aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Глава 4. Элементы комплексной стратегии социальной интеграции инвалидов в России

4.1. Подход и методика

В данной главе разбираются основные составные элементы Российской стратегии по работе с инвалидами. Здесь представлены некоторые области, в которых существующий подход должен быть реструктурирован, а также приводятся некоторые аспекты, которые могут дополнить существующий подход.
Люди, с которыми автор консультировался в ходе подготовки данного отчета, были согласны с тем, что принципы и намерения, лежащие в основе Российской стратегии по работе с инвалидами, в целом представляют собой достойные задачи и убеждения. Однако, первоначальный федеральный закон, в котором был представлен новый подход к вопросам инвалидности, был издан в 1995 году, и сейчас настало время пересмотреть видение и ценности данного подхода и ввести меры, поддерживающие переход к подходу, основанному на гражданских правах и на создании безбарьерного общества, в котором все люди, в том числе с тяжелыми формами инвалидности, будут иметь социальную значимость.
После издания ФЗ№ 181 (1995) произошло несколько событий в сфере реабилитации инвалидов, которые могут дополнить пересмотренную и обновленную Российскую стратегию по работе с инвалидами. Одно глобальное явление, которое появилось в 1995 году в России, и которое существует во многих других развитых странах, - это демографическое давление на существующие системы социальной защиты в результате старения населения, т.е. все больше людей уходят с рынка труда и начинают получать пенсии по инвалидности или рано уходят на пенсию в связи с плохим здоровьем. Это дает нам неопровержимый аргумент в пользу изменения стратегии социального включения инвалидов. В поддержку необходимости изменений говорит и ряд важнейших международных документов, которые определяют то, как органы власти должны модернизировать социальную политику и оказание социальной поддержки населению.
Важным элементом в этом процессе является введение такой модели инвалидности, которая сможет объяснить и описать те движущие силы, которые участвуют в процессе социального исключения и то, как системы социальной поддержки могут на самом деле повлиять на отстранение, появление стереотипного мышления и полное исключение человека с ограниченными функциональными способностями.
То, как данный процесс будет охарактеризован, сильно повлияет на виды мер, которые будут учтены в пересмотренной и обновленной версии Российской стратегии по работе с инвалидами. В этом отношении достигнут консенсус по поводу того, что необходимо уйти от модели, в рамках которой человек самоисключается из общества, и которую часто называют «медицинской». Модели «социального обеспечения» признают ограничивающее влияние на участие человека в жизни общества физической, правовой сфер и сферы оказания социальных услуг. Такие модели часто называют «социальными» или моделью «гражданских прав».
В действительности обе концепции инвалидности являются по большей части «идеализированными», а настоящий процесс включает в себя элементы и той, и другой концепции. Это было признано в 2001 г. ВОЗ и международной организацией инвалидов с появлением Международной Классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Данная концепция характеризует инвалидность как взаимодействие между человеком, в плане состояния здоровья, функционирования и активности, и окружающей средой, в плане физических, социальных, правовых условий, а также отношений и социального обслуживания. МКФ является для политиков систематическим инструментом развития, разработки, реализации и мониторинга политики.
МКФ нельзя недооценить с точки зрения политики. Систематический подход и логическая структура МКФ не только дают системное основание для межотраслевой разработки политики, но также и систематический подход к спецификации механизмов мониторинга, напрямую относящихся к каждой политической сфере и обществу в целом. Также, МКФ могут использовать учреждения медикосоциальной экспертизы в процессе оценки, специалисты и учреждения в процессе оказания услуг, предоставления поддержки и вспомогательных средств реабилитации, а также местные органы власти в создании инклюзивного и безбарьерного сообщества.
Из критериев, применяемых в Экспертной Оценке, видно, что предшественник МКФ - ICIDH - играл большую роль при определение проблемных сфер и того, как оцениваются функциональность и деятельность человека. Одна из сфер, которых нет в системе оценки, это систематическое определение той роли, которую среда жизнедеятельности играет в жизни человека. Путем объединения обзоров по препятствующим и содействующим факторам в жизни человека, процесс оценки и составления ИПР сможет более эффективно определить условия, необходимые для самостоятельности человека. Также, МКФ дает лучшую на сегодняшний день возможность разработать ряд мер, которые будут точно отражать степень, охват и статус инвалидности в обществе. Учитывая то воздействие, которое МКФ может оказать на политику по вопросам инвалидности в России, в следующей главе приводится более подробный разбор потенциала МКФ.
С точки зрения международной политики также представляется возможным использование Конвенции ООН по правам инвалидов с целью выявления изменений, которые могут быть внесены в существующую Российскую стратегию по работе с инвалидами для ее большей эффективности в сферах здравоохранения и социального развития, образования, трудоустройства, спорта и отдыха.
Здесь будет важно отметить, что большая часть вопросов, возникших в результате политического анализа, не относятся к основополагающим принципам Российского подхода к инвалидности, а в основном относятся к проблемам их реализации. Беспокойство вызывают вопросы эффективного использования и распространения существующих мер, а также тот факт, что не существует данных или результатов, по которым можно с уверенностью оценить степень влияния Российской стратегии по работе с инвалидами на жизнь граждан с ограниченными возможностями.
Было достигнуто общее согласие и по поводу того, что многие механизмы, введенные с целью превращения Российской политики по вопросам инвалидности в систему реагирования, были полезными и уместными, но не действующими. Одним из механизмов, которые гарантируют более глубокий обзор, является система квотирования. В то время как есть достаточно доказательств того, что данный механизм не производит должного эффекта, остается неясной причина: происходит это потому, что квотирование в целом является неэффективным в сфере трудоустройства инвалидов, или потому, что Российская система квотирования должна быть перестроена, или из-за неэффективной работы организаций, ответственных за отстаивание квотированных рабочих мест в интересах соискателей-инвалидов.
В каждой из рассматриваемых сфер политики можно предложить ряд элементов, которые смогут повысить эффективность существующего подхода к инвалидности. В то время как некоторые предложения относятся к пересмотру или созданию новых мер и механизмов, другие сосредоточены больше на организациях и органах, ответственных за выполнение посреднической функции между инвалидами и уже существующими мерами и механизмами, например, Федеральными и региональными органами власти, или учреждениями медикосоциальной экспертизы и системами предоставления услуг на местном уровне. Таким образом, ряд предложений сосредоточен на вопросах реализации на всех уровнях Российской системы, включая уточнение обязанностей между этими уровнями и ответственными органами власти.
Цель данной главы - внести предложения по ряду вопросов и проблем, озвученных людьми, с которыми автор консультировался при подготовке отчета. Первый раздел рассматривает межсекторную точку зрения и те элементы, которые могут оказывать влияние на все сферы, касающиеся инвалидов. Далее следуют четыре раздела, в каждом из которых приводятся более конкретные предложения для каждой рассматриваемой политической области.

Назад Оглавление Далее