aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Часть 1. Сеть организаций инвалидов "Независимая жизнь"

История создания сети

Сеть организаций инвалидов "Независимая жизнь" органично выросла из ряда партнерских проектов, которые осуществляла "Перспектива" с 1997 по 2001 гг. Прежде всего, это проекты по активизации молодых инвалидов, формированию позитивного общественного мнения и отстаиванию прав инвалидов, которые осуществлялись в Перми, Ухте, Тольятти, Нижнем Новгороде, Самаре и Москве и других городах. В ходе этих проектов были подготовлены команды молодых инвалидов, которые стали очень эффективно работать в своих регионах. После окончания проектов работа не закончилась, партнерства не распались, и команды были готовы продолжать и развивать сотрудничество.

В 2000 г. "Перспектива" при поддержке Института "Открытое общество" (фонд Сороса - Россия) провела серию семинаров "Внедрение в России идей независимой жизни инвалидов". Эти семинары прошли в четырех городах и привлекли организации инвалидов практически из всех регионов России. Проект позволил "Перспективе" создать новые партнерства с активными организациями инвалидов из Екатеринбурга, Твери, Улан-Удэ и других городов.

В целом, эти проекты объединили организации инвалидов. Они позволили выработать единый подход, апробировать и выбрать наиболее эффективные технологии и стали, таким образом, основой для объединения организаций в единую сеть. К 2001 г. большинство партнеров "Перспективы" сочли актуальной идею создания сети, которая будет способствовать распространению идей независимой жизни инвалидов в регионах, активизации молодых людей с инвалидностью и отстаиванию их прав. Тогда при поддержке CAF и Института "Открытое общество" были запущены проекты, нацеленные, в том числе, на формализацию сети. Эти проекты предусматривали создание сети тренеров-консультантов и активистов для проведения просветительских семинаров для различных аудиторий, обмена опытом, а также осуществления в регионах микро-проектов, направленных на решение конкретных проблем, связанных с нарушением прав инвалидов.

Уникальность сети

Уникальность сети состоит, прежде всего, в том, что она сформировалась "снизу", по инициативе организаций инвалидов. Эти организации являются самостоятельными, и помимо сетевых проектов, осуществляют собственные проекты и программы, которые финансируются из различных источников.

Идеологической основой сети стала философия независимой жизни инвалидов. Участники сети в своей деятельности используют также наиболее удачные методические материалы и технологии, разработанные коллегами.

Важным фактором сети является ее молодежная направленность. Деятельность практически всех участников сети нацелена на активизацию молодежи и вовлечение в социальные проекты молодых добровольцев. Уникальность сети состоит также в использовании такой формы деятельности, как микро-проект. Как показал опыт, добиться реальных изменений и привлечь союзников легче на местном уровне, начиная с маленьких, локальных шагов. Такая работа дает командам молодых инвалидов возможность самостоятельно выступать в защиту собственных прав, пробовать разные способы активности. Эта модель получила название "микро-проект", поскольку при его осуществлении наглядных результатов можно достичь силами небольшой команды и в относительно короткий срок. Средства на осуществление микро-проектов в регионах выделялись из бюджета сетевых проектов.

За время существования сети участниками сети были успешно осуществлены 20 микро-проектов (наиболее интересные из них представлены во второй части пособия), направленных на решение различных проблем (доступная среда, трудоустройство, интегрированное образование и т.д.) людей с инвалидностью. В Челябинске и Тольятти осуществлены проекты, направленные на ускорение решения проблем создания доступной среды для инвалидов. В результате микро-проектов в этих городах представители организаций вошли в координационные советы, которые занимаются этими проблемами на уровне города. В Тольятти новые объекты при сдаче в эксплуатацию должны проходить экспертизу в Центре независимой жизни, в Челябинске издан путеводитель по доступным местам. В городе была также проведена публичная акция, которая привлекла к проблеме доступной среды все местные СМИ. В Москве и в Перми команды активно занялись просвещением школьников и провели в классах занятия по пониманию инвалидности.

Основные роли участников сети

В настоящее время роль координатора сети выполняет "Перспектива". В будущем эту роль будут, как мы полагаем, по очереди брать на себя другие организации. Основной обязанностью координатора сети является оказание поддержки ее участникам, а именно:

- организация взаимного информационного обмена через специальный раздел на сайте, издание информационного бюллетеня, электронную рассылку "инва-инфо" и поездки к партнерам;

- создание банка обучающих программ и занятий, которые сейчас находятся на сайте "Перспективы" и которыми могут пользоваться зарегистрированные участники сети;

- обучение и повышение квалификации участников сети через проведение конференций, семинаров и тренингов.

В качестве тренеров и консультантов выступают представители разных организаций, в зависимости от темы и наработанного в регионе опыта. Например, председатель Екатеринбургской организации инвалидов "Свободное движение" Елена Леонтьева передавала свой опыт по созданию в городе доступной среды и специально ездила для проведения консультаций в Москву, Тольятти и Нижний Новгород. Ее книга "Доступная среда глазами инвалида" пользуется огромной популярностью по всей стране, и желающие могут, с разрешения автора, скачать ее с сайта совершенно бесплатно. Илья Лебедев из Нижнего Новгорода провел для молодых инвалидов из регионов тренинги по проведению разработанных им школьных занятий по пониманию инвалидности.

Все организации - участники сети осуществляют и свои собственные проекты, направленные на продвижение интересов и отстаивание прав инвалидов, формирование позитивного общественного мнения по отношению к инвалидам, сотрудничают со средствами массовой информации, предлагают своим клиентам различные услуги и проводят публичные акции для привлечения внимания общества к проблемам инвалидов. Большой вклад этих организаций в работу сети - обмен информацией и опытом, разработка пособий, которые могут использоваться другими организациями, обратная связь и привлечение в работу сети новых союзников.

Проекты, реализованные одной организацией, берутся на вооружение партнерами в других регионах. Например, идея заняться реализацией права женщин-инвалидов на репродуктивное здоровье и материнство впервые появилась в Улан-Удэ, а потом подобный проект был успешно реализован в Ухте. Тренеры сети за последнее время стали более востребованными не только в городах, где существуют организации-партнеры, но и в других регионах. За последний год тренеры-активисты провели семинары в Челябинске, Пензе, Балахне, Сызрани и Сыктывкаре, приезжая туда по приглашению других организаций. Модель сети "Независимая жизнь" заинтересовала организации инвалидов ближнего зарубежья. Например, ряд организаций Кавказа считает, что этот опыт можно использовать для создания подобной сети в своем регионе.

В рамках развития сети была апробирована модель экспертной поддержки участников. В ходе осуществления в регионах микро-проектов по отстаиванию прав инвалидов наметилась некоторая специализация отдельных участников сети, желание продвигать те или иные конкретные интересы инвалидов. Эксперты-практики сети выезжали в регионы для консультирования и проведения семинаров:

Елена Леонтьева (Екатеринбург, "Свободное движение") - является экспертом по доступной среде для людей с ограниченными возможностями. На основе собственных уникальных разработок, изданной книги, и практической работы она подготовила курс занятий для проектировщиков и архитекторов. По просьбе членов сети Елена провела выездные консультации в Москве - для РООИ "Перспектива", Ростове - для организации "Феникс", Тольятти - для Центра Независимой Жизни.

Илья Лебедев (Нижний Новгород, "Инватур"), консультировал ЦНЖ в Тольятти и молодых активистов в Димитровограде по вопросам организации и проведения занятий по пониманию инвалидности для школьников.

Назад Оглавление Далее