Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

10. Эрготерапевтические подходы в реабилитации инвалидов в условиях ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов»

Пермский край, г. Пермь ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов»
А. С. Морозова, В. А. Бронников

Эрготерапия изучает методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Эрготерапевт - это специалист, который помогает людям достичь их максимального уровня функционирования и независимости во всех аспектах жизни, несмотря на имеющиеся ограничения. Задачами эрготерапевта являются: обучение пациента элементарным навыкам самообслуживания, обучение навыкам повседневной активности, развитие мелкой моторики.
Реабилитация лиц с инвалидностью с учетом эрготерапевтических подходов в ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов» проводится в несколько этапов.
Первый этап - диагностический. На этом этапе собираются и интерпретируются данные о патологии, нарушениях функций, инвалидности (ограничения функционирования) и ограничениях социальных возможностей. В ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов» используются несколько видов диагностических методов. Один из них - «Оценка социально-бытовой активности» (приложение 1). Включает в себя четыре раздела: самоуход - гигиена, одевание/раздевание, питание; продуктивность в домашних условиях - работа на кухне, уборка, уход за одеждой; перемещение - внутри и вне дома; коммуникация - речь, письмо, чтение, использование телефона. Человек с инвалидностью должен оценить как он выполняет перечисленные действия по четырехбалльной шкале: 4 балла - выполняет самостоятельно; 3 балла - выполняет самостоятельно, но с трудом; 2 балла - выполняет только с посторонней помощью; 1 балл - не выполняет, но может выполнить, 0 баллов - не может выполнить. На основании полученной суммы баллов составляется график социально-бытовой активности.
Во многих действиях по ежедневной активности человека задействована кисть. Для оценки возможностей кисти применяется тест Ability of Hand (приложение 2), адаптированный для применения в Центре. В данном тесте перечислены виды деятельности, выполняемых с участием кисти. Человек с инвалидностью должен оценить как он выполняет каждое действие: 3 балла - легко; 2 балла - есть некоторые трудности; 1 балл - очень трудно; 0 баллов - не могу выполнить.
Вторым этапом реабилитации является постановка целей. В целевое планирование вовлекается человек с инвалидностью и его ближайшее окружение. Цели ставятся как долгосрочные (на недели-месяцы), так и краткосрочные (на дни-недели). Важными условиями целеполагания являются: специфичность (должны учитываться приоритеты инвалида и его значимого окружения); измеряемость; достижимость; реалистичность; определенность во времени. В этот этап вовлекаются все необходимые специалисты. Для более точного выявления приоритетов реабилитации и для измерения эффективности служит «Канадская оценка деятельности» (приложение 3). Состоит из четырех шагов. Первый шаг - идентификация видов деятельности, вызывающих затруднения. Второй шаг - расстановка приоритетов (по десятибалльной шкале оценивается важность выполнения действий). Третий и четвертый шаги - первичная и повторная оценка: по десятибалльной шкале оценивается выполнение и удовлетворенность выполнением каждого важного действия.
Третий этап реабилитации - организация реабилитации. Эрготерапевт составляет индивидуальный план реабилитации с учетом сохранных функций и многообразия методов восстановительной терапии. Методики социально-бытовой адаптации инвалидов включают в себя следующие разделы. Методики самоухода: использование вспомогательных средств в личной гигиене инвалида (рассказ об имеющихся вспомогательных средствах и их демонстрация; подбор необходимых средств; поэтапное обучение пользованию вспомогательными средствами.); обучение одеванию/раздеванию, застегиванию пуговиц, обуванию и шнурованию; обучение работе на кухне (знакомство с кухонным оборудованием, правила безопасности при работе на кухне, обучение пользованию кухонными бытовыми приборами, сервировка стола, обучение нарезке продуктов с использованием специальных приспособлений, обучение чистке овощей, обучение приготовлению салатов, подбор и обучение пользованию столовыми приборами, обучение приготовлению горячих напитков, мытье посуды); обучение письму (подбор технических средств для письма; использование трафаретов, шаблонов; рисование произвольных линий с помощью линейки; рисование произвольных фигур; работа с прописями; переписывание текста). Методики для развития функций кисти с использованием тренажеров: «Чудесное дерево», «Кольцеброс», «Волшебный сундучок», «Колпачки» и т.д. Развивающие методики: «Пазлы», «Учимся читать», «Учимся считать», «Карточки Никитина» и др.
Для пациента очень важна адаптация окружающей среды, в первую очередь квартиры. Необходимо сделать среду доступной, начиная от домашней посуды, заканчивая расположением специальных приспособлений, игрового пространства и т.д. Эрготерапевт разрабатывает рекомендации по адаптации жилья к нуждам инвалидов и оказывает содействие в ее осуществлении, используя методику оценки доступности окружения. Благодаря этой методике можно выявить, какие препятствия для независимости имеются в окружении инвалида. Учитываются следующие функциональные ограничения при выявлении препятствий: трудности с пониманием информации, значительная или полная потеря зрения, тяжелое нарушение слуха, плохое равновесие, нарушение координации, снижение выносливости, затруднения при движениях головы, затруднения при дотягивании до предметов, затруднения при манипуляциях с предметами, потеря функций верхней конечности, затруднения при наклонах, необходимость приспособлений для ходьбы, необходимость использования инвалидной коляски, чрезмерные рост или вес. Например, при необходимости использования приспособлений для ходьбы могут быть даны следующие рекомендации: дорожки вокруг дома должны быть достаточно широкими; не должно быть неровных, наклонных, нестабильных поверхностей; высота поребриков не должна превышать 40 мм; важно хорошее освещение на улице; парковка должна располагаться недалеко от входа в дом, места для парковки должны быть достаточно широкими; при входе в дом: дверной проем должен быть не менее 0,85м, порог - не выше 25 мм, место для маневров у двери - не менее 1,5 х 1,5 м внутри и снаружи; дверь должна быть легкой и фиксироваться в открытом положении; лестница должна быть широкой, с перилами, ступеньки не должны быть слишком высокими или слишком низкими, кроме лестницы должен быть и другой способ подняться; при входе в лифт не должно быть перепада уровней; проем между лифтом и полом этажа должен быть минимальными; двери лифта должны закрываться автоматически и не слишком быстро; лифт не должен останавливается слишком резко; желателен звуковой и визуальный сигнал при прибытии лифта, наличие поручней в лифте; важно отсутствие скользких поверхностей, незакрепленных ковриков и проводов на полу; должно быть достаточно пространства в местах поворотов (не менее 1,3 х 1,3 м); кухня должна отличаться достаточным маневренным пространством, низким расположением полок и шкафов. Важно наличие рабочей поверхности, пригодной для работы сидя, а также пространства для ног под рабочей поверхностью (не менее 0,6м в глубину); полки не должны быть слишком глубокие (более 0,3м); бытовые приборы должны находиться на допустимой для инвалида высоте; желательны выключатели, не требующие участия рук; ванная комната должна быть оборудована таким образом, чтоб обеспечить возможность принимать ванну/душ сидя; обязательны поручни в ванной и туалете (должны быть легкодостижимыми и располагаться адекватно); унитаз должен находиться не ниже 0,41 м.; под раковиной не должны находиться трубы и шланги; туалетная бумага должна располагаться менее чем на 0,4 м от унитаза и т.д.
Четвертым этапом реабилитации является повторная оценка. На данном этапе проверяется: все ли цели достигнуты, все ли планируемые действия выполнены, все ли существующие проблемы определены? Если есть отрицательные ответы на эти вопросы - указывается причина. Выявляется эффективность реабилитационных мероприятий.
Таким образом, эрготерапевт помогает пациенту восстановить навыки повседневной активности и максимально продвинуться в достижении его собственных жизненных целей, включая роль в семье и обществе.

Приложение 1
Оценка социально-бытовой активности инвалида

Ф.И.О.
Возраст
Место жительства
Основной медицинский диагноз
Группа инвалидности
Какими техническими средствами реабилитации пользуется
Образование
Чем занимается в настоящее время
Дата обследования: первичная повторная

Действия Первичная
Оценка
Повторная
Оценка
Комментарии
1. Самоуход (максимальный балл - 4)
Гигиена
Мытье рук      
Умывание      
Чистка зубов      
Принятие душа      
Принятие ванны      
Использование полотенца      
Мытье головы      
Причесывание волос      
Бритье/нанесение макияжа      
Уход за ногтями      
Пользование туалетом      
Пользование туалетной бумагой      
Застилка постели      
Смена постельного белья      
Лечь/встать с постели      
Одевание / раздевание
Надевание штанов (не застегивая)      
Снятие штанов (уже расстегнутых)      
Продевание ремня в шлейки брюк      
Застегивание пряжки ремня      
Надевание рубашки (не застегивая)      
Снятие рубашки (уже расстегнутой)      
Надевание джемпера/футболки      
Надевание носков      
Застегивание больших пуговиц      
Застегивание мелких пуговиц      
Расстегивание больших пуговиц      
Расстегивание мелких пуговиц      
Застегивание молнии, когда ее половинки уже соединены      
Соединение половинок разъемной молнии      
Надевание обуви (без шнуровки)      
Снятие обуви (без шнуровки)      
Шнуровка ботинок      
Пользование вешалкой      
Уход за одеждой, обувью      
Питание
Употребление пищи      
Итого баллов      
Возможности самоухода (%)      
2. Продуктивность в домашних условиях (максимальный балл - 4)
Работа на кухне
Поворачивание конфорок плиты      
Зажигание газа      
Поставить пищу на плиту/снять      
Открыть/закрыть холодильник      
Разместить продукты в холодильнике /достать      
Питье из кружки      
Пользование ложкой/вилкой      
Намазывание ножом      
Резка ножом      
Открывание/закрывание водопроводного крана      
Мытье посуды      
Накрывание на стол      
Заполнение чайника водой      
Ставить чайник на плиту      
Наливание горячего      
Приготовление горячих напитков      
Смешивание ингредиентов в миске      
Приготовление бутерброда      
Приготовление обеда      
Открывание консервов      
Открывание закручивающихся крышек      
Закупить продукты      
Уборка
Доставание из шкафа все для уборки      
Намочить/отжать тряпку      
Вытирание пыли      
Передвижение легкой мебели (стула)      
Пользование веником/ пылесосом      
Мытье пола      
Уход за одеждой
Раскладывание/складывание гладильной доски      
Пользование утюгом      
Ручная стирка      
Машинная стирка      
Развешивание белья      
Вдевание нитки в иголку      
Пользование швейными принадлежностями (пришивание пуговиц)      
Итого баллов      
Возможность продуктивности (%)      
3. Перемещение (максимальный балл - 5)
Внутри дома
Комнаты      
Кухня      
Коридор      
Санузел      
Вне дома
На улице      
Из дома на улицу      
Пользование общественным транспортом      
Итого баллов      
Возможность перемещения (%)      
4. Коммуникация (максимальный балл - 3)
Речь
Владение устной речью 1 | |
Письмо
Способность писать 1 I I
Чтение
Способность читать      
Способность держать книгу      
Использование телефона
Способность набрать номер      
Способность держать трубку      
Способность говорить по телефону      
Итого баллов      
Возможности коммуникации (%)      

Возможности социально-бытовой активности (%)

1. Самоуход
2. Продуктивность
3. Перемещение
4. Коммуникационные навыки
5. Всего

Оценка
Выполняет самостоятельно - 4 балла Выполняет самостоятельно, но с трудом - 3 балла Выполняет только с посторонней помощью - 2 балла Не выполняет, но может выполнить - 1 балл Не выполняет - 0 баллов

График социально-бытовой активности

График социально-бытовой активности

Ресурсы пациента
Первичная оценка Повторная оценка
Эрготерапевтические цели Краткосрочные:
Долгосрочные:
Планируемые мероприятия:
Рекомендации:
Анализ реабилитации:

« » 200 г.
Специалист по эрготерапии /
(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 2
Оценка возможности правой кисти (Ability of Hand)

Ф.И.О.
Возраст
Диагноз
Группа инвалидности Правша или левша

Пожалуйста, отметьте в соответствующих графах возможности выполнения вашей правой кистью перечисленных действий:

Действия 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Легко Есть некоторые трудности Трудно Не могу выполнить
I II I II I II I Ii
1 Завинчивание гаек                
2 Пользование отверткой                
3 Забивание гвоздей                
4 Использование степлера                
5 Печатание на компьютере                
6 Вставление дискеты в дисковод                
7 Проделывание нитки в иголку                
8 Застегивание браслета на часах                
9 Пользование ложкой                
10 Резание мяса                
11 Замешивание теста                
12 Снятие шелухи с лука                
13 Открывание консервных банок                
14 Намазывание масла на бутерброд                
15 Удерживание бутерброда при еде                
16 Перенос стакана с водой на стол                
17 Питье из стакана                
18 Мытье рук                
19 Умывание лица                
20 Выдавливание пасты на зубную щетку                
21 Чистка зубов                
22 Причесывание                
23 Укладывание волос                
24 Пользование пилочкой для ногтей                
25 Застегивание молнии                
26 Застегивание пуговиц                
27 Использование кнопок на одежде                
28 Пользование ручкой для письма                
29 Собирание монет со стола                
30 Доставание денег из кармана                
31 Открывание замка ключом                
32 Открывание дверей за ручку                
33 Пользование дверным звонком                
34 Набор телефонного номера                
35 Включение радио                
36 Включение света                
37 Включение телевизора                
Количество ответов                
Сумма баллов                
Итого баллов    
Возможности кисти (%)    

Дата первичной оценки Дата повторной оценки.
Специалист по эрготерапии /_

Оценка возможности левой кисти (Ability of Hand)

Ф.И.О.
Возраст
Диагноз
Группа инвалидности Правша или левша

Пожалуйста, отметьте в соответствующих графах возможности выполнения вашей правой кистью перечисленных действий:

Действия 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Легко Есть некоторые трудности Трудно Не могу выполнить
I II I II I II I II
1 Завинчивание гаек                
2 Пользование отверткой                
3 Забивание гвоздей                
4 Использование степлера                
5 Печатание на компьютере                
6 Вставление дискеты в дисковод                
7 Проделывание нитки в иголку                
8 Застегивание браслета на часах                
9 Замешивание теста                
10 Снятие шелухи с лука                
11 Открывание консервных банок                
12 Намазывание масла на бутерброд                
13 Удерживание бутерброда при еде                
14 Перенос стакана с водой на стол                
15 Питье из стакана                
16 Мытье рук                
17 Умывание лица                
18 Выдавливание пасты на зубную щетку                
19 Чистка зубов                
20 Причесывание                
21 Укладывание волос                
22 Пользование пилочкой для ногтей                
23 Застегивание молнии                
24 Застегивание пуговиц                
25 Использование кнопок на одежде                
26 Собирание монет со стола                
27 Доставание денег из кармана                
28 Открывание замка ключом                
29 Открывание дверей за ручку                
30 Пользование дверным звонком                
31 Набор телефонного номера                
32 Включение радио                
33 Включение света                
34 Включение телевизора                
Количество ответов                
Сумма баллов                
Итого баллов    
Возможности кисти (%)    

Дата первичной оценки Дата повторной оценки.
Специалист по эрготерапии /_

Канадская оценка деятельности (Камаева О. В., Полина Монро, 2003 г.)
Приложение 3

Канадская оценка деятельности

Шаги 3 и 4: Градация - первичная оценка и повторная оценка
Выберите с клиентом 5 наиболее важных проблем и запишите их ниже. Пользуясь балльными картами, попросите клиента определить степень выполнения каждого действия и удовлетворенности выполнением этого действия. Подсчитайте общее количество баллов. Общее количество очков подсчитывается сложением выполнения или удовлетворенности по всем проблемам и делением на количество проблем. При повторной оценке, клиент вновь выставляет баллы (степень) по каждой проблеме для выполнения и удовлетворенности выполнения. Подсчитайте новые баллы и изменения в баллах.

Градация - первичная оценка и повторная оценка

Дополнительные заметки и информация

Назад Оглавление Далее