Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Реализация системного подхода к профессиональной реабилитации инвалидов: опыт Пермского края

Пермский край, г. Пермь Управление федеральной государственной службы занятости населения по Пермскому краю
В. В. Попов

Проблема всесторонней профессиональной реабилитации (профконсультирование,
профориентирование, переобучение и трудовая реабилитация) инвалидов, включения их в активную общественную жизнь является одной из наиболее актуальных проблем всего мирового сообщества. Об этом свидетельствует интерес, проявляемый к ее решению в большинстве цивилизованных стран мира, и наличие в структуре ООН соответствующего комитета. Для России эта проблема обострена, как в силу недостаточного практического решения проблем профессиональной реабилитации инвалидов в течение длительного исторического периода, так и по причине неблагоприятной динамики роста их численности с учетом факторов современной экономической ситуации, обусловившей значительное снижение уровня жизни населения, и в первую очередь, лиц с ограниченными физическими возможностями.
Можно говорить о двух основных взглядах на проблему ограниченных физических возможностей людей. С медицинской точки зрения ограниченные возможности являются «частью» человека, принадлежат ему и это как бы его собственная проблема. Если человек не такой, как все, то он как бы должен подвергнуться процессу реабилитации, для того чтобы соответствовать социальным представлениям о "норме". В результате такого подхода человек отделяется от остальной части общества.
С точки зрения социологии, ограниченные возможности как проблема - есть результат социального, экономического и политического давления общества на человека. Людей с ограниченными возможностями, таким образом, следует рассматривать скорее как притесняемую, а не как аномальную группу. В связи с этим меняться нужно не только человеку с ограниченными возможностями, но и обществу с тем, чтобы обеспечить всем людям одинаковые условия для полноценного участия в любой сфере жизни и деятельности.
В последнее время политика государства в отношении людей с ограниченными возможностями меняется в позитивную сторону и теперь все больше ориентирована на обеспечение равных прав с другими гражданами России при адресной защите инвалидов.
Возникновение серьезных социальных проблем у лиц с ограниченными возможностями, граждан, имеющих различную степень инвалидности, прежде всего, связано с изменением их социального статуса, что, в свою очередь, обусловлено ущербностью их жизнедеятельности, трансформацией ценностных ориентацией, иным образом жизни и ближайшим социальным окружением, затруднениями в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям.
В Пермском крае проживает около 3 млн. человек, около полутора миллионов из них относится к категории экономически активного населения. Более 252 тыс. жителей края имеют ограниченные физические возможности, т.е. являются инвалидами.
По показателям освидетельствования граждан Главным бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) Пермского края наблюдается устойчивый ежегодный прирост инвалидов главным образом за счет роста инвалидизации взрослого населения. При этом, что на наш взгляд очень важно, снижается первичная инвалидность трудоспособных граждан.
В структуре первичной инвалидности трудоспособного населения преобладают лица со II группой инвалидности, т.е. с очень серьезными ограничениями физических возможностей.
Как известно, для создания нормальных условий жизнедеятельности инвалидов государством предусмотрен и осуществляется комплекс мероприятий, включающий медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. Из перечисленных видов наибольший интерес для нас представляет профессиональная реабилитация, включающая многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности (способности к самообеспечению) в доступных им по состоянию здоровья условиях труда и достижение ими материальной независимости.
Можно предположить, что одной из главных причин сравнительно низкой эффективности работы службы занятости населения (СЗН) в области трудоустройства людей с ограниченными возможностями является отсутствие в стране всеобъемлющей системы профессиональной реабилитации.
Кроме того, хотя консультирование инвалидов по профессиональным вопросам, а также их профессиональная реабилитация и трудоустройство считаются важными составляющими процесса реабилитации, эти вопросы прямо не указаны в перечне видов деятельности, осуществляемой Рострудом. В федеральном бюджете отсутствует целевое финансирование органов службы занятости на нужды мероприятий профессиональной реабилитации. Оказание услуг людям с ограниченными возможностями не является отдельной статьей бюджетов государственных учреждений службы занятости на федеральном, региональном и местном уровнях.
Важнейшим аспектом профессиональной реабилитации является четкое определение обязанностей различных государственных учреждений, в частности, БМСЭ и СЗН. БМСЭ выдает справки о трудоспособности на основе данных о состоянии здоровья и таким образом является одним из основных участников процесса реабилитации. Однако информация, указываемая сотрудниками БМСЭ в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), зачастую недостаточна для определения, какая работа подходит данному кандидату. Трудоспособность не всегда автоматически означает возможность устроиться на работу (особенно в условиях такого высокого общего уровня безработицы), а помощь в трудоустройстве выходит за рамки обязанностей бюро МСЭ, являясь задачей СЗН. В силу этого координация работы этих двух структур, а также других партнеров, включая центры реабилитации, работодателей и профсоюзы, является важнейшим фактором обеспечения эффективности процесса профессиональной реабилитации в целом.
Служба занятости населения Пермского края в соответствии с законодательством о занятости и другими нормативными документами оказывает инвалидам весь комплекс услуг по профессиональной реабилитации - профконсультированию, профориентированию, переобучению и трудоустройству.
Значительное место в работе службы занятости занимает профориентация и профессиональное обучение. Профессиональная ориентация - наиболее ответственный этап в выборе трудового пути инвалида. Она основывается на индивидуальной программе реабилитации, заключении об условиях и характере труда с учетом интересов самого человека. Основным итогом профориентации является либо направление на обучение и дальнейшее трудоустройство, либо подбор подходящего места работы. К сожалению, число безработных инвалидов, направленных на профобучение, из года в год снижается. Если в 2001 году было направлено 342 человека, то в 2005 году - 192 человека, а за 9 месяцев текущего года - только 135 инвалидов. Несмотря на очевидную эффективность этого этапа профреабилитации инвалидов, федеральный центр резко уменьшил объемы финансирования на профобучение, а в условиях удорожания образовательных услуг увеличение числа обучающихся инвалидов становится невозможным. В этой части профессиональной реабилитации инвалидов недостаток средств - главная проблема.
Мы хорошо понимаем, что рынок труда диктует необходимость коренным образом изменять отношение к профессиональной подготовке и обучению граждан этой категории, ориентировать их на конечную цель — повышение конкурентоспособности путем развития профессиональных знаний и навыков и расширение тем самым возможностей инвалидов в трудоустройстве.
Только трудоустройство обеспечивает им экономическую независимость и способность более эффективно решать свои проблемы. Для трудоустройства нужны рабочие места.
В то же время развивающийся рынок рабочих мест инвалидов в Пермском крае отличается большой деформированностью: на фоне высокого спроса на рабочие места для инвалидов практически отсутствует их предложение.
Ранее в условиях избытка рабочих мест эта проблема так остро не стояла и инвалиды при желании, как правило, могли самостоятельно трудоустроиться на предприятиях либо общего типа, либо специализированных. В настоящее время вследствие появления на рынке труда излишка рабочей силы, инвалидов из-за их низкой конкурентоспособности в первую очередь увольняют с предприятий общего типа. Специальные предприятия, использующие труд инвалидов, многие из которых являлись вспомогательными для более крупных предприятий общего типа, закрываются в связи с массовым сокращением рабочих мест.
Эти и многие другие причины, связанные с рыночными отношениями, приводят к увеличению числа инвалидов, нуждающихся в содействии службы занятости в вопросах трудоустройства.
Количество инвалидов, обращающихся в органы службы занятости населения за услугами, гарантированными государством, неуклонно возрастает. При этом растет и количество трудоустраиваемых инвалидов. За последние 6 лет к нам обратилось 23 010 инвалидов, трудоустроено при содействии службы занятости 12 683 инвалида. Примерно 25% инвалидов трудоустроились на квотированные рабочие места. Квотирование по-прежнему является одним из основных инструментов привлечения людей с ограниченными возможностями на рынок труда. Однако в силу того, что механизм контроля за функционированием системы квотирования не разработан и отсутствуют санкции в отношении работодателей, не выполняющих требования законодательства, все правила, регламентирующие систему квотирования, имеют лишь ориентировочный характер, и во многих регионах, в том числе и в нашем она не функционирует.
У работодателей полностью отсутствует мотивация к предоставлению рабочих мест людям с ограниченными возможностями. Законодательством не предусмотрено целевое финансирование работодателей за счет средств бюджета в виде компенсаций части заработной платы за счет средств, например, органов служб занятости в случае приема на работу кандидатов из уязвимых групп населения, хотя найм таких лиц зачастую связан с дополнительными затратами времени на ознакомление их с рабочим местом, а также со снижением производительности труда и дополнительными расходами на внесение необходимых изменений в условия труда.
Государственные органы, включая учреждения службы занятости населения, не обязаны и не имеют средств адаптировать рабочие места для нужд инвалидов.
Надо отметить, что, несмотря на активную работу службы занятости по оказанию услуг инвалидам, более 50% из числа обратившихся в ГУ ЦЗН не трудоустраиваются и признаются безработными, получая пособие по безработице на период активного поиска работы.
С целью повышения эффективности занятости безработных инвалидов службой занятости реализуются возможности по их участию во временных работах на договорных условиях (ВР 274).
С 2001 года по 2006 год включительно по программе «Временная занятость граждан, испытывающих трудности в поиске работы» трудоустроено 2 617 инвалидов. Всего на эти цели израсходовано около 10 млн. руб., в том числе из средств: федерального бюджета более 7 млн. руб.; местных бюджетов более 280 тыс. руб.; работодателей более 2,5 млн. руб. Средний период участия в программе составил около 3 месяцев. Среднемесячная выплата участникам программы составила из федерального бюджета 850 рублей; из всех источников более 1000 рублей.
Негативным моментом и здесь считаем ежегодное снижение объемов финансирования из федерального бюджета на мероприятия активной политики занятости вообще и на эту программу в частности.
Для эффективного решения вопросов, связанных с удовлетворением потребности работоспособных инвалидов в трудоустройстве, в каждом ЦЗН края создается специализированный банк данных. В этот банк заносятся данные:
- об инвалидах территории;
- об освобождающихся рабочих местах;
- о специальных рабочих местах, вновь созданных как на обычных, так и на специализированных
предприятиях;
- о квотируемых рабочих местах для инвалидов, создаваемых на предприятиях,
- в организациях и учреждениях независимо от форм собственности;
- об обычных рабочих местах, не востребованных на рынке труда здоровыми работниками;
- о свободных рабочих местах на временных работах, в том числе на общественных, сезонных, разовых, трудоустройство на которые осуществляется с учетом факторов трудового ограничения;
- о рабочих местах инвалидов, занятых индивидуально-трудовой деятельностью;
- об учебных местах, на которых проводится подготовка инвалидов на специальные рабочие места.
Основной в банке данных является информация о специальных рабочих местах, которые имеются на предприятиях (в цехах, на участках) всех типов, а также индивидуально созданных на дому. Не менее важной для инвалидов является заносимая в банк данных информация квотируемых рабочих местах. Большой интерес для инвалидов представляет информация в банке данных о наличии свободных рабочих мест для участия во временных работах (в том числе общественных, сезонных и разовых) на условиях материальной поддержки из федерального бюджета.
Рассматривая проблему трудоустройства инвалидов, нельзя не остановиться на трех особенностях, непосредственно связанных с ее решением.
Первая особенность состоит в специфике, проявляющейся в процессе трудоустройства инвалидов, а именно:
- особой процедуре подбора рабочего места, обусловленной необходимостью учета условий труда инвалидов;
- характерности трудовой мотивации инвалидов, предопределенной невысокой по сравнению со здоровыми специалистами конкурентоспособностью, вынуждающей их занимать низкооплачиваемые рабочие места;
- преимущественном трудоустройстве инвалидов на специализированных предприятиях, в учреждениях, организациях, которые, к сожалению, сокращают свои производственные мощности и в большинстве находятся на грани банкротства;
- широком использовании различных форм трудоустройства и режимов труда;
- применении системы штрафования для обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов;
- субсидирования занятости инвалидов.
Вторая особенность заключается в том, что часть вопросов профессиональной реабилитации инвалидов находится в ведении органов социальной защиты, а часть (вопросы содействия трудоустройству) — органов службы занятости населения при непосредственном участии органов исполнительной власти региона и территории. Связующим звеном между органами исполнительной власти, центрами занятости и комитетом социальной защиты населения может стать, на наш взгляд, посредничество в практическом обеспечении инвалидов работой, зачислении их на учебу или организации самозанятости, а также в проведении мероприятий по предотвращению безработицы. Такое посредничество целесообразно осуществлять поэтапно:
- на первом этапе оценивается состояние (региона) территории (общее число инвалидов по категориям, положение с занятостью по категориям, предварительная потребность в рабочих местах), что позволит привлечь внимание администрации к решению выявленной проблемы, обосновать необходимые затраты, определить направление основных усилий:
- на втором этапе формируется банк данных об инвалидах территории (региона) и рабочих местах для них органами службы занятости и комитета социальной защиты;
- на третьем этапе администрацией местного самоуправления совместно с органами службы занятости и комитета социальной защиты проводится работа (паспортизация предприятий) по определению конкретных рабочих мест, подлежащих квотированию с учетом специальностей и профессий, необходимых для развития сферы производства данного (региона) территории, созданию дополнительных рабочих мест, в том числе дотационных и гуманитарных, поддержке специальных предприятий, организаций и учреждений, цехов и участков, использующих труд инвалидов;
- на четвертом этапе прогнозируется рынок труда и разрабатываются территориальные (региональные) программы занятости инвалидов.
Третья особенность касается правового регулирования отношений между службой занятости и работодателями. Эффективное управление трудовой занятостью инвалидов невозможно без четкого определения обязанностей, прав и ответственности предприятий, организаций и учреждений, предоставляющих им рабочие места.
В целях дальнейшей интеграции людей с ограниченными возможностями в нормальную трудовую среду и повышения уровня занятости среди инвалидов путем их профессиональной реабилитации нам представляется необходимым:
1. Совершенствовать и далее государственную политику в области профессиональной реабилитации.
2. Включить в документы, регламентирующие работу Роструда и его учреждений, вопросы профессиональной реабилитации.
3. Развивать сотрудничество органов службы занятости со всеми сторонами, участвующими в профессиональной реабилитации инвалидов, такими как НПО, учреждения реабилитации, бюро МСЭ, работодатели и их организации, а также профсоюзы.
4. Четко определить обязанности, порядок финансирования и ресурсную базу всех заинтересованных сторон, включая БМСЭ, службу занятости населения, учебные заведения, учреждения социальной защиты и работодателей.
5. Обеспечить координацию усилий различных заинтересованных сторон. Необходимо разработать нормативную базу, которая определяла бы их взаимодействие друг с другом и охватывала бы их программы, индивидуальные планы действий и методы работы.
6. Включить в бюджеты органов СЗН целевое финансирование мер по профессиональной реабилитации и содействию трудоустройству инвалидов, а также определить их стратегию действий в этой области. Эффективность этих действий необходимо поставить под контроль.
7. Роструду разработать рекомендации по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов.
8. Учреждениям СЗН уделять внимание целевой подготовке специалистов, которым предстоит работать с уязвимыми группами населения. Особое внимание уделять контактам с работодателями по вопросам профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов и повышению их мотивации к приему на работу инвалидов.
В заключение необходимо выделить основные актуальные проблемы:
1. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции 22 августа 2004 года) значительно сузил возможности по квотированию рабочих мест на предприятиях (квотирование стало возможным на предприятиях с численностью работников более 100 чел., вместо 30 чел.). Усложнил принятие мер в отношении работодателей, нарушающих Закон в части квотирования рабочих мест и трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон Пермской области (по этой проблеме) федеральные нововведения повторил.
2. Участие инвалидов в программе «Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите» предусматривает выплату заработной платы участникам программы. Для многих работодателей такой режим реализации временной занятости инвалидов не привлекателен.
3. Одним из факторов, препятствующим повышению эффективности мероприятий по содействию трудоустройству этой категории граждан, остается не желание работодателей принимать инвалидов на постоянные рабочие места в связи с необходимостью обеспечения инвалидам особых условий труда, определенных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы