Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

17. Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной 77 реабилитации инвалидов

Пермский край, г. Чайковский Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов
Букина О. Ю.

Идеология реабилитации инвалидов за последние годы претерпела значительную эволюцию. Сегодня основной упор делается не на уход за ними, а на улучшение качества их жизни и компенсацию зависимости от окружающих.
Реабилитация инвалидов в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов имеет свои особенности: длительный срок с момента получения травмы в случае приобретенной
инвалидности, пассивность лиц, имеющих врожденную инвалидность. Поэтому реабилитационная работа в учреждении, ориентированная на результат, должна ставить во главу угла конкретного человека и проводиться в системе.
Адаптивная физическая культура (АФК) является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов, влияющим на формирование физической готовности к жизни, всестороннее, а также интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В доме-интернате для престарелых и инвалидов г. Чайковский широко используются такие виды АФК, как физическая реабилитация (занятия лечебной физической культурой); адаптивная двигательная рекреация (спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия), креативные телесно-ориентированные практики (танцы и оздоровительная аэробика на инвалидных колясках).
Адаптивная двигательная рекреация позволяет удовлетворять потребности людей с ограниченными возможностями в отдыхе, развлечении, в общении, повышает интерес и готовит к основным занятиям по лечебной физкультуре. В этом виде АФК важен не столько результат, сколько процесс самовыражения, реализации личностного творческого потенциала, имеющего вполне определенную самостоятельную ценность.
В условиях дома-интерната адаптивная двигательная рекреация имеет преимущество по сравнению с другими формами адаптивной физической культуры. Прежде всего, это возможность совместного участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях лиц с отклонениями в состоянии здоровья с разными заболеваниями и в любом возрасте. Спортивные и физкультурнооздоровительные мероприятия проводятся 4-5 раз в месяц с использованием различных форм адаптивной двигательной рекреации, как физкультурно-оздоровительные праздники, спортивные викторины, подвижные игры, спортивные игры, конкурсы, соревнования типа «веселые старты», эстафеты, игры на свежем воздухе. Всего за текущий год проведено более 50 таких мероприятий. Основу каждого физкультурного праздника составляет игра. Игра улучшает двигательные возможности, развивает важнейшие социальные навыки и умения. В игровой деятельности приобретается практический опыт культуры общения - развитие познавательной активности и коммуникативных способностей. Основная часть физкультурных праздников основана на игровой «тропинке», когда участники расходятся по разным этапам, расположенным на ней. Каждый участник имеет возможность выбрать из предложенных этапов любой вид деятельности, который ему интересен. Наблюдая за эмоциональностью, энергичностью других участников, он неосознанно вовлекается в основную игровую деятельность. В ходе игры у участников возникает чувство радости, ощущение настоящего праздника, что позволяет забыть о своих недугах.
В течение трех лет дом-интернат сотрудничает с Чайковским государственным институтом физической культуры. Студенты очных и заочных отделений кафедры АФК составляют программу, сюжет игры, проводят показательные выступления и сами принимают участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Происходит двусторонний процесс взаимного сближения двух социальных субъектов, в данном случае - лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество и людей, которые создают благоприятные условия для этого процесса. У студентов формируются умения и навыки, будущие специалисты учатся понимать эмоциональное состояние лиц с ограниченными возможностями, проявлять терпимость, взаимопомощь, понимание и уважение к своим подопечным.
У инвалидов совместные праздники формируют положительное отношение к физической культуре, ведению здорового образа жизни, позволяют обрести новых друзей, снимают комплексы в общении, отвлекают от проблем повседневной жизни.
Адаптивная двигательная реабилитация, реализуемая в учреждении, включает в себя: лечебную гимнастику, механотерапию.
Основой двигательной реабилитации является лечебная гимнастика. Физические упражнения, применяемые в ней, включают упражнения общетонизирующей направленности и профилактической направленности, а также специальные упражнения, воздействующие на двигательный дефект. По мере усвоения, комплекс расширяется за счет включения новых упражнений специальной направленности и увеличение числа их повторений. Занятия проводятся преимущественно индивидуально.
Целый комплекс задач позволяют решать занятия оздоровительной аэробикой:
- развитие силы и гибкости, улучшение подвижности в суставах;
- улучшение двигательной, зрительной и других видов памяти посредством сочетания различных в координационном плане движений, направленных на запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение двигательных действий;
- организация движений не только пространственно, но и музыкально, подчиняя их определенному ритму.
При разучивании упражнений включаются процессы осмысления и внутреннего проговаривания того, что человек должен делать. В результате этого новые комбинации движений выступают также в роли инструмента мышления. Возможны самые разнообразные варианты занятий аэробикой. Именно в ходе этой работы развивается физическая подготовленность. На протяжении занятий пациенты от простых движений, комбинаций, блоков постепенно переходят к более сложным. В процессе освоения комплексов упражнений у них развивается художественное восприятие и воображение, память, творческие способности.
Поскольку почти у всех пациентов уже имеются вторичные нарушения (сколиотическая деформация позвоночника, контрактуры, остеопороз и др.), возникает необходимость дополнительного использования нетрадиционных методик для укрепления мышц. Для этого нами используются упражнения по системе Пилатеса, которые помогают укрепить стабилизирующие мышцы, прилегающие к позвоночнику и поддерживающие его. В комплекс занятий входят статическое напряжение одних и динамические упражнения других мышечных групп, выполняемые в сочетании. Главная особенность метода - повышенные требования к точности выполнения движений. Этот метод помогает людям с последствиями травм, особенно спинномозговых, избавляться от болей в спине, благотворно воздействует на иммунную систему, эффективно борется с остеопорозом, а также с проявлениями стресса и головной боли.
Инвалиды, проживающие в доме-интернате, постепенно включаются в адаптивный спорт - дартс, бег на колясках, динамометрия. Молодые инвалиды принимают активное участие в соревнованиях городского и краевого значения, становятся призерами.
Таким образом, систематическая работа с инвалидами адаптивной физической культурой в рамках комплексной реабилитации дает результаты и способствует не только расширению двигательных возможностей, но и коммуникативных функций, а также социализации и интеграции инвалидов в социум.

Назад Оглавление Далее