aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Состояние инвалидности и основные проблемы деятельности службы медикосоциальной экспертизы в Пермском крае

Пермский край, г. Пермь
ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермской области»
Т. А. Аникеева

Экспертная служба Пермской области, как составная часть сначала Союзной, а затем Российской, прошла долгий путь становления от разрозненных врачебно-трудовых экспертных комиссий до современной модели федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Новое понятие инвалидности, определенное ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов», принятом в 1995 году, когда одним из важнейших постулатов в установлении инвалидности становится не только наличие ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством здоровья, но, в первую очередь, наличие социальной недостаточности, вызывающей необходимость социальной защиты, привело к изменению методологии медико-социальной экспертизы. При этом ведущим направлением деятельности становится экспертно-реабилитационная диагностика, которая должна ответить на следующие вопросы:
- имеются ли у больного ограничения жизнедеятельности, и какова степень их выраженности;
- какие элементы жизнедеятельности сохранены, и в какой степени;
- каков реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз у данного лица, и каковы возможности его реабилитации;
- есть ли у больного такие нарушения функций и ограничения жизнедеятельности, которые могут быть ликвидированы полностью или частично;
- какие нарушения функций и ограничения жизнедеятельности могут быть замещены или компенсированы, и какими мерами это должно быть обеспечено;
- нуждается ли больной в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Для реализации этих задач в апреле 1997 года в Пермской области было организовано областное учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы, определен поэтапный план образования новых бюро медико-социальной экспертизы, исходя из нормативов, предписанных на законодательном уровне (постановление Правительства РФ от 13.08.1996 года №965), введены в штаты бюро новые специалисты: специалисты по реабилитации инвалидов и социальной работе, психологи. Структура службы медико-социальной экспертизы области, отвечающая ее потребностям, окончательно сложилась в 2004 году, путем объединения муниципальных городских и межрайонных бюро медико-социальной экспертизы в единую систему Главного бюро медикосоциальной экспертизы. Таким образом, модель организации службы, определенная распоряжением Правительства РФ от 16.12.2004 года №1646-р, закрепила ранее созданную в Пермской области структуру, изменив уровень подчиненности и финансирования с областного на федеральный.
В настоящее время в области функционируют 33 филиала общего и специализированного профиля и 7 составов главного бюро медико-социальной экспертизы. Работу службы медико-социальной экспертизы обеспечивают 6 отделов администрации, руководство осуществляется руководителем- главным экспертом. В ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермской области» (далее ГБМСЭ) осуществляет экспертно-реабилитационную деятельность коллектив в составе 421 человека. Из них:
- врачей-специалистов -123;
- специалистов по реабилитации инвалидов-39;
- специалистов по социальной работе-24;
- психологов-32.
Средняя укомплектованность кадрами по филиалам и по составам - 86%.
Эффективность работы службы медико-социальной экспертизы во многом зависит от квалификации и профессиональной подготовленности специалистов. Новые задачи, поставленные перед службой медико-социальной экспертизы, потребовали обучения и переобучения кадров, поэтому за неполные два года более 60% специалистов медико-социальной экспертизы прошли обучение в Санкт-Петербургском институте усовершенствования врачей-экспертов и на выездных циклах Федерального бюро медико-социальной экспертизы.
Ежегодно ГБМСЭ проводит подробный анализ состояния инвалидности в области. За 2005 год всего было освидетельствовано 88 546 человек взрослого населения, что больше, чем в 2004 году (82 886 человек). В том числе первично признано инвалидами 30 350 человек (23 370 человек в 2004 году). Интенсивный показатель первичной инвалидности по области равен 139,5 на 10 000 взрослого населения (2004 год - 107,6, 2003 год - 103,7). В сравнении с другими регионами Российской федерации, входящими в состав Приволжского округа, уровень первичной инвалидности ниже, чем в городах Уфа, Казань, Оренбург и значительно выше, чем в г. Саратове, Чувашской и Удмуртской Республиках. В области в 19-ти территориях уровень первичной инвалидности выше среднеобластного: Очерский район - 285,2 (2004 год - 122,7, 2003 год - 94,9); Кишертский - 245,0 (2004 год - 163,1, 2003 год - 118,0); г. Губаха - 244,5 (2004 год - 151,8, 2003 год - 138,4). Самые низкие показатели инвалидности в Осинском - 98,8, Ильинском - 95,2 и Горнозаводском - 91,0 районах. Рост первичной инвалидности связан с увеличением освидетельствований лиц пенсионного возраста впервые признанных инвалидами, которые составили по итогам 2005 года 67,6% (2004 год - 57,3%) от всех освидетельствованных. Структура первичной инвалидности взрослого населения на протяжении последних лет остается без изменений: на первом месте находятся болезни системы кровообращения (55,9%), на втором месте - злокачественные новообразования (10,8%), на третьем месте - болезни костно-мышечной системы (5,7%), на четвертом месте - последствия травм (4.9%). В 2005 году впервые признано инвалидами среди лиц трудоспособного возраста 9 820 человек, интенсивный показатель равен 59,6 на 10 000 трудоспособного населения (2004 год - 60,7, 2003 год - 62,1). Структура первичной инвалидности среди лиц трудоспособного возраста: на первом месте болезни системы кровообращения - 30,9%, на втором месте онкозаболевания - 14,6%, на третьем месте туберкулез - 11,0%, на четвертом месте последствия травм - 10,9%. Повторно освидетельствовано: 44 068 человек (2004 год - 57 900 человек). Из них признано инвалидами - 42 203 человека (2004 год - 42 996 человек). Показатель полной реабилитации в 2005 году составил 4,2% (2004 год - 5,0%, 2003 год - 5,9%). Индивидуальные программы реабилитации разработаны 34,3% из числа взрослых, признанных инвалидами, 100% - детям-инвалидам. Из приведенных данных видно, что за последние годы отмечается ухудшение ряда основных показателей инвалидности области: рост общего количества освидетельствованных больных, показателя первичной инвалидности, за счет лиц пенсионного возраста. Этот рост обусловлен введением в жизнь нового закона о трудовых пенсиях и ФЗ №122, расширивших социальные гарантии для лиц, являющихся инвалидами, что обусловило увеличение числа обращений в бюро медико-социальной экспертизы, как для установления группы инвалидности, так и для определения степени ограничения трудовой деятельности. Пенсионерам стало «выгодно» быть инвалидами, иметь высокую степень ограничения к трудовой деятельности, так как это дает возможность получать ежемесячные денежные выплаты и перейти на федеральный уровень обеспечения социальными льготами, в том числе и денежными выплатами.
Решение вопросов по профилактике и снижению инвалидности и преодолению возникших трудностей по освидетельствованию инвалидов требует внедрение ряда мер на законодательном уровне.
- Концептуальное изменение понятийных категорий инвалидности для различных групп населения, в частности для детей, лиц пенсионного возраста;
- Усиление организационного, кадрового и методического обеспечения учреждений медикосоциальной экспертизы (принятие нормативов освидетельствования, приближенных к особенностям различных регионов, закрепление кадров путем увеличения заработной платы специалистов медико-социальной экспертизы на уровне заработной платы врачей ЛПУ, разработка информационно-методических материалов по механизму принятия экспертных решений для различных контингентов населения (дети, трудоспособное население, пенсионеры), положения об индивидуальной программе реабилитации;
- Внесение изменений и дополнений в основополагающие документы, регламентирующие социальную защиту населения, в частности систему льгот, которые должны предоставляться не только с учетом статуса инвалидности, а по медицинским показаниям (лекарственное и санаторно-курортное обеспечение) и социально-экономическим критериям (малообеспеченность).
Для успешного функционирования службы на современном этапе необходимо укрепление ее материально-технической базы, в том числе
1. Информационно-методическое обеспечение всех учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации:
- компьютеризация процесса медико-социальной экспертизы
- информационное программное обеспечение
- автоматизация и стандартизация статистического учета и отчетности
2. Использование современных методов организации и оказания медико-экспертных услуг:
- маркетинг медико-экспертных услуг
- стандартизация оснащения и оказания услуг в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
В связи с введением в действие 25.03.2004 года №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» необходимо внесение дополнения в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 года №1646-р об объединении ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермской области» и ФГУ «Главное бюро медикосоциальной экспертизы по Коми-Пермяцкому автономному округу».
Все это позволит эффективно и качественно осуществлять медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов в соответствии с потребностями населения Пермского края.

Назад Оглавление Далее