aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

4. Психологическое консультирование абонентов, имеющих ограниченные возможности здоровья по «Телефону Доверия»

Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола РГУ Республиканский центр социально-психологической помощи населению
М. А. Ефимова

«Всякая настоящая жизнь есть встреча. Человеческая жизнь и человечество начинает существовать в этой встрече, ибо рост внутренней сущности не происходит в отношении человека к самому себе, а в отношении между одним человеком и другим, между людьми». Мартин Бубер.
«Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего, то есть в его неосуждении и уважении к человеческому достоинству».
Л.Н. Толстой.
Телефонная помощь для людей, находящихся в состоянии психологического кризиса, возникла полвека назад в Лондоне по инициативе англиканского священника Чада Вара. В настоящее время службы экстренного телефонного консультирования имеются почти во всех странах, который в нашу страну пришел с большим опозданием. Многие люди в нашем обществе до сих пор считают обращение к психологу чуть ли не блажью, признанием своей слабости, неспособности разобраться в своих проблемах самостоятельно. На самом деле консультирование, это вид поддержки, акт доверия, милосердия, даже самым сильным нужна иногда помощь, возможность посмотреть на ситуацию другими глазами. Признание того, что у тебя есть проблемы и ты хочешь в них разобраться, как раз и есть проявление силы, а вот уход от них, игнорирование есть проявление слабости. Психолог предлагает свое время, внимание, знания другому человеку, он выслушает его тревоги, страхи, ожидания, надежды, поможет найти новые способы строить желаемое будущее. Сама интонация голоса психолога - заинтересованная, доброжелательная, теплая - располагает к доверию. За 10 лет существования нашей службы «Телефон Доверия» при Республиканском центре социально-психологической помощи населению мы можем сделать вывод о том, что такой вид помощи актуален и эффективен. Ежегодно за психологической поддержкой к нам обращаются сотни людей с ограниченными возможностями здоровья, большую часть из них составляют женщины после 30 лет. Так, в 2006 году поступило около 250 звонков от инвалидов, за 8 месяцев 2007 года - 289, что составляет около 10% от общего количества звонков, поступивших на «Телефон Доверия». Основные проблемы, это: переживание по поводу психического или соматического заболевания, проблемы взаимоотношений с близким окружением, принятия себя (одиночество, отсутствие или утрата смысла жизни, переживания по поводу своей внешности), социальной адаптации, материальные проблемы и т.д.
Консультирование, как правило, включает в себя три этапа:
1. исследование проблемы
2. новый уровень понимания этой проблемы (предлагается посмотреть на свою проблему с другой стороны и подумать, как с ней можно справиться)
3. действие (построение планов и корректировка действий)
Переживая серьезное заболевание или инвалидность, человек испытывает разные состояния, на первом этапе одним из таких переживаний может быть отрицание самой болезни, это естественная психологическая защита, отрицание способствует адаптации человека, устраняя из его сознания психотравмирующую ситуацию. Во время консультирования таких абонентов следует использовать активное слушание, исследование мыслей, чувств, а не разбор ситуации, т.к. собеседник часто не осознает случившееся. Инвалидность меняет жизнь человека, его привычки, увлечения, отдаляет его от близких людей, поэтому может возникать обида на несправедливость судьбы. Гнев и обида также один из этапов переживания болезни, они на время защищают человека. Выслушивая абонента, охваченного такими чувствам, следует не осуждать и не направлять на него свое возмущение, а принять его состояние и предложить приемлемые способы снятия болезненных переживаний. Следующий этап приспособления к болезни - это сделка. Силы, потраченные на гнев и отрицание, истощают, поэтому больной начинает искать поблажек у окружающих, эти реакции помогают ему смириться с неизбежностью болезни. Поступая наилучшим образом, он надеется избавиться от болезни или улучшить свое состояние. Беседуя с таким человеком, следует принять эту «игру» и быть активным слушателем, это поможет найти пути к принятию и интеграции с данной реальностью. Иногда болезнь воспринимается как «скрытая выгода», как установка на собственную беспомощность. Это позволяет не брать на себя ответственность, не меняться самому, а требовать и получать сочувствие и помощь окружающих. Многие инвалиды переживают состояние депрессии, она может проявляться в подавленном состоянии, чувстве обиды, вины, в суицидальных мыслях. Депрессивный человек часто испытывает состояние безысходности, ему кажется, что нельзя ничего исправить, изменить свою судьбу, он теряет цели и мотивацию своих поступков. Он сторонится всякой новой деятельности, слепо покоряется неблагоприятным обстоятельствам, легко сдается и в итоге терпит неудачи, замыкая круг. Проблемы накапливаются и объединяются, интересы сужаются, а социальная активность угасает. Слишком оживленное ободрение в таких случаях неуместно, фразы должны быть простыми, понятными, наполненными заботой, пониманием. Можно порекомендовать переводить негативные мысли в альтернативные им полезные утверждения. Не следует обсуждать диагноз, поучать, наставлять. Советы тоже часто оказываются бесполезными и вызывают негативную реакцию. Первым, кто серьезно занялся изучением роли негативного мышления в развитии депрессии, был психолог Аарон Бек. Он считал, что для выхода из депрессии очень важна активная деятельность, и предлагал людям, страдающим от депрессии, расписывать свои дневные занятия с точностью до получаса, чтобы не оставалось ни малейшей возможности заполнить пустое время дурными мыслями. Большинство врачей и психологов для подъема настроения при депрессии рекомендуют физические упражнения, т.к. мышечная активность делает человека бодрее и энергичнее. Хорошим средством борьбы с угнетенным состоянием является глубокая релаксация. Она помогает успокоиться, обрести внутреннее равновесие. Эти методы не сложны в выполнении и посильны всем, а эффект от них при регулярном выполнении получается хороший.
Проблемы взаимоотношений с окружающими также очень значимы для инвалидов, особенно пожилых людей, они часто чувствуют себя ненужными, появляется чувство вины, беззащитности. Многие переживают из-за того, что становятся обузой для детей, испытывают с их стороны разного рода насилие. Уже то, что человек позвонил, говорит о том, что он надеется на изменения к лучшему. Следует сосредоточить внимание на том, каких изменений он желает, правильно понять и определить его цели. Важно побудить абонента к новым шагам, расширить его возможности, т.к. часто человек ограничивает свои рамки: «Я не смогу этого сделать», «Я вынужден так жить».
Около половины всех звонков, которые поступают от людей с ограниченными возможностями здоровья, составляют звонки абонентов, страдающих психическими заболеваниями. Их интеграция затруднена, т.к. общественное сознание считает их опасными, совмещая образы «психически больного» и «преступника». Психически больные часто испытывают по отношению к себе враждебные чувства и страдают от одиночества. Обращения бывших пациентов психиатрических больниц можно разделить на следующие типы: кризисные ситуации (взаимоотношения с родственниками, соседями, обществом), ухудшение здоровья (навязчивые страхи, агрессия), потребность в собеседнике по разным вопросам (вопросы религии, смысла жизни, политики и т.д.). Работа психолога в общении с такими абонентами в основном состоит в терпеливом активном слушании (не вникая слишком глубоко в нелогичную беседу). Внимание консультанта к странным проблемам больных вызывает ответное доверие и положительные эмоции. Психически больные могут вести себя агрессивно, высказывать обиды, часто внезапно прекращают разговор, а затем могут позвонить снова, часто они становятся регулярными абонентами. Необходимо поощрять любые позитивные действия больных (заниматься посильным трудом, активным отдыхом, мотивировать их обратиться к врачу, продолжать лечение). Если абонент находится в относительно адекватном состоянии и обращается по поводу обычных житейских проблем, то с ним следует вести обычный диалог.
Исторически сложилось так, что инвалиды исключались из обычной жизни общества, чувствовали себя изгоями, не такими, как все, это приводило к стойкому формированию у них негативного образа» «Я», к низкой самооценке, к неуверенному поведению. Обращения по поводу неприятия себя как личности достаточно часты, в основном такой запрос идет от молодых людей. Как правило, они испытывают материальные проблемы, у них нет возможности получить хорошее образование, нет приспособленного жилья, мало друзей и личных отношений. Современная жизнь требует от людей независимого, уверенного поведения, грамотных навыков общения. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья не обладают такими качествами, и это их беда, а не вина. Уверенное поведение-это способ прямого, открытого общения между людьми, эти навыки не даются от рождения, а приобретаются в процессе воспитания. Психолог в процессе телефонного консультирования может помочь найти причины неуверенности и дать рекомендации по ее преодолению. Уверенное поведение состоит из ряда моделей поведения и ему можно научиться, оно дает возможность выразить свои права, сделать свой выбор, самому принимать решения и брать ответственность за свое поведение.
Нельзя решить за человека его проблемы, но можно научиться справляться с ними и помочь другим, предложив свою помощь и поддержку.
«Жил некогда человек, он был мистиком и молился Единому Богу. И, когда он молился, проходили перед ним хромой, голодный, слепец и отверженный; увидев их, он впал в отчаяние и в гневе воскликнул: «О Создатель, как можешь Ты быть Богом любви и ничего не делать ради того, чтобы помочь этим страдальцам?» В ответ не раздалось ни звука, но святой терпеливо ждал, и тогда в тишине прозвучал голос: «Я кое-что сделал для них. Я создал тебя». (Из суфийских пословиц).

Литература

1. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М., «Просвещение», 1991г.
2. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М, «Смысл», 1999.

Назад Оглавление Далее