Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

5. Программа тренинга «Поверь в себя!» для безработных граждан с ограниченными возможностями здоровья

Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола РГУ Республиканский центр социально-психологической помощи населению
М. А. Ефимова

У многих безработных граждан, после потери работы первоначально возникает ощущение потери собственного достоинства, полная растерянность и состояние шока. Они не принимают сложившуюся ситуацию, задаваясь вопросом: «Почему это случилось именно со мной?».
Жизнь безработного-инвалида меняет привычное русло, появляется много свободного времени и масса мелких забот. Резко сократившееся общение заставляет каждый разговор переживать и передумывать, искать тайный смысл в каждом сказанном слове. Постоянное занятие домашними делами не дает пищи уму и сердцу.
Но, главное, человек перестает верить в собственные силы, сомневается, что он действительно еще на что-то способен и что-то может.
Цель тренинга:
- содействие личностному росту участников тренинга;
- осуществление психологической поддержки в стрессовой ситуации, связанной с потерей работы.
Задачи:
1. Способствовать повышению самооценки участников;
2. Активизировать поиск ресурсных состояний безработных;
3. Настроить участников на позитивное отношение к жизни;
4. Создать положительный эмоциональный настрой в группе;
5. Повысить адаптационные способности участников к повседневной жизни;
6. Способствовать снижению утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с работой и бытом безработных-инвалидов.
Продолжительность занятия 2 часа.
Методическое оснащение:
- бейджики (по числу участников);
- маркеры, краски, фломастеры, карандаши;
- бумага А4;
- флип-чарт;
- цветная бумага;
- магнитофон;
- диск с музыкой для релаксации.
Ход занятия:
1. Правила работы в группе:
- искренность (каждый участник говорит то, что он думает, переживает, а не то, что хотят другие);
- равноценность (все участники равны, их чувства ценны для всех);
- «Я» (говорить от 1-го лица - «Я думаю...», «Я чувствую»);
- «Стоп» (при нежелании участвовать в упражнении или говорить о своих чувствах участник может отказаться, но злоупотреблять этим правилом нельзя!);
- активность (успех встречи зависит от активности каждого);
- доброжелательность (даются только позитивные оценки, желательно обходиться без упреков «Ты...», «Вы...»);
- слушания другого (уважать говорящего, не перебивать);
- конфиденциальность (обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас», ничего не выносится за двери о чувствах других).
2. Знакомство.
Визитки:
А) имя, рядом пишется 1-но свое положительное качество; на обороте - 1-но отрицательное качество.
Б) обсудить (в круге по порядку), провести рефрейминг: из отрицательного перевести в положительное качество, вся группа помогает.
3. Упражнение «Закончи фразу: «Мой жизненный девиз...»
(фраза завершается поговоркой, куплетом из песни, цитатой, стихотворением). По очереди в круге.
4. Заполнить бланки:

1. Хочу и Имею 2. Хочу, но не Имею
3. Не Хочу, но Имею 4. Не Хочу и не Имею

Обсуждение:
1- зачитать, подарить аплодисменты читающему;
2- составить (проговорить) план действий для реализации задуманного;
3- продолжить фразу: «Зато у меня...»,
4- чтение пункта со слов: «Я очень рад (а), что...».
5. Упражнение на раздумье, поиск смысла.
Притча «Сорочка счастливого человека»
Халиф лежал при смерти, утопая в своих шелковых подушках. Хакимы, врачи его страны, стояли вокруг него, и все сошлись на том, что халифа может спасти только одно - сорочка счастливого человека, которую надо будет положить халифу под голову. Гонцы, как пчелиный рой, разлетелись повсюду и искали в каждом городе счастливого человека, но у всех, кого бы они ни спрашивали о счастье, были только заботы и горе. Наконец гонцы, уже почти потерявшие надежду, встретили пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. «Счастлив ли ты?» - спросили у него. «Я не знаю никого, кто был бы счастливее меня», - ответил со смехом пастух.
«Тогда дай нам свою сорочку!» - воскликнули гонцы. «У меня ее нет», - сказал пастух. Эта странная весть о том, что единственный счастливый человек, которого встретили гонцы, не имеет сорочки, заставила халифа сильно задуматься. Три дня и три ночи он никого не пускал к себе. А на четвертый день велел раздать народу свои шелковые подушки, драгоценные камни, и, как повествует легенда, халиф с того дня стал опять здоровым и счастливым.
6. Рисунок «Я в ассоциации» (под музыку).
Обсуждение:
- удалось ли выразить задуманное в рисунке?
- почему вы выбрали именно этот образ?
- какие чувства испытали при рисовании?
7. Дискуссия. Способы саморегуляции.
-медитация
-дыхание
-физическая активность -изменение жизненных позиций.
8. Медитация «Синий домик»
Закройте глаза. Почувствуйте под собой опору.
Обратите внимание на свое дыхание, последите, как вы вдыхаете и выдыхаете.
Позвольте своему воображению увидеть красный насыщенный цвет. Это может быть цветок или предмет.
Представьте оранжевый цвет, яркий оранжевый цвет - это может быть апельсин или еще что-то. Теперь вы представляете желтый цвет, яркий как солнце.
Зеленый цвет - зеленый как молодая зелень.
Голубой цвет - небесно голубой.
Синий цвет.
Вот вы видите синий домик, с синей крышей, синими окнами, синими дверями, вы подходите к синему крыльцу, открываете синюю дверь, входите внутрь и видите, что внутри также все синее. Походите по дому, осмотрите его.
И вот вы подходите к фиолетовой нише, там стоит фиолетовая кровать, лягте на нее и ответьте на следующие вопросы:
Кто я?
Зачем я пришел в этот мир?
Для чего я живу?
Что я даю этому миру или готов дать?
Что мир дает мне?
Услышьте ответ на эти вопросы.
Получив ответы на вопросы, вы встали с кровати и идете дальше. Вы подходите к желтой двери, открываете ее и видите кресло, стоящее посреди комнаты. Вы подходите и садитесь в него, какое оно? Почувствуйте его.
На противоположной стене большое окно, огромное во всю стену, посмотри в него и там ты увидишь «Место покоя».
Какое оно? Какого цвета? Какой формы? Всмотрись в него, почувствуй краски, запахи места покоя, услышь звуки. Побудь там (пауза 1 минута).
Теперь возвращаемся обратно в комнату и на другой стене, вы видите экран, на котором прокручивается фильм. Это фильм о твоей жизни. Посмотри его. Чего ты добился, каких целей достиг?
Впрыгни в фильм. Нравится ли тебе там? Если не нравится, выпрыгни обратно.
Перепиши сценарий, измени его. (Пауза 1 минута).
Теперь возвращайся обратно в комнату. Оторвитесь от вашего фильма, вы сможете смотреть его, когда захотите.
А теперь ты выходишь из комнаты и входишь в другую. В ней есть все, чтобы ты мог побыть скульптором. Побудь здесь, поработай. Вылепи скульптуру себя. Ты начинаешь лепить свой образ. Что это за материал? Какая получилась статуя? Подвижная или нет? Что особенно удалось, а что нет? Посмотри, какое у тебя получилось лицо? Потрогай его. Вот ваша скульптура готова. Насколько это вам удалось? Осветите ее, не беда, если что-то не получилось, вы можете придти и переделать или доделать ее.
Вот вы покидаете и эту комнату. Идете по синему коридору, открываете синюю дверь, видите яркое голубое небо, идете по зеленой траве, светит яркое желтое солнце.
Представьте оранжевый цвет.
Ярко красный цвет.
Вы находитесь здесь и сейчас.
9. Упражнение «Рамки, через которые мы смотрим на мир».
Цель: помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.
Необходимое оборудование:
Для психолога: две большие рамки из картона, и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания, на другой - оптимистические.
Психолог: (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Я буду показывать вам эти фото на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше настроение.
Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только такими рамками становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда - сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, н-р, таких (показывает рамку с оптимистическими фразами, и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки).
Вопросы для размышления:
- Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
- Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?
9. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня?
- Что будете применять в жизни?
- Какие изменения произошли в ходе занятия?
10. Прощание. Упражнение «Пожелание».
Каждый участник пишет на красивом листочке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробочку. Все пожелания перемешиваются, а затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Литература

1. Безденежных И. В. Технология поиска работы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003.
2. В помощь безработному. - Йошкар-Ола: Федеральная служба по труду и занятости, 2004.
3. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. - М.: Генезис, 2004.
4. Сборник учебно-программных материалов по курсу «Технология поиска работы». - Киров: Учебнометодический центр ДФСЗН, 1999.
Чистякова С.Н. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» М. 2000.

Назад Оглавление Далее