aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Проектная деятельность в работе реабилитационного учреждения

Пермский край, г. Чернушка ГКУ СОН "Комплексный центр социального обслуживания населения"
О.Г.Захарова, Н.В.Клышкова

В последнее время большое значение в нашей стране уделяется разработке и реализации проектов различного уровня: национальных, межотраслевых, отраслевых. Это такие приоритетные нацпроекты как «Здоровье», «Образование». В Пермском крае примером действующего отраслевого проекта является проект Министерства социального развития «Социальная помощь гражданам, утратившим способность к самообслуживанию». Преимущество проектного подхода заключается в возможности гибкого поведения в изменчивой внешней среде, каковой является социальная сфера. Проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений представляет собой социальное проектирование. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления этим объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного введения нововведений. Осмысление указанных понятий, этапности их достижения и методов реализации и представляет суть проектирования.
Социальное проектирование как специфическая управленческая деятельность является оптимальным методом повышения эффективности деятельности организации, так как проектная деятельность является целевой деятельностью, обязательным условием осуществления которой является достижение логического завершения, получение продукта проектной деятельности.
В работе центра социального обслуживания населения Чернушинского района имеется успешный опыт использования проектирования в двух аспектах: это получение грантов и как средство управления учреждением. В первом случае это участие в семи конкурсах социальных и культурных проектов окружного, областного, районного уровня, корпоративных конкурсах. Каждый из социальных проектов устанавливает параметры и основные характеристики развития учреждения социального обслуживания на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Так проект «Трудовая мастерская» решил проблему технологического обеспечения процесса трудовой реабилитации. В рамках этого проекта были разработаны и апробированы программы обучения инвалидов пользованию персональным компьютером, швейному делу, машинному вязанию, кулинарии, растениеводству. Проект «Свою судьбу мы строим сами» первоначально был направлен на создание материальной базы для проведения реабилитационных мероприятий с детьми по социальной адаптации. Затем он получил развитие, и в последующих конкурсах были решены задачи по созданию системы психолого-педагогического сопровождения семей имеющих детей с особыми возможностями, совершенствованию деятельности учреждения по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. В результате реализации ряда других проектов были оборудованы и функционируют на территории отделений реабилитации центра спортивные площадки, разработана реабилитационная программа «Песочная терапия» для умственно отсталых детей.
Таким образом, в организации появился положительный опыт управления проектами, решения целевых задач, вытекающих из проблемы в деятельности реабилитационных подразделений учреждения социального обслуживания.
В итоге гарантированное достижение конкретного результата привело к тому, что в практику работы центра одновременно с управлением проектами прочно вошла проектная деятельность как элемент управления организацией.
Рассмотрим проектирование в другом аспекте. Сейчас в учреждении одновременно реализуются несколько локальных проектов. Данные проекты направлены на социальные инновации, внедрение реабилитационных технологий, организацию работы в новых условиях. Необходимо сказать, что развитие материальной базы не является основной задачей данных проектов, но даже в условиях сметного финансирования учреждения бюджеты проектов помогают целесообразно и рационально расходовать денежные средства, материальные, кадровые и другие ресурсы. Углубленный и системный анализ, разработка плана действий как компоненты проектной деятельности помогают решить актуальные проблемы как системной, так и текущей практической деятельности. Так при выявлении недостаточного уровня практических навыков у отдельных сотрудников отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями верным управленческим решением стала реализация проекта предусматривающего серию учебных занятий. План мероприятий проекта предусматривал проведение открытых взаимопросмотров занятий с детьми. В процессе подготовки к открытому просмотру, при самоанализе деятельности, участии в анализе занятий коллег за два месяца специалисты получили дополнительные профессиональные знания и навыки. Следующим аналогичным проектом внутри отделения был реализован цикл семинаров «Организация реабилитации детей с нарушениями интеллекта», в ходе которого сотрудники самостоятельно изучали материал по теме и презентовали переработанную информацию коллегам в виде лекции. Включение в план практикумов и тренингов по проблеме семинара наряду с теоретической подготовкой способствовало грамотному выбору и реализации реабилитационного маршрута детей, обслуживаемых в отделении.
На данном примере важно отметить наличие уже совокупности взаимосвязанных проектов, которая решает основную проблемную задачу учреждения на данном этапе - повышение квалификации и специализация специалистов центра социального обслуживания населения, оказывающих реабилитационные услуги.
В целом такой переход от управления проектами до проектной деятельности обеспечивает плановое развитие учреждения. Способствует этому использование мониторинга реализации проекта, с помощью которого можно на любом этапе оценить соответствие проделанной работы запланированному и внести необходимые коррективы. В связи с тем, что система реабилитации людей с ограниченными возможностями находится в развивающемся состоянии: изменяется социальная политика в отношении реабилитации, появляются новые методы и технологии, и это требует гибкого реагирования на новые условия, поэтому особую значимость проектная деятельность приобретает в работе реабилитационных учреждений.

Назад Оглавление Далее