aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Центр независимой жизни (Тольятти)

О том, как складывалось сотрудничество с городской администрацией и СМИ при осуществлении микропроектов, рассказывается в материале, подготовленном Ниной Жапловой и Натальей Хмельницкой, руководителями и координаторами проектов Центра независимой жизни Тольятти.

Отношения с властями: не просители, а партнеры.

Сложившаяся в Тольятти в 1990-х годов модель взаимодействия общественных организаций инвалидов с Администрацией города основывалась на формальном привлечении их к решению социальных проблем. Предложения, как правило, поступали сверху и согласовывались с отделением Всероссийского общества инвалидов, остальные организации инвалидов выступали, в основном, в роли просителей. Тольяттинский Центр Независимой Жизни (ЦНЖ) с момента создания в 2000 г. попытался изменить подобную ситуацию. Первые контакты ЦНЖ с властями оставили впечатление снисходительного отношения и сдержанности власти по отношению к инициативам организаций инвалидов, так как в основном предыдущий опыт общения сотрудников городской администрации с такого рода организациями касался выполнения конкретных просьб. Молодые активисты - сотрудники Центра - сосредоточили свои усилия не на выполнении частных ходатайств, а на решении общих проблем, затрагивающих жизнь всего сообщества инвалидов города. Со временем отношения с Администрацией перешли в партнерские, чему, безусловно, способствовали результаты социальных проектов, осуществленных ЦНЖ.

Программа "Город равных возможностей": поле для сотрудничества с властью.

Деятельность ЦНЖ сфокусирована на социальной группе, практически выключенной из социума в силу непродуманности приоритетов государственной программы, уделяющей большое внимание детям-инвалидам и пожилым людям с инвалидностью (что несомненно важно), но оставляющей "за бортом" проблемы молодых людей с инвалидностью. Между тем, дети вырастают, а с ними вырастают и новые серьезные проблемы - самоопределения и интеграции в общество, создания семьи.

Самым важным направлением работы Центра Независимой Жизни стала реализация программы "Город равных возможностей". Эта программа осуществляется молодыми инвалидами для молодых инвалидов и других маломобильных групп населения в сотрудничестве с местной администрацией, партнерами из организаций инвалидов города и области, а также партнерами по сети организаций инвалидов "Независимая жизнь".

В рамках этой программы команда ЦНЖ осуществила несколько микро-проектов по продвижению и защите прав инвалидов: "Доступный город", "Мы - есть" и "Все - равны".

Хороший способ привлечь внимание властей к проблеме: публичная акция.

Честно говоря, вначале мы сами толком не знали, чего именно мы хотим от власти. Не было полной уверенности и в успехе первой общественной акции, которая могла привлечь внимание городских властей к нашему проекту, вообще к нашей организации. Но все-таки мы решились, и 8 декабря 2000 г. акция "За доступный транспорт" собрала у здания Мэрии представителей ряда организаций инвалидов и нескольких журналистов. Начальнику Транспортного управления Мэрии и заместителю начальника Управления социальной поддержки населения Тольятти была вручена петиция с требованиями создать службу социального такси и приспособить общественный транспорт к нуждам инвалидов. Подписали петицию более 10 организаций.

Накануне был прямой эфир на радиостанции "Август" с анонсом программы "Город Равных Возможностей" и информацией о проведении у Мэрии первой в истории города акции инвалидов. Звонки в студию показали интерес со стороны инвалидов и других горожан к такому мероприятию. Фотографии с акции были помещены во всех крупных газетах города. Теле - и радиорепортажи с места события помогли создать общественное мнение в поддержку требований инвалидов. Это отразилось в собранных подписях, в ответах на опросные листы. Город как бы задумался: как же живется инвалидам в нашем современном и во многих отношениях молодежном городе?

Для сведения: всего в Тольятти более 700 тысяч жителей, средний возраст - чуть больше 35 лет. Людей с инвалидностью - 32 с лишним тысячи.

Акция переросла в кампанию "За доступный транспорт": были проведены заочная конференция в СМИ, семинары по пониманию инвалидности для работников транспорта. К исследованию проблемы адаптации общественного транспорта к потребностям инвалидов привлечены специалисты Транспортного управления и транспортных служб. На требование создать службу социального такси и осуществить адаптацию общественного транспорта - представители администрации обещали изучить возможность организации спецмаршрутов троллейбусов с учетом потребностей инвалидов; обязательной установки микрофонов и объявления остановок в троллейбусах и автобусах; приобретения городом спецтранспорта с подъемными устройствами для колясочников и т.п.

И вот в феврале 2001 г. в город пришли три микроавтобуса "Газель" с подъемниками Брянского производства, о чем сообщили ТВ и газеты. Новый транспорт, получивший название "социального такси", был передан на баланс Центров социального обслуживания (ЦСО) в соответствии с Положением, утвержденном мэром рода. В итоге режим работы "социального такси", заказ и оплата ГСМ - все эти вопросы оказались в ведении ЦСО. Практика показала, что воспользоваться "социальным такси" крайне сложно. Такое положение дел нас не устраивает. Но, несмотря на наши усилия, до сих пор все предложения об изменении ситуации не реализованы. Сменилось руководство Транспортного управления - новые контакты, личные встречи... А в итоге? Спецмаршрут троллейбуса для нужд инвалидов - все еще в проекте, сроки его осуществленния отодвинуты на 2003-2005 гг. - в соответствии с областным комплексным планом создания безбарьерной среды для инвалидов.

Настойчивость и дипломатия - ключи к успеху.

Новым этапом налаживания партнерских отношений стала работа над созданием "Карты доступности" городских объектов. Были проведены обследования, составлены списки адресов с рекомендациями по установке пандусов, которые потом передали в Администрацию. Не сразу мы добились того, чтобы в приемке построенных пандусов и уличных съездов участвовали эксперты из числа инвалидов, которые сами используют коляски. Поэтому при сооружении некоторых пандусов были допущены ошибки, что сделало их неудобными. К примеру, при сооружении пандусов строители использовали готовые двухметровые металлические плиты из нержавейки из Брянска, приобретенные городом в большом количестве на сэкономленные в конце 2000 года средства бюджета. Сложилось впечатление, что социальные службы стремились скорее списать материал. Еще пример: пандусы зачастую были слишком длинными (до 14-17 м) без площадок для отдыха. Получилась горка, привлекающая детей. Не учитывалось наличие бордюров перед пандусами, порожки при въезде в помещения.

Были конфликты с организациями, где устанавливались пандусы. Например, руководство филиала поликлиники всячески препятствовало его установке. Поликлиника располагается при жилом доме. Крыльцо достаточно высокое - девять ступеней. Мотивировка отказа: в квартале всего четыре колясочника (вопрос спорный - пока "активных" четверо, но их может стать и больше), технический персонал не соглашается убирать снег с пандуса, дети будут бегать по пандусу и т.п.

После включения экспертов-колясочников в состав административных комиссий по приемке готовых пандусов администрация стала учитывать наши предложения и по установке площадок для отдыха, и по другим конструктивным особенностям пандуса и примыкающей территории. Таким образом, установлено более 60 "правильных" пандусов.

Однако во многих случаях к выполнению пожеланий инвалидов администрация все еще подходит формально: так, при ремонте покрытия дорог и замене бордюров не учитывается доступность для инвалидов площадок на остановках при переходах дорог; скошенные бордюры - это всего лишь зачастую залитые бетоном высокие бордюры. Так что придется приложить еще немало усилий, чтобы достичь полного взаимопонимания.

Не сразу мы нашли общий язык и с работниками Департамента жилищно-коммунального хозяйства, которые бывали на семинарах, круглом столе и презентации карты доступности. Тем не менее, инициативной группе ЦНЖ удалось добиться от департамента, чтобы при определении победителей ежегодного конкурса по благоустройству "Наш дом, наш двор, наш подъезд" учитывалось мнение инвалидов: жюри конкурса стало учитывать такие факторы, как доступность подъездов, наличие площадок для отдыха, удобных съездов и т.д. В результате при подведении итогов конкурса в 2002 г. лучшим в городе был признан дом № 8 по бульвару Буденного, где пандусы есть как внутри подъездов, так и при входе.

При налаживании сотрудничества с Департаментом по строительству, архитектуре и землепользованию также пришлось приложить много усилий: не сразу удалось преодолеть отчуждение и скепсис специалистов. На приглашения для участия в семинарах и конференциях они не откликались, никто из представителей Департамента не пришел и на "круглый стол" по созданию доступной среды. Неприятие и непонимание отмечалось с первых минут нашей личной встречи с директором Департамента А.П. Эстриным.

Приводим часть стенограммы этой непростой беседы, в которой, кроме г-на Эстрина (Э.), участвовали представители ЦНЖ - Н. Жаплова (Ж.), Н. Хмельницкая (Х.), Д. Морунов (М.) и Д. Рыжов (Р.):

Э. - Специалисты знают, что делать и как делать, и не вам их учить!

Ж. - Мы не претендуем на то, чтобы поучать. Мы хотим сотрудничать как эксперты-практики. Ведь мы живем в домах, которые строят специалисты без учета требований доступности!

Р. - Есть Градостроительный кодекс 1998 г., есть СНиПы, но почему они бездействуют?

Э. - Вы представляете, сколько согласований нужно сделать, пока примут проект? В процессе согласований теряется столько сил и времени, заказчики не заинтересованы в пандусах и съездах...

М. - Но это нормы, разработанные и утвержденные официально. Тем более, что с 1 июля вводится новый Административный Кодекс, который предусматривает меры ответственности за то, что не создаются условия для маломобильных групп населения. А это не только инвалиды (а их в городе почти 38 тыс.), но и престарелые граждане, мамы с детскими колясками, дети с велосипедами и т.п. Наш молодежный город стареет, с этим надо считаться при строительстве новых кварталов и при реконструкции старых зданий.

Э. - Ну хорошо, что вы хотите предложить?

Х. - Мы хотим посоветоваться с Вами, как со специалистом, что можно сделать совместными усилиями, с привлечением общественности (в т.ч. инвалидов), чтобы изменить ситуацию в городе, чтобы уже в новых проектах предусмотреть заранее то, что обязаны сделать строители для удобства жителей.

Запрос в прокуратуру - почему бы и нет?

По итогам встречи мы решили создать прецедент, отправив официальный запрос в городскую прокуратуру Тольятти по фактам нарушений в приемке зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию в 2001 г., с опорой на Градостроительный кодекс, Кодекс административной ответственности и СНиПы. Было совместно составлено и отправлено письмо от ТГООИ "ЦНЖ" к прокурору г. Тольятти с указанием четырех адресов новостроек 2001г.

Ответа ждать пришлось полтора месяца - до этого мы еще звонили помощнику Прокурора и отправили письмо с просьбой ускорить принятие решения по этой проблеме. Ответ городской прокуратуры нас не устроил, и после его обсуждения с директором Департамента по строительству мы написали письмо Прокурору Самарской области. Эта история получила огласку благодаря публикации в областной "Социальной газете".

Официальный ответ Прокурора Самарской области положил начало прокурорской проверке по ситуации с приемкой зданий без учета потребностей инвалидов. Так что этот прецедент показал действенность обращений в органы прокуратуры при отстаивании прав инвалидов. Однако при организации подобных действий общественные организации должны быть последовательными, убедительными, привлекать специалистов, уметь находить союзников из властных структур.

При содействии специалиста по работе с общественными организациями Управления социальной поддержки населения (УСПН) Тольятти М.В. Дыченковой была организована встреча в инспекции Госархстройнадзора. Ее сотрудникам были переданы предложения "круглого стола" от 31 января 2002 г., а также подборка материалов из Агентства социальной информации об опыте Екатеринбурга по долголетнему сотрудничеству организаций инвалидов с администрацией по созданию доступной среды. Благодаря поддержке Управления социальной защиты, в апреле 2002 г. принято решение Администрации о включении как экспертов-инвалидов, так и специалистов УСПН в комиссию по приемке зданий и сооружений. От ЦНЖ в комиссию вошли два молодых активиста, которые используют для передвижения коляски.

Партнерство с госструктурами: достижения.

"Безбарьерная среда" для маломобильных жителей города - это понятие стало зримым: в Тольятти есть уже более 60 пандусов, установленных по рекомендациям общественных объединений в общественно значимых местах.

Постепенно меняется общественное мнение и отношение властей: если до реализации проектов ЦНЖ считалось, что инвалидам нужна лишь небольшая материальная поддержка и минимум социальных услуг, то сейчас культурно-развлекательные учреждения, гостиницы, кафе, вокзалы обустраиваются пандусами, более или менее приемлемыми для самостоятельного использования инвалидами.

Важно и то, что дело не ограничивается одними пандусами: во внимание берутся и порожки, бордюры, перила и поручни в зданиях и сооружениях; съезды и углубленные бордюры, звуковые приставки к светофорам на улицах и перекрестках (установлено 11 таких звуковых приставок).

С мая 2002 г. по договоренности с районными управлениями социальной защиты населения проводятся консультации экспертов-колясочников из общественных организаций ("Центр Независимой Жизни" - по Центральному и Автозаводскому районам), отделение Всероссийского Общества инвалидов (по Комсомольскому району) для проектировщиков.

С июня 2002 г. составляются заключения о доступности вновь построенных зданий после выполнения рекомендаций ЦНЖ. Строители в результате контактов с экспертами из числа инвалидов приходят к выводу, что городским проектировщикам пора на самых начальных стадиях предусматривать создание городской инфраструктуры, доступной для маломобильной части населения.

В октябре 2002 г. на экспертизу по доступности представлен первый проект - это новый Дом для ветеранов и инвалидов. Представители организаций инвалидов включены в комиссии по приемке дорог и тротуаров. После прокурорской проверки на части необустроенных объектов, сданных в 2001 г., по рекомендации ЦНЖ установлена кнопка вызова, которой может воспользоваться человек на коляске.

Поиск союзников. Совет по делам инвалидов.

В ходе выполнения проектов программы "Город Равных Возможностей" ЦНЖ, помимо создания конструктивных взаимоотношений с администрацией, старался заручиться поддержкой союзников из других общественных организаций инвалидов, создать коалицию для отстаивания общих интересов.

26 июня 2002 г. прошло первое заседание Совета по делам инвалидов при Мэре Тольятти. Как записано в Положении о Совете, он призван стать важным постоянно действующим совещательным органом "в целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов, средств массовой информации, предприятий и организаций, независимо от организационно-правовых форм собственности по профилактике инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей" (Постановление Мэра № 35-1/17 от 19.04.2002 г.). Кроме того, в функции Совета входит "осуществление экспертной оценки проектов постановлений и распоряжений Мэра, глав Администраций, направленных на подписание Мэру, затрагивающих интересы инвалидов" (ч 3.п. 3.5 Положения о Совете) и т.д.

Наивно думать, что новый Совет решит все проблемы инвалидов. Но уже один факт его создания означает, что Мэр будет в курсе этих проблем, важнейшие из которых - трудоустройство и развитие предпринимательской деятельности организаций инвалидов, создание безбарьерной среды.

Как обойти "подводные камни" в отношениях с администрацией.

Конечно, очень трудно предусмотреть все трудности, которые могут возникнуть при развитии партнерских отношений с местными администрациями: у чиновников есть свои внутренние законы и ограничения. Мы для себя извлекли следующие уроки, которые, возможно, помогут другим:

Необходимо проанализировать имеющийся опыт взаимодействия, оттолкнуться от положительных результатов, привлечь в союзники другие общественные организации.

В тактике налаживания сотрудничества с властью важны постепенность и целенаправленность действий: от написания писем - к личным встречам - телефонным звонкам; консультирование с ведущими специалистами - привлечение их в качестве экспертов по проектам; регулярное информирование о реализации принятых решений на конференциях и круглых столах и других акциях.

Общественные акции с передачей петиций, открытые письма в прессе, обращения и сбор подписей в поддержку, другие публичные акции нужно использовать для того, чтобы взбудоражить общественность и обратить внимание власти на те проблемы, которые не решаются в регионе или решаются очень медленно. После этого необходим общественный контроль за исполнением требований - дополнительные обследования, работа экспертов и т.д. Если потребуется - можно провести публичную акцию повторно.

Необходимо знание документов и законодательных актов по направлениям, в реализации которых вы рассчитываете на партнерство с властью (от федеральных до местных законов, постановлений и распоряжений). Важны деловые контакты с юристами, местными депутатами, использование возможностей Internet.

Для поддержки инициатив организаций инвалидов очень важно найти опору в лице статусного или влиятельного чиновника. Для этого важно установить личный контакт во время встречи, обязательно с предварительными письменными обращениями и информированием важного лица об основных достижениях организации по выбранному направлению.

Очень помогут развитию партнерских отношений с властными структурами выступления ваших активистов на официальных мероприятиях, устраиваемых государственными учреждениями - расширенных заседаниях, семинарах, конференциях, общественных слушаниях и т.п. с обязательной передачей конкретных предложений по реализации продвигаемого направления.

Выступая на разных уровнях - от собрания организаций инвалидов и НКО до коллегии аппарата Губернатора - очень важно делать ссылки на сотрудничество с конкретными госструктурами, указывать имена значимых персон, которые поддерживают вашу работу.

Благодарственные письма и благодарственные обращения в прессе в адрес конкретных служб и организаций, с которыми Вы сотрудничаете, помогут в продвижении ваших идей и реализации направлений деятельности.

Важно также сотрудничество с пресс-центром Мэрии и постоянным корреспондентами из СМИ: нужно предварительно предоставлять информацию о целях и задачах мероприятий, итоги, факты и имена, конкретные факты и адреса.

Все вышесказанное необходимо для формирования общественного мнения о проблемах инвалидов и способах их решения. Все это - очень важное направление работы вашей организации.

Что помогло и помогает в работе ЦНЖ

Много полезного по вопросам взаимоотношений с органами власти активисты и волонтеры ЦНЖ почерпнули на семинарах "Перспективы". Обучаясь на этих семинарах, молодые активисты приобрели также организаторские навыки, важные в работе на местах. Изучался и использовался опыт партнеров по проектам "Молодые инвалиды за социальные изменения" и "Молодые инвалиды - за равные права и возможности" из Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и др. (в т.ч. наших друзей и партнеров из Ассоциации инвалидов-колясочников "Десница" из Самары). Наша организация включена в рассылку Агентства социальной информации, что дает возможность использовать в работе опыт регионов, в т. ч. по созданию безбарьерной среды в партнерстве с местной администрацией.

Очень помог опыт организаций инвалидов из Великобритании, США, представители которых участвовали в семинарах "Перспективы". Развитию навыков отстаивания прав и интересов инвалидов сильно способствовало участие в подготовке и проведении Акции "За доступный транспорт" - у метро "Юго-западная" в Москве осенью 2000 г.

Новое видение развития взаимодействия с властью и другими партнерами появилось после стажировки трех активистов ЦНЖ (Н. Хмельницкой, Н. Чабуркиной и О. Соломенниковой) в США в ноябре-декабре 2001 г. В составе команды молодых активистов из других регионов активисты ЦНЖ встретились с лидерами движения за права инвалидов США, получили представление о том, как государство поддерживает программы независимой жизни инвалидов и как сами инвалиды отстаивают свои права.

Центр Независимой Жизни Тольятти вошел в сеть организаций инвалидов "Независимая жизнь". Эксперты сети по доступной среде (Е. Леонтьева, Екатеринбург) и по проведению занятий со школьниками (И. Лебедев, Нижний Новгород) приезжали в Тольятти для проведения консультаций и семинаров. Такая поддержка экспертов-практиков очень важна, так как позволяет использовать в интересах сообщества новый прогрессивный опыт.

Полученные на семинарах "Перспективы" знания и навыки по составлению грантовых заявок на социально значимые проекты помогли эффективно участвовать в городских и областных грантовых конкурсах с привлечением средств ресурсных центров городского благотворительного фонда "Общественный фонд Тольятти".

Взаимодействие со СМИ - прописные истины и практический опыт.

Мы продолжаем знакомить вас с опытом Центра Независимой Жизни в Тольятти по реализации микро-проектов. В материале Натальи Хмельницкой речь пойдет об опыте взаимодействия со СМИ при осуществлении микро-проекта "Мы - есть!"

Вместе боремся со стереотипами.

С самого начала работы по партнёрским проектам мы пытались привлекать к освещению своих мероприятий - акций, "круглых столов", конференций - представителей печатных изданий и телекомпаний города. Мы понимали, что без поддержки средств массовой информации нам не изменить стереотипов, сложившихся в обществе по отношению к людям с инвалидностью. Через призму этих стереотипов склонны смотреть на инвалидов и властные структуры, и социальные службы. Да и сами СМИ в этом смысле - не исключение. Эти стереотипы складывались десятилетиями. Уже стало привычным "сезонное" оживление СМИ в "Декаду инвалидов" - непременно появляется информация городской администрации о выделенных средствах на проведение мероприятий в рамках декады; мелькнёт жалостливая статейка про несчастного инвалида, которому требуется материальная помощь, или невразумительное сообщение о том, что "в таком-то клубе прошёл вечер для инвалидов с чаепитием". Вот, собственно говоря, и вся информация о жизни 36 тысяч жителей города Тольятти, имеющих инвалидность. Между тем, в Тольятти действует около 80 общественных организаций инвалидов, и только ли чаепитиями или благотворительными концертами раз в год ограничивается эта деятельность?

Между тем, большинство представителей СМИ уверены, что проблемы инвалидов никому не интересны, кроме самих инвалидов. По словам редактора программы одной из телекомпаний города, любое СМИ - это коммерческое предприятие, и его финансирование напрямую зависит от рейтинга; а какой рейтинг можно сделать на материалах об инвалидах? Кому это интересно?

На фоне подобного отношения СМИ к проблемам инвалидов мы и начинали работать в партнёрстве с "Перспективой". Должна признаться, что вся наша команда не очень хорошо себе представляла, каким образом необходимо взаимодействовать со СМИ, да сначала нам это и не очень хорошо удавалось. Во-первых, и мы сами не очень чётко себе представляли, чего же мы в конечном итоге хотим от журналистов. Во-вторых, журналисты, работающие в наших городских изданиях, теле

- и радиокомпаниях, привыкшие к пассивности и какой-то аморфности самих инвалидов, не знали, как реагировать на развёрнутую нами бурную деятельность. Первые публикации о нашей деятельности показались нам курьёзными. Читая рассказ о проведённой ЦНЖ акции или репортаж о работе нашей конференции в изложении журналиста, которого редакция послала на задание, уступая нашей настойчивой просьбе и которому, откровенно говоря, тема материала была глубоко "фиолетова", мы заходились в гомерическом хохоте, благо чувством юмора никто из нас не обделён. Действительно, читая подобные перлы, ничего, кроме чувства жалости к "бедным инвалидам", не испытываешь.

Но мы не оставили своих попыток наладить взаимодействие с журналистами. Со временем мы организовали и провели несколько семинаров для представителей СМИ. На семинарах вместе с журналистами мы пытались найти точки соприкосновения, пути сотрудничества и ненавязчиво объясняли им, чем же мы всё-таки занимаемся и чего хотим добиться. Нельзя сказать, что на наших семинарах для журналистов был аншлаг, но в результате их проведения мы нашли единомышленников среди журналистской братии.

Конечно, лучше обращаться к "своим" журналистам, хорошо знакомым с деятельностью организации. Очень часто, прежде чем нести свою статью о деятельности нашей организации на подпись к главному редактору, журналисты просили нас прочитать её, исправить неточности. Только после нашего "одобрямса" статья и шла в печать.

Первый удачный опыт "заманивания" журналистов.

Мы убедились, что "заманить" журналистов можно только на зрелищные, нестандартные мероприятия. Наш первый опыт продуманного "заманивания" прессы был связан с презентацией "карты доступности" одного из районов города. Сценарий той презентации мы разрабатывали очень скрупулёзно. На презентацию были приглашены значимые люди города (представители различных департаментов мэрии, Думы и т.п.). Особое внимание мы уделили журналистам. Зная о том, что телевизионщики обычно снимают первые 10 минут, а затем, как правило, уезжают, мы постарались разработать сценарий презентации таким образом, чтобы самая важная информация, которую мы хотели донести до общественности, была изложена в первой части. Надо отметить, что организация этой презентации была нашим самым первым удачным опытом взаимодействия со СМИ, поскольку мы не только сумели заинтересовать поднятой проблемой журналистов, что в дальнейшем имело своё продолжение, но и получили неплохие материалы, освещающие презентацию. Даже стиль подачи материала о проблемах людей с инвалидностью разительно изменился. Он перестал быть слезливым и приобрёл некое подобие объективности.

Кампания в СМИ " Мы - есть!": чего мы хотели добиться.

В рамках микро-проекта "Кампания в СМИ "Мы - есть!" мы хотели решить несколько задач. Прежде всего, привлечь большее количество СМИ к освещению проблем и потребностей людей с инвалидностью, причём сделать это таким образом, чтобы материалы журналистов стали более острыми и интересными.

За два года, предшествовавших началу микро-проекта, в местной прессе было опубликовано около 30 печатных материалов, рассказывающих о проблемах и потребностях людей с инвалидностью, но все они носили в основном информативный, а не аналитический характер. То же самое касалось и телевидения: на местных каналах время от времени сообщалось о деятельности ЦНЖ, но все эти материалы довольно поверхностно затрагивали существующие проблемы, не углубляясь в их суть. Практически отсутствовала информация о деятельности других общественных организаций инвалидов города. Не было дискуссионных передач, участие в которых принимали бы инвалиды. Мы понимали, что люди, имеющие инвалидность, при отсутствии информации о положительных примерах деятельности организаций инвалидов и успешном решении своих проблем при поддержке властей, находились в социальной изоляции, испытывали дискомфорт и неуверенность в своих силах.

Мы также намеревались при поддержке СМИ повлиять на судьбу нашего обращения в прокуратуру области по факту существующих нарушений законодательства при сдаче в эксплуатацию объектов без учёта потребностей инвалидов. Наше послание Прокурору города осталось без внимания. Дабы не получить очередную отписку, на сей раз уже от Прокурора области, мы решили привлечь в союзники средства массовой информации.

Кроме того, привлекая в союзники журналистов, мы намеревались содействовать организации и проведению конкурса социальной рекламы в городе. Реклама в нашем городе настолько агрессивна и коммерциализирована, что возможностей для размещения социальной рекламы практически нет. В городе есть пара щитов, где размещена реклама, имеющая социальную направленность, но реклама эта выглядит очень убого и отталкивающе. Используя широкомасштабную PR-кампанию в СМИ, мы хотели провести подготовку к этому конкурсу, а также его предварительную рекламу.

Ещё одной задачей, которую мы собирались решить в рамках микро-проекта, была агитация за присуждение звания "Почётный гражданин города" широко известному в Тольятти общественному деятелю, социологу и редактору специализированной газеты для инвалидов "Вместе" - инвалиду-колясочнику Сергею Дьячкову. Как правило, почётными гражданами города автоматически становятся руководители (или бывшие руководители) многочисленных предприятий города. Однако жизнь города не ограничивается только промышленным производством. Для нас же было очень важно, чтобы это почётное звание присудили человеку с инвалидностью, что могло бы существенно изменить образ инвалида в глазах общественности, повысить его социальный статус.

Работа со СМИ: шаг за шагом.

Начали мы с того, что написали информационные письма в пресс-центр Мэрии, в местные теле - и радиокомпании, печатные издания. В этих письмах мы обращались к руководителям городских СМИ с просьбой оказать содействие в освещении кампании "Мы-есть!", направленной на формирование позитивного общественного мнения о проблемах инвалидов и их потребностях в безбарьерной среде жизнедеятельности. К письмам мы прилагали пресс-релиз "Кампании в СМИ "Мы - есть!", информационный бюллетень ТГООИ "Центр Независимой Жизни" № 1-2 "Город равных возможностей" и письменно изложенные наши предложения о сотрудничестве.

После многочисленных телефонных переговоров были достигнуты договорённости о личных встречах с редакторами местных газет и программ двух городских телекомпаний - "Лада-ТВ" и "ТВ Лик". В ходе встреч мы хотели договориться, прежде всего, по двум вопросам:

О проведении журналистского расследования по "прокурорской разборке" (нарушение законодательства в области строительства и сдачи в приёмку зданий и сооружений без учёта доступности их для маломобильных групп населения);

О разработке сценария, съёмке и демонстрации на телеканале трёх короткометражных фильмов о проблемах и потребностях людей с инвалидностью.

Что касается журналистского расследования, то практически сразу же удалось договориться о методах и сроках его проведения с телекомпаний "ТВ Лик", а также с газетой "Городские ведомости". По телеканалу "ЛИК" был показана аналитическая программа о проблемах создания безбарьерной среды в городе, рассказано о послании Прокурору города и о полученном ответе. Съёмки производились по указанным нами конкретным адресам недавно сданных в эксплуатацию объектов. Печатные материалы также в полной мере отразили все перипетии обращения к Прокурору города. В дальнейшем, городские и областные печатные издания широко освещали процесс "выяснения отношений" как с городской, так и с областной прокуратурой.

Должна заметить, что такая поддержка СМИ сыграла немаловажную роль. В результате Прокурор Самарской области подтвердил справедливость наших претензий к застройщикам. Городской прокуратуре было предписано разобраться в этом вопросе. По факту нарушений была проведена полномасштабная проверка и сделаны соответствующие предписания, реализованные в течение месяца. Также в состав районных комиссий по приёмке новых объектов были введены представители общественных организаций инвалидов (в частности, инвалиды-колясочники). В настоящее время приёмка любого нового объекта осуществляется только после наличия подписей всех членов комиссии.

Неудачи нас не остановят.

Параллельно с организацией и проведением журналистского расследования, наша команда обратилась в телекомпанию "Лада-ТВ" с предложением подготовить серию телепрограмм для привлечения внимания общества и властей к проблемам молодых инвалидов. Выбор телекомпании был сделан, исходя из того, что по сравнению с другими городскими телекомпаниями "Лада - ТВ" имеет достаточно эфирного времени. Руководству телекомпании были направлены для рассмотрения сценарии трёх телепрограмм: "Почему написали письмо Прокурору?", "Открытый урок" и "Серёгины проблемы". Наша попытка организовать встречу с директором этой телекомпании не удалась. Едва не сорвалась и намеченная встреча с редактором одной из телепрограмм, освещающей социальные проблемы. Здание, где располагается телекомпания, недоступно для колясочников, а редактор "забыл" о предварительной договоренности, по которой встреча должна была состояться внизу, в машине. Впечатления от встречи, которая все же состоялась на два часа позже согласованного времени, остались только негативные. Наши пламенные речи разбились о глухую стену непонимания. Редактор, вежливо выслушав нас, заявил, что рейтинг канала нельзя сделать на инвалидах и их проблемах; что инвалиды вообще уже всем надоели со своими бесконечными проблемами; и что простому зрителю гораздо интереснее смотреть на что-нибудь скандальное и экстравагантное. А в том, что мы предлагаем, нужной скандальности нет.

Тем не менее, в процессе нашей беседы мы выяснили важную для себя вещь: оказывается, ни одна городская телекомпания, даже "Лада-ТВ", не в состоянии выделить для показа подобных программ достаточно эфирного времени. К тому же оказалось, что съёмка необходимой нам серии телепрограмм расценивалась телевизионщиками как "заказная", а запрашиваемая за эти услуги цена оказалась запредельной.

И все-таки мы не отказались от своих планов съемки цикла телепрограмм о проблемах инвалидов - дело в том, что к концу микро-проекта (через два месяца) ситуация в городском телеэфире изменилась: три местных телекомпании объединились. Нам предстоит выяснить политику нового руководства объединенной телекомпании, её возможности и т.п.

Решая задачу, связанную с выборами почётного гражданина города, мы опубликовали в газете "Тольяттинское обозрение" открытое письмо Мэру города и председателю городской Думы под названием - "Почётных граждан выбирают кулуарно?". Письмо подписали представители трех общественных организаций инвалидов. Более того, в городских печатных изданиях с нашей подачи было опубликовано несколько материалов на эту тему. Председатель нашей организации Нина Жаплова даже побывала на приёме у Мэра, пытаясь найти поддержку в его лице. Но, увы, в итоге "Почетным гражданином года" стал человек, поддерживаемый крупными промышленниками, имеющий связи и деньги. Тем не менее, мы не оставляем надежды на успех своего предприятия в будущем году - тогда мы лучше спланируем свои действия, используя наработанный опыт взаимодействия с прессой.

Ставка на молодых журналистов.

В рамках микро-проекта наша команда провела семинары для журналистов, а также студентов факультета журналистики Тольяттинского Государственного Университета, на которых рассматривались такие темы, как "Понимание инвалидности", "Терминология и этикет", "Философия независимой жизни". Надо отметить, что студенты-журналисты проявили гораздо больше изобретательности, участвуя в "мозговых штурмах" и в работе в "малых группах", нежели журналисты с опытом. Уже сейчас эти молодые ребята проходят стажировку в теле - и радио-компаниях города. Есть надежда, что участие в наших семинарах и наших совместных акциях поможет им гораздо объективнее писать о жизни людей, имеющих инвалидность.

Приятные побочные эффекты.

В процессе организации и проведения этой кампании мы сплотились с другими общественными организациями, что позволило действовать более эффективно и добиваться лучших результатов.

По ходу реализации этого микро-проекта мы, кроме заявленных с самого начала задач, решали возникающие проблемы. В качестве примера хотелось бы привести акцию по переносу цветочного рынка, который мешал сделать доступными для инвалидов парковку и входной комплекс магазина "Галерея у "Восхода". В соответствии с предписанием Прокурора дирекция магазина обратилась в ЦНЖ за консультацией по поводу поиска возможных вариантов адаптации входа и парковки для маломобильных граждан. Встал вопрос о переносе цветочного рынка. ЦНЖ провел консультации с несколькими журналистами, в результате чего в одном из городских печатных изданий была опубликована статья "Рынок мешает бесспорно" - о необходимости предоставления места для парковки автомобилей с ручным управлением. Кроме того, ЦНЖ обратился с письмами в администрацию района, где расположен магазин, в Мэрию, а также к руководству компании "Торговый синдикат". В результате цветочный рынок был перенесён в другое удобное место, вход в магазин и парковочные места обустроены. Все остались довольны.

Наши "дивиденды" от микро-проекта.

Возможно, нам не все удалось при проведении кампании "Мы - есть!", возможно, это была не совсем "классическая" PR-кампания в прессе. Но мы не оставляем своих попыток, и наши старания наладить взаимодействие с журналистами уже начали приносить плоды. Во-первых, мы перестали быть безликими: у организации начал складываться имидж. Во-вторых, мы стали вхожи в те двери, которые ранее были для нас закрыты и, как следствие, - у нас появилось больше возможностей для реализации задуманного. В-третьих, поддерживаемые СМИ, мы получили возможность "давить" на ту же администрацию в некоторых вопросах, касающихся, например, создания безбарьерной среды. Если раньше от нас могли просто отмахнуться, как от назойливого комара, то, имея такую мощную поддержку, как средства массовой информации, мы всё реже стали иметь "нулевой" результат. Чиновники больше не могут себе позволить такое пренебрежение по отношению к нашей организации.

Что следует учитывать при взаимодействии со СМИ.

Безусловно, в каждом городе имеются свои нюансы взаимодействия общественных организаций инвалидов со средствами массовой информации. Но, наверно, можно вывести общие рекомендации для подобного сотрудничества.

- Прежде чем предпринимать любые шаги по организации PR-кампании, необходимо тщательно изучить положение вещей в этой сфере услуг: специализацию печатных изданий, ситуацию в теле - и радиокомпаниях и т.п.

- Желательно иметь личные связи в представителями СМИ, потому что личные отношения играют большую роль. Нередко то, что нельзя сделать официально, можно сделать, используя личные каналы.

- Информация, которую вы хотите донести до общественности, должна быть зрелищной или скандальной. Рутинная работа не привлекает журналистов. Очень эффективно использовать для привлечения СМИ публичные акции.

- Если вы пригласили СМИ на ваше мероприятие, то будьте готовы к тому, что все съёмки и интервью будут проходить в первые десять минут мероприятия. После этого вы можете больше не увидеть ни одного представителя СМИ на своём мероприятии.

- Наличие влиятельных в городе лиц на вашем мероприятии (представителей администрации, бизнеса и т.п.) повышает гарантии присутствия наибольшего количества представителей СМИ.

- Кампания в СМИ должна быть заранее продумана и тщательно спланирована. К руководителям СМИ необходимо приходить, имея на руках продуманные деловые предложения.

- Вы должны чётко представлять себе, какую именно информацию вы хотите донести до общественности, используя СМИ. Желательно, чтобы вы могли исправить возможные ошибки журналистов до выхода их материала в свет.

- Никогда не говорите журналисту, что он что-то неправильно написал или сделал "не тот" репортаж. Если вы считаете, что журналист не прав, лучше завуалируйте критику. Не учите журналиста жить!

- Чаще напоминайте о себе своими делами. Ваша активность будет замечена.

- Не забывайте о благодарственных письмах и звонках руководителям СМИ в случае, если вы получили поддержку!

Назад Оглавление Далее