработала конструктивный, позитивный подход к различным аспектам развития данных секторов европейской политики, таких как вовлечение, гражданские права, преодоление дискриминации, предоставление услуг без учета границ, конкуренция, развитие общего подхода к проблемам, целостный подход к инвалидности, четко сформулированная надежда на внесение значительного вклада в модернизацию типичных персональных услуг.
1 Члены ЕПР предоставляют целый спектр услуг для инвалидов и других социально незащищенных общественных групп, наиболее значительной частью которых являются услуги по профессиональному обучению и развитию.
1.3. Размер и распределение организаций по странам Размер и географическое покрытие сети
В настоящее время ЕПР состоит из 22 организаций-членов из 14 стран Европы (13 стран-членов Европейского Союза и 1 страна, не входящая в состав ЕС). Членство в ЕПР ежегодно предоставляет образовательные услуги более 50 000 студентам. Более 25000 профессиональной в сфере ПОР и реабилитации работают по всей Европе. Далее показывается географическое покрытие сети ЕПР:

Рисунок 1: Географическое покрытие сети

Географическое покрытие сети

Критерии членства в организации
Членство в ЕПР не ограничивается странами Европейского Союза, в организацию могут вступать и представители других европейских стран. Все члены должны предоставлять реабилитационные услуги инвалидам и/или другим группам риска (пожилым, бездомным, представителям этнических меньшинств, эмигрантам, бывшим заключенным, безработным и т.д.). Все организации должны принять видение и миссию ЕПР и соответствовать следующим критериям:
Применять подход к деловому администрированию, который отражен в эффективности реабилитационных услуг; анализ затрат/ пользы; ориентированность на цель и результаты; применение подхода по управлению качеством
Применять модель вмешательства, основанную на техническом и методологическом подходе, при этом необходимо быть высоко квалифицированным в сфере ПОР и реабилитации, иметь высокопрофессиональных сотрудников в штате организации, которые могли бы участвовать в мероприятиях ЕПР
Вовлекать клиентов и заинтересованные стороны в разработку и предоставление услуг Типы членства
Все члены ЕПР стремятся играть «ведущую роль» в предоставлении услуг инвалидам в своих странах. Для всех них услуги в сфере ПОР составляют значительную часть их деятельности. При этом ЕПР разграничивает два типа членства: полноправные члены и кандидаты в члены
организации, в зависимости от профиля и потенциала организации.
Полноправное членство
Полноправными членами являются отдельные частные некоммерческие поставщики услуг. Полноправные члены являются официальными основателями ассоциации и представлены в Совете Директоров и других структурах управления ЕПР. В этом отношении они обладают прямыми полномочиями по принятию решений относительно стратегии и мероприятий ассоциации. Полноправный член может получить все возможные услуги и преимущества в рамках ЕПР, особенно подчеркнутые в документе «Центральный план действий».
Форма заявки может быть получена в секретариате ЕПР, ее необходимо заполнить и возвратить в секретариат вместе с информационным пакетом (брошюрами, дисками, PR материалами и т.д.). Далее подготавливается приглашение исполнительному директору организации-заявителя на участие в заседании Совета директоров и проведение презентации собственного центра. Делегация Совета директоров затем посещает организацию-заявителя для того, чтобы оценить потенциал и обсудить мотивацию и намерения организации, связанные с членством в ЕПР. Затем заявка должна быть единогласно принята членами Совета директоров ЕПР.
Кандидаты в члены ЕПР
Кандидатами в члены ЕПР могут быть отдельные частные некоммерческие поставщики услуг или зонтичные организации. Ежегодный взнос таких членов составляет 5000 евро. Кандидаты в члены имеют доступ ко всем продуктам и услугам, предоставляемым ЕПР в рамках документа «Перечень услуг и возможностей», также они могут участвовать во всех мероприятиях. Однако, такие организации не представлены в Совете директоров и лишь иногда могут принимать участие в заседаниях Совета в качестве наблюдателей. Такие организации обязаны присылать представителя на заседания координаторов Центра. Причинами кандидатства в члены организации являются: Прохождение испытательного срока в случае, если организация затем хочет стать полноправным членом
Предоставление возможности для активного участия в деятельности сети ЕПР тем организациям, которые не могут вынести финансового бремени полноправного членства
2. Экспертный опыт ЕПР за прошедшее время
2.1. Основные достижения
ЕПР может похвастаться рядом достижений за последние 15 лет своей деятельности в секторе профессионального обучения и развития на европейском уровне. Эти достижения и текущая деятельность связаны с тремя основными стратегическими целями: профессиональное развитие, исследования и инновации, связи с общественностью. Перечень задач, которые необходимо решить, приводится далее:
Достижения в сфере профессионального развития
Организация и деятельность Европейской Академии Реабилитации (ЕАР), которая:
Предлагает систематический подход к развитию человеческих ресурсов в секторе ПОР и реабилитации
Предлагает полный перечень адаптированных развивающих программ, которые разработаны для обеспечения профессионального превосходства на всех уровнях организаций, предоставляющих услуги.
Обладает такими форматами обучения как: ряд интерактивных обучающих семинаров для профессионалов-практиков, специализированные семинары для директоров, малые дискуссионные группы по проблемно-ориентированному проектному обучению; обмены и стажировки для обучения сотрудников на рабочем месте
Создала широкую сеть международных экспертов, обладающих специальными знаниями и навыками в сфере ПОР
С 1999 по 2006 гг. Программа Продолженного Обучения (ППО) для специалистов в сфере ПОР, затем Европейская Академия Реабилитации организовала порядка 40 целевых международных обучающих семинара для более 1000 разных специалистов в сфере ПОР по целому ряду тем, при этом использовалась целая гамма современных форматов/ методов обучения
В дополнение к этим обучающим задачам ежегодно ЕПР организует 2-3 масштабных информационных мероприятий, каждое для 100-150 участников, представляющих сектор ПОР (в основном, профессионалов, но также и других заинтересованных сторон, таких как пользователи услуг, работодатели, разработчики политики)
Достижения в сфере Исследований и Инноваций
Разработка инструментов, моделей и методов продвижения успешной интеграции инвалидов в образовательные условия и программы, тем самым способствуя их социальному вовлечению Организация и действие Центра Управления Информацией (ЦУИ), в обязанности которого входит сбор и распространение передового опыта организаций-членов ЕПР в сфере ПОР, социальных услуг и реабилитации
Организация и действие Европейского Показателя Качества в Реабилитации (EQRM) и Европейской Системы обеспечения качества социальных услуг (EQUASS), которые направлены на определение и оценку превосходства и передового опыта в сфере ПОР и реабилитации Проведение нескольких успешных европейских проектов в сфере ПОР
Проведение серии исследований, публикация документов по обучению и анализу в сфере профессионального развития и обучения
Достижения в плане связей с общественностью
Организация ряда европейских мероприятий (конференций, семинаров, тренингов), направленных на повышение информированности по различным темам, а также на продвижение идеи взаимодействия в сфере профессионального обучения и развития
Развитие широкой контактной базы с основными значимыми заинтересованными сторонами на национальном и европейском уровнях в сфере обучения и развития: университетами и институтами, Европейской Комиссией (в особенности, Директорат по образованию и культуре, директорат по вопросам занятости, социальным связям и равным возможностям), европейскими агентствами (Европейский центр развития профессионального обучения -CEDEFOP и Европейский Фонд улучшения жизненных и рабочих условий -EUROFOUND), органы сертификации программ дальнейшего образования и т.д.
Публикация основных документов, в которых продвигаются интересы поставщиков образовательных услуг, состоящих в сети ЕПР и всего сектора
ЕПР значительно представлена на уровне разработки политики в сфере инвалидности в Европе за счет участия в группе высокопоставленных представителей стран-членов, где представляет интересы своих членов, связанные с профессиональным обучением и развитием ЕПР обладает консультативным статусом при Совете Европы, где продолжает свою работу в сфере инклюзивного обучения
ЕПР взаимодействует с CEDEFOP и в настоящее время рассматривается агентством в качестве эксклюзивного партнера для предоставления экспертной оценки в сфере ПОР
Необходимо подчеркнуть, что ЕПР вся деятельность и достижения должны соответствовать Миссии организации: Перерабатывая мировое разнообразие в силу, ЕПР является инновационной силой и генератором опыта, повышающего качество услуг в сфере ПОР и реабилитации. В качестве общепризнанного влиятельного форума поставщиков услуг в Европе при поддержке социально незащищенных групп, которые она обслуживает, ЕПР постоянно воплощает улучшения и внедряет изменения
2.2. Общий опыт членов ЕПР и описание структуры организации, ее методов работы и опыта межнационального взаимодействия.
Коллективный опыт членов ЕПР
При выборном членстве 20 опытных организаций Европы ЕПР не стремится представлять весь сектор ПОР/реабилитации, скорее она продвигает «передовой опыт» в данной сфере. За многие годы ЕПР подтвердила, что имеет и ноу-хау и деятельностный потенциал для того, чтобы играть заметную роль в сфере инвалидности и услуг ПОР, предоставляемых инвалидом и другим незащищенным группам. Членами ЕПР являются «лидирующие» организации своих стран, что связано с высоким качеством предоставления услуг, потенциалом по предоставлению экспертной оценки и тем влиянием, которое они имеют на национальном уровне на разработку политики и развитие сектора. Общность членов ЕПР дает значительный экспертный опыт в сфере ПОР, реинтеграции, исследования и развития, инноваций и дистанционного обучения. Этот опыт связан не только с развитием теоретических моделей и методов, но также с их тестированием, проведением практической оценки на местах для решения таких проблем как: безграмотность, отсутствие профессиональных навыков, безработица, дискриминация и исключение из жизни общества. В таблице далее приводится перечень услуг, предоставляемых членами ЕПР:

Организация Обучение и развитие Профессиональная реабилитация Здравоохранение и Социальный уход Спорт и культура Трудоустройство и занятость
Centre de Readaptation de Mulhouse (CRM) Франция V V V V  
Centro de Reabilitagao Profissional de Gaia (CRPG)
Португалия
V V V   V
Fundacion ONCE Испания V V   V V
Josefs-Gesellschaft (JG) Германия V V V   V
National Learning Network (NLN) Ирландия V V   V V
Opera Don Calabria (ODC) Италия V V V V V
SRH Learnlife AG (SRH) Германия V V V    
Stichting Revalidatie Limburg (SRL) Нидерланды V V V V  
RehabCare (RC) Ирландия     V   V
Pluryn Werkenrode Group (PWG) Нидерланды V V V V V
Durapart
Норвегия
V V     V
Institute for Rehabilitation (IR) Словения   V   V V
Assoc. of Voc. Rehabilitation Enterprises (AVRE)
Норвегия
V V     V
Astangu Rehabilitation Centre (ARC) Эстония V V V V V
Eden Foundation Мальта V V   V V
Heliomare
Нидерланды
V V V V V
Pulmonary Association Heli Финляндия V V V V V
Theotokos Foundation Греция V V V V V
Technische Jugendfreizeit und Bildungsverein (tjfbv)
Германия
V V     V
Institut de Formation et de Recherche sur les Organisations Sanitaires et Sociales (IFROSS) Франция V   V   V
Chaseley Trust Великобритания     V V  
Momentum
Великобритания
V V V   V

Все члены ЕПР разделяют ценности равенства, равных возможностей и гражданских прав своих клиентов. Они стремятся к достижению полного вовлечения уязвимых людей учитывая максимальные их возможности и предоставление им доступа к высоко качественным личным услугам. В качестве поставщиков услуг члены ЕПР организуют предоставление эффективных ориентированных на результат профессиональных образовательных услуг, услуг в сфере занятости и здравоохранения. Эти услуги доступны всем, все их могут приобрести, они надежны, их предоставление характеризуется прозрачностью и постоянством. Они включают в себя профессиональное обучение и развитие, (ре)интеграцию, специализированное и общее
2 Для получения описаний каждого из членов ЕПР необходимо обратиться к прилагаемым ежегодным отчетам.
образование, услуги для пожилых, инвалидов и детей, образование для взрослых, консультационные услуги и поддержку представителей этнических меньшинств, (бывших)
заключенных и других социально изолированных групп. Члены ЕПР работают в тесном партнерстве с потребителями услуг. Участие является одним из ключевых принципов их работы. Практически все члены ЕПР имеют внешнюю аккредитацию того или иного рода (ISO, EFQM, EQRM, EQUASS, различные национальные системы и знаки признания) - факт, подтверждающий качество их услуг. Поставщики социальных услуг получают дополнительные преимущества за счет того, что они придерживаются Европейской Социальной Модели. Они вовлечены как в реализацию политики (т.е. предоставление услуг), так и в ее разработку (т.е. работу по защите и продвижению интересов). Их знания и опыт, а также уникальное положение, которое они занимают, находясь между политиками, принимающими решения и пользователями услуг, делают поставщиков услуг значимыми действующими силами в борьбе против социального исключения и бедности, в борьбе за социальную целостность. Более того, поставщики услуг являются экспертами по мобилизации социального капитала, а также своеобразными лабораториями, где разрабатываются и тестируются инновационные социальные политики. Поставщики услуг зачастую первыми обнаруживают недостатки различных политик в сфере противодействия бедности и социальному исключению, а также обладают значительным опытом по разработке и формулированию эффективных способов реакции на политические проблемы на начальной стадии реализации. Учитывая важную роль сектора с точки зрения возможностей по трудоустройству, поставщики социальных услуг не только действуют в качестве инструментов реализации прав человека, но и вносят значительный вклад в достижении лиссабонских задач.
Структура ассоциации
Организационная структура (далее представлена на рисунке) ЕПР строится на основе трех основных направлений деятельности - Профессиональное развитие, Исследования и инновации, Связи с общественностью - и состоит из 5 уровней - руководящий, управленческий, оперативный, уровень распространения и непосредственно целевая группа. Важно отметить, что организации-члены и их сотрудники, а также сам сектор являются целевыми группами и благополучателями деятельности ЕПР и все остальные четыре уровня функционируют лишь в данном контексте. Руководство и распространение организовано на общем уровне для всех направлений деятельности при помощи одним и тех же организаций и механизмов. Руководство - это эксклюзивная функция Исполнительной дирекции, а распространение происходит как на уровне ЕПР, так и на центральном уровне. Более конкретное управление выстраивается непосредственно по каждому направлению деятельности, эта функция находится в руках меньших по размеру организаций, состоящих из нескольких директоров и экспертов. Уровень управления несет полную ответственность и имеет право принимать решения в рамках стратегической и финансовой матрицы развития, согласованной Советом Директоров. Они также координируют различные мероприятия в рамках каждого конкретного направления деятельности. Оперативный уровень состоит из команд и отделов, непосредственно осуществляющих решение задач, и организуется для мероприятий в рамках направления деятельности. Функционирование основных структур на руководящем, управленческом, оперативном уровнях и уровне распространения показано далее. Секретариат ЕПР оказывает поддержку всем организационным структурам на всех уровнях и по всем направлениям деятельности.

Рисунок 2: Организационная структура ЕПР

Организационная структура ЕПР

- Совет директоров - это орган, отвечающий за принятие решений в ЕПР. Его основная задача - руководить всеми основными мероприятиями ЕПР и определять стратегические, финансовые и организационные матрицы развития организации. Совет директоров принимает отчеты по каждому из трех основных направлений деятельности и работе в рамках определенной матрицы. Совет директоров состоит из Исполнительных директоров всех полноправных членов ЕПР, которые принимают участие в заседаниях совета. Заседания Совета проходят ежеквартально для обсуждения и принятия политики и деятельности ЕПР. Координаторы центров (полноправных членов) в качестве связующих звеньев между ЕПР и ее центрами в других странах также посещают заседания и участвуют в дискуссиях.
- Исполнительный комитет - это подгруппа совета директоров, которая состоит из президента, вице-президента, человека занимавшего должность президента, непосредственно перед действующим и еще один назначенный член совета. Основными обязанностями исполнительного комитета являются подготовка политических решений совета директоров (включая разработку повестки дня) и руководство деятельностью брюссельского секретариата от имени совета директоров.
- Управляющий комитет Европейской академии реабилитации (ЕАР) состоит из ведущих руководителей в сфере ПОР, экспертов по кадровой политике и научных сотрудников. Комитет контролирует всю деятельность по образованию и обучению. У него есть долгосрочные обязанности, такие как внедрение «запросо-ориентированного» подхода в деятельность ЕАР и консультация по организации Центра по Управлению Знаниями (KMC). Комитет регулярно отчитывается перед исполнительным комитетом. ЕАР - это виртуальная структура, которая использует логистические возможности всех организаций-членов ЕПР и секретариата ЕПР.
- Совет Европейской сети поставщиков услуг в сфере трудоустройства и реабилитации (ENSPER) - организация, действующая в качестве комитета по связям с общественностью, которая руководит и координирует всю деятельность по лоббированию интересов и непосредственно отвечает за: определение общей стратегии по связям с общественностью в Европе и представлением по каждому из векторов; организацию команд лоббирования и мониторинг их деятельности; определение основных вех политики, законодательства и недавних разработках по секторам ПОР и реабилитации. Задачи совета и его обязанности также могут приниматься во внимание советом директоров.
- Команды проекта осуществляют большую часть мероприятий в сфере исследований и развития. Эти команды состоят из экспертов из различных центров-членов, которые формируются на основе следующих принципов:
Состав ограничен и зависит от качеств, необходимых для выполнения задач
Каждый член команды играет определенную роль и имеет перед собой ряд задач для достижения общей цели
Резюме экспертов должны быть одобрены рабочей группой по исследованиям и развитию
Участие накладывает обязательства по выполнению задач в соответствии с конкретным планом деятельности
Все вложенные ресурсы (человеческие, временные, расходы на путешествия и т.д.) заложены в бюджет.
Каждая команда по проекту возглавляется проектным менеджером, который является основным контактным лицом и руководит деятельностью и встречами группы. Секретариат ЕПР предоставляет управленческую и административную поддержку каждой команде по проекту.
- Команды лоббирования помогают в реализации стратегии ЕПР в сфере связи с общественностью. Команды лоббирования могут создаваться от случая к случаю, имея при этом конкретную четкую задачу, связанную с конкретным мероприятием или публикацией важного документа. С другой стороны некоторые команды имеют более постоянный статус. Секретариат ЕПР играет ведущую роль в лоббировании, но также вовлекаются и эксперты организаций-членов. На национальном уровне организации-члены используют свои обычные каналы лоббирования для продвижения результатов работы ЕПР.
- Координаторы центров: все полноправные члены и кандидаты в члены имеют в своем составе координатора, который является связующим звеном между уровнем ЕПР и центром. Координаторы центров распространяют информацию ЕПР в своей организации и активно участвуют в реализации решений, принятых советом директоров по организациям-членам. Их двойная роль включает в себя усиление/обеспечение того, что центр вкладывает свои ресурсы в реализацию инициатив ЕПР и получает при этом максимальную выгоду от инвестиций за счет распространения результатов ЕПР. Координаторы проводят два пленарных заседания в год, но могут организовать дополнительные
неофициальные или двусторонние встречи на других мероприятиях ЕПР которые они посещают (например, совет директоров). В их организации у них есть следующие обязанности:
Ответственность за поддержание контактов и обмен информацией между директорами, всеми
уровнями организации, секретариатом ЕПР и другими центрами ЕПР
Реализация решений совета директоров на уровне центра
Выработка идей и способствование активной позиции ЕПР
Координация организации встреч ЕПР в своем центре.
Методы работы
ЕПР характеризуется тремя направлениями деятельности (см. рисунок, приведенный далее) - Профессиональное Развитие, Исследования и Инновации и Связи с Общественностью, которые отражают задачи миссии организации. Данные направления деятельности тесно взаимосвязаны, что способствует взаимному их развитию и обеспечивает целостность всей деятельности ЕПР. По каждому направлению деятельности существует «меню стандартных услуг и возможностей», которое доступно для всех организаций-членов ЕПР. Эти стандартные услуги скорее продиктованы существующими возможностями в том плане, что они разработаны секретариатом ЕПР и доступны каждому специалисту. На втором уровне ЕПР предлагает своим полноправным членам «центральный план действий» (ЦПД), который определяет, что центр хочет получить от членства в ЕПР и
описывает каждое действие, которое нужно предпринять для достижения задач центра. Этот запросо-ориентированный индивидуальный подход начинается с внутренней оценки потребностей и содержит описание действий по всем трем направлениям деятельности. На внешнем уровне три направления деятельности касаются всего сектора ПОР по отношению к инвалидам и другим социально-неблагополучным группам людей, включая и поставщиков услуг, не являющихся членами организации и политиков.

Рисунок 3: Деятельность и услуги ЕПР

Деятельность и услуги ЕПР

Стратегия ЕПР находит правильный баланс между деловой философией «стоимости денег» и принципом внутренней солидарности у членов ЕПР. Более того, этот подход объединяет ЕПР предоставляющую услуги ее собственным членам, и ЕПР, стремящуюся играть ведущую роль на европейском уровне. Методы работы ЕПР требуют активного участия и вклада для того, чтобы эта инициатива была значима для всех заинтересованных и вовлеченных сторон. Следовательно, важно, чтобы организации-члены рассматривали деятельность ЕПР как значимую часть их собственной организационной стратегии. Другом основополагающей составляющей методов работы
ЕПР является уверенность в том, что сила и опыт сети заключается в ее членах, а не в структуре ассоциации. ЕПР не является отдельной организацией с собственной целью, она - просто инструмент, призванный способствовать развитию партнерских отношений и совместным проектом ее членов.
Опыт межнационального взаимодействия
С 1992 года ЕПР и сеть ее членов получили значительный опыт межнационального сотрудничества через ряд форумов и таких мероприятий как: обучение в сфере профессионального развития; международные конференции, семинары и тренинги; совместные проекты; взаимные визиты и программы стажировок сотрудников; и т.д. Значимость и эффективность этих мероприятий обеспечивается практическим взаимодействием между членами, а также лидерской и координационной ролью секретариата.
Одной из основных сфер деятельности ЕПР является реализация международных проектов в сфере профессионального обучения и развития, а также проведению исследований в сфере инвалидности. Некоторые проекты заключаются в проведении исследования ради самого исследования; другие представляют собой проекты консультационной или технической поддержки. В этой связи необходимо отметить, что вовлечение ЕПР в проекты обуславливается ее миссией, т.е. решение об участии в проектах принимается исходя из того, помогает ли оно достижению масштабных стратегических целей ассоциации. За последние годы секретариат ЕПР получил значительный опыт управления и администрирования проектов, что, несомненно, является преимуществом при реализации межнациональных задач в конкретных действиях в конкретных национальных ситуациях. Инструменты, которые ЕПР выработала за годы для поддержки межнационального взаимодействия, заключаются в наличии базы данных экспертов, базы данных опыта, полученного в прошлых проектах и центра управления знаниями, в котором через Интернет можно найти или зарегистрировать передовой опыт сети.
Опыт и экспертизу ЕПР можно продемонстрировать при помощи списка проектов и резюме ключевых экспертов. Необходимо особенно отметить 3 действующих проекта: «вовлекая изолированных: к продвижению идеи европейского взаимодействия в сфере ПОР для инвалидов (PROVET)»; «реализация системы обеспечения качества и укрепление взаимодействия в сфере профессионального обучения и развития (EQUAVET)»; «оптимизация стратегии интеграции инвалидов в работу (Opti-Work)». Члены ЕПР - это те организации, которые вне ЕПР вовлечены во всевозможные национальные и международные проекты в рамках программ и фондов, таких как EQUAL, Leonardo da Vinci, Европейский Социальный Фонд (ESF), Шестая Программа по Исследованиям (FP6) и в результате имеют собственную широкую сеть контактов.
3. Сильные характеристики способа функционирования ЕПР
Выраженные и измеримые результаты
Не смотря на тот факт, что не всегда напрямую можно измерить конкретные результаты международного взаимодействия, ЕПР смогла описать услуги, возможности и преимущества, которые она предлагает своим членам в достаточно емкой конкретной форме. Одной стороны это помогает ЕПР более эффективно распределить ограниченные ресурсы на те мероприятия, которые напрямую используются ее членами. С другой стороны, это обеспечивает то, что существующие результаты членства в ЕПР на самом деле признаются в качестве таковых и потому более видны менее выраженные преимущества и побочные результаты членства в международной сети. Наконец определение измеримого ряда возможностей и результатов делает более возможным определение обязанностей конкретных членов при переводе их в конкретные преимущества их центров. Четко определенные вложенные ресурсы и полученные результаты являются очевидными для секретариата ЕПР и организаций-членов и несомненно ведут к лучшим результатам.
Конкретные мероприятия, которые непосредственно влияют на достижение стратегических целей организаций-членов
Мероприятия ЕПР всегда практически ориентированы и направлены на поиск конкретных решений ежедневных проблем, с которыми сталкиваются поставщики услуг. Более того, запросоориентированный адаптированный подход обеспечивает то, что действия ЕПР являются не только дополнительными шагами или инициативой отдельных сотрудников, но частью организационной стратегии поставщика услуг в сфере ПОР. Тот факт, что различные действия ЕПР запрашиваются руководством и официально утверждаются генеральным директором, несомненно, усиливает этот статус. Эффективное использование результатов становится легче если действие ЕПР считаются интегрированной частью стратегического развития центра или составляющей ежедневной профессиональной деятельности сотрудника организации. Эта парадигма автоматически изменяет ситуацию, при которой центры рассматривают участие в деятельности ЕПР как повинность, а не как преимущество.
Позиционирование ЕПР в центрах
Члены ЕПР предпринимают усилия по продвижению ассоциаций в качестве возможности для многих, а не привилегии для избранных. Недавний опыт некоторых действий ЕПР показал, что создание маленькой местной команды (в центре) для реализации деятельности ЕПР мотивирует самого участника, приводит к лучшим результатам и является великолепным инструментом по применению результатов в работе центра. Другим способом усиления ЕПР в организации-члене является постоянное ее упоминание во внутренних документах (например, внутренний информационный бюллетень, ежегодный отчет, тексты речей, вэб-сайт, использование логотипа на фирменном бланке, сертификат о членстве в ассоциации и т.д.) и проведение мероприятий ЕПР.
Обеспечение использования при помощи мониторинга и оценки
Индивидуальные усилия по мониторингу и оценке большой акцент делают на том как результаты деятельности используются центром на практике и как можно стимулировать побочные эффекты. Этот активный подход уже доказал свою эффективность, при этом предполагается консультационная функция, а не просто мониторинг и оценка. Таким же образом коллективная оценка и обсуждения с генеральными директорами стимулируют реальное использование результатов деятельности в рабочих программах. Следующие основные результаты следует применять и использовать на уровне центров в разных странах: разработанные методы и инструменты; полученный положительный опыт; экспертиза и знания в профессиональной сфере; информация и доступ к ресурсам; выстроенные контакты и партнерства.
Представленность в данной сфере и потенциал к распространению
ЕПР активно вовлечена в процесс разработки политики на европейском уровне в сфере ПОР за счет участия в группе представителей стран членов ЕС по вопросам инвалидности на высшем уровне ив качестве НКО имеет статус участника в Совете Европы. Кроме того, ЕПР в настоящее время рассматривается CEDEFOP как признанная организация, предоставляющая конкретные экспертные услуги в сфере профессионального обучения и развития. ЕПР также является членом Всемирной Сети Прикладных Исследований и Информации в Сфере Инвалидности (GLADNET). ЕПР выстроила отношения с основными европейскими заинтересованными сторонами, которые получают публикации и отчеты ЕПР и регулярно приглашаются к участию в мероприятиях ЕПР. Это такие заинтересованные стороны как политики, образовательные учреждения, исследовательские институты, поставщики услуг и другие репрезентативные НКО.
В результате своей сильной представленности в данной сфере ЕПР использует каналы распространения для передачи результатов проекта и их трансформации в устойчивые продукты, которые затем используются во всей Европе. Генеральный секретарь сети поддерживает тесные контакты со всеми организациями-членами ЕПР на постоянной основе. Еще одним преимуществом в рамках данного проекта является то, что ЕПР представлена во многих странах различными организациями - будь то члены ассоциации или ее партнеры. Члены ЕПР - это ведущие поставщики услуг в своих странах, которые при необходимости могут легко предоставить дополнительную поддержку или планы по продолжению.
4. Стратегия и методы в реализации рабочей программы ЕПР
Ключевые задачи стратегической матрицы развития ЕПР (2007-2010) представлены ниж

Рисунок 4: Ключевые задачи стратегической матрицы развития ЕПР

Ключевые задачи стратегической матрицы развития ЕПР

Основная сложность в деятельности каждой международной сети заключается в переводе доступных инструментов и потенциала сети в конкретные преимущества для каждой организации-члена. Это предполагает наличие уверенности в том, что сеть - это лишь средство достижения цели, а общая задача состоит в обеспечении того, чтобы все члены были удовлетворены результатами своего членства и верили, что за свои деньги получают достаточную выгоду. В то же время миссия многих европейских сетей, как и ожидания их членов, включают в себя развитие сектора на национальном и европейском уровне.
В секторе ПОР эта проблема становится все более и более выраженной в последние годы, так как ожидания профессионалов от международного взаимодействия выросли, а ресурсы сократились. Следовательно, Европейская Платформа реабилитации периодически проводит оценку собственного функционирования и результатов, и за последние годы смогла выработать эффективные стратегии и методы, направленные на постоянное улучшение. Стратегии и методы, показанные ранее, на самом деле позволили ЕПР достигнуть решения своих задач, связанных с собственными членами и основными партнерами в секторе ПОР.
Запросоориентированный подход, в котором делается акцент на профессиональное развитие
Ключевой бизнес и основная миссия ЕПР делают акцент на подготовке профессионалов и постоянном улучшении услуг и методов в сфере ПОР для инвалидов и других социально уязвимых групп населения. Это предполагает то, что деятельность ЕПР весьма практически ориентирована и направлена на поиск конкретного решения ежедневных проблем, с которыми сталкивается поставщик услуг. Полностью понимая важность желания высшего руководства, акцент на профессиональном развитии значит, что необходимо вовлекать все уровни персонала в различных организациях - членах.
Для обеспечения того, что вся деятельность ЕПР соответствует потребностям специалистов, ЕПР приняла индивидуализированный подход, который начинает применяться с рассмотрения ситуации в конкретном центре и попытки найти решение через действия ЕПР/ сети. Этот метод предполагает более акцентированный и менее дорогой способ работы и повышает шанс на то, что решение будет найдено и применено. Генеральный секретарь или Старший консультант ЕПР один раз в год посещает всех полноправных членов для проведения внутренней оценки интересов, ожиданий и потенциальных преимуществ. Для достижения этого консультант ЕПР на местах обсуждает с различными ключевыми лицами организации их стратегические задачи и запланированные мероприятия, чтобы выяснить, как ЕПР может помочь достижению их целей. Результаты этой оценки потребностей становятся основой для деятельности ЕПР и переходят в Центральные планы деятельности. Это весьма трудоемкий и долгий, но эффективный подход. Рисунок на следующей странице показывает его этапы:

Рисунок 5: Индивидуальное предоставление услуг полноправным членам ЕПР

Индивидуальное предоставление услуг полноправным членам ЕПР

Широкий перечень признанных методов/ форматов профессионального развития
С 2002 года ЕПР совместно с несколькими университетами руководит деятельностью Европейской Академии Реабилитации (ЕАР). ЕАР внедрила систематический подход к развитию кадров в секторе ПОР, при котором различные форматы профессионального развития уже были оценены. Различные мероприятия ЕПР скоординированы с точки зрения своего содержания, что означает то, что специалисты-реабилитологи могут наметить для себя карьерный путь и выбрать специально разработанные программы обучения. Модульный подход позволяет гибко подходить к обучению каждого специалиста. На основе меню действий и форматов специалист может создать тот набор курсов и предметов, который необходим именно ему.
5. Распределение заданий среди членов при реализации рабочей программы ЕПР
Честное сбалансированное распределение задач между членами, вовлеченными в реализацию рабочей программы, важно для обеспечения их способности выполнять их задачи и обязанности, а также для выработки их мотивации и приверженности общему делу. Потому при разработке рабочей программы ЕПР консультируется со своими членами и получает у них согласие на их участие. Следующие элементы составляют основу здоровых взаимоотношений между партнерами:
Сеть отдельных ведущих организаций
Европейская платформа реабилитации отличается от большинства европейских сетей тем, что членство в ней ограничено ведущими организациями и существуют определенные условия по качеству, потенциалу и влиянию. Вместо того, чтобы претендовать на представление всего сектора, основной задачей ЕПР является объединение «центров превосходства», которые стремятся к большему, нежели простое предоставление услуг в сфере ПОР, и хотят значительно влиять на развитие сектора. Это непосредственное членство могущественных организаций сказывается на оперативном потенциале и целостности политики. То, что генеральные директора полноправных организаций-членов входят в состав совета директоров, позволяет ЕПР мобилизовать значительные ресурсы, а также обеспечить точное выполнение решений ЕПР.
Акцент на партнерстве как части членства
Концепция членства как партнерства с другими центрами делает сильный акцент на идее солидарности. Не смотря на множество различий, члены ЕПР разделяют схожие цели и ценности и хотят помочь друг другу при взаимодействии с постоянно развивающейся средой поставщиков услуг в сфере ПОР. Это предполагает то, что члены готовы совместно учиться и развиваться, что само по себе предполагает передачу опыта и ноу-хау другим членам. Следовательно, все члены ЕПР согласились открывать свои документы и разработки для использования другими членами, включая стажировки специалистов из других центов. Во-вторых, члены ЕПР должны активно участвовать в деятельности различных структур ЕПР, так как это единственный способ для получения конкретных преимуществ от членства в ассоциации. Более того, членство в ЕПР основывается на принципах «отдавай и бери» и «совместное обучение и развитие», а польза от межнационального взаимодействия может проявиться лишь в непосредственном участии различных центров в мероприятиях сети.
Непосредственное вовлечение и чувство собственности мероприятий у членов-организаций
Кроме участия с точки зрения опыта (см. раздел выше), программа работы ЕПР на 2008 год и план действий на 2008-2010 гг. также отражают вовлечение членов в проведение или организацию мероприятий. Для того, чтобы сеть стала реальностью и для стимулирования концепций близости ЕПР всегда стремилась найти баланс между организациями мероприятий в своей штаб-квартире в Брюсселе и проведением мероприятий на территории своих членов. Более того, мероприятия членов обычно происходят непосредственно на территории организации, а не в гостинице или конференц-зале, что дает участникам возможность лично увидеть как работают тот или иной центр. Распределение обязанностей по организации мероприятий среди членов в основном основываются на принципах ротации и сбалансированного распределения ролей. Другие критерии более связаны с конкретным опытом, который есть у определенной организации, или особой ситуацией (например, страна - председатель Евросоюза, важный юбилей организации, и т.д.)
6. Управление
Следующие факторы помогают ЕПР успешно выполнять свою управленческую роль:
Стабильная устойчивая сеть
Учитывая выборный подход к членам организации и высокую их мотивацию, изменение состава членов ЕПР весьма ограничено. Это позволило членам организации с 1992 года получать опыт международного взаимодействия в весьма устойчивой среде. Стабильный состав и длительный опыт создали организационные и личные связи которые значительно укрепляют взаимное сотрудничество и коммуникацию между членами сети с одной стороны и между членами и секретариатом с другой. Еще одной сильной стороной является то, что ЕПР имеет очень четкий всеми разделяемый взгляд на миссию и задачи сети, ее стратегическую матрицу развития, план действий и программу работы, которые представлены в приложении к партнерскому соглашению. Эти принципы и способ работы были разработаны при консультациях со всеми членами организации.
Созданные структуры
Не смотря на философию что основная сила сети заключается в потенциале и опыте ее членов, ЕПР придерживается принципа при котором сильный секретариат в Брюсселе становится двигателем сети. Следовательно, совет директоров еще в 2000 году решил усилить секретариат с точки зрения персонала и помещений, а также централизовать все жизненные функции сети, такие как IT поддержка, бухгалтерская отчетность, логистика и официальное представительство. На сегодняшний день секретариат ЕПР состоит из 5 сотрудников и нескольких старших консультантов, работающих неполный день. При этом он отвечает за разработку и реализацию деятельности сети. Расположенный в центре ЕС в Брюсселе под руководством генерального секретаря секретариат действует как основной интерфейс для организаций-членов ЕПР и внешних заинтересованных сторон. По отношению к реализации предложенного плана действий секретариат ЕПР предоставляет значительные гарантии своевременного выполнения высококачественных мероприятий, для этого удостоверяясь в том, что и внутренние и внешние действующие силы четко проинструктированы и находятся под контролем. ЕПР оправдывает свои значительные инвестиции в профессиональную структуру поддержки тем, что международное взаимодействие сегодня слишком комплексно, дорогостояще и в то же время слишком важно, чтобы рисковать и осуществлять непродуктивные действия.
Как уже описывалось в разделе А Совет директоров - это орган, принимающий решения в ЕПР. Его основной задачей является руководство всей деятельностью ЕПР и определение стратегических, финансовых и организационных матриц развития ЕПР. Совет директоров состоит из исполнительных директоров всех полноправных центров и ежеквартально проводит заседания для обсуждения и принятия политики и деятельности ЕПР. Исполнительный Комитет состоит из президента, вицепрезидента, предыдущего президента и одного из членов совета директоров. Комитет контролирует (на ежеквартальных заседаниях) ежедневную деятельность ЕПР.
В каждой из организаций-членов сети ответственная роль принадлежит координатору центра, который действует как связующее звено между сетью и организацией. Координаторы центров распространяют информацию ЕПР в своей организации и активно реализуют решения совета директоров на уровне центра. Их двойственная миссия заключается в обеспечении вклада ресурса центра в инициативы ЕПР и максимальный возврат по инвестициям за счет распространения и применения результатов ЕПР. Координаторы проводят два пленарных заседания в год для получения информации о деятельности ЕПР, внесения предложений по улучшению и стимулирования взаимного сотрудничества между членами сети.
Значимые инструменты и механизмы коммуникаций
Из своего опыта ЕПР поняла, что четкая и своевременная коммуникация является важным фактором успеха для реализации любой международной деятельности. Подробное информирование партнеров, качество документации и последующая реакция являются ключевыми детерминантами в осуществлении высококачественной своевременной деятельности. Потому ЕПР (в дополнение к выше описанным структурам) определила ряд инструментов для обеспечения гладкого взаимодействия и коммуникации между своими членами. Дополнительным преимуществом стало то, что с самого начала ЕПР сделала английский единственным рабочим языком, что значительно повысило эффективность коммуникации. Для того, чтобы специалисты из всех стран могли участвовать в мероприятиях ЕПР на высшем уровне, ежегодно организуются двухнедельные летние
школы английского языка, где особый акцент делается на терминологии сектора ПОР и инвалидности.
Простым, но эффективным методом обеспечения четкой реализации деятельности по рабочей программе является первоначальное подписание прозрачных соглашений по задачам, обязанностям и финансам всех вовлеченных сторон. Это предполагает определение контактных лиц для каждого мероприятия, что не только определяет обязанности, но и способствует коммуникации. Диаграмма Ганта служит основой для данных соглашений и постоянно обновляется секретариатом ЕПР в качестве способа контроля за реализацией подробного плана работы.
Инструмент управления проектом используется через интерактивный вэб-сайт, а информационный бюллетени регулярно информируют членов о деятельности ЕПР. Продукты, результаты деятельности и передовой опыт ЕПР распространяются при помощи более специализированного инструмента под названбием «центр управления знаниями». Это он-лайн база данных помогает специалистам сети определить в дружественной манере (различные функции поиска и стандартные шаблоны) доступный опыт в ЕПР, включая контактные данные для получения дополнительной информации. Центр управления знаниями используется при поиске партнера, а также для определения консультантов и поиска новых идей и подходов.
Для получения дополнительной информации обращайтесь:
Европейская платформа реабилитации - European Platform for Rehabilitation (EPR)
15 Rue de Spa, 1000 Brussels, Belgium
Tel: +32 2 736 54 44; Fax: +32 2 736 86 22

Назад Оглавление Далее