aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Опыт работы республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями

Республика Чувашия, г. Чебоксары РГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" Е. В. Шафейкина

В последние десятилетия рост инвалидности, в том числе детской, отмечается во всем мире. В связи с этим общество поставлено перед дилеммой в отношении данной категории детей. Либо они станут социальными инвалидами, балластом для своей семьи, школы, государства, либо ими надо заниматься: создавать и осуществлять специальные программы их социальной адаптации и интеграции в общество.
Развитие государственной службы реабилитации инвалидов в Российской Федерации предусматривает создание учреждений, основным направлением которых является проведение мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации детей и подростков с ограниченными возможностями для максимально полной их социализации для жизни в семье, в обществе. Решение этой проблемы будет также способствовать предупреждению первичной детской инвалидности. Инвалидность у детей и взрослых трактуется различно: если у взрослых это стойкое снижение или утрата общей и профессиональной трудоспособности вследствие заболеваний или травм, то у детей - нарушение развития и роста как основных физиологических процессов, характеризующих детский организм, ограничение познавательной, игровой, конструктивной деятельности, препятствующих воспитанию и обучению, приобретению навыков.
Специалисты нашего Центра призваны реализовывать стратегию реализации программы социальной интеграции «особого» ребенка в социум. В осуществлении реабилитационных мероприятий задействовано четыре структурных подразделений:
1) отделение диагностики и разработки программ индивидуальной реабилитации;
2) отделение социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции;
3) отделение медико-социальной реабилитации;
4) стационарное отделение;
Основные направления в работе Центра:
- медико-социальные
- психолого-педагогические
- социальные
- социокультурная реабилитация
- творческая реабилитация
- семейная реабилитация
В Центре получают комплексную реабилитацию дети-инвалиды в возрасте от 1 до 18 лет включительно, проживающие на территории Чувашской Республики. До 6% из них составляют дети из неполных семей сироты.
С целью профилактики первичной инвалидности в реабилитационном центре принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие категорию «ребенок инвалид», но испытывающие трудности адаптации, обучения, воспитания, развития и нуждающиеся в психологопедагогической и медико-социальной реабилитации. Они составляют 3% от общего числа детей, проходящих реабилитацию. С учетом реабилитационного потенциала ребенка, индивидуальной программы реабилитации, рекомендованной специалистами бюро МСЭ, составляется
индивидуальный маршрут реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, который оптимизирован таким образом, чтобы ребенок не утомлялся и не ощущал эмоциональных и физических нагрузок
На 01.09.2007г. в Центре состоит на учете 2106 детей инвалидов, проживающих в г. Чебоксары и районах Чувашской Республики, из них 40,6% составляют дети-инвалиды в возрасте от 1 до 6 лет, которые нуждаются в функциональной абилитации, т.е. в развитии отсутствующих ранее функций. В реабилитации, т.е. в восстановлении утраченных функций, нуждаются дети более старшего возраста (7-17 лет), инвалидность которых обусловлена травмой или приобретенным заболеванием.

Количество детей и семей их воспитывающих, состоящих на учете в Центре

Рис. 1. Количество детей и семей их воспитывающих, состоящих на учете в Центре (%).

При оптимальном проведении реабилитации детей-инвалидов положительный эффект значительно превосходит таковой у взрослых в силу большей восприимчивости («обучаемости») развивающегося детского организма. Работа с данной категорией начинается с выявления и постановки на учет детей и подростков - инвалидов, с формированием банка данных на каждого ребенка. Затем, осуществляется обследование и диагностика особого ребенка специалистами различного профиля. В процессе совместной работы врачей, психологов, педагогов складываются этапы комплексной реабилитации. Первый этап является диагностическим, специалисты по социальной работе осуществляет патронаж ребенка и семьи, его воспитывающей, на дому, проводит диагностику семьи. Далее, в Центре составляется комплексная индивидуальная программа реабилитации «особого» ребенка с учетом тяжести заболевания, объема социальных навыков, пожеланий родителей, определяется объем и вид медицинской и психолого-педагогической и социальной реабилитации.
Дети в Центр поступают с установленным диагнозом. При необходимости, врачи рекомендуют обследование в лечебном учреждении по месту жительства. По показаниям, контрольные анализы ребенку, проходящему курс реабилитации, проводятся в клинической лаборатории Центра. Индивидуальный маршрут реабилитации реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, то есть мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной, физкультурно-спортивной реабилитации, определяемых возрастными и личностными особенностями ребенка и степенью ограничений его жизнедеятельности. Важным этапом реабилитации является определение реабилитационного потенциала и прогноза. Выделение максимально выраженных и значимых для ребенка ограничений жизнедеятельности: нарушений в двигательной, психической сфере, сопутствующей патологии, отставании в развитии социальнобытовых, социально-средовых навыков важно для дальнейшей оценки эффективности последующей реабилитации.
Эффективность реабилитации оценивается по степени уменьшения спастики в конечностях, увеличению двигательной активности, улучшению моторики и статики, координации движения, появлению новых навыков, усилению речевой активности, улучшению памяти, увеличению работоспособности.
Для стимуляции статикомоторного и психоречевого развития детей с нарушениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата используется комплексный подход, включающий в себя ЛФК на реакцию тонических и стимуляцию установочных рефлексов по К.А.Семеновой, Л .О. Бадаляну, электрофорез на разные отделы позвоночника (шейный, грудной, пояснично-крестцовый) со спазмолитиками, электрофорез с лидазой на спастические мышцы, фонофорез с трилоном Б, ДДТ, все виды массажа (классический, склеромерный, точечный); некоторые положения кондуктивной педагогики,кинезотерапии, пальчиковую терапию.
Для детей с поражением опорно-двигательного аппарата применяется тренажер Гросса и лечебные костюмы «Гравистат», «Адели», «Гравитон», нейроортопедический костюм «Атлант», озокерито- парафино- и грязелечение, аппаратная терапия, массаж. По показаниям активно используется метод спелеотерапии. Педагогами: логопедом-дефектологом, психологом, социальным педагогом, инструктором по физкультуре и спорту, инструкторами по труду, музыкальным руководителем занятия с детьми проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Все больше внедряются в работу с детьми интегрированные занятия: логопедом и музыкальным руководителем проводятся интегрированные занятия по логоритмике, психологи и педагоги дополнительного образования по рисованию проводят совместные занятия в сенсорной комнате.. Кроме того, в действующих мастерских Центра: «Столярная», швейная мастерская «Умелые ручки», художественная студия «Радуга надежды» дети-инвалиды и их родители привлекаются к творчеству и овладению трудовыми навыками.

Количество детей инвалидов, прошедших реабилитацию

Рис. 2. Количество детей инвалидов, прошедших реабилитацию.

Количество детей, завершивших реабилитацию с улучшением

Рис. 3. Количество детей, завершивших реабилитацию с улучшением.

Лечебно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа строится на основе комплексности, систематичности и последовательности. Данный подход позволяет проследить динамику развития детей, своевременно найти новые направления работы с ними, прогнозировать состояние и дать необходимые рекомендации родителям. Специалисты учат кропотливой работе с тонкой моторикой рук и пальцев, рисованию, конструированию. Предлагаются развивающие игры, занятия искусством, упражнения с надкостными зонами, совершенствующие двигательные навыки, развития речи и психики. Комплекс медицинских мероприятий обязательно чередуется с педагогическими, социально-педагогическими, психологическими занятиями, трудовыми и социальными программами.
Сроки реабилитации устанавливаются индивидуально. Наши дети нуждаются в длительном непрерывном наблюдении. Прекращение работы с ними на длительный срок ведет к утрате функций, восстановление которых при отдаленном лечении будут проходить более трудно и неполноценно, поэтому мы добиваемся, чтобы соблюдалась этапность и цикличность медицинской реабилитации детей-инвалидов: поликлиника - стационар - реабилитационный центр - санаторнокурортное учреждение.
Социальная реабилитация основана на принципах эрготерапии, которая направлена на реабилитацию и абилитацию детей с ограниченными возможностями, т.е. на развитие возможности самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, полноценно отдыхать. Цель эрготерапии через формирование навыков самообслуживания, освоение жизненного пространства, освоение начальных трудовых навыков достичь максимальной автономности и независимости в будущем детьми с ограниченными возможностями.
Основная цель социокультурной реабилитации - создание путей восстановления связи между ребенком-инвалидом и окружающей средой за счет развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации, что предполагает участие в развлекательных музыкальных программах, экскурсиях, посещении выставок, музеев, спектаклей, в совместных концертах со студентами ВУЗов, школьниками, воспитанниками детских садов, родителями. Социокультурная реабилитация помогает связывать приобретаемые занятия и навыки с определенными составляющими формами жизнедеятельности: жизнеобеспечением, социальной коммуникацией, рекреацией и социализацией.

Количество детей, охваченных анимационными услугами

Рис.4. Количество детей, охваченных анимационными услугами

94% детей, проходящих реабилитацию в Центре, воспитываются в семьях. Следовательно, нельзя недооценивать их психологическую зависимость от близких. Поэтому для успешной реабилитации специалисты проводят психокоррекцию и с ребенком, и с матерью, и с семьей в целом. Это составляет необходимое звено реабилитационного процесса. Дальнейшим направлением в работе становится психотерапия аномальных состояний в системе «мать и ребенок» по индивидуальному плану с целью формирования позитивного настроя, правильного отношения к болезни и ребенку, снятия неуверенности в себе и целого ряда комплексов неполноценности.
Мать и другие члены семьи на каждом курсе реабилитации имеют возможность получить определенные знания по применению массажа, ЛФК, закаливанию по специальной программе «Семейная гостиная». По окончании очередного курса реабилитации в Центре, наши специалисты рекомендуют продолжение занятий в домашних условиях.
Детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Это подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Такая консолидация потенциала специалистов нашего Центра, семьи и самого ребенка, несомненно, дает желаемые результаты.

Назад Оглавление Далее