Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

3 Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

В настоящем разделе Методики представлены рекомендации по организации паспортизации действующих объектов социальной инфраструктуры на уровне субъекта РФ в том числе по определению участников этого процесса и их задач, по этапам работы, координации действий, документообороту, контролю и оценке результатов.
На рисунке 1 представлена примерная схема (организационная модель) взаимодействия участников системы обеспечения доступности социальных объектов и услуг для инвалидов и других МГН.
Основными участниками этой системы являются:
- потребитель услуги (инвалид, другой гражданин из категории МГН),
- поставщик услуги (учреждение или организация, расположенная на объекте социальной инфраструктуры),
- посредник между поставщиком и потребителем (социальные службы: специалисты органов социальной защиты населения или, по их поручению, специалисты учреждений социального обслуживания населения, которые призваны оказать социальную поддержку социально незащищенным категориям граждан в удовлетворении их потребностей в социальных услугах, их доступности и качестве).
Во взаимодействии «поставщик – потребитель», поставщик обязан предоставить услуги потребителю, независимо от имеющихся у последнего ограничений (в том числе ограниченных возможностей здоровья): как общие для всего населения, так и специфические (например, реабилитационные) – условия предоставления соответствующей услуги должны предусматривать беспрепятственный доступ к ней или к месту ее оказания всем категориям граждан.
Согласно закону РФ «О защите прав потребителей», гражданин (потребитель) имеет право на получение необходимой и достоверной информации о поставщике (исполнителе работ и услуг), в том числе реабилитационных; о режиме работы, реализуемых работах, услугах (и форме их предоставления). Потребитель – инвалид, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на создание условий для беспрепятственного получения услуг и получение информации об объектах и предоставляемых ими услугах в доступной форме.

Организационная модель взаимодействия участников системы обеспечения доступности социальных объектов и услуг для инвалидов

Обязанности поставщика (организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) – обеспечить доступность объекта (здания и его частей, помещений), устранив имеющиеся физические (технические) и информационные барьеры, или организовать предоставление соответствующей услуги в альтернативной форме: как дистанционно, так и приблизив (доставив) ее потребителю - то есть обеспечить доступность услуги.
Необходимость в появлении посредника возникает при наличии проблем, возникающих в прямом взаимодействии потребителя и поставщика услуг, таких, как:
- проблемы доступности объектов и услуг,
- отсутствие или недостаточность информации об объектах или услугах,
- организационные проблемы в порядке и форме предоставления услуг,
- правовые или морально-этические проблемы взаимодействия между потребителем из категории граждан, нуждающихся в социальной защите, и поставщиком.
В части исполнения посреднических функций для социальных служб эта деятельность определяется как социально-консультативная помощь (которая в том числе включает социально-правовую помощь, координацию деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан, нуждающихся в социальной защите), социальный патронаж, а также социально-реабилитационные услуги, включающие социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию.
В связи с необходимостью реализации специальных потребностей инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями здоровья – потребностей в реабилитации и социальной интеграции – роль посредника в этом взаимодействии призваны исполнить сотрудники учреждений социального обслуживания населения: центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов или реабилитационных подразделений центров социального обслуживания населения. С учетом профессиональных знаний, навыков и умений основные задачи и функции по социальной поддержке в адаптации среды жизнедеятельности для обеспечения доступности основных социальных объектов и услуг должны быть возложены на специалистов по социальной работе этих учреждений.
Основные задачи и функции работников социальных служб как посредников состоят в следующем:
- мониторинг (сбор, обобщение, анализ) информации, с одной стороны, о потребностях инвалидов; с другой стороны, - о возможностях поставщиков: о предоставляемых услугах, о доступности услуг и объектов, их предоставляющих;
- предоставление информации всем заинтересованным сторонам: потребителям и организациям, представляющим их интересы (общественным организациям инвалидов), поставщикам и их вышестоящим организациям; управленческим структурам (различной ведомственной принадлежности, участвующим в решении вопросов жизнеобеспечения инвалидов, в том числе в их реабилитации и социальной интеграции);
- организация взаимодействия потребителя и поставщика: содействие инвалиду в получении соответствующей услуги, в доставке его к месту получения услуги (в том числе путем специального транспортного обслуживания – «социальное такси»), в социальной, правовой и материальной поддержке при получении услуги; представление интересов инвалида в этом взаимодействии;
- оценка соответствия потребностей инвалидов (групп инвалидов по возрасту, по виду нарушений) и возможностей их удовлетворения имеющимися учреждениями и услугами; а также оценка организации и качества предоставляемых услуг (с учетом мнения потребителей); оценка результатов взаимодействия потребителя и поставщика;
- разработка и внесение предложений в адрес органа социальной защиты населения о совершенствовании деятельности в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов на обслуживаемой территории: о развитии соответствующих услуг и улучшении условий их предоставления, в том числе по обустройству объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов.
Для изучения потребностей инвалидов, как показано на рисунке 1, специалистами социальных служб используются «Социальный паспорт инвалида» и «Карта определения потребностей в адаптации среды жизнедеятельности». Результаты анализа этих документов и сводные данные о потребностях инвалидов в обеспечении для них доступной среды жизнедеятельности используются для определения приоритетов:
- приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов,
- приоритетных объектов в этих сферах, нуждающихся в первую очередь в обеспечении их доступности и доступности предоставляемых ими услуг,
- приоритетов в действиях социальных служб, в том числе очередности обследования объектов социальной инфраструктуры для объективной оценки состояния их доступности и решения вопросов адаптации (в том числе включения в адресные программы и планы).
В условиях ограниченных ресурсов особое значение приобретает четкое определение приоритетов в решении вопросов об очередности, последовательности и объёмах работ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
При определении приоритетов в организации работы по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН используются следующие принципы (критерии):
– значимость объектов социальной инфраструктуры с учетом объективно определенных потребностей инвалидов – как общих (для всех граждан), так и специфических (в реабилитации и социальной интеграции инвалидов);
– возможность влияния на поставщиков социальных услуг со стороны социальных служб – организаторов и координаторов работ по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, и заказчиков (или представителей заказчика) реабилитационных услуг для инвалидов;
- имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы.
С точки зрения удовлетворения специальных потребностей инвалидов в реабилитации и социальной интеграции, а также возможностей влияния на поставщиков этих услуг - исполнителей реабилитационных мероприятий – приоритетными должны быть признаны учреждения и организации следующих сфер (согласно последовательности их в порядке исполнения индивидуальных программ реабилитации): здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.
Перечисленные виды объектов социальной инфраструктуры должны быть отнесены к категории приоритетных сфер жизнедеятельности для организации работы социальных служб по паспортизации (мониторингу состояния доступности) этих объектов и доступности предоставляемых ими услуг.
Решение о приоритетности объектов и предоставляемых ими услуг согласуется с представителями потребителя – общественными организациями инвалидов.
Как показано на рисунке 1, а также в разделе 2 на рисунке 3, основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры», формируемый работниками социальных служб как по данным поставщиков услуг (руководителей организаций, расположенных на объектах социальной инфраструктуры), так и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании соответствующего объекта. Общий свод информации об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах на соответствующей территории формируется работниками социальных служб в «Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг». В нем представлены общие сведения об объектах, характере их деятельности (в том числе услугах), состоянии их доступности, решения об адаптации объектов и обеспечении доступности услуг для инвалидов и результаты контроля исполнения этих решений. Реестр формируется на основании паспортов доступности объектов. В нем также представлена оценочная информация по результатам определения потребностей инвалидов - для определения приоритетов действий по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг.
Проект решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, по срокам их выполнения, по объемам работ, в том числе объемам финансового обеспечения, согласовываются с руководителями объектов и их вышестоящими организациями. При необходимости, решения о конкретных объемах ремонтно-строительных работ, о технической возможности их исполнения и необходимых ассигнованиях для исполнения таких работ, принимаются после выполнения организаторами проектно-сметных и ремонтно-строительных работ на соответствующей территории технической экспертизы и разработки проектно-сметной документации – как по обращению поставщика (руководителя организации на объекте), так и по поручению его вышестоящей организации. Таким организатором, как правило, выступает исполнительный орган государственной власти (далее – ИОГВ) в области строительства (или соответствующее подразделение ведомственного или территориального ИОГВ – отдел по строительству), либо его подведомственная организация (служба заказчика). Проект решения об адаптации объектов и услуг на соответствующей территории представляется работниками социальных служб в орган социальной защиты населения (далее – ОСЗН), а через них в «Комиссию по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН», сформированную при территориальном исполнительном органе государственной власти. В состав комиссии входят представители основных ИОГВ данной территории и общественных организаций инвалидов.
Проекты управленческих решений по приоритетам действий на подведомственной территории, по организации паспортизации объектов и услуг, по их адаптации для инвалидов и других МГН, в том числе адресные программы (планы), согласовываются комиссией, соответствующими ИОГВ в установленном на данной территории порядке, после чего они представляются на утверждение высшему должностному лицу данной территории - руководителю высшего территориального ИОГВ.
Сводные результаты паспортизации и результаты исполнения управленческих решений по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг, в том числе отчеты об исполнении адресных программ (планов) также представляются ОСЗН на рассмотрение комиссией.
Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг, результаты оценки состояния их доступности, а также дополнительная информация, необходимая потребителю, об учреждениях и организациях, порядке их работы, формах предоставления услуг, в т.ч. иллюстративная, размещается на общедоступном ресурсе в сети Интернет на сайте (портале) «Карта доступности субъекта РФ», позволяющем найти нужный объект, получить беспрепятственно о нем необходимую информацию, проложить маршрут от места расположения потребителя до объекта – поставщика услуги. На указанном сайте, для обеспечения обратной связи также можно разместить документы (анкету) для заполнения руководителем учреждения или организации, расположенной на объекте и анкету-опросник гражданина (инвалида) для сбора информации о потребностях и проблемах его взаимодействия (как потребителя услуг) с объектом (поставщиком услуг). Автоматизированная информационная система (АИС) в режиме автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста (работника социальной службы) может стать основой для эффективного документооборота и оперативного обмена информацией между участниками системы, а также для оперативной и качественной обработки информации, ее свода и анализа, контроля исполнения решений.
Настоящая методика, с учетом изложенных правовых положений, предполагает получение соответствующей информации от поставщика услуг для инвалидов и других МГН: общие сведения об организации, о ее деятельности – предоставляемых услугах и работах, о форме и условиях их предоставления, в том числе о техническом состоянии здания, сооружения (с точки зрения его безопасности и доступности для инвалидов). Предполагается и использование данных технической экспертизы: как строительной (заключение органа строительного надзора и экспертизы о соответствии здания, сооружения проектной документации, в том числе нормативным требованиям по безопасности и доступности – при вводе в эксплуатацию), так и данных технической инвентаризации и результатов работ уполномоченных контролирующих и надзорных органов и организаций (сведений из технических паспортов, актов технической экспертизы, заключений и актов обследования объектов надзорными органами в соответствии с их компетенцией), проектно-сметной документации и т.п. Эти сведения необходимы для подготовки обоснованных предложений и проектов решений о состоянии объекта социальной инфраструктуры (здания, сооружения), о возможностях его адаптации, а также необходимых для этого средствах - с целью объективизации проектов управленческих решений и результатов их исполнения.
В методике, адресованной специалистам социальных служб, использованы и учтены основные требования системы документов в строительстве - для создания инструмента объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры – поставщиков услуг для инвалидов и других МГН, но без детализации и углубления в аспекты профессиональной деятельности специалистов по проектированию и строительству. Такой подход представляется важным для обеспечения единства понимания проблем адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, а также путей их решения на основе межведомственного взаимодействия, но при этом невмешательства в специальные аспекты деятельности иной профессиональной группы.

3.1 Участники системы паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности; их задачи и функции

Организация работ по созданию доступной среды жизнедеятельности и координация их на подведомственной территории – сфера ответственности и предмет деятельности ИОГВ соответствующей территории: субъекта РФ и территориальных образований в составе субъекта РФ (в соответствии с предметом ведения и территориальной принадлежностью). На рисунке 2 представлены участники системы паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг на территории субъекта РФ:
- исполнительные органы государственной власти (ИОГВ), ответственные за исполнение требований доступности для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности, и участвующие в паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг;
- коллегиальные координирующие и совещательные органы – комиссии (советы) на уровне субъекта РФ и местные;
- социальные службы (органы и учреждения социальной защиты населения) – организаторы и основные действующие структурные элементы системы;
- общественные объединения инвалидов (их территориальные подразделения), участвующие в решении вопросов паспортизации и адаптации объектов и услуг для инвалидов.
Для обеспечения взаимодействия ИОГВ, государственных учреждений и организаций, общественных организаций инвалидов на соответствующей территории рекомендуется создать «Комиссию по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН» при высшем ИОГВ субъекта РФ (далее – Комиссия при высшем ИОГВ субъекта РФ). Можно также возложить эти задачи и функции на действующий на территории субъекта РФ иной коллегиальный совещательный орган (например, Координационный совет по делам инвалидов).
Возглавляет работу Комиссии при высшем ИОГВ субъекта РФ руководитель высшего ИОГВ субъекта РФ или его заместитель по социальным вопросам. В ее состав включаются руководители или заместители руководителей ведомственных и территориальных ИОГВ субъекта РФ, осуществляющих руководство поставщиками услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, транспорта, жилищной политики, занятости населения), представители ИОГВ в сфере градостроительства и архитектуры, строительного надзора, имущественного комплекса, благоустройства, а также общественных организаций инвалидов (региональных отделений всероссийских общественных объединений).

Участники системы паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг на территории субъекта РФ

Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии при высшем ИОГВ субъекта РФ осуществляет орган социальной защиты населения (ОСЗН) субъекта РФ.
Основными задачами Комиссии при высшем ИОГВ субъекта РФ являются:
- координация деятельности ИОГВ субъекта РФ в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- подготовка предложений и рекомендаций ИОГВ по реализации на территории субъекта РФ государственной политики и нормативных правовых документов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности, участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с компетенцией Комиссии;
- разработка и внесение на рассмотрение высшего ИОГВ субъекта РФ и руководителя (высшего должностного лица ИОГВ) субъекта РФ предложений по приоритетам и комплексу мер в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- взаимодействие в установленном порядке в пределах своей компетенции с органами государственной власти субъекта РФ и иными органами, а также с организациями и гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;
- рассмотрение иных, в том числе сложных и проблемных, вопросов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН на уровне субъекта РФ.
В соответствии со своими задачами Комиссия при высшем ИОГВ субъекта РФ осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- анализ деятельности ИОГВ субъекта РФ, органов местного самоуправления в субъекте РФ и организаций независимо от организационно-правовых форм в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- анализ проектов программ и планов мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам связи и информации, а также результатов выполнения программ и планов, утвержденных правовыми актами высшего ИОГВ субъекта РФ, территориальных и отраслевых ИОГВ субъекта РФ;
- разработка рекомендаций в адрес территориальных и отраслевых ИОГВ субъекта РФ по совершенствованию правовых актов и методических рекомендаций в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН; по развитию информационных систем, в том числе карт доступности объектов и услуг на уровне субъекта РФ;
- организация экспертизы проектов правовых актов и методических материалов в сфере доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- разработка предложений по принятию мер воздействия на нарушителей законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, средствам информации и связи;
- взаимодействие в установленном порядке с федеральными органами государственной власти РФ, органами власти субъекта РФ, органами власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления в субъекте РФ, общественными организациями, иными заинтересованными организациями при решении вопросов, относящихся к компетенции Комиссии;
- межрегиональное и международное сотрудничество в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в пределах компетенции Комиссии.
Комиссия при высшем ИОГВ субъекта РФ имеет право:
- запрашивать от ИОГВ субъекта РФ, органов местного самоуправления в субъекте РФ и организаций, независимо от организационно-правовых форм, информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- заслушивать на своих заседаниях должностных лиц территориальных и отраслевых ИОГВ субъекта РФ, органов местного самоуправления в субъекте РФ и иных заинтересованных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;
- создавать при необходимости временные комиссии, экспертные и рабочие группы по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- оказывать информационно-методическую помощь ИОГВ субъекта РФ, общественным организациям инвалидов, иным заинтересованным организациям по вопросам, связанным с формированием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- рассматривать на заседаниях Комиссии обращения ИОГВ субъекта РФ, граждан и юридических лиц, принимать решения в пределах компетенции Комиссии;
- рассматривать на своих заседаниях вопросы организации деятельности и взаимодействия ИОГВ субъекта РФ, органов местного самоуправления в субъекте РФ и иных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- участвовать в подготовке и работе совещаний, семинаров, конференций, выставок и иных форумов по проблемам формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

На уровне территориальных образований субъектов Российской Федерации могут быть созданы аналогичные местные Комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН территориального образования (района, муниципального образования) субъекта РФ (далее – местные Комиссии). Представители местных Комиссий входят в состав Комиссии при высшем ИОГВ субъекта РФ.
Среди задач и функций местных Комиссий:
- определение приоритетов и координация деятельности на подведомственной территории в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
- подготовка рекомендаций территориальным (местным) ИОГВ и местным структурным подразделениям отраслевых ИОГВ, органам местного самоуправления и организациям по вопросам паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг для инвалидов и других МГН;
- рассмотрение сложных и спорных вопросов по адаптации объектов социальной инфраструктуры, расположенных на подведомственной территории, с целью принятия согласованных (межведомственных) решений;
- рассмотрение проектов управленческих решений, в том числе программ и планов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности с целью их корректировки и согласования, а также результатов исполнения этих решений, программ и планов;
- взаимодействие с ИОГВ субъекта РФ, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и общественными объединениями инвалидов по вопросам формирования доступной среды для инвалидов и других МГН.
Для решения описанных задач местные Комиссии осуществляют деятельность по следующим направлениям:
- организация работ по паспортизации (по учету и мониторингу состояния доступности) объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории, а также по представлению результатов на уровень субъекта РФ, в установленном порядке и на федеральный (в том числе в органы государственной статистики);
- рассмотрение результатов паспортизации объектов социальной инфраструктуры, проектов решений по спорным вопросам по оценке состояния доступности объектов, а также проектов технических и организационных решений по адаптации объектов и обеспечению доступности предоставляемых ими услуг с учетом потребностей инвалидов и других МГН на подведомственной территории;
- организация дополнительной, в том числе независимой, экспертизы с целью проверки объективности результатов паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры;
- рассмотрение проектов управленческих решений для их утверждения в установленном порядке, а также определение приоритетов в финансировании мероприятий по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, а также для решения иных вопросов формирования доступной среды жизнедеятельности на подведомственной территории;
- рассмотрение результатов работ по исполнению программ и планов, иных управленческих решений по формированию доступной среды жизнедеятельности на подведомственной территории для решения вопроса о представлении соответствующей информации на вышестоящий уровень и в открытых источниках информации;
- организация подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовых, инструктивных, методических документов, а также по развитию информационных систем в сфере формирования доступной среды для инвалидов и других МГН;
- рассмотрение сложных и спорных вопросов по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг для инвалидов (в том числе по обращениям физических и юридических лиц) с целью принятия согласованных решений, требующих взаимодействия различных структур и координации их действий;
- взаимодействие в установленном порядке с территориальными и отраслевыми ИОГВ субъекта РФ и их местными структурами, органами местного самоуправления, общественными объединениями инвалидов, иными организациями при решении вопросов, относящихся к компетенции Комиссии.
Местные Комиссии имеют право:
- запрашивать от ИОГВ субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- заслушивать на своих заседаниях должностных лиц местных (территориальных и отраслевых) ИОГВ и их структурных подразделений, органов местного самоуправления, представителей организаций, независимо от организационно-правовых форм, по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- создавать (при необходимости) экспертные и рабочие группы с участием специалистов и представителей общественных объединений инвалидов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- направлять своих представителей для работы в составе Комиссии при высшем ИОГВ субъекта РФ, а также для участия в совещаниях, семинарах, конференциях, выставках и иных форумах, относящихся к компетенции Комиссии.
Местные Комиссии формируется из представителей местных (территориальных или отраслевых) ИОГВ (или их структурных подразделений) в социальной сфере, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, а также в сфере градостроительства и архитектуры, имущественного комплекса и земельного хозяйства, благоустройства, представителей муниципальных образований, местных подразделений общественных объединений инвалидов.
Руководит работой местной Комиссии руководитель (высшее должностной лицо) местного (территориального) ИОГВ; заместители председателя: заместитель руководителя местного (территориального) ИОГВ, курирующий социальную сферу, а также заместитель, курирующий вопросы строительства и благоустройства на местном уровне.
Организационно-техническое обеспечение деятельности местной Комиссии осуществляет местный орган социальной защиты населения.
Как подчеркивалось выше, исполнение описанных задач и функций по решению высшего ИОГВ субъекта или местного ИОГВ (территориального образования субъекта РФ) может быть возложено на действующие территориальные советы по делам инвалидов.

Практическая деятельность по организации паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории с целью принятия решений по адаптации приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других МГН – предмет деятельности территориальных органов социальной защиты населения (ОСЗН).
Задачи территориальных ОСЗН:
- организация формирования реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории с целью их паспортизации и адаптации (обеспечения доступности) с учетом потребностей инвалидов и других МГН;
- подготовка предложений по порядку паспортизации объектов социальной инфраструктуры и определению приоритетов в этой деятельности - для рассмотрения и утверждения их на местной Комиссии;
- организационное обеспечение оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг на основных этапах: анкетирования, обследования, подготовки экспертного заключения о состоянии доступности и проектов решений по адаптации объектов, получения необходимых дополнительных сведений и технических решений по обустройству и финансовому обеспечению работ, по оформлению паспортов доступности объектов и корректировки реестра объектов и услуг;
- подготовка и обоснование проектов управленческих решений - проектов адресных программ (планов) по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг на подведомственной территории -– и представление их на рассмотрение местной Комиссией, а затем организация согласования и утверждения в установленном порядке;
- организация контроля исполнения управленческих решений, исполнения адресных программ (планов) на подведомственной территории;
- представление отчетных, статистических и аналитических материалов по результатам паспортизации и адаптации объектов и услуг в вышестоящие организации – в соответствии с установленным в субъекте РФ (или единым на федеральном уровне) порядком;
- организация взаимодействия с различными участниками процесса паспортизации и адаптации объектов и услуг (органами власти, учреждениями и организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе общественными объединениями инвалидов);
- документационное обеспечение деятельности по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг; организация обмена информацией между участниками этой системы, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы;
- организация формирования и обновления карт доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории и представления соответствующей информации для формирования и обновления «Карты доступности субъекта РФ»;
- оказание информационной, методической, консультативной помощи участникам процесса паспортизации и адаптации объектов и услуг для инвалидов и других МГН, в том числе организация информационно-разъяснительной работы для граждан (инвалидов и членов их семей), для общественных объединений инвалидов;
- изучение и распространение передового опыта деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, в том числе путем участия в совещаниях, конференциях, выставках, иных форумах и проектах по предмету ведения;
- разработка и представление в вышестоящие структуры предложений по совершенствованию деятельности на подведомственной территории по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Для проведения обследования объектов социальной инфраструктуры, исполнения экспертных функций по определению состояния доступности и необходимости адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг с учетом потребностей инвалидов формируется рабочая группа.
Рабочая группа может создаваться по решению местной Комиссии (Координационного совета по делам инвалидов). Руководителем ее, как правило, назначается представитель (член) Комиссии (Координационного совета). Это может быть руководитель структурного подразделения органа социальной защиты населения (специалист ОСЗН, в чьи обязанности включены вопросы координации работ по созданию доступной среды жизнедеятельности).
Рабочая группа состоит из основных (постоянных) членов и привлекаемых (временных) к деятельности рабочей группы по согласованию.
Постоянными членами рабочей группы являются сотрудники местного ОСЗН и учреждения социального обслуживания (не менее двух человек).
Привлекаемыми (временными) членами рабочей группы могут быть:
- представители обследуемого объекта (учреждения, организации на объекте),
- в отдельных случаях (при наличии особых организационных проблем доступности обследуемого объекта) могут приглашаться представители вышестоящей организации, в чьем ведении находится объект;
- представители потребителя (как правило, общественной организации инвалидов);
- в случае решения проблемного вопроса по обустройству объекта (с целью объективизации технических характеристик объекта, определения возможностей и конкретных рекомендаций по его обустройству), в состав рабочей группы могут привлекаться специалисты со стороны организатора проектных и ремонтно-строительных работ (например, службы заказчика, отдела строительства местной администрации, службы строительного надзора и экспертизы).

Ряд практических работ по исполнению функций ОСЗН и решаемых ими задач в части паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры (с целью их адаптации с учетом потребностей инвалидов) может быть передано подведомственным учреждениям социального обслуживания населения.
Для профессионального обеспечения деятельности по исполнению посреднических функций - непосредственного оказания социальной поддержки инвалидам и другим МГН по созданию условий для беспрепятственного получения социальных услуг и решения иных вопросов создания для них доступной среды жизнедеятельности (с целью содействия их реабилитации и максимально полноценной интеграции в общество) – эти функции должны быть возложены на специалистов социально-реабилитационных учреждений и подразделений учреждений социального обслуживания населения. В структуре этих учреждений предлагается сформировать (структурно или функционально) деятельность Службы поддержки адаптивной среды (СПАС) - по трем направлениям:
1) содействие в адаптации ближайшего окружения (жилого помещения, учебного и рабочего места) под нужды инвалида;
2) содействие в адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечении доступности услуг инвалидам на обслуживаемой территории;
3) содействие в комплексном решении вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и адаптации (включая индивидуальный подбор и обучение пользованию ТСР).
Среди основных видов деятельности службы СПАС по указанным направлениям необходимо выделить следующие.
По первому направлению - содействие в адаптации ближайшего окружения инвалида:
- выявление и учет проблем инвалидов в обустройстве ближайшего окружения и их потребностей в адаптации бытовой обстановки, учебного и рабочего места (в том числе на дому) – путем опроса инвалидов, обследования их в соответствующей обстановке с экспертной оценкой,
- определение порядка и возможных конкретных технических и организационных решений по обустройству ближайшей обстановки с учетом выявленных потребностей,
- реализация решений по обустройству и адаптации ближайшей обстановки через организацию исполнения конкретных решений путем взаимодействия с ответственными органами власти и организациями в соответствии с их предметом ведения и сферой ответственности,
- подготовка проектов сложных, требующих коллегиального обсуждения, решений для рассмотрения на местной Комиссии, в том числе путем включения решений в проекты адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг,
- контроль исполнения решений по адаптации на индивидуальном уровне, а также подготовка сводной первичной информации по исполнению адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг.
По второму направлению - содействие в адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечении доступности услуг инвалидам на обслуживаемой территории:
- участие в формировании и обновлении реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг, определении приоритетных объектов и услуг с точки зрения потребностей инвалидов;
- участие в паспортизации объектов и услуг: в сборе, обработке, анализе и оценке информации о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры и оказываемых ими услуг – путем анкетирования, обследования, экспертной оценки уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;
- участие в подготовке проектов решений по адаптации приоритетных объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг - по результатам оценки состояния их доступности для различных категорий инвалидов;
- обобщение информации по результатам паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг на обслуживаемой территории, а также проектов решений по их адаптации обеспечению доступности с учетом потребностей инвалидов; представление в ОСЗН для разработки управленческих решений и их рассмотрения на местной Комиссии и последующего утверждения в установленном порядке;
- участие в разработке (по поручению ОСЗН) проектов адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на обслуживаемой территории, в исполнении указанных программ (планов) с учетом компетенции, а также в оценке результатов их исполнения;
- исполнение требований документооборота в системе паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг, в том числе путем размещения и обновления информации в автоматизированной информационной системе;
- содействие в организации и непосредственное участие (по поручению ОСЗН) в контроле исполнения решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, а также в сборе и обработке первичной информации по исполнению соответствующих адресных программ (планов); подготовка сводной информации для ОСЗН с целью ее представления на заседании местной Комиссии;
- оказание информационной и консультативной помощи инвалидам и другим МГН, членам их семей, общественным объединениям инвалидов, иным заинтересованным организациям;
- взаимодействие с местными ИОГВ, органами местного самоуправления, подразделениями общественных организаций инвалидов, учреждениями и организациями для решения вопросов паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов.
По третьему направлению - содействие в комплексном решении вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и адаптации (ТСР):
- выявление, учет и мониторинг потребностей инвалидов в ТСР для осуществления бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
- содействие инвалидам в организации подбора и обеспечения их ТСР, при необходимости – в организации их ремонта, замены;
- обучение инвалидов пользованию ТСР и обучение выполнению определенных видов деятельности с использованием ТСР, а также (при необходимости) обучение членов семей инвалидов, родителей детей-инвалидов методам ухода и реабилитации, помощи в выполнении различных видов деятельности с использованием ТСР, средств ухода и адаптации;
- оказание информационной, консультативной помощи инвалидам и членам их семей, общественным объединениям инвалидов по вопросам обеспечения ТСР, проведение необходимой разъяснительной и просветительской работы по указанному направлению;
- взаимодействие с ИОГВ, учреждениями и организациями по вопросам определения потребностей, подбора и обеспечения ТСР;
- разработка предложений в адрес ОСЗН по совершенствованию деятельности по обеспечению граждан ТСР с учетом их потребностей.
Деятельность по трем указанным направлениям является по форме и порядку реализации социальным патронажем - с исполнением основных функций патронажа:
- диагностической (выявления имеющихся проблем и потребностей),
- разработки программы действий,
- организации исполнения и содействия, координация действий исполнителей,
- контрольной (контроля и анализа результатов, оценки эффективности, коррекции).
В этой связи функции по социальной поддержке в адаптации среды жизнедеятельности согласно потребностями инвалидов возлагаются на специалистов по социальной работе.
С учетом имеющихся в субъекте РФ организационных, финансовых и кадровых ресурсов может быть принято решение о формирование службы СПАС в качестве структурного подразделения социально-реабилитационного учреждения (центра социальной реабилитации инвалидов) или подразделения центра социального обслуживания населения, либо обеспечить указанные направления деятельности специалистами по социальной работе, входящими в состав иных действующих структурных подразделений указанных учреждений.
Для эффективной и качественной деятельности службы СПАС в свете современных задач и тенденций развития доступной среды жизнедеятельности в России (с учетом международного опыта), необходимо создание системы методического обеспечения и дополнительной профессиональной подготовки специалистов по социальной работе по вопросам: реабилитации инвалидов; обеспечения инвалидов ТСР; вопросам социальной интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности.
Создание и обеспечение деятельности в системе социальных служб такой структуры (СПАС) позволит поднять на качественно новый, профессиональный уровень работу по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в соответствии с принципиальными положениями Конвенции ООН о правах инвалидов и с учетом потребностей инвалидов.

3.2. Порядок работы (основные этапы) и документационное обеспечение процесса паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг

Для организации работы в субъекте РФ принимается организационно-распорядительный документ, определяющий порядок работы по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры, участников этой деятельности, их задачи и функции, порядок взаимодействия, документооборот.
Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг проводится поэтапно.
Основными организационными этапами системы паспортизации (учета и мониторинга состояния доступности) объектов социальной инфраструктуры и услуг являются:
Этап подготовки. На этом этапе начинается формированием реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг для их паспортизации с целью оценки состояния доступности и определения необходимой адаптации. ОСЗН по данным территориальных и ведомственных ИОГВ формирует перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) на подведомственной территории, который станет основой реестра.
Этап скрининга (от англ. screening – просеивание, сортировка). Проводится этот этап путем сбора информации от руководителей ОСИ (анкетирования) с целью классификации для определения порядка и приоритетности последующих действий: выборки объектов для обследования и экспертной оценки; необходимости получения дополнительных сведений об объекте; выделения приоритетных ОСИ с учетом потребностей инвалидов и состояния их обустройства (адаптации); решения вопроса о достаточности сведений для размещения информации на открытом информационном ресурсе (Карте доступности субъекта РФ).
Этап экспертной оценки. Этап основан на оценке состояния доступности ОСИ по результатам обследования, проведения социальной и, при необходимости, технической экспертизы; с определением мер по его адаптации (видов, объема работ, необходимых ресурсов), с разработкой проекта решения о сроках и порядке их проведения (с учетом принципа «разумного приспособления»). В сложных случаях проект решения выносится на рассмотрение Комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
Этап управленческих решений. Этот этап состоит из разработки, утверждения, реализации и итогового контроля исполнения адресных программ и планов (территориальных или отраслевых) по адаптации ОСИ и обеспечению доступности услуг для инвалидов (в порядке текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий). По результатам могут быть внесены корректировки в реестр объектов и услуг (и соответствующая информация на сайт «Карта доступности субъекта РФ»).
В таблице 1 представлены организационные этапы, периоды работы, исполнители конкретных работ и документы, формируемые на каждом этапе работы.

Таблица 1 - Основные этапы и периоды работы по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и их документирование

Организационные этапы Периоды работы Исполнители Название документа
1. Подготовка 1.1. Составление перечня ОСИ на обслуживаемой территории с общими сведениями об объекте Орган социальной защиты населения (ОСЗН) Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг
(Реестр ОСИ):
часть 1 «Общие сведения»
1.2. Выборка ОСИ для анкетирования (с учетом приоритетов и имеющихся ресурсов) ОСЗН или учреждение социального обслуживания, социальной реабилитации инвалидов (УСО) Список ОСИ
для анкетирования – выборка из Реестра ОСИ
2. Скрининг 2.1. Сбор первичной информации о деятельности ОСИ (оказываемых услугах) и состоянии доступности ОСЗН или УСО
– по данным руководителя организации - ОСИ
1) Анкета ОСИ
(информация об ОСИ)
2) Паспорт доступности ОСИ (Паспорт ОСИ)
2.2. Обработка данных анкет (информации от руководителя ОСИ), внесение их в Реестр ОСИ ОСЗН или УСО 1) Реестр ОСИ:
часть 1,
разделы 1 и 2
2) Паспорт ОСИ
2.3. Выборка ОСИ для обследования ОСЗН или УСО Список ОСИ
для обследования
3. Экспертная оценка 3.1 Обследование объекта
оценка состояния доступности
Рабочая группа:
- основные (работники ОСЗН и УСО);
- привлеченные (представители ОСИ и представители ООИ) члены
1) Акт обследования ОСИ
2) Реестр ОСИ:
раздел 3 «Состояние доступности»
3.2 Получение и анализ дополнительных сведений ОСЗН или УСО
– по данным контролирующих (надзорных) органов, организаторов ремонтно-строительных работ
1) Заключения органов надзора (акты технической экспертизы) по ОСИ
2) Проектно-сметная документация
3.3 Определение мероприятий по адаптации объекта ОСЗН или УСО (разработка проекта решения по адаптации);
Комиссии (согласование)
1) Акт обследования ОСИ (раздел 4 «Мероприятия по адаптации»)
2) Паспорт ОСИ (то же)
3) Реестр ОСИ(то же)
4. Управленческие решения 4.1 Разработка проекта адресной программы (плана), согласование, утверждение ОСЗН или УСО (разработка проекта);
Комиссии (согласование);
ИОГВ (утверждение)
1) Адресная программа (план) мероприятий по адаптации (территориальная, ведомственная)
4.2 Исполнение программы (плана); текущий контроль ИОГВ (отв. исполнители);
ОСЗН, Комиссии
(текущий контроль)
Справки, аналитические записки по результатам контроля
4.3 Итоговый контроль исполнения программы (плана) ОСЗН
ИОГВ (отчеты), Комиссии
(заслушивание)
1)Отчет об исполнении программы (плана)
2) Паспорт ОСИ, Реестр ОСИ (доработка)

1. Первый этап паспортизации – подготовка.
Основными задачами, решаемыми на данном этапе (периодами работы) являются:
1.1 составление перечня ОСИ на обслуживаемой территории с общими сведениями об объекте - Реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг (далее - Реестр ОСИ);
1.2 выборка объектов из Реестра ОСИ для анкетирования (с учетом приоритетов для инвалидов и имеющихся ресурсов для проведения паспортизации объектов).
Исполнителем работ на подготовительном этапе являются местные ОСЗН, соисполнителями (по поручению ОСЗН) могут быть определены также подведомственные ОСЗН учреждения социального обслуживания (социальной реабилитации инвалидов), в частности, специалисты службы поддержки адаптивной среды (СПАС).
Согласно принятому региональному организационно-распорядительному документу (распоряжению местной администрации, высшего должностного лица территориального образования субъекта РФ) либо по решению местной Комиссии, ОСЗН формируется Реестр ОСИ, расположенных на подведомственной территории - по данным, представляемым местными ИОГВ (или их структурными подразделениями – в соответствии с предметом ведения и отраслевой принадлежностью). Примерная форма «Реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН» представлена в приложении А1.
Реестр ОСИ структурирован по разделам в соответствии с ведомственной (отраслевой) принадлежностью объектов социальной инфраструктуры:
- здравоохранение,
- образование,
- социальная защита населения,
- физическая культура и спорт,
- культура,
- объекты транспортной инфраструктуры,
- объекты информации и связи,
- жилые здания,
- объекты сферы услуг и потребительского рынка.
На первом этапе формируется часть 1 «Общие сведения» Реестра ОСИ, который далее будет дополняться данными по результатам паспортизации.
На каждый объект, включенный в Реестр ОСИ, формируется Паспорт доступности ОСИ – при этом заполняется его часть 1 «Общие сведения». Форма «Паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)» представлена в приложении А.2.
Предлагается формировать эти документы, как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Если в субъекте РФ принято и реализуется решение об автоматизации учета деятельности по паспортизации и адаптации ОСИ, указанные документы предлагается ввести в автоматизированную информационную систему – для сбора, систематизации, обработки информации и обмена между участниками процесса паспортизации.
2. Вторым этапом паспортизации является скрининг. Этот этап складывается их трех организационных периодов работы:
2.1 сбор первичной информации от руководителей организаций, расположенных на ОСИ о деятельности ОСИ (оказываемых услугах) и состоянии доступности - анкетирование;
2.2 обработка данных анкет (информации об ОСИ), внесение их в Реестр ОСИ;
2.3 выборка ОСИ для обследования.
Для проведения анкетирования в соответствии с проведенной на подготовительном этапе выборкой составляется Список организаций, которым рассылаются Анкеты с указанием даты рассылки; в нем же будут делаться отметки о дате получения данных (заполненных Анкет). Форма документа «Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к паспорту доступности ОСИ» представлена в приложении А.3.
В период обработки данных, полученных от руководителей организаций, расположенных на объектах, заполняется вторая часть Паспорта доступности ОСИ и часть Реестра ОСИ «Характеристика деятельности учреждения, организации (по обслуживанию населения)» и первичная информация о состоянии доступности ОСИ, в котором располагается учреждение или организация. По результатам анализа полученных данных определяется необходимость обследования объекта, его очередность и предполагаемые сроки.
Дополнительно, для объективизации данных об объекте и отражения их в Паспорте доступности ОСИ могут быть запрошены графические материалы (из технического паспорта объекта) и фотоматериалы, либо указанные материалы получаются на следующем этапе паспортизации, в ходе обследования объекта.
В завершающий период этого этапа проводится выборка из Реестра ОСИ и формируется Список объектов для обследования.
3. Третьим этапом паспортизации является этап экспертной оценки состояния доступности ОСИ. Он проводится путем обследования ОСИ. Обследование объекта проводится с целью объективизации данных и формирования заключения о состоянии доступности ОСИ и доступности предоставляемых им услуг, а также для решения вопроса о необходимости и очередности адаптации ОСИ или обеспечения доступности услуг путем организации иного (альтернативного) формата предоставления соответствующих услуг инвалидам и другим МГН.
Для проведения обследования на основании составленного Списка объектов для обследования формируется План-график на определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие, год) с указанием наименования объекта, адреса расположения и иных координат для связи, и даты обследования. Дата обследования согласовывается с руководством объекта (учреждения, организации) и сообщается членам рабочей группы.
Как указано выше, для проведения обследования формируется рабочая группа, которая состоит из основных (постоянных) членов и членов, привлекаемых к деятельности рабочей группы по согласованию. Руководителем ее, сотрудником ОСЗН, организуется инструктаж членов рабочей группы о задачах и общем порядке проведения обследования объектов.
В начале обследования на каждом объекте руководителем группы проводится краткое установочное совещание с участием всех членов рабочей группы, в том числе привлеченных представителей обследуемого объекта, конкретизируются задачи (с учетом результатов анкетирования объекта), уточняется порядок проведения обследования на данном объекте, порядок обсуждения и оформления результатов.
По результатам обследования рабочей группой оформляется Акт обследования ОСИ. Форма «Акта обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ» представлена в приложении А.4.
В ходе обследования выполняется фотографирование основных структурно-функциональных зон и функционально-планировочных элементов. У руководителя объекта запрашивается поэтажный план здания (из технического паспорта). Эти материалы прилагаются к Акту обследования ОСИ.
По результатам обследования, оценки технической документации рабочей группой готовится проект заключения о состоянии доступности объекта для инвалидов и других МГН, а также предложения по его адаптации:
- по обустройству в порядке текущего или капитального ремонта;
- по приобретению технических средств для адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);
- по организации альтернативных форм обслуживания (в случае отсутствия возможности обустройства здания – в силу конструктивных, архитектурно-планировочных, или финансовых причин).
В сложных случаях для принятия решения о технической возможности обустройства здания, помещений, ряда функционально-планировочных элементов дополнительно могут быть запрошены: информация по результатам технической экспертизы здания, заключение органов строительного надзора и экспертизы, архитектуры, а также охраны и использования памятников истории и культуры; при необходимости определения объема работ и их финансового обеспечения может быть заказана разработка проектно-сметной документации. Для решения ряда организационных вопросов, в том числе о возможностях организации альтернативной формы обслуживания инвалидов и других МГН, может потребоваться согласование с вышестоящей (над учреждением обследуемого объекта) организацией.
Акт обследования ОСИ подписывается руководителем и всеми членами рабочей группы, принимавшими участие в ее работе, в том числе представителем обследованной организации (учреждения), утверждается руководителем территориального (местного) органа социальной защиты населения. Акт обследования ОСИ составляется минимум в двух экземплярах: один – для включения в Паспорт доступности ОСИ и хранения в делах социальной службы, при необходимости – для представления на Комиссии; второй – для руководства объекта для организации исполнения рекомендаций, содержащихся в Акте обследования ОСИ.
Итоговое заключение о состоянии доступности и возможности адаптации ОСИ, требующей значительных финансовых вложений, сложных организационных решений, межведомственного согласования, выносится на обсуждение и принятие решения местной Комиссией.
Информация из представленной руководителем Анкеты ОСИ и Акта обследования ОСИ является основой составления Паспорта доступности ОСИ и Реестра ОСИ. По результатам анализа Акта обследования ОСИ вносятся дополнительные сведения в Паспорт доступности ОСИ и в Реестр ОСИ (в раздел 3 «Состояние доступности объекта»).
Ежемесячно по результатам анкетирования и обследования объектов специалистами местных ОСЗН (или по их поручению – специалистами учреждений социального обслуживания населения) готовится Сводка по результатам работы за истекший месяц (квартал, полугодие, год). Периодичность и формат предоставления этих данных определяются на местном уровне.
В Сводке указывается:
- количество анкетированных объектов,
- количество обследованных объектов,
- количество составленных паспортов доступности ОСИ;
- количество объектов, информация о которых размещена в Реестре ОСИ и на сайте «Карта доступности субъекта РФ».
Также готовится план работ на следующий месяц, в том числе Список объектов (учреждений и организаций) для анкетирования, Список объектов для обследования и План-график (к следующему временному периоду работы).
4. Завершающий этап - этап управленческих решений.
Этот этап складывается из следующий периодов:
4.1 разработки, согласования и утверждения адресных программ и планов (территориальных или отраслевых) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН (в порядке их текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий),
4.2 реализации и текущего контроля исполнения программ и планов,
4.3 подведения итогов исполнения программ и планов.
По результатам анализа решений по состоянию доступности обследованных ОСИ и возможности их адаптации, работниками ОСЗН или (либо, по их поручению, сотрудниками учреждений социального обслуживания) готовится сводная информация о необходимых проектно-сметных, строительных, ремонтных работах, об иных формах адаптации объектов (в частности, с использованием технических средств) либо организационных решениях по формату предоставления услуг. Эта информация является основой проектов территориальных и ведомственных адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг на обслуживаемой территории. Проекты программ (планов) представляются на заседании местной Комиссии, далее согласовываются и утверждаются администрацией (территориальным ИОГВ) в установленном порядке.
Примерная форма «Адресной программы (плана) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на территории _______________________ на ________год» представлена в приложении А.5.
В период исполнения адресной программы (плана) может быть установлен текущий контроль со стороны координатора – ОСЗН, со сбором информации от исполнителей с установленной на местном уровне периодичностью, с представлением информации на заседании местной Комиссии, в том числе с заслушиванием исполнителей отдельных мероприятий адресной программ (плана), с представлением соответствующих аналитических записок координатором.
По итогам исполнения адресной программы (плана) готовится отчет, который также обсуждается на заседании местной Комиссии. Далее, в установленном порядке отчет представляется на вышестоящий уровень - в ОСЗН субъекта РФ. Итоговый сводный отчет по исполнению местными администрациями субъекта РФ адресных программ (планов) представляется на заседании Комиссии при высшем ИОГВ субъекта РФ.
Примерная форма «Отчета о выполнении адресной программы (плана) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на территории ________________ на ______год» представлены в приложении А.6.
По результатам исполнения адресных программ (планов) принимаются решения о корректировке данных в Паспортах доступности ОСИ и Реестре ОСИ, а также размещается информация на сайте (портале) «Карта доступности субъекта РФ».
По завершении каждого календарного года ОСЗН по результатам паспортизации и адаптации ОСИ и услуг (с учетом данных территориальных и ведомственных ИОГВ, принимающих участие в этом процессе) готовится сводная статистическая информация и заполняется статистическая форма «Информация о состоянии доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории ____________________ в _______ году» с расчетом показателей доступности. Порядок расчета представлен в следующем разделе Методики, статистическая форма – в приложении А.7
Каждый из описанных организационных этапов сопровождается формированием или дополнением (корректировкой) соответствующих документов, образцы которых представлены в приложении А. Схематически система документационного обеспечения деятельности по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов представлена на рисунке 3.
В целом основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности (в том числе в динамике) ОСИ и предоставляемых на объекте услуг, является Паспорт доступности ОСИ. Данные из паспортов доступности ОСИ подлежат размещению на сайте «Карта доступности субъекта РФ». В Паспорте доступности ОСИ отражаются все изменения состояния доступности, в том числе для различных категорий инвалидов после проведения ремонтных или иных (организационных) работ. Накопление информации в Паспорте доступности ОСИ идет поэтапно (на описанных организационных этапах работ); документы, образуемые на этих этапах (анкета - информация об ОСИ, акт обследования ОСИ, технические документы, фото и др.), являются неотъемлемой частью (приложением) к соответствующему Паспорту доступности ОСИ.
Свод данных всех паспортов доступности ОСИ в сжатой форме представлен в Реестре ОСИ. Реестр ОСИ призван стать рабочим инструментом для свода и анализа информации, отражающей состояние доступности объектов и услуг в приоритетных серах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на соответствующей территории, а также о принятых управленческих решениях и результатах контроля их исполнений.
Данные Реестра ОСИ и Паспортов доступности ОСИ подлежат размещению в открытых источниках информации для граждан и заинтересованных организаций, в том числе на сайте «Карта доступности субъекта РФ»

Система документационного обеспечения деятельности по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов

3.3 Оценка результатов деятельности: статистические показатели, методика расчета, порядок заполнения и представления статических форм

Для оценки эффективности деятельности органов власти субъекта РФ (территориальных и отраслевых) по обеспечению доступности ОСИ и предоставляемых ими услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН могут применяться статистические показатели. В таблице 2 представлена классификация статистических показателей, которые могут использоваться для расчета, анализа и оценки.

Таблица 2 – Классификация статистических показателей оценки деятельности ИОГВ субъекта РФ по созданию условий доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг

Общие классификационные признаки Наименование группы показателей (по параметрам оценки)
А. Количественные: А.1 показатели охвата паспортизацией ОСИ
А.2 показатели охвата работами по адаптации ОСИ
Б. Качественные: Б.1 коэффициенты доступности (среди паспортизированных ОСИ)
Б.2 показатели доступности (среди всех ОСИ на территории)
В. Избирательные - по дополнительным признакам оценки: В.1 по отраслям В.1.1 отраслевые (по каждой отрасли - сфере жизнедеятельности)
В.1.2 сводный (по всем отраслям – сферам жизнедеятельности)
В.2 по категории инвалидов В.2.1 специальные (по каждому виду нарушения мобильности: для инвалидов на кресле-коляске; с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с нарушениями умственного развития)
В.2.2 объединенный (по всем категориям инвалидов и иных МГН)
В.3 по степени доступности В.3.1 частные (по каждой из степеней доступности: полная, частичная, условная)
В.3.2 общий (по всем степеням доступности)

При расчете возможны различные сочетания признаков, параметров и факторов оценки.
Так, количественные показатели охвата паспортизацией ОСИ, могут рассчитываться в отраслевом аспекте: как сводные, так и отраслевые (по сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта и т.д.); количественные показатели охвата работами по адаптации ОСИ рассчитываются как отраслевом аспекте, так и по категориям инвалидов.
Качественные показатели состояния доступности (в отношении паспортизированных ОСИ), а также показатели уровня доступности (среди всех ОСИ, расположенных на данной территории) могут рассчитываться как в отраслевом аспекте (сводные и отраслевые), так и по степени доступности (общие и частные), а также по категории инвалидов (как объединенные, так и специальные: по каждому виду нарушения – категории инвалидов).
Для расчета статистических показателей необходимо составить сводную таблицу, в которую вносятся количественные данные (абсолютные показатели). Форма ее представлена в таблице 3. Количественные данные в сводной таблице приводятся на конец отчетного года.
В таблице 4 представлены виды статистических показателей и порядок их расчета.
В наименовании статистических показателей применены 2 вида их названий (терминов):
- «показатель» - при расчете его в отношении всех приоритетных объектов социальной инфраструктуры (включенных в Реестр ОСИ),
- «коэффициент» - при расчете статистического показателя в отношении к паспортизированным объектам (т.е. к ОСИ, по которым есть уточненные сведения о состоянии их доступности, полученные по результатам анкетирования и обследования объектов).
Так, общий сводный (интегративный) показатель доступности объектов социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ определяется как «доля доступных ОСИ в общей численности ОСИ всех сфер деятельности», или «доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».
Показатель рассчитывается как отношение (выраженное в процентах) всех ОСИ, доступных для посещения инвалидами (полностью, частично, условно) всех категорий, к общему числу включенных в Реестр ОСИ всех приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов.

Количество ОСИ различных сфер деятельности,

При этом, коэффициент доступности ОСИ (сводный) определяется как «доля доступных для всех инвалидов и других МГН паспортизированных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве паспортизированных объектов на территории субъекта». Он рассчитывается по формуле:

Общее количество доступных для всех инвалидов

Для проведения сравнительной оценки полученных статистических показателей используют, как правило, 3 направления оценки:
1) в динамике по годам: сравниваются аналогичные показатели в течение 3 последних лет (при недостаточном периоде наблюдения может быть проведена оценка данных за иные сопоставимые промежутки времени);
2) в сравнении с аналогичными показателями по другим территориям: производится сравнение показателей по различным территориальным образованиям субъекта РФ (например, по районам, муниципальным образованиям и т.п.), в сравнении с другими субъектам РФ, а также с общероссийскими;
3) в сравнении с плановыми показателями (программными критериями – индикаторами): по данной территории, по субъекту РФ, по Российской Федерации.
В частности, в сравнение могут быть приняты индикаторы государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Государственной программой предусмотрено достижение показателя «Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов», определенного в данной Методике как общий сводный (интегративный) показатель доступности объектов социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ, по годам: в 2011 году – 14,4%, в 2012 – 16,8%, в 2013 – 16,8%, 2014 – 30,9%, 2015 – 45%.
Ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года по данным на конец отчетного года местные ИОГВ (территориальных образований субъекта РФ: районные, муниципальные) представляют «Информацию о состоянии доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН на подведомственной территории в ___ году» в ИОГВ субъекта РФ. Форма представлена в приложении А.7.
ИОГВ субъекта РФ формируют сводную «Информацию о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН на территории субъекта Российской Федерации в ____ году» и представляют сводные данные в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Таблица 3 - Сводная таблица для расчета статистических показателей оценки деятельности по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации в _____________ году*

Наименование сферы деятельности ОСИ Общее количество ОСИ на территории Количество ОСИ, охваченных паспорти-зацией Количество объектов, охваченных работами по адаптации Количество доступных ОСИ для инвалидов различных категорий
(в том числе адаптированных в течение отчетного года) **
Для инвалидов на кресле-коляске
(К)
Для инвалидов с другими нарушениями ОДА Для инвалидов с нарушениями умственного развития (У) Для всех инвалидов
(сумма граф 6, 7, 8, 9, 10)
2 3 4 5 6 7 10 11
Здравоохранение              
Образование              
Соц. защита населения              
Физкультура и спорт              
Культура              
Транспорт              
Связь и информация              
Жилой фонд              
Потребительский рынок              
Места приложения труда              
Все сферы жизнедеятельности              

Таблица 4 - Статистические показатели оценки деятельности ИОГВ субъекта РФ по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры на подведомственной территории и порядок их расчета

Характеристика показателя Наименование показателя Формула расчета показателя (в%) Расчет по сводной таблице
Количественные показатели
Показатель охвата приоритетных ОСИ
паспортизацией
(сводный)
Доля ОСИ, охваченных паспортизацией, среди всех приоритетных ОСИ, расположенных на подведомственной территории Количество ОСИ, охваченных
паспортизацией в отчетном году
--------------------------------------------------- х 100%
Общее количество приоритетных
ОСИ на территории субъекта РФ
Графа 4 строки 11
-------------------------- х 100%
Графа3 строки 11
Показатель охвата приоритетных ОСИ
паспортизацией
(отраслевой)
Доля ОСИ отрасли, охваченных паспортизацией, среди всех ОСИ данной отрасли, расположенных на подведомственной территории Количество ОСИ отрасли, охваченных
паспортизацией в отчетном году
--------------------------------------------------- х 100%
Общее количество приоритетных
ОСИ данной отрасли на территории
Графа 4 строки 1*
-------------------------- х 100%
Графа3 строки 1* (номер строки соответствует отрасли)
Показатель охвата приоритетных ОСИ работами по адаптации
(сводный)
Доля ОСИ, на которых проведены работы по адаптации в отчетном году, среди всех приоритетных ОСИ на подведомственной территории Количество ОСИ, охваченных
работами по адаптации в отчетном году
--------------------------------------------------- х 100%
Общее количество приоритетных
ОСИ на территории субъекта РФ
Графа 5 строки 11
-------------------------- х 100%
Графа 3 строки 11
Коэффициент охвата паспортизированных ОСИ работами по адаптации
(отраслевой)
Доля ОСИ, на которых проведены работы по адаптации в отчетном году, среди всех приоритетных ОСИ, охваченных паспортизацией на подведомственной территории Количество ОСИ, охваченных
работами по адаптации в отчетном году
--------------------------------------------------- х 100%
Общее количество приоритетных
ОСИ на территории субъекта РФ,
охваченных паспортизацией
Графа 5 строки 1*
-------------------------- х 100%
Графа 4 строки 1*
Качественные показатели
Коэффициент доступности ОСИ
(сводный)
Доля доступных для всех инвалидов и других МГН объектов социальной инфраструктуры в общем количестве паспортизированных объектов
на территории субъекта
за отчетный период
Общее количество доступных ОСИ
из числа паспортизированных
---------------------------------------------------- х 100%
Общее количество паспортизированных
ОСИ на подведомственной территории
за отчетный период
Графа 11 строки 11
------------------------- х 100%
Графа 4 строки 11
Коэффициент доступности ОСИ
(отраслевой)
Доля доступных для всех инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры конкретной отрасли в общем количестве паспортизированных объектов данной отрасли
за отчетный период
Общее количество доступных ОСИ из
паспортизированных в отрасли
---------------------------------------------------- х 100%
Общее количество паспортизированных
ОСИ соответствующей отрасли на
подведомственной территории за отчетный период
Графа 11 строки 1*
------------------------- х 100%
Графа 4 строки 1*
Показатель доступности ОСИ
(сводный)
Доля доступных для всех инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов на территории Общее количество доступных ОСИ
---------------------------------------------------- х 100%
Общее количество приоритетных ОСИ
на подведомственной территории
Графа 11 строки 11
------------------------- х 100%
Графа 3 строки 11
Показатель доступности ОСИ
(отраслевой)
Доля доступных для всех инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры конкретной отрасли в общем количестве приоритетных объектов данной отрасли на территории Общее количество доступных ОСИ
отрасли (сферы жизнедеятельности)
---------------------------------------------------- х 100%
Общее количество приоритетных ОСИ
соответствующей отрасли на
подведомственной территории
Графа 11 строки 1*
------------------------- х 100%
Графа 3 строки 1*
Избирательные показатели (по дополнительным признакам оценки)
Показатель доступности ОСИ для инвалидов одной из категорий
(К, О, С, Г, У)
(сводный)
Доля доступных для инвалидов одной из категорий (К, О, С, Г, У)
приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов на территории
Общее количество всех доступных ОСИ
для соответствующей категории инвалидов
---------------------------------------------------- х 100%
Общее количество приоритетных ОСИ
на подведомственной территории
Графа 6** строки 11
------------------------- х 100%
Графа 3 строки 11
Показатель доступности ОСИ для инвалидов одной их категорий
(К, О, С, Г, У)
(отраслевой)
Доля доступных для всех инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры конкретной отрасли в общем количестве приоритетных объектов данной отрасли на территории Общее количество доступных ОСИ
отрасли (сферы жизнедеятельности)
для соответствующей категории инвалидов ---------------------------------------------------- х 100%
Общее количество приоритетных ОСИ
соответствующей отрасли на
подведомственной территории
Графа 6** строки 1*
------------------------- х 100%
Графа 3 строки 1*
Коэффициент доступности ОСИ
для инвалидов одной из категорий
(К, О, С, Г, У)
(сводный)
Доля доступных для инвалидов одной из категорий (К, О, С, Г, У)
приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве паспортизированных объектов на территории
Общее количество всех доступных ОСИ
для соответствующей категории инвалидов
---------------------------------------------------- х 100%
Общее количество паспортизированных
ОСИ на подведомственной территории
за отчетный период
Графа 6** строки 11
------------------------- х 100%
Графа 4 строки 11
Коэффициент доступности ОСИ
для инвалидов одной из категорий
(К, О, С, Г, У)
(отраслевой)
Доля доступных для всех инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры конкретной отрасли в общем количестве паспортизированных объектов данной отрасли на территории Общее количество доступных ОСИ
отрасли (сферы жизнедеятельности)
для соответствующей категории инвалидов ---------------------------------------------------- х 100%
Общее количество паспортизированных
ОСИ соответствующей отрасли на
подведомственной территории
за отчетный период
Графа 6** строки 1*
------------------------- х 100%
Графа 4 строки 1*
Назад Оглавление Далее