Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Раздел 1. Анализ зарубежного и российского опыта формирования и обновления карт доступности

1.1 Анализ зарубежного опыта создания карт доступности

Для обзора и анализа опыта зарубежных стран по созданию карт доступности были отобраны 26 самостоятельных сайтов (порталов) 9 стран мира, а также общеевропейские, североамериканские и международные ресурсы, в том числе: США, Франции, Великобритании, Австралии, Испании, Нидерландов, Германии; а также ближнего зарубежья: Эстонии, Белоруссии, Украины. Общая информация по анализируемым сайтам представлена в приложении А.1. В информации даны оригинальные названия сайтов (с адресом и ссылкой) и их краткая характеристика, в том числе место создания, информационная база, порядок сбора и обновления информации (при наличии соответствующих сведений), программная платформа, на которой создан соответствующий информационный ресурс.
Среди общих направлений создания и развития сайтов, посвященных доступности, следует отметить стремление к универсальности («универсальная доступность городов», «универсальный дизайн зданий и сооружений»); это имеет отношение как к городским справочно-информационным порталам, так и к специальным сайтам (порталам), посвященным проблемам инвалидов. Как правило, справочно-информационные порталы городов, содержат информацию, необходимую любому гражданину, в том числе специальную информацию для лиц с ограниченными возможностями. Между основными Интернет-ресурсами городов налажена взаимосвязь и взаимообмен информацией, что облегчает и ускоряет доступ к необходимой информации для разных категорий граждан.
Обращает на себя внимание тот факт, что практически все Интернет-ресурсы являются доступными для любого гражданина, так как оснащены специальными программами, позволяющими выбрать язык для чтения, изменить размер, цвет и фон шрифта, а также, при необходимости, прослушать содержание сайта, тем самым учитываются, потребности инвалидов с нарушениями зрения и слуха.
Для отражения необходимой информации, на исследованных сайтах, используются карты двух видов: статические и интерактивные.
Статические - это карты и схемы, чаще всего, выполненные в формате PDF, которые содержат разнообразную информацию об объектах и услугах, в том числе и о степени их доступности для различных категорий инвалидов и МГН. Карты обновляются по мере изменения или дополнения информации. Такие карты помешены на сайтах Нью-Йорка («Access New York»), Франции («Infomobi»), Кембриджского университета Великобритании («University of Cambridge»), Сиднея («City of Sydney»).
Интерактивные – это карты «GoogleMaps», которые использованы, в том числе и для создания интерактивных карт, отражающих информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН. Это, например, карты: Лондона («Inclusive London»), Франции («PARISINFO»), Белоруссии («Жизнь без барьеров»), Украины («Безбарьерная Украина») и другие. Кроме того, интерактивные карты позволяют прокладывать маршруты, рассчитывать расстояние и время в пути, с помощью навигации карт «Google».
Поскольку обеспечение доступности – приоритетная задача национальных правительств стран мира и Европы, карты, отражающие информацию о доступности объектов и услуг, размещены на Интернет-ресурсах правительственных учреждений и организаций этих стран; при этом есть карты, размещенные на ресурсах общественных организаций, в том числе организаций инвалидов, а также ряда частных организаций, размещающих информацию о своих объектах и деятельности.
Информация об объектах и услугах и степени их доступности для различных категорий инвалидов и МГН поступает на карты доступности как из официальных источников (непосредственно от владельцев объектов и поставщиков услуг), так и посредством прямой связи потребителя услуг с администратором сайта (через E-mail). В Нидерландах, Великобритании, Франции, ряде других стран, участие в описании объектов, сборе необходимой информации принимают добровольные помощники и волонтеры. Однако, данные вводятся в базу чаще всего только после проверки её администраторами сайтов. Есть и карты свободного доступа, информация на которые может быть помещена любым пользователем, по принципу Википедии.
Большое количество сайтов в зарубежной части Интернета ориентировано на потребности путешествующих по Европе и миру граждан, в том числе инвалидов и МГН. Они содержат информацию, отражающую доступность объектов и услуг туристической инфраструктуры, основных транспортных маршрутов и рекреационных зон. Карты этих сайтов отражают доступность, в первую очередь, экскурсионных маршрутов, дорог (покрытий, переходов, светофоров и т.п.), транспорта (его видов и адаптированности для инвалидов и МГН), парковок, заправочных станций, номеров отелей (в том числе подготовленности персонала к работе с данной категорией граждан), пунктов питания, мест отдыха, специальных туалетов и т.п.
Карты и в целом сайты, выполненные в основном в едином формате «GoogleMaps» позволяют решать проблему формирования единого информационного пространства, с исполнением требований единых стандартов, унификации каталогов объектов, используемых символов и условных знаков карты, а также универсального инструментария и элементов управления картой. Анализ зарубежных сайтов позволил определить основные международные принципы и направления формирования и развития соответствующих информационных ресурсов, а также широко используемую, уже привычную для потребителя, символику и графику.

1.2. Анализ российского опыта развития информационных ресурсов по проблемам доступности объектов и услуг

В ряде городов России начата работа по формированию интерактивных карт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, либо ограниченных для доступа. Для настоящего обзора были найдены и проанализированы 10 адресов сайтов карт доступности в России. Сводная информация о них с указанием адресов, ссылок, названий, регионов, где они сформированы, платформы, на которой выполнены карты, а также с кратким комментарием по каждому адресу, представлены в приложении А.2.
В целом, анализ созданных карт доступности в субъектах РФ показал отсутствие единого подхода, технологии и методики формирования и обновления карт доступности. Обращают на себя внимание отсутствие единообразия в выборе:
- заказчиков и исполнителей,
- порядка формирования и обновления карт,
- используемой классификации объектов,
- условных знаков и символов,
- программного обеспечения для создания дополнительного слоя в части доступности.
При создании большинства карт учитывались, прежде всего, потребности инвалидов, использующих при передвижении коляски, реже инвалидов с нарушением зрения; и практически не представлена информация о доступности объектов для других категорий инвалидов.
Многие карты формируются и поддерживаются общественными организациями, в том числе организациями инвалидов: «Барьеров нет» и «Казань недоступная», Нижний Новгород Красноярский край, Томск. Органами власти созданы и поддерживаются сайты Москвы, Ростовской области.
Наполнение карты осуществляется всеми желающими через электронную связь с администраторами сайта («Барьеров нет», «Казань недоступная», Томска) Достаточно сообщить об объекте, признаках его доступности (а чаще, недоступности), чтобы он сразу появился на карте. В Ростовской области, напротив, специалисты Министерства труда и социального развития обрабатывают информацию до размещения ее на интерактивной карте.
Для создания дополнительных слоев карт, отражающих доступность, используются веб-карты: «Google Maps» («Барьеров нет» и «Казань недоступная», «Карта доступности объектов Москвы») и «Яндекс.Карты» («Карта услуг» Москвы и карта Ростовской области); а также программное обеспечение «2ГИС» (карта Нижнего Новгорода и Томска), а также специально разработанная в регионе платформа – «24.geo.ru» (карта Красноярска).
Ростовская область применила технологию создания отдельных карт, отражающих доступность отдельных элементов: «Светофор», «Пандус», «Дефекты уличного покрытия», «Лифт», «Дверной проем». Волгодонск – по виду объектов: «Учреждения социальной защиты», «Учреждения культуры и спорта», «Учреждения здравоохранения», «Прочие объекты». Такой подход не обеспечивает целостность информации по инфраструктуре, по объекту.
Из используемых символов и условных знаков на картах «Google Maps» и «Яндекс.Карты» чаще применяются три цвета для отражения степени доступности: зеленый, желтый, красный – соответственно объект доступен полностью, частично, недоступен; объект обозначается либо символом базовой карты, на которой разработана карта доступности (например, разноцветная «капля» в «Google Maps»), либо специально разработанным значком по форме и цвету в зависимости от вида объекта (чаще других используется символ «инвалидное кресло» и цвета светофора).
В связи с изложенным, особую актуальность приобретает необходимость предложения для использования органами власти субъектов РФ унифицированной формы и структуры карты доступности, единой методики ее формирования и обновления.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы