Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

16. Программа «Активная коляска» как эффективная технология социально-средовой ориентации

Пермский край, г. Пермь ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов»
А. С. Морозова, В. А. Механошин

Социально-средовая ориентация подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей и производственной среды, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой.
Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и градостроительный кодекс РФ предусматривают, необходимость создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и прочим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. № 73 введен в действие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно которому планировка и застройка городских и сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускается. Однако в настоящее время проблема безбарьерной среды является одной из наиболее актуальных среди инвалидов.
В Центре комплексной реабилитации инвалидов для преодоления физических барьеров применяется программа «Активная коляска», целевой аудиторией которой являются инвалиды, пользующиеся инвалидной коляской, обладающие достаточной физической выносливостью и не имеющих медицинских противопоказаний к физическим занятиям. Важным условием является то, что специалист, реализующий данную программу, сам является инвалидом I группы и пользуется инвалидной коляской.
Программа состоит из нескольких этапов.

Первый этап программы - первичная диагностика. На данном этапе оценивается выполнение человеком с ограниченными возможностями таких действий на коляске, как баланс, преодоление рельса, бордюра, подъем и спуск по пандусу, спуск на задних колесах, подъем по лестнице. При этом используется 3-бальная система оценки: на 3 балла - выполняет самостоятельно, на 2 балла - выполняет самостоятельно, но с трудом, на 1 балл - выполняет с посторонней помощью, 0 баллов - не выполняет.

Второй этап программы - информационный. Он включает лекции и беседы по пониманию инвалидности; консультации по законодательным документам о доступности окружающей среды для инвалидов; информирование о типах инвалидных колясок, их преимуществах (например, инвалидная коляска активного типа обладает рядом достоинств: возможностью выбора оптимального балансировочного положения, высокой маневренностью и легкостью хода, удобством складывания и загрузки в транспортное средство, эргономичностью конструкции).

Третий этап программы - обучающий. На специальных тренажерах участники программы выполняют действия, необходимые для самостоятельного перемещения на инвалидной коляске, пробуют управлять разыми типами колясок. Обучение проводится индивидуально или в группе и включает в себя несколько занятий. Перед обучением коляска подгоняется с учетом антропометрических особенностей конкретного человека. Переход к каждому из последующих этапов занятий осуществляется после того, как пациент хорошо освоит предыдущий. Каждый этап предполагает выработку силы и выносливости. Дополнительно можно перемещаться по улице, постепенно увеличивая пробег, регулярно делать силовую гимнастику (упражнения с гантелями, резиновым бинтом или эспандером).
Начинается обучение с выработки баланса, который является основой для всех последующих упражнений. Именно уверенное балансирование позволяет преодолевать такие препятствия как въезд на бордюр тротуара и спуск с него, съезд с крутого пандуса, езда по песку, гравию, переезд через трамвайные пути и через корни деревьев, спуск и подъем по лестнице, эскалатору и многое другое, даже легко и уверенно танцевать.
Следующий этап обучения - освоение техники вращения колес. Она предусматривает следующие действия: легкий и быстрый захват обручей - это когда большой палец направлен по верхней (наружной) поверхности обруча, а указательный прижимает обруч с нижней (внутренней) стороны. В исходном положении обруч лучше захватывать приблизительно на уровне спинки коляски и проворачивать как можно дальше. Возвращать в обратное положение руки нужно выпрямленными в локтевом суставе, под действием собственного веса, тогда плечи будут расслаблены. Не следует возвращать руки в исходное положение по траектории, соответствующей обручам, т.к. в этом случае плечи каждый раз будут подниматься и опускаться, вызывая излишнее напряжение мышц. Рекомендуемая техника избавляет руки и плечи от чрезмерной нагрузки и позволяет ездить быстрее.
Следующее занятие - тренировка падения (опрокидывания назад) и посадки в коляску с земли. При обучении выработки баланса инструктор страхует участника программы, после уверенного освоения баланса приходит время прочувствовать, как происходит падение и что при этом делать.
Дальше следует преодоление препятствия типа бордюр. Отработка данного упражнения имеет большое значение для передвижения по городским улицам. В реальной жизни таким образом преодолеваются, например, бордюры тротуаров и одиночные ступени. При проведении таких тренировок используется специальный тренажер - деревянный помост высотой 10 и 12 см с разных сторон, имеющий ширину и длину для размещения коляски.
После освоения баланса и преодоления препятствий переходят к обучению подъему и спуску по наклонной плоскости. Пандусов в городах становится все больше, но не всегда они столь пологи, чтобы не возникало проблем. Для тренировки используются имеющиеся в Центре пандусы. Завершающим этапом является самое сложное для выполнения действие - подъем и спуск по лестнице. Лестница - самое сложное препятствие для человека, пользующегося инвалидной коляской, и преодоление лестницы - высший уровень мастерства. При наличии поручней возможно не только спуститься, но и подняться по лестнице. При выработке уверенного баланса появляется возможность спуститься по лестнице и без перил, фиксируясь на каждой ступени, если их ширина не менее 40 см.
Дальнейшее развитие и совершенствование навыков зависит от самого человека.

Четвертый этап программы - практический. На данном этапе лица с инвалидностью применяют полученные знания, умения и навыки на практике - специалистом организуются выезды к объектам социальной инфраструктуры: магазины, аптеки и т.д. При необходимости участники программы практикуются в пользовании общественным транспортом.

Пятый этап программы - повторная диагностика и определение эффективности реабилитационных мероприятий.
На этом этапе:
- определяется, насколько изменилось качество выполняемых на первом этапе действий;
- специалистом рекомендуется тип инвалидной коляски, наиболее подходящий для использования конкретному участнику программы;
- заполняется анкета обратной связи (приложение 1).
Анализ анкет показал, что обучение по программе «Активная коляска» принесло участникам пользу, полученные навыки будут применяться на практике.
За период с 2004 по 2007 год участие в программе приняли около 70 человек. Есть примеры того, что обучение по данной программе не только позволило лицам с инвалидностью стать независимыми от окружения, но и дало толчок для серьезных занятий спортом. Например, Константин Сосунов (36 лет, последствие спинномозговой травмы) входит в сборную России по спортивным танцам, Татьяна Бразгина (30 лет, последствие спинномозговой травмы) заняла 2 место на чемпионате России 2007 года по лыжным гонкам. Таким образом, отмечается высокая востребованность и практическая значимость реализации программы «Активная коляска».

Приложение 1
Анкета обратной связи по программе «Активная коляска»

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
Ф.И.О.
Дата рождения
Адрес
Условия проживания
Диагноз
Присутствовали ли Вы когда-либо на подобных занятиях?
Что нового Вы узнали для себя на занятиях?
Пригодятся ли полученные знания Вам в дальнейшем?
Дата Подпись
Спасибо за ответы!

Назад Оглавление Далее