Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

11. Методика «Изонить» в реабилитации инвалидов с неврологической 55 патологией

Пензенская область, г. Пенза ГУ СПН Пензенский областной центр реабилитации инвалидов
Л. Д. Степанова, И. Ю. Кормакова

Более 12 лет прошло с момента открытия в г. Пензе в 1995 году областного Центра реабилитации инвалидов (ПОЦРИ) с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. В настоящее время в Центре проводится непрерывная комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями с использованием методик эрготерапии, кинезотерапии, социальной адаптации и профессионального обучения. Центр обслуживает инвалидов трудоспособного возраста в режиме амбулаторного приема и круглосуточного стационара. За прошедшие годы специалисты Центра смогли оказать действенную помощь тысячам горожан и жителям области, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Динамичное развитие, поиск новых методов и методик по реабилитации инвалидов, укрепление материально-технической базы - вот руководство к действию сотрудников центра.
Одним из методов, который стал применяться в центре с самого начала его работы, является реабилитация художественно-прикладными видами творчества. Этот метод оказался наиболее доступным и показывает свою эффективность в течение 10 лет.
В процессе реабилитации средствами культуры решаются следующие задачи реабилитации:
- развитие эмоционально-интеллектуальной сферы пациентов посредством восприятия лучших мировых образцов культуры;
- развитие эмоционально-волевой сферы, формирование таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, целенаправленная деятельность;
- обучение активному творчеству и сотрудничеству, умению включаться в сотворчество, в коллективный процесс восприятия и самовыражения через искусство;
- развитие костно-мышечного аппарата, мелкой моторики рук: тренировка ловкости и
координации движений;
- формирование определенных трудовых навыков при работе с различными материалами, а также инструментами и приспособлениями;
- подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии со своими возможностями и способностями.
Специалисты Центра стремятся к формированию у пациента активной жизненной позиции, к пробуждению у него интереса к жизни, развитию его творческого потенциала. Главный принцип работы - добиться самостоятельности в выполнении задания при максимуме качества. По данному направлению Центр работает со всеми пациентами.
Занятия носят индивидуальный и групповой характер. Количественный состав групп не превышает 10 человек.
Пациентам предлагаются следующие виды художественно-прикладного творчества:
- Работа с бумагой и картоном (техника «оригами»). При этом осваиваются многие операции -
складывание бумаги, раскраска, резание ножницами, склеивание. Приобретаются
практические навыки в конструировании, формируются способности к нестандартному мышлению.
- Работа с красками, карандашами, мелками, фломастерами. Формируются навыки рисования, развиваются двигательные функции руки (целенаправленные движения рук, кисти и пальцев во время рисования способствует развитию координации). Специально отобранные действия (плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, отдельные мазки, требующие точности движения, работа всей поверхностью кисти или ее концом) тренируют определенные группы мышц руки.
- Лепка из теста. Усвоение различных приемов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.) способствует разнообразию сенсорного опыта. Занятия лепкой развивает чувство осязания (пластика, форма предмета) обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, пациент активно работает пальцами, причем чаще всего всеми десятью, что способствует развитию мыслительной деятельности.
- Узелковое плетение макраме. Плетение макраме развивает пространственное воображение, координацию движений рук и глаз, математические способности, память, художественный вкус. Воспитывает характер - упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить начатое дело до конца.
- Работа в технике "изонить". Развиваются интеллектуальные и творческие способности. Чтобы выполнить работу, пациент должен освоить методику, уметь правильно рассчитать количество петель, длину нитей, правильно подобрать сочетание цветов, моделировать.
Основные формы обучения:
- Занятия с небольшими группами пациентов, имеющими одинаковый диагноз.
- Индивидуальные занятия с пациентами, нуждающимися в усиленной коррекционной работе.
- Занятия по индивидуальным программам с пациентами, имеющими особые склонности к определенным видам творческой деятельности.
- Обучающие занятия с родственниками с целью ознакомления их с методами и приемами, необходимыми для коррекционно- развивающих занятий в домашних условиях.
- Индивидуальные консультации для родственников.
- Комплексные занятия с психологом по специально разработанным методикам
Продолжительность занятия от 15 до 45 минут в зависимости от состояния здоровья пациентов.
Приведенная далее методическая разработка предназначена для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, применяется при нарушениях координации движений, гемипарезах, верхних парапарезах, тетрапарезах, вследствие ОНМК, ЧМТ и т.д.

Методика для развития когнитивных функций и развития функций кисти на основе техники «Изонить»

Методика представляет собой вышивку цветными нитками по бумаге и картону.
Цели:
- Развитие способности к творческой и мыслительной деятельности
- Разработка мелкой моторики рук и координации движений обеих рук
- Тренировка памяти и счета
- Формирование чувства цвета, умения подбирать мягкий и яркий колорит, используя не только спектральные тона, но и многообразие полутонов и оттенков, плавность цветовых переходов
Тактические приемы, используемые педагогом:
- Создание возможностей для участия в занятии
- Использование занятий для снижения негативных эффектов недостаточности
- Использование во время занятий вспомогательных приспособлений и реабилитационного оборудования (резиновые коврики, толстые нити и иглы, иногда заменяемые деревянной палочкой, дырокол, специальный столик для инвалидов-колясочников)
- Обеспечение необходимой помощи для успешной творческой деятельности
- Предупреждение негативных исходов, сопровождающихся ощущениями безнадежности и беспомощности
Материалы и инструменты:
- Цветной картон (либо плотная бумага любой фактуры)
- Нити (швейные, мулине, ирис, люрекс, шелковые, шерстяные и т.д.)
- Швейные иглы (разной толщины)
- Булавки
- Ножницы
- Клей
- Карандаши
- Гуашь
- Циркуль
- Скрепки
- Резиновый коврик

Занятие 1. Беседа: «Что такое изонить. Правила техники безопасности при работе с инструментами».
Изонить - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства. Истоки этого творчества уходят корнями к народным мастерам Англии 17 века. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. В плоскую дощечку они забивали гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались красивые ажурные изделия. Их использовали для украшения жилищ. На первый взгляд кажется, что это очень сложное переплетение узоров, выполнение которых требует больших усилий и мастерства. Это не совсем так. Прежде всего требуется внимание, терпение и аккуратность. Изонить привлекает простотой исполнения и оригинальностью, не требует дорогостоящих материалов. Любой узор состоит из различных геометрических фигур: треугольников, многоугольников, окружностей и овалов. В технике изонити существуют два приема: заполнение угла и окружности. Освоив эти приемы можно выполнить узор любой сложности. Декоративные панно, выполненные в технике изонить могут украсить интерьер офиса и жилого помещения. Более мелкие изделия служат закладками, открытками, обложками рукописных книг и т.д.

Занятие 2. Техники.
Как сказано выше, в изонити два приема: заполнение угла и заполнение окружности.
Заполнение угла: Подготовка основы, прокалывание дырочек.
Возьмем картон (основу) размерами не менее 10 х 10 см и с обратной стороны начертим любой острый или прямой угол. Разделим каждую сторону угла на равные части. Наметим точки, расстояние между которыми 0,5 см (рис. 1). Проколем в точках отверстия иглой или шилом. В точке, которая находится в вершине угла, отверстие не прокалываем. Вставим в иглу нитку. Цвет нитки выбираем контрастный к основе, используя яркие, насыщенные тона Каждая следующая нить по мере окончания предыдущей может быть другого цвета при этом получится интересный цветовой эффект. Работать можно катушечными нитками любого размера шерстяными и мулине. Выполнение натяжения ниток: Нити натягиваем в строгом порядке.
С обратной стороны будущей вышивки в самой нижней точке (рядом с вершиной угла) на одной стороне угла закрепляем нитку. Это можно сделать с помощью узелка. Для прочности узелок можно заклеить бумажкой. После закрепления нити через отверстие выводим нитку на лицевую сторону, протягиваем до самой верхней точки на противоположной стороне. На лицевую сторону нить выводим из следующей по данной линии точки. Далее нить протягиваем по лицевой стороне на противоположную линию до точки следующей после той, с которой началась работа. Так заполняем весь угол. С изнаночной стороны у нас получатся только пунктирные стежки по сторонам угла. Угол может быть любым, соответственно меняется и узор, в котором одна линия плавно переходит в другую.
Из углов можно составить различные узоры.

Техники

Занятие 3. Заполнение окружности: Подготовка основы, прокалывание дырочек по нарисованной окружности.
Начертим окружность диаметром 10см и разделим длину окружности на отрезки = 0,5 см. В каждой точке проколем отверстие (рис. 2).
Выполнение натяжения ниток: или проведение хорд.
Чем длиннее хорда, тем меньше получится центральное отверстие. Изменяя длину хорды и количество точек, на окружностях с равным диаметром можно получить также разнообразные узоры. Можно выполнить ряд таких окружностей и сделать, например, закладку дня книг.

Заполнение окружности

Занятие 4-10.
Освоив несложные формы и приёмы заполнения углов, можно смело начинать экспериментировать с декоративными панно, на которых можно изобразить космос, растительный и животный мир. При этом либо общий вид, либо отдельные детали должны представлять собой стилизованные изображения какого-либо животного, птицы, цветка и пр., состоящие из треугольников и окружностей (рис.3).

Освоив несложные формы и приёмы заполнения углов

Данная методика в несколько видоизмененном виде может использоваться для пациентов с тяжелыми поражениями функции кисти (пациент не может захватить иглу). Тогда для работы используются специально разработанные шаблоны (рис.4).

Данная методика

Необходимые материалы и инструменты:
- Шаблоны
- Силовые кнопки
- Резинки (лучше цветные)
- Коврик из нескользящего материала «Dycem»
Пациенту предлагают внимательно рассмотреть схему и готовый образец. Далее отрабатывается захват кнопок, затем пациента просят воткнуть их в основу. Пациенту необходимо натянуть и закрепить резиночки на разноцветные пластмассовые кнопки, прилагая усилия. Кнопки располагаются на шаблоне на расстоянии 3 см (дощечка 20х20 см). Сначала заполнить угол, повторить несколько раз с помощью педагога, а затем выполнить самостоятельно по памяти. Затем отрабатывается заполнение окружности. В качестве тренажера (шаблона) можно использовать пластмассовую коробочку диаметром 20см. При успешном обучении, предлагаются более сложные варианты рисунка.
Данная методика не требует больших финансовых затрат, доступна к применению, хорошо воспринимается пациентами и эффективно работает на протяжении последних лет.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы