Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида

После того, как инвалиду (ребенку-инвалиду) была составлена ИПР, ее содержание согласовано между сторонами, начинается второй, не менее «энергозатратный» и мучительный этап, - реализация мероприятий, заложенных в ИПР.

В этой главе мы коснемся таких вопросов, как порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а также предоставления им услуг по сурдопереводу. О вопросах исполнения реабилитационных мероприятий, отраженных в разделах «профессиональная реабилитация» и «психолого-педагогическая реабилитация», будет подробно рассказано в следующих главах.

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877 “О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями”.

Заявление о предоставлении (замене) инвалиду технического средства реабилитации подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее – орган ФСС).

Если же техническое средство реабилитации предоставляется инвалиду по Региональному перечню вспомогательных технических средств реабилитации, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области, то уполномоченным органом выступает управление социальной поддержки и защиты населения Вашего района.

При подаче заявления представляется паспорт и индивидуальная программа реабилитации. Следует заострить Ваше внимание на том, что оригинал ИПР остается у Вас, а сотруднику органа ФСС остается копия ИПР.

Орган ФСС в 15-дневный срок с даты поступления заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду высылается направление на получение (изготовление) указанного средства (изделия) в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке. В Самарской области такой организацией является ФГУП «Самарское протезно-ортопедическое предприятие», расположенное по адресу: 443031 г. Самара, ул. Демократическая, 47.

Технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия, передаваемые инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование, не подлежат отчуждению третьим лицам, в том числе продаже или дарению.

При обеспечении инвалида протезами, протезно-ортопедическими изделиями:

а) первичное и сложное протезирование осуществляются на базе лечебно-профилактических учреждений, стационаров сложного протезирования протезно-ортопедических предприятий или федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” с изготовлением, при необходимости, лечебно-тренировочных протезов. Основанием для изготовления и оплаты лечебно-тренировочного протеза при первичном протезировании является справка о потребности в нем, выданная лечебно-профилактическим учреждением или федеральным государственным учреждением “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”;

б) ортопедическая обувь, а также обувь на протезы и ортопедические аппараты для инвалидов, имеющих культи обеих верхних конечностей, а также культю одной верхней конечности и деформацию кисти другой конечности, выдается с конструктивными элементами, которые обеспечивают возможность самостоятельного надевания обуви.

Для проезда к месту нахождения лечебно-профилактического учреждения, протезно-ортопедического предприятия, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”, в которое выдано направление, инвалиду органом ФСС выдается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) или именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным и водным транспортом (далее - именное направление). При необходимости проезда 2 или более видами транспорта специальный талон (именное направление) выдается на каждый вид транспорта.

Специальный талон (именное направление) предоставляется также лицу, сопровождающему инвалида, если необходимость сопровождения установлена индивидуальной программой реабилитации.

Специальный талон (именное направление) содержит данные, необходимые для оформления соответствующих проездных документов (билетов). Заполненный специальный талон (именное направление) выдается инвалиду для проезда к месту нахождения лечебно-профилактического учреждения, протезно-ортопедического предприятия, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” и в обратном направлении.

Специальный талон (именное направление) предоставляется инвалиду, а также при необходимости - сопровождающему его лицу не более чем на 4 поездки к месту нахождения лечебно-профилактического учреждения, протезно-ортопедического предприятия, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”, в которые выданы направления, и 4 поездки в обратном направлении. Необходимость очередной поездки письменно подтверждается указанными организациями путем выдачи инвалиду письменного уведомления для предъявления в уполномоченный орган.

Для проезда инвалид вправе воспользоваться следующими видами транспорта:

а) железнодорожным транспортом на расстояние до 200 км - в жестком вагоне (без плацкарты), свыше 200 км - с плацкартой в купейном вагоне;

б) водным транспортом - на местах III категории;

в) автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси);

г) воздушным транспортом на расстояние свыше 1500 километров или при отсутствии пассажирского железнодорожного сообщения - в салоне экономического класса.

Расходы на проживание инвалида, а также при необходимости - сопровождающего его лица в случае изготовления протезов, протезно-ортопедических изделий в амбулаторных условиях оплачиваются инвалиду, а также при необходимости - сопровождающему его лицу протезно-ортопедическим предприятием, лечебно-профилактическим учреждением, федеральным государственным учреждением “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”.

Оплата расходов на проживание инвалидов производится в размерах, предусмотренных для оплаты командировочных расходов лицам, направляемым в служебные командировки в пределах Российской Федерации.

Оплата расходов на проживание производится за фактическое число дней проживания, но не более чем за 7 дней в одну поездку. По решению уполномоченного органа при проживании инвалида, а также при необходимости - сопровождающего его лица в отдаленном от протезно-ортопедического предприятия, лечебно-профилактического учреждения, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” районе оплата может производиться за фактическое число дней проживания, но не более чем за 14 дней при условии изготовления протеза, протезно-ортопедического изделия в течение одной поездки.

В случае если инвалид, ветеран самостоятельно решают вопрос о своем протезировании в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, по решению уполномоченного органа им может быть предоставлено гарантийное письмо об оплате соответствующей организации стоимости изготовленных протезов, протезно-ортопедических изделий (в размерах, не превышающих стоимость таких протезов, протезно-ортопедических изделий, изготовленных в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке).

Отдельно следует сказать о правилах предоставления инвалидам с нарушениями слуха (за исключением лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний) услуг по сурдопереводу, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. №608.

Услуги по сурдопереводу предоставляются инвалиду в количестве до 40 часов сурдоперевода в 12-месячном периоде, исчисляемом начиная с даты подачи заявления, поданного в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ. Неиспользованные часы сурдоперевода денежной выплатой не компенсируются.

Отказ инвалида от предоставления услуг по сурдопереводу, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации, не дает ему права на получение компенсации.

Для получения услуги по сурдопереводу инвалид предоставляет в орган ФСС паспорт и индивидуальную программу реабилитации.

Уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает его, ставит инвалида на учет по предоставлению услуг по сурдопереводу и выдает (по желанию инвалида высылает) ему направление в организацию, предоставляющую услуги по сурдопереводу, отобранную уполномоченным органом в установленном порядке, на получение указанных услуг.

В случае, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации право на получение услуг по сурдопереводу реализовано инвалидом самостоятельно (за счет собственных средств), то ему выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости данных услуг, предоставляемых организацией, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке, исходя из количества часов сурдоперевода и периода их предоставления.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении инвалиду понесенных расходов, связанных с услугами по сурдопереводу, при предоставлении документов, подтверждающих эти расходы (договора о предоставлении услуг по сурдопереводу, заключенного в установленном порядке).

Сроки пользования выданными инвалидам техническими средствами реабилитации устанавливаются Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 мая 2007 г. № 321 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены», которым был признан утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. N 282 “Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены”. Однако 4 июля 2007г. подано заявление в Верховный суд РФ о признании нормативного акта, Приказа Минздравсоцразвития России № 321 “Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации”, противоречащим закону в виду того, что он ухудшает достигнутый уровень социальной защищенности инвалидов. По имеющейся у нас информации, Верховный суд РФ полностью удовлетворил требования заявителя, и это важный судебный прецедент, значение которого трудно переоценить, в виду важности решенного вопроса: правомерно ли издание нормативного акта, умаляющего существующий объем социальной поддержки. В приложениях 2 и 3 к данному пособию представлены Заявление о признании нормативного акта противоречащим закону в Верховный Суд РФ (приложение №2) и возражения на отзыв Министерства здравоохранения и социального развития РФ (приложение №3). Близкое знакомство с данными документами, на наш взгляд, будет познавательно для Вас, поскольку Вы сможете уяснить логику доказывания незаконности подзаконного акта, взять на вооружение аргументы, использованные Центром лечебной педагогики, и с успехом применять их в будущем в том или ином судебном разбирательстве по аналогичному вопросу. Наконец, мы надеемся, что данный пример побудит людей с инвалидностью, а также всех заинтересованных лиц обращаться в судебные инстанции для защиты своих прав и законных интересов.

Хотелось бы добавить ложку дегтя в сказанное. С горечью приходится констатировать, что при решении вопроса обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации доминирует принцип «то, что дешевле», а не «то, что лучше». Так, проведение государственного тендера не учитывает все медицинские показания, далеко не всегда удовлетворяет конечного потребителя. Выбирая то, что дешевле, государство не решает проблему реабилитации. Кроме того, тендер, т.е. определение государством исполнителей реабилитационных услуг, противоречит нормам закона «О социальной защите инвалидов», который отдает на откуп самому потребителю – инвалиду, решение вопроса о выборе исполнителя реабилитационных мероприятий.

Назад Оглавление Далее