Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

8. Профессиональная реабилитация как одно из важных условий интеграции инвалидов в общество

Пермский край, г. Пермь, ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов»,
А. С. Морозова, В. А. Бронников

Одним из условий полноценного социального участия для инвалида является приобретение конкурентоспособной и престижной профессии с последующим трудоустройством. Рациональное трудоустройство обозначает адекватность условий и содержания труда психофизиологическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности.
Работа по профессиональной реабилитации в ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов» проводится в несколько этапов.
Первый этап - профессиональная диагностика, т.е. процесс определения наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в будущей профессии.
При диагностике учитываются:
- медицинский аспект - изучение и клиническая оценка состояния инвалида (диагноз и степень выраженности функциональных нарушений, компенсаторные возможности, клинический и трудовой прогноз, учет медицинских противопоказаний для различных видов работ);
- психологический аспект (определенные установки инвалида на труд; определение профессиональных интересов, склонностей, оценка трудовой мотивации; оценка свойств нервной системы и темперамента; определение уровня психомоторики, эмоционально-волевых, интеллектуально-мнестических особенностей; определение индивидуальных свойств личности; проведение психической коррекции);
- социальный аспект (пол, возраст, образование, основная профессия и профессиональный маршрут, семейное положение, жилищно-бытовые условия).
Второй этап - составление программы профессиональной реабилитации.
В программу могут включаться такие направления как:
- Профинформирование. Лица с инвалидностью нуждаются в большей информации для
профессиональной ориентации, чем другие категории граждан, ищущие работу, т.к. им встречается больше препятствий и они должны знать, как справляться с ними. Цель профинформирования - информационное обеспечение процесса выбора профессии, позволяющее инвалиду получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора инвалидом сферы деятельности, профессии и образа жизни. Эта цель достигается за счет оформления пространства, где проводятся профинформационные занятия с инвалидами (стенды с описанием профессий; наглядные пособия с информацией: о правах и льготах для инвалидов в сфере занятости и образования, о деятельности служб занятости населения, о процедуре поиска работы; видеофильмы и др.)
- Профконсультирование. Основная цель - оказать содействие в выборе или перемене профессии с учетом медицинских ограничений. Профконсультирование проходит с учетом многих факторов, из которых определяющими являются: состояние человека как
работника; положение на рынке труда там, где человек проживает; особенности инвалида.
- Профориентация. Предусматривает: предоставление консультаций и информации по вопросам выбора профессий, включая возможности для смены профессии; проведение консультаций, включая подробный рассказ о профессии (общие сведения о профессии: формы
профессиональной подготовки, описание рабочего места; описание содержания и условий труда: материалы, инструменты, процесс и результат работы, необходимые знания, умения и т.д.; описание человека в процессе труда: положительные и отрицательные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека; социально-экономические особенности профессии) (приложение 1); ознакомление с возможностями содействия профессиональному образованию; посредническая деятельность. Профориентация проводится как индивидуально, так и в группе (профориентационный тренинг). При необходимости к работе по профориентации подключается психолог.
Третий этап профессиональной реабилитации - содействие в трудоустройстве и обучении/переобучении.
Лица с инвалидностью, проходящие реабилитацию в ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов» и нуждающиеся в трудоустройстве заполняют анкету соискателя, куда кроме общих вопросов включены специальные (приложение 2). Из анкет формируется база данных лиц с инвалидностью, ищущих работу. Центр активно сотрудничает со службой занятости, работающей, в том числе, по специальным программам и некоммерческими организациями, занимающимися трудоустройством инвалидов.
Центром начинает проводиться исследование, конечной целью которого является создание базы данных образовательных учреждений всех уровней г. Перми, в которых могли бы обучаться инвалиды.
Четвертым этапом профессиональной реабилитации является обратная связь и мониторинг. Ведется учет трудоустроенных инвалидов. Также сами лица с инвалидностью сообщают специалисту о неудобствах и проблемах, связанных с трудоустройством, о дополнительных трудовых обязанностях, изменении рабочей обстановки и т.д.
Таким образом, профессиональная реабилитация человека с инвалидностью - это процесс, а не разовое мероприятие и только постоянные действия, поиск решений, в которые вовлечены работник с инвалидностью, его ближайшее окружение, работодатель и специалисты междисциплинарной бригады, способны привести к успеху этого процесса.

Приложение 1

Профессиограмма
Оператор электронных вычислительных машин (ЭВМ)

Общая характеристика профессии

Работает на компьютеризованном рабочем месте в зависимости от его конфигурации и согласно определяемым работой процедурам: включает и выключает компьютер и другие применяемые устройства, например, монитор, принтер, сканер и т. д.
Запускает основные и вспомогательные программы, выдает команды и вводит информацию, используя клавиатуру, средства манипуляции (мышь, шарик), графическое табло, чувствительный к прикосновению экран, голосовой контроль и другие средства ввода.
Контролирует работу рабочего места и принимает меры в случае ошибочных сообщений и других нарушений; читает информацию с экрана, распечаток и печатных/рукописных внешних документов. Общается с другими людьми (коллегами, начальством, клиентами и т. д.), используя технику и программное обеспечение.
Может вставлять и вынимать средства для записи информации (магнитные или оптические диски, карточки, пленки и т. д.).
Может налаживать и обслуживать периферийное оборудование (выбирать тип работы принтера, загружать бумагу для принтера, заменять картридж и т. д.)

Выполняемые операции

Подтверждать (сообщения, подсказки), налаживать, отвечать, упорядочивать данные, просматривать, проверять, сообщать, сравнивать (данные, результаты), составлять, формировать (оборудование), контролировать, обрабатывать данные, стирать, проектировать (алгоритмы и т. д.), загружать, осматривать (данные, результаты), обмениваться (данными), выполнять (программы), экспортировать и импортировать (файлы, объекты), подавать (бумагу), чинить (оборудование), следовать (инструкциям, процедурам), форматировать, вводить, вставлять, переводить, выдавать команды, грузить, принимать решения, манипулировать, наблюдать, оперировать, выводить, нажимать на кнопки, печатать, программировать, читать, убирать, работать с программами, выбирать (параметры, типы действий), устанавливать, распределять работу, обслуживать, искать информацию в Интернете, включать/выключать, следить, работать в текстовом редакторе, писать оценивать, редактировать.

Используемые инструменты и оборудование

Компьютер (системная единица); монитор с дисплеем, клавиатура и другие средства ввода данных и манипуляции (мышка, шарик и т.д.); периферийное оборудование (принтер, сканер, средства внешней памяти и т. д.), рабочий стул, рабочий стол, рабочая лампа, держатель для документов, коммуникационное оборудование (телефон, факс) и т.д.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Необходимы высокая острота зрения; устойчивость ясного видения; достаточная подвижность кистей и пальцев рук; точность и координация движений; высокая сосредоточенность внимания; хорошая оперативная память.

Что опасного в этой работе

Операторы часто проводят много часов в день, интенсивно работая на своих рабочих местах, что помещает их глаза, спину и руки под серьезную нагрузку и может вызвать усталость, боль в глазах, затекшую спину и другие неприятные ощущения. С течением времени, особенно если уделяется недостаточное внимание улучшению рабочих условий (паузы в работе, упражнения, лучшее оборудование и т. п.), эти проблемы могут стать более тревожными.
Операторы компьютеров подвержены опасностям, типичным для их рабочего окружения, - например, работник, использующий компьютер для управления химическим заводом, может встречать множество опасностей на таком рабочем месте.

Профессиональные опасности

Несчастные случаи и травмы: падения, поскальзывания, падения предметов и т. п.; ушибы при наклонах под стол, чтобы дотянуться (например, присоединить или отсоединить провода) до часто помещаемого там процессора; ожоги в результате случайного контакта с горячими поверхностями внутри лазерного принтера; электрический шок при попытке починить неисправное оборудование, розетки и т.д.
Физический риск: подвержение электромагнитной неионизирующей радиации (в основном низкочастотной и сверхнизкочастотной), электростатическим и магнитным полям, испускаемым компьютерами (на настоящий момент не доказано, что такой контакт приносит вред здоровью); шум (особенно на высоких тонах) от принтеров и мониторов может восприниматься как раздражающий фактор.
Химический риск: контакт с веществами, специфичными для компьютеризованных рабочих мест (тонер принтеров, озон, испускаемый лазерными принтерами) может стать опасным в плохо вентилируемой комнате, содержащей несколько лазерных принтеров и копировальных машин. Биологический риск: операторы компьютеров, работающие в густо населенных и/или неадекватно вентилируемых комнатах (например, в подвалах) могут подвергаться повышенному риску инфекционных заболеваний.
Эргономические, психосоциальные и организационные факторы: проблемы со зрением (Синдром дискомфорта глаз), вызванные излишней визуальной нагрузкой, продолжительной концентрацией на экране, неподходящим углом зрения, плохим освещением, отблесками, мерцанием изображения, плохой комбинацией цветов и т. д.; астенопические симптомы (напряжение глаз, боль в глазах, головная боль); окулярные симптомы (сухие глаза, раздраженные глаза, слезящиеся глаза); визуальные симптомы (расплывчатое изображение, двойное изображение, остаточное изображение); связанные со зрением мышечно-скелетные симптомы (боли в шее, в спине и т.п.); проблемы, связанные с ношением очков (особенно мультифокальных) и контактных линз (в случае сухости глаз); травма повторного растяжения или синдром профессионального излишнего употребления в результате продолжительной работы с клавиатурой, мышью и другими средствами ввода и обработки информации; расстройства спины, шеи и плечей в результате продолжительного раздельного или совместного воздействия таких факторов, как: неправильная сидячая поза, эргономически неадекватный стул, неправильно (особенно слишком высоко) расположенный монитор, отсутствие соответствующей опоры для запястий, ног и т. д.; когнитивные проблемы взаимодействия человека и компьютера в результате недостаточного учета человеческого фактора при разработке программных продуктов (трудно использовать графический интерфейс пользователя, неоднозначные подсказки и указания, неполная справка и т. д.); психологические проблемы (психологический барьер) адаптации работников к работе на компьютере и информационной перегрузки ; психолингвистические проблемы, связанные с использованием неродного языка (в основном английского) и неадекватно переведенными текстами в документации и руководстве по применению; психосоциальные проблемы увеличившейся рабочей нагрузки, ожидаемого увеличения производительности и недостатка личной независимости из-за увеличения доступности (за пределами рабочего дня и рабочего места) работника с портативным компьютером; проблемы, связанные с увлечением компьютерами (хакеры, интернетоманы и т.д.

Меры по предотвращению опасностей

Установите акустические заграждения вокруг шумного оборудования.
Установите эффективную выхлопную вентиляцию, чтобы предотвратить загрязнение воздуха; при необходимости добавьте местную выхлопную вентиляцию.
Установите общее освещение, подходящее для компьютерной комнаты: обратитесь к специалисту по освещению.
Предотвращайте отблески соответствующим расположением монитора или установите фильтр против отблесков.
Установите рабочее место, спроектированное по эргономическим соображениям и адаптирующееся к росту работника и другим личным характеристикам.
Делайте частые перерывы на отдых и упражнения, если проявляются симптомы травмы повторного растяжения; не перенапрягайте запястье, плечо или другую часть тела, если вы чувствуете там боль.
Обращайтесь к производственному врачу или медсестре.

Медицинские противопоказания для работы по данной профессии

Деятельность противопоказана людям, страдающим болезнями глаз, позвоночника (радикулиты), нервно- психическими заболеваниями. Допускается освоение профессии и выполнение работы при наличии близорукости малой и средней степени.

Требования к профессиональной подготовке

Работник должен знать: основы электротехники и электроники, технические характеристики используемых ЭВМ, правила их эксплуатации и контроля, шифры и коды, основы коммутации и настройки ЭВМ. Должен владеть навыками работы на ЭВМ ("бегло" работать на клавиатуре, хорошо ориентироваться в рабочей зоне), уметь выполнять расчеты и контролировать носители информации.

Родственные профессии

Бухгалтер, работник страховых и других социальных служб, инженер/техник CAD/CAM, кассир, помощник клерка, оператор инструментов CNC, компьютерный инженер/техник, компьютерный график, оператор контрольного помещения, оператор по вводу данных, редактор, специалист по информации, специалист по учету инвентаря, библиотекарь, программист, клерк по продажам/броням, автор технических текстов, агент по телефонным продажам, кассир банка, наборщик, машинистка, секретарь, инженер/техник по программному обеспечению, оператор текстовых редакторов и т. д.

Синонимы

Компьютерный работник, пользователь компьютера, работник компьютерного терминала, работник компьютерного рабочего места.
Отрасли, где распространена данная профессия
Все отрасли промышленности, торговли, обслуживания и виды учреждений.

Приложение 2
Анкета соискателя

Ф.И.О.
Дата рождения
Группа инвалидности
Общий срок инвалидности
Степень ограничения способности к трудовой деятельности
Используемые ТСР
Диагноз
Прописка
Место жительства
Телефон
Семейное положение
Количество детей, их возраст
Образование
Форма обучения
Учебное заведение
Дата поступления
Дата окончания
Полученная специальность
Общий трудовой стаж
Три последних места работы (организация, должность, стаж, причина увольнения)
В течение какого времени не работаете Чем занимаетесь в настоящее время Дополнительные навыки
Наличие автомобиля
Водительские права (категория) Предпочтительный режим работы
Неприемлемые факторы работы
Специфические потребности
Желаемая профессия Дополнительные сведения
Дата заполнения анкеты

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы