aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Основные требования к адаптации прихрамовой территории

Откуда начинается адаптация храма

Ответ простой: адаптация храма начинается от ближайшей остановки общественного транспорта. Если об этом не позаботиться и к храму невозможно будет подойти – теряется смысл его адаптации.

Территория от остановки до храма, как правило, принадлежит местным органам власти. Они обязаны во время ремонта дорожно-тротуарной сети адаптировать и саму остановку, и пути движения к храму для маломобильных граждан. Если адаптация не выполнена и местные власти отказываются ее производить, то принуждение к исполнению законодательства и надзор осуществляется Прокуратурой РФ по заявлению в судебном порядке.

Адаптированный уличный тротуар приводит нас на территорию, находящуюся в распоряжении храма, – если таковая имеется. И здесь уже именно те, кто распоряжается зданием храма и прилегающей территорией, должны позаботиться о безопасном и комфортном для маломобильных людей продолжении пути. Подробнее о каждом из таких участков (автостоянка, дорожки и т.д.) вы прочтете в следующих разделах. А для начала, чтобы спланировать работы по адаптации территории, нужно разработать маршруты движения маломобильных прихожан к входу в храм и к другим местам посещения. Намечая такой маршрут (т.е. делая трассировку), нужно выявить основные барьеры на путях движения маломобильных граждан.

Все эти работы должны производиться одновременно с адаптацией самого храма.

Проходы вокруг храма

Подробно о том, как правильно адаптировать проходы вокруг зданий, можно прочесть в посвященном этому методическом пособии (Методическое пособие по реализации основных положений СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" части, касающейся адаптации дорожно-тротуарной инфраструктуры». – М.: ИНИТ ПРЕСС, 2013.), выпущенном по заданию Департамента социальной защиты населения Москвы в 2013 году. Далее все ссылки на нормативные документы даны по СП 59.13330.2012, если не указаны дополнительные нормативные документы.

В соответствии с нормативными требованиями, ширина проходов вокруг храма (тротуары, пешеходные дорожки) должна быть не менее двух метров. Именно такой ширины достаточно для встречного разъезда колясок с учетом их габаритных размеров (О габаритных размерах коляски см.: ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры»). Причем учитывать нужно не только максимальные размеры коляски, но и руки человека при ручном управлении коляской: 10 cм с каждой стороны, а также ноги, которые увеличивают габаритную длину на 5 – 10 cм. Таким образом, типовые габаритные размеры места для размещения кресла-коляски составят 140 х 90 cм.

Максимальный габаритный размер места для размещения кресла-коляски (140 х 90 cм) должен учитываться не только при расчете въезда на территорию храма, но и при расчетах всех других путей движения и размещения инвалидов-колясочников – и внутри помещения, и снаружи.

Максимальные габаритные размеры кресла-коляски

Рис. 1, Максимальные габаритные размеры кресла-коляски (в см)

Максимальный габаритный размер (125 х 90) складывается из размера типового кресла-коляски (120 х 70), увеличенного по двум сторонам на 10 см (с учетом рук) и в длину – на 5 см (с учетом ног). Место диаметром 140 см необходимо для маневра и разворота на коляске.

В особо стесненных условиях допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пути движения до 120 cм. При этом не менее чем через каждые 250 cм следует устраивать горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 200 х 180 cм, чтобы дать возможность разъехаться двум инвалидам на креслах-колясках.

Несколько простых рекомендаций, которые, к сожалению, слишком часто нарушаются.

На доступных для маломобильных прихожан путях движения не должно находиться никаких посторонних предметов: ни киосков, ни урн для мусора, ни скамеек для отдыха, ни столбов освещения, никаких временных торговых точек, ни доски объявлений – ничего. Все эти элементы должны размещаться либо в специальных карманах, либо рядом, на газоне.

Нужно предусматривать на пересечениях дорог радиусы закругления проезжей части не менее 600 cм, тротуаров и пешеходных дорожек – не менее 60 cм (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» п. 11.8). Это значительно экономит место для поворотов и устраняет лишний опасный элемент – острый угол. Он считается препятствием для движения и коляски, и любого человека при поворотах, особенно в узких местах.

Закругление путей движения

Рис. 2, Закругление путей движения (в см)

В затесненных условиях скругление углов – эффективное средство увеличения маневренности при экономии пространства.

Не экономить на освещении, особенно в тех местах, где меняется направление движения и уровень поверхности: это места повышенной опасности.

Обязательно оформлять края дорожек бордюрным камнем высотой не менее 5 cм от уровня асфальта. Это главное условие доступности путей движения для инвалидов по зрению.

Бордюрный камень должен быть контрастного цвета по отношению к цвету и тону поверхности дорожек. Обычно такой бордюр изготавливается из бетона с различными цветовыми добавками и разной их концентрацией, так что всегда можно подобрать необходимый контраст.

Обозначать места пересечения дорожек, места отдыха и т.д. изменением фактуры поверхности. Например, можно перейти в таких местах с асфальта на тротуарную плитку или мощение брусчаткой. Для мощения, конечно, нельзя выбирать брусчатку с колотым или сферическим верхом. В России производится достаточно видов брусчатки, комфортной для передвижения маломобильных граждан. При этом зазоры между элементами должны иметь нормативно допустимую ширину.

Покрытие путей движения должно быть твердым и ровным (не грунт, не щебень, не отсев, не брусчатка). Помните: брусчатка не предназначена для пешеходных путей! Ее можно использовать для привлечения внимания в местах пересечения дорожек (см. предыдущий пункт), т.е. на очень небольших отрезках, или в местах отдыха, но не на пути движения! Брусчатка крайне негативно воспринимается не только инвалидами-колясочниками, но и другими пешеходами, делая опасным их передвижение.

Если в качестве покрытия используется тротуарная плитка, соблюдать принципы цветовой и тактильной навигации для слабовидящих, а именно: пути движения, места возможной опасности должны выделяться цветом и тоном. Покрытие из тротуарных плит должно быть ровное, без зазоров и не создающее вибрацию при движении, предотвращающее скольжение. Толщина швов между плитами должна быть 0,5 cм.

Нужно устанавливать скамейки только с подлокотниками и высотой сидения не менее 50 cм. С таких скамеек удобно вставать инвалидам-опорникам.

Желательно не совмещать пешеходные и транспортные пути на участке. К сожалению, это правило нарушается около многих храмов, где нет выделенных тротуаров. Нужно четко разграничить, по каким дорожкам ходить, а по каким – ездить.

Высота тротуаров не должна превышать 10 см от уровня проезжей части. Это правило тоже часто нарушается: высота тротуаров часто достигает 15 – 20 см.

Каждая лестница и каждый пандус должны быть с двух сторон оборудованы поручнями.

Нельзя допускать наличия на участке одиночных (п. 4.1.12) или даже двойных ступеней. На территории перепады до 30 cм должны преодолеваться за счет выравнивания участка (например, за счет подсыпания грунта).

Действующие нормативные документы разрешают использовать лестницы не менее чем в три ступени. Одиночная ступень, тем более не выделенная никаким акцентом, является специально созданным элементом повышенной опасности.

Что делать, если храм находится на значительном уклоне или другом сложном рельефе? Как обойтись без одиночных или двойных ступеней? Безопасное решение – использовать на путях движения по территории наклонные поверхности. Главное – поперечный уклон пути движения должен быть не более 2%, а продольный – не более 5%. Проценты уклона означают отношение высоты подъема к длине горизонтальной проекции подъема. Большие уклоны опасны для всех, особенно для инвалидов-колясочников. Если угол наклона будет больше, коляска может опрокинуться. Для преодоления перепадов высот также используются лестницы и пандусы. Их устройство мы рассмотрим далее.

Максимальный уклон путей движения

Рис. 3, Максимальный уклон путей движения

Поперечный уклон пути движения должен быть не более 2%, а продольный – не более 5%. Процент уклона – это отношение высоты подъема (А) к длине его горизонтальной проекции (В): (А/В) х 100%

При сложном рельефе участка безбарьерный вход в здание храма нужно устраивать со стороны самой высокой части участка. Тогда будет возможен плоский вход в храм без устройства пандуса. Нужно ориентировать архитекторов на активное использование такой возможности сложного рельефа.

Наземные переходы через транспортные проезды

Предпочтительными являются два варианта наземных перехода.

Первый вариант: вертикальное понижение тротуара на прямом отрезке пути с обеих сторон от пешеходного перехода до уровня +1,5 см от уровня проезжей части (т.е. на 1,5 см выше). Перепад высоты в 1,5 см необходим для того, чтобы слепые прихожане могли бы заметить начало и окончание перехода. Для указания направления перехода для слепых применяют либо иную фактуру поверхности самого перехода, либо границы перехода обозначаются той же брусчаткой или специальными сферическими наземными индикаторами (см. Рисунок 5). При высоте тротуара 10 см и перепаде высот 8,5 см длина наклонной части должна быть 120 см (уклон 1:12). За 80 см до и после наклонной части тротуара должны находиться конусообразные тактильные наземные указатели. Непосредственно перед переходом – продольные тактильные указатели (см. Рисунок 4).

Второй вариант: можно выполнить повышение уровня самого дорожного полотна в местах пересечения с пешеходными путями. Уровень повышения дорожного полотна должен быть на 1,5 см ниже уровня тротуара, чтобы обозначить начало/конец перехода для слепых людей. Повышение должно иметь соответствующую маркировку. В этом случае сами тротуары остаются ровными. Нужно только не забыть позаботиться о водостоке из зоны до и после повышений проезжей части. Если на участке имеется специальная ливневая канализация, то понадобится установка решеток в месте скопления воды. Если используется система естественного слива в направлении близлежащей дороги, то вдоль тротуара нужны специальные дренажные лотки с решеткой.

Несколько правил устройства переходов через транспортные проезды:

- Съезды с тротуаров и переходы через проезжую часть можно делать только на прямых отрезках проезжей части, вне зоны углового закругления и только под углом 90°.

- Ни в коем случае нельзя укладывать тактильные наземные указатели на наклонных поверхностях. Это опасно!

- Нельзя располагать решетки ливнестоков на путях движения. Если они там необходимы, то их ячейки должны иметь размеры не более 1,5 см х 1,5 см.

- Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 1,5 см.

На тротуарах и пешеходных дорожках, если они есть на прихрамовой территории, должны быть правильно уложены тактильные наземные указатели (Правила укладки тактильных наземных указателей отражены в ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов» и ГОСТ Р 56305-2014 (ISO_23599-2012) «Тактильные указатели на пешеходной поверхности»).

Тактильные наземные указатели

Рис. 4, Тактильные наземные указатели

1) Форма рифления с продольными рифами применяется для обозначения наземных пешеходных переходов (на территории) и для указания направления движения (в здании). Применять их в храмах нецелесообразно;

2) форма рифления с конусообразными рифами применяется в качестве знака «Внимание!» – для обозначения мест и участков возможной опасности (на территории) и крайней ступеньки лестничного марша (в здании);

3) форма рифления с рифами, расположенными по диагонали, применяется для обозначения направления движения: «Внимание, наземный переход под углом 90°» и «Внимание, поворот налево (направо)».

Наземный переход через проезжую часть на прихрамовой территории: варианты

Рис. 5, Наземный переход через проезжую часть на прихрамовой территории: варианты

Вверху: понижение тротуара с обеих сторон от пешеходного перехода.

Внизу: повышение уровня дорожного полотна в местах пересечения с пешеходными путями.

1) Тактильная плитка с продольными рифами;

2) тактильная плитка с диагональными рифами;

3) сферические наземные индикаторы для обозначения границ перехода;

4) тактильная плитка с конусообразными рифами;

5) понижение тротуара на 1,5 см для обозначения начала/конца перехода.

Автостоянки для транспорта маломобильных прихожан

Как рассчитать общее количество мест стоянки для маломобильных прихожан? В соответствии с законом РФ (№ 181-ФЗ от 24.11.1995 г., ст. 15.) «О социальной защите инвалидов», на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств не менее 10% мест (но не менее одного места) выделяется для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. В том числе, как уточняется в СП 59.13330-2012 (п. 4.2.1), 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске. Эти места не должны занимать другие транспортные средства.

Таких мест может оказаться мало в сравнении с расчетным количеством инвалидов (см. Главу 2). Поэтому на практике количество машино-мест планируют из расчета не менее 30% количества маломобильных прихожан, в том числе 100% – категорий М3 и М4, поскольку именно они чаще всего пользуются автотранспортом и многие годы получали его в качестве технического средства реабилитации.

Чтобы обустроить такие стоянки за территорией храма, нужно обратиться в местные органы власти, о чем мы уже говорили в начале этой главы. Располагаться стоянки должны не далее 50 м от входа в храм (уже адаптированный). На практике найти места стоянок автотранспорта на таком расстоянии всегда проблематично. Поэтому, если есть возможность, нужно оборудовать часть стоянок – а именно места для машин маломобильных прихожан – на прихрамовом участке.

Схема стоянки с местами для автотранспорта инвалидов

Рис. 6, Схема стоянки с местами для автотранспорта инвалидов (в см)

Размер места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске – 600 х 360 см. При таком размере остается безопасная зона сбоку и сзади машины – 120 см. Место стоянки отмечается соответствующей разметкой на асфальте и вертикальным дорожным знаком «Машино-место для инвалида».

Чтобы сэкономить место, можно объединить стоянки для двух машин прихожан-инвалидов в единое место посадки/высадки. Стоянка должна быть оборудована бордюрным пандусом для въезда на тротуар.

Вход в здание

По нормативным требованиям (П. 5.1.1), в храме должен быть хотя бы один адаптированный для маломобильных прихожан вход – с поверхности земли и из каждого доступного для инвалидов подземного или надземного уровня, соединенного с храмом. Но один вход – это тот минимум, которого может быть недостаточно при пожаре.

Планируя количество адаптированных входов в храм, нужно ответить на вопрос: как будет эвакуироваться инвалид-колясочник, если при пожаре между ним и адаптированным выходом будет очаг возгорания? Не стоит рассчитывать на то, что именно вашего храма такая участь не коснется.

Пандус

Пандус – это «сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске» (См. СП 59.13330-2012, приложение Б.21.).

Основные элементы адаптированного входа – это:

• пандус;

• поручни;

• лестница;

• предупреждающее тактильное покрытие;

• входная площадка достаточного размера;

• двери и ручки;

• навес над крыльцом;

• освещение входной группы.

Основные параметры пандуса связаны с его высотой. Соотношение высоты пандуса к длине его горизонтальной проекции должно составлять 1:20 (В отличие от бордюрного пандуса, уклон которого – 1:12. СП 59.13330-2012, п. 5.2.13). Желание сделать пандус более крутым и сэкономить таким образом место превращают пандус из средства адаптации в еще одно препятствие, потому что маломобильные прихожане не смогут самостоятельно им пользоваться. Ширина пандуса (расстояние между поручнями) – 90 – 100 см (Там же, п. 5.2.15). Более широкое расположение поручней или их отсутствие лишает пандус одной из его главных функций – обеспечение самостоятельного въезда инвалидов наверх, в храм.

В СП 59.13330-2012 содержится рекомендация заменять пандус подъемником, если высота входа в храм более 300 см от поверхности земли (Там же, п.5.2.12). Но и это требование представляется завышенным. На самом деле, пандусы целесообразно использовать для безбарьерного входа только если высота крыльца не более 100 – 120 см. Для других случаев есть большой диапазон современных технических средств: лифты, подъемные платформы и т.п. Тем более что если высота входа – 100 см и выше, то стоимость пандуса, оборудованного по нормативам, будет эквивалентна стоимости подъемного устройства.

Проблема современных храмов состоит в том, что уровень первого этажа при их строительстве поднимают до 120 – 150 см над землей. Происходит это потому, что заказчики стремятся максимально увеличить площадь помещений храма в границах выделенного участка. Поэтому на нулевом этаже размещают все те помещения, которые обычно находятся в доме причта. Но при такой высоте пандуса его длина с учетом горизонтальных промежуточных площадок должна составить не менее 280 м! Об этом стоит задуматься при проектировании внутренних помещений храма.

Чтобы подъем или спуск по пандусу был безопасным для инвалида, должны соблюдаться следующие требования:

- у пандуса должен быть колесоотбойный бортик с обеих сторон (П. 5.2.14) – он предохраняет маломобильных прихожан от падения. Если бортика нет, то в открытый край пандуса могут попасть и колесо кресла-коляски (особенно если у нее наклонные колеса), и костыли и трости инвалидов-опорников (тем более, что они поднимаются как раз у края пандуса, держась за поручень), и колеса детской коляски, и нога любого человека;

- поручни на пандусе должны быть с двух сторон и на двух уровнях (П. 5.2.15). Требования к поручням см. ниже;

- поверхность пандуса может быть только нескользкой. Очень проблематично, например, подняться по пандусу с поверхностью из керамического гранита, особенно во влажную погоду, – даже если у этого пандуса правильный угол наклона.

Поручни

На пандусе должны быть двухуровневые поручни на высоте 90 см и 70 см с нетравматичными горизонтальными окончаниями длиной не менее 30 см. Ширина просвета между поручнями (т.е. ширина пандуса) должна быть 90 – 100 см. Для удобства пользования верхний и нижний поручни разносят по вертикали на 10 см по осям (т.е. расстояние между парой нижних поручней должно быть 90 см, а между парой верхних – 100 см). Поручни пандуса должны быть интегрированы с ограждением входной площадки. Ограждение входной площадки – это поручни по периметру верхней площадки входа перед дверью в местах, где отсутствует лестница и есть опасность падения. Окраска поручней должна быть контрастной по отношению к общему цвету стен храма, горизонтальной поверхности пандуса и входной площадки.

Такими же поручнями должна быть оснащена и лестница: контрастными, двухуровневыми, с 30-сантиметровым горизонтальным окончанием. Последнее для лестниц имеет гораздо большее значение. Ведь маломобильные прихожане при спуске с последней ступени должны держаться за поручень впереди себя.

Для слепого прихожанина окончание поручня говорит о том, что он стоит на ровной поверхности. Если поручень завершится не на ровной поверхности, а над последней ступенькой, мы введем слепого человека в заблуждение.

В тех местах, где на поручнях отсутствует горизонтальное завершение, часто приходится видеть, как инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата или просто пожилые люди для спуска с последней ступени поворачиваются спиной к спуску и, продолжая держаться за поручень, делают последний шаг вниз.

Если лестница широкая, то нормативы требуют, чтобы поручни были установлены через каждые 400 см.

Лестница

Вариант адаптированного входа в храм

Рис. 7, Вариант адаптированного входа в храм

1) Двухуровневые поручни, 2) горизонтальное завершение поручней с нетравматичным окончанием, 3) колесоотбойный бортик, 4) навес, 5) кнопка вызова персонала, 6) выделены контрастом первая и последняя ступень, а также края всех ступеней, 7) тактильная плитка с конусообразными рифами, 8) обозначение проекции открывания дверей, 9) дополнительное крепление поручней, придающее им дополнительную жесткость и продлевающее срок эксплуатации.

Лестницы наравне с пандусами – важнейшее средство доступности храма. Но при этом – и место повышенной опасности. Чтобы лестница была максимально безопасной, нужно соблюдать определенные правила ее устройства.

1. Первое и главное достоинство лестницы – одинаковые по размеру и геометрии ступени (П. 4.1.12. и 5.2.9). Спуск по лестнице – это движение, которое мы повторяем в своей жизни бесконечное число раз. Уже первые несколько ступеней при спуске по лестнице включают нашу моторную (двигательную) память – дальше все идет автоматически. И вдруг встречается нестандартная по высоте ступень…

Вспомните, как вы спускаетесь или поднимаетесь по давно знакомой лестнице. Число ступенек, распределение этажей, расположение площадок и другие детали – все это заложено в моторной памяти. Сознание не участвует в наших автоматизированных движениях. Поэтому человек часто не успевает заметить перепада высоты ступенек на лестнице, и это может закончиться падением и травмой.

Нормативная высота подступенка (т.е. вертикальной поверхности ступеньки) – 12 – 15 см. Это не значит, что на одной лестнице подступенки могут быть разной высоты в пределах норматива – на всех подступенках должна точно соблюдаться выбранная высота.

К сожалению, главное и самое элементарное требование к лестнице повсеместно нарушается – на входных лестницах в храмах редко встретишь одинаковые по высоте ступени. Возможно, они были на лестницах изначально, но последующие ремонты нарушили гармонию. Особенно часто это происходит с самыми опасными местами на лестнице – с первой и последней ступенями (при движении сверху вниз). И это понятно: при ремонте старый слой асфальта (плитки) чаще всего не снимается, новый укладывается поверх старого. Так случается еще и в тех случаях, когда участок перед входом неровный и уровень ступеней лестницы выравнивается за счет последней ступени. Это еще раз напоминает нам, насколько важна правильная вертикальная планировка всего участка, т.е. грамотное формирование рельефа на всей прилегающей к храму местности.

2. Поверхность перед лестницей должна быть ровной, без наклона.

Очевидно, что никто не хотел бы при спуске с последней ступени оказаться на наклонной поверхности – это небезопасно. И если выше мы писали, что на путях движения маломобильных людей допускается поперечный уклон до 2%, то перед лестницами такое правило не работает: здесь даже минимальный уклон недопустим. Кроме того, что наклон небезопасен для спускающегося человека, он еще и меняет высоту последней ступени. При уклоне перед лестницей 2% и при ширине лестницы 500 см разница в высоте последней ступени будет 10 см.

Что же делать, если уклон участка перед лестницей значительный? Выход – устройство подпорных стенок (Подпорная стенка – это элемент благоустройства, используемый в месте перепада высот для устранения значительного уклона поверхности. П.с. позволяет сделать из одного наклонного участка два участка с горизонтальной поверхностью, но на разных уровнях, с фиксацией перепада высот специальной стеной. Если оба горизонтальных участка предназначены для передвижения, то в целях безопасности над подпорной стенкой сооружается ограждение высотой 90 – 100 м. Для преодоления такого перепада высот нужна лестница, которая должна дублироваться пандусом или специальным вертикальным подъемным устройством.), выбор подходящей конфигурации самой лестницы и входа – словом, та же вертикальная планировка участка, о которой мы уже говорили и которая является частью работ по адаптации территории.

3. Нужно избегать угловой стыковки ступеней лестницы. На Рисунке 7 показана двухгранная прямоугольная лестница с пандусом. По самой лестнице можно подниматься с двух сторон. Мы показываем этот не самый удачный вариант только потому, что храмовые лестницы такой конфигурации – самые распространенные и эстетически привлекательные. Однако с точки зрения обеспечения безопасности предпочтительным будет вариант без углового фрагмента лестницы. Объясним почему. Зона стыковки каждой грани лестницы – зона повышенной опасности для маломобильных прихожан. Конечно, трудно себе представить, чтобы здравомыслящий человек спускался по «гребню» между двумя гранями лестницы или шел по диагонали. Но требования универсального дизайна предполагают защиту от ошибок. Такой защитой могла бы стать лестница без угловых элементов – например, три прямые лестницы, объединенные на верхней площадке, или установка поручней, препятствующих попаданию в зону углов, или ограждение на 100 см с каждой стороны угла на верхней площадке или внизу.

4) Нельзя использовать лестницы, не имеющие подступенков. Они опасны тем, что в зазоры между ступеньками может попасть нога или опора инвалида. Надо сказать, что в храмах такие конструкции встречаются крайне редко.

5. У лестницы должны быть контрастные колористические решения, делающие подъем и спуск безопасным для людей с нарушениями зрения (П. 4.1.12). Так, лестничные площадки должны отличаться по цвету и тону от ступеней. Первая и последняя ступень должны быть выделены цветом по отношению к площадкам и другим ступеням. Или край каждой ступени маркируется контрастной полосой. Поручни также должны быть хорошо видны на фоне стены и самой лестницы.

Контрасты могут создаваться не только цветом и фактурой, но и удачно подобранным освещением в вечернее время. Например, подбор правильного места и высоты расположения светильника около входной двери храма может создать такое сочетание света и тени на ступенях, которое подчеркивает края и создает тень на основной части ступеней.

Входная площадка

Чтобы вход в храм был действительно безбарьерным и безопасным, габариты входной площадки должны позволять инвалиду-колясочнику разместиться на ней при открытой двери. Если ширина каждой створки двери не менее 90 см, то глубина площадки должна быть не менее 230 см (П. 5.1.3).

Если входная площадка выполняет роль зоны безопасности при пожаре, то ее размеры должны увеличиваться с учетом размеров места для инвалидов-колясочников. Размер таких мест должен быть 150 х 150 см, чтобы у инвалида в опасной ситуации была возможность разворота на 360°. Так же, как и лестницы, входные площадки в тех местах, где нет лестниц, должны быть оборудованы перилами. А еще нужно позаботиться о навесе, водоотводе и противоскользящей поверхности.

В соответствии с общими нормами, мы должны предупредить слепых и слабовидящих прихожан о первой ступени внизу и наверху тактильными наземными указателями с конусообразными рифами (см. Рисунок 4). Указатели должны быть расположены за 80 см до края ступеней.

Для остальных прихожан желательно показать на площадке проекцию открывания дверей, – в этой зоне оставаться долго небезопасно.

Входные двери

Двери – это первое препятствие, с которым сталкивается маломобильный прихожанин, даже если двери устроены правильно. Вот нормы, которые должны соблюдаться при их устройстве.

Ширина светового проема любой двери с учетом габаритов коляски должна быть не менее 90 см. Обратите внимание: световой проем – это не ширина дверного полотна, а расстояние между границами свободного прохода при открытой двери. В храмах обычно применяются массивные двери толщиной до 8 – 10 см. Значит, чтобы световой проем был не менее 90 см, дверное полотно одностворчатой двери должно быть не менее 100 см.

Если входная дверь двойная, то хотя бы одна из створок должна иметь нужные габариты. Вариант «открыть обе створки сразу» плох: он потребует от маломобильного человека значительных усилий. При наличии доводчиков (которые тоже необходимы) за время маневрирования и открывания второй двери первая уже закроется.

Ручка двери по форме не должна создавать опасности для прихожан на колясках, т.е. не иметь выступающих элементов на уровне головы инвалида-колясочника. Иначе при его проезде на коляске или произвольном закрывании двери ручки могут нанести человеку травму. Предпочтительнее вертикальные ручки травмобезопасной формы на высоте 30 – 150 см от пола (см. Рисунок 8).

Дверные ручки: хорошо и плохо

Двери в храм должны легко открываться. Дверные ручки, запоры, задвижки должны иметь форму, позволяющую инвалиду управлять ими одной рукой и не требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье. Усилие открывания не должно превышать 50 Нм. Для измерения такого усилия можно использовать специальные приборы или подвесные ручные весы («безмен»). При пользовании весами нормативное усилие в Нм соответствует усилию примерно в 5 кг.

Любая дверь должна оснащаться доводчиками с функцией задержки закрывания не менее пяти секунд или с механизмом фиксации двери в открытом положении. Через такую дверь можно спокойно проехать или пройти, не получив «ускорения» и не занимая вторую руку придерживанием двери. Для открывания двери по ходу движения для инвалидов-колясочников рекомендуется устанавливать специальную рукоятку на шарнирном креплении длиной около 100 см. В обычном состоянии нижний край такой рукоятки должен быть закреплен внизу двери на защелке. Для тяжелых дверей предпочтительней применение электродоводчиков. Это решает задачу открывания двери при движении в обоих направлениях.

Для адаптированного входа запрещено применение «маятниковых» дверных петель, т.е. петель с разворотом в 180°. Подходят только петли одностороннего действия (т.е. двери должны открываться только в одну сторону) с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто».

Отсутствие порогов – очень важный показатель уровня доступности храма и комфортности передвижения для маломобильных прихожан. Несмотря на то, что нормативные документы допускают использование дверных коробок с порогом до 1,4 см, у строителей храмов и тех, кто храмы ремонтирует и обустраивает, достаточный выбор дверей без порогов. Если необходима герметичность (для противопожарных и входных дверей), то можно выбрать двери с функцией «падающего» порога. Это специальное устройство рычажного типа, которое располагается в нижней части дверного полотна и при закрывании двери выходит наружу, блокируя доступ воздуха и влаги вдоль пола.

Важный элемент безопасности при подходе к двери – возможность визуально контролировать пространство за дверью. Поэтому желательно предусмотреть смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых располагается в пределах 30 – 90 см от уровня пола. В качестве альтернативы можно предложить использование звуковой и световой индикации открывания дверей. Уже встречаются храмы, очень эстетично и органично использующие этот элемент (например, храм Вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве).

Дверь должна по цвету и тону контрастировать со стеной. А ручка – с дверью.

Входной тамбур-шлюз

Типичная ошибка и большая проблема многих храмов – недостаточные размеры входного тамбура. Как рассчитывается его глубина? Минимум – это открытая вторая дверь (вторая после входной, которая открывается наружу по ходу эвакуации), т.е. 100 см, плюс размеры инвалидной коляски вместе с сидящим на ней человеком, с учетом его ног – 140 см. Итого – 240 см. Оптимальный вариант – добавить еще 60 см для сопровождающего.

Свободное пространство у двери со стороны защелки должно быть при открывании «от себя» не менее 30 см, а при открывании «к себе» – не менее 60 см.

На полу нужно сделать контрастную маркировку проекций открывания всех дверей входа – это места повышенной опасности.

Назад Оглавление Далее