Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

3.3. Механизмы осуществления межсекторной деятельности и координации

В рамках обзора существующей российской стратегии по работе с инвалидами было проведено консультативное собрание с представителями различных участвующих региональных органов власти, с целью решения, какие механизмы уместно применить для воплощения стратегии по работе с инвалидами. Основываясь на результатах анализа первоначальной политики в данной области, была составлена анкета для выяснения существующих точек зрения на связь между секторными приоритетами и межсекторным влиянием. В анкете были представлены двадцать областей/целей для инвестирования и респондентов просили сделать предположение о степени приоритетности каждого инвестиционного решения в каждом выбранном секторе. Анкету раздали респондентам во время их ознакомительной поездки в Австрию.
Ниже приведён список механизмов, предложенных в анкете:
1. Инвестировать в кампании по повышению уровня осведомлённости населения для изменения общественного мнения и снижения предвзятости к проблеме инвалидности.
2. Инвестиции в программы по развитию инфраструктуры для обеспечения доступности транспорта, зданий и коммуникаций к определённому сроку.
3. Инвестиции в программу по развитию высшего образования, а также систем аккредитации для специалистов в области работы с инвалидами, таких, как: специалист по реабилитации, специалист по комплексному ведению клиента, специалист, осуществляющий юридическую помощь, и т. д.
4. Инвестировать в программу по финансированию и развитию, нацеленную на реализацию стратегии и услуг по работе с инвалидами наравне с другими общественными вопросами.
5. Инвестировать в модернизацию, создание и развитие специализированных служб для инвалидов.
6. Разработка и контроль соблюдения стандартов услуг.
7. Разработка системы, позволяющей инвалидам иметь личных помощников.
8. Внедрение такой процедуры финансирования, которая позволяла бы инвалидам более эффективно контролировать распределение финансовых средств, осуществляемое от их лица (такие как Личный бюджет, ответственный мини-совет, или прямое финансирование).
9. Учреждение фонда самостоятельного существования, выдающего гранты на внесение приспособлений и адаптацию, на получение вспомогательных технологий или на найм личного помощника.
10. Повышение степени доступности эффективных и современных вспомогательных технологий.
11. Постоянное повышение квалификации по вопросам инвалидности для специалистов, работающих с людьми, таких
как преподаватели, работники здравоохранения, специалисты отдела по работе с персоналом, государственные служащие.
12. Инвестиции в реализацию мер по переходу от централизованного типа обслуживания, заставляющего человека ездить на далёкие расстояния для получения периодической помощи, к районным (местным) пунктам обслуживания, дающим возможность человеку воспользоваться услугами либо у себя на дому, либо в близлежащей местности.
13. Формирование служб по своевременному выявлению и вмешательству, которые предназначены для выявления людей, подверженных риску ухудшения здоровья до состояния инвалидности, и для оказания им своевременной помощи для предотвращения ухудшения состояния человека, например новорождённые дети или работники с формирующимися симптомами.
14. Формирование более строгой системы по профилактике и контролю факторов риска, с более эффективным контролем за их соблюдением на предприятиях, с целью снижения опасности получения повреждений сотрудниками на предприятии или передачи заболевания.
15. Оказание поддержки семьям и лицам, осуществляющим опеку за инвалидами, чтобы научить их быть ещё лучшим источником ресурсов, чтобы помочь своим родственникам достичь максимально возможного уровня самостоятельного существования.
16. Инвестиции в Центр Передовых Достижений в сфере Всемирного Дизайна, с целью проведения процесса пересмотра устоявшегося подхода к конструкторским решениям в архитектуре, к инженерным и технологическим решениям, к подходам по планированию городов и по административному устройству населённых пунктов, учитывая потребности инвалидов в продуктах и жилищно-бытовых условиях.
17. Продвижение и распространение клиенто-ориентированного подхода к разработке, построению, осуществлению и оценке услуг.
18. Инвестиции в рост значимости и компетентности организаций, выступающих от лица инвалидов.
19. Объединение государственных организаций с НКО на партнёрских условиях в области предоставления услуг и развития инфраструктуры.
В анкете упоминались следующие секторы:
- Здравоохранение
- Социальное обслуживание
- Трудоустройство
- Образование
- Спорт, досуг и культура.
Вниманию респондентов была представлена таблица, вкратце описывающая двадцать компонентов стратегии по работе с инвалидами и пять столпов политики в данной области, которые необходимо учесть для достижения главной цели - обеспечения независимого полноценного существования инвалидов в России.
Респондентам было предложено обозначить на шкале от 1 до 5 эффект, который каждый из компонентов оказал бы на эти столпы политики, если бы эти компоненты были полностью успешно воплощены. Где 1 = слабое влияния или никакого, и 5 = максимальное влияние. В таблице было также оставлено несколько незаполненных строчек, чтобы респонденты могли сами вписать дополнительные компоненты. Анкета должна была помочь определить взгляды респондентов на то, какое потенциальное межсекторное влияние могут оказать меры и решения, направленные на улучшение условий для самостоятельного существования инвалидов в России.
Ответы участников были собраны и результаты представлены в таблице 1. Данная таблица отражает степень приоритетности, приписанную каждой из двадцати потенциальных стратегий. В тёмно-зелёный цвет закрашены компоненты, получившие самую высокую степень приоритетности (1-я степень). 2 степень приоритетности закрашена в светло-зеленый цвет и 3 - в голубой. Компоненты, получившие самую низкую приоритетность, не закрашены. В таблице присутствует колонка межсекторной или суммарной оценки приоритетности, а также отдельные колонки для здравоохранения, социальных услуг, трудоустройства, образования, спорта, культуры и досуга.
Наиболее часто высокую межсекторную оценку получали следующие компоненты стратегии по работе с инвалидами:

1-я степень по межсекторным приоритетам

- Кампании по повышению осведомлённости населения
- Сотрудничество между государственными организациями и НКО
- Доступная инфраструктура
- Стандарты качества
- Разумные приспособления.
Кампании по повышению осведомлённости населения неизбежно занимали первую степень приоритетности. Сотрудничество государственных организаций и НКО оказывало влияние на три сектора, как и доступная инфраструктура. Стандарты качества оказались важными в рамках здравоохранения, социального обслуживания, и спорта, культуры и досуга. Разумные приспособления получили высокую приоритетную оценку по всех секторам, но 1-ю степень приоритетности - только в рамках трудоустройства.
При всей полезности учета того, как различные компоненты, получившие высокие оценки, применимы в различных секторах, также важно помнить, что в список не вошли несколько различных компонентов, которые часто брались в расчёт в стратегиях по работе с инвалидами в других сферах. К таковым относятся:

Механизмы самой низкой приоритетности

- Выведение услуг и политики в данной области на один уровень с основными общественными вопросами.
- Непосредственное финансирование - Личный бюджет
- Независимый фонд
- Клиенто-ориентированные услуги
- Центр передовых достижений в сфере международного дизайна.
В частности следует отметить, что намерение вывести услуги и политику в данной области на один уровень с основными общественными вопросами не получило слишком высокую оценку ни в одном конкретном секторе. В равной степени низкую степень приоритетности в рамках российской стратегии по работе с инвалидами респонденты приписали непосредственному (прямому) финансированию или формированию личного бюджета, как и образованию Фонда независимого существования. Также не получили сильной поддержки от респондентов такие компоненты, как развитие клиенто-ориентированных услуг и организация Центра передовых достижений в сфере международного дизайна.

Таблица 1. Компоненты политики мер в данной области.

  Всего Здраво
охранение
Социальное
обслуживание
Трудо
устройство
Образо
вание
Спорт,
культура,
досуг
Кампании по повышению осведомлённости населения 4.15 4.25 4.25 4.38 4.50 3.38
Сотрудничество между гос. организациями и НКО 4.13 3.50 4.13 4.75 4.13 4.13
Доступная инфраструктура 4.00 3.88 4.38 4.25 3.88 3.63
Стандарты качества 3.90 4.25 5.00 3.13 3.75 3.38
Разумные приспособления 3.85 3.63 4.25 4.38 3.88 3.13
Предоставление услуг на базе сообщества 3.75 3.88 4.63 3.38 4.13 2.75
Вспомогательные технологии 3.73 3.50 4.13 4.38 3.63 3.00
Организации, представляющие инвалидов 3.68 3.38 4.25 3.50 3.63 3.63
Подготовка специалистов к работе с инвалидами 3.68 3.38 4.00 3.75 4.63 2.63
Улучшение услуг для инвалидов 3.55 3.63 4.63 3.63 3.00 2.88
Методики личных помощников 3.53 3.00 4.63 3.63 3.63 2.75
Специализированное высшее образование в сфере работы с инвалидами 3.35 2.75 3.50 3.25 4.63 2.63
Помощь семьям и опекунам 3.33 3.50 5.00 2.50 2.75 2.88
Выведение политики и услуг на уровень основных общественных вопросов 3.03 3.13 3.75 3.00 2.63 2.63
Прямое финансирование 2.93 2.88 4.38 2.50 2.50 2.38
Личный бюджет            
Своевременное выявление и вмешательство 2.85 5.00 2.75 2.25 2.13 2.13
Предотвращение и контроль факторов риска 2.75 2.63 3.13 4.25 2.00 1.75
Фонд независимого существования 2.73 2.38 4.13 2.38 2.38 2.38
Клиенто-ориентированные услуги 2.48 2.38 3.00 2.38 2.38 2.25
Центр передовых достижений в международном дизайне 1.90 1.63 2.88 1.63 1.75 1.63

Те компоненты, на которых акцентировалось внимание на консультации, можно рассматривать как в рамках межсекторного, так и односекторного подхода. Важно отметить, что межсекторная оценка не обязательно отражает приоритетность, которой некоторые меры и подходы могут обладать в рамках конкретных секторов. Некоторые компоненты могут получить высокую приоритетную оценку в одном секторе, но быть, с другой стороны, признанными низкоприоритетными в других секторах. Тем не менее, может оказаться, что механизм деятельности в данном секторе наиболее эффективен для успешности стратегии.
С точки зрения реализации, принципиально важно выбрать верные компоненты для плана реализации. При выборе для данного отчёта, в первую очередь, во внимание принимались те компоненты, которые получили первую степень приоритетности по межсекторной оценке. О них уже говорилось выше. Далее - любой другой компонент, с оценкой в первую степень приоритетности в любом конкретном секторе, хотя и не достигший такой оценки в межсекторной перспективе. В таблице 2 собраны показатели по компонентам здравоохранение и социальное обслуживание. Интересно, что множество компонентов, не отмеченных на межсекторном уровне, обладают вполне определённым весом в конкретных отдельных секторах.
Подобные компоненты приведены ниже:

Приоритеты 1 степени в Здравоохранении

- Своевременное выявление и вмешательство
- Кампании по повышению осведомлённости населения
- Стандарты качества
- Доступная инфраструктура
- Предоставление услуг на базе сообщества.

Приоритеты 1 степени в сфере Социального обслуживания

- Стандарты качества
- Помощь семьям и опекунам
- Предоставление услуг на базе сообщества
- Улучшение специализированных услуг для инвалидов
- Личный помощник

Таблица 2. Приоритетные механизмы в рамках российской стратегии по вопросам инвалидности.

Механизмы Межсекторный Здравоохранение и социальные услуги Трудоустройство Образование Спорт,
Культура,
Досуг
Кампании по повышению осведомлённости населения - - - - -
Сотрудничество между гос. организациями и НКО -   - - -
Доступная инфраструктура -   -   -
Стандарты качества - -     -
Разумные приспособления - - -    
Своевременное выявление и вмешательство   -      
Предоставление услуг на базе сообщества   - - -  
Помощь семьям и опекунам   -      
Повышение качества обслуживания инвалидов   -      
Использование личных помощников   -      
Вспомогательные технологии     -    
Профилактика и контроль факторов риска     -    
Обучение представителей основных социальных профессий работе с инвалидами       -  
Высшее профессиональное образование       -  
Организации,
представляющие инвалидов
        -

1 уровень приоритетности в рамках трудоустройства

- Сотрудничество между государственными организациями и НКО
- Кампании по повышению осведомлённости населения
- Разумные приспособления
- Вспомогательные технологии
- Доступная инфраструктура
- Профилактика и контроль факторов риска.

1 уровень приоритетности в рамках образования

- Обучение представителей основных социальных профессий работе с инвалидами
- Высшее специализированное профессиональное образование
- Кампании по повышению осведомлённости населения
- Сотрудничество между государственными организациями и НКО
- Предоставление услуг на базе сообщества.
В свете этого, своевременное выявление и вмешательство представляются как крайне важный аспект здравоохранения и социального обслуживания. Таким же образом, профилактика и контроль факторов риска обретают особенную важность в рамках сектора трудоустройства.
В секторе образования, по значимости особенно выделяются обучение представителей основных социальных профессий работе с инвалидами, а также высшее специализированное образование. Респонденты лишь обозначили роль организаций, выступающих от лица инвалидов, в таких сферах, как спорт, культура и досуг. В рамках сектора социального обслуживания и здравоохранения была также отмечена практика использования личного помощника, а также повышение качества специализированных услуг для инвалидов, и оказание помощи семьям и опекунам. Предоставление услуг в рамках сообщества получило наивысшую степень приоритетности в сферах здравоохранения и социальных услуг, трудоустройства, а также образования.
В заключение, респондентов просили указать, какие механизмы координации оказали бы наивысшее межсекторное воздействие. Необходимо было оценить, насколько каждый из шести механизмов координации будет способствовать тому, что все компоненты стратегии по работе с инвалидами в России в рамках работы различных ведомств нашли своё применение. Респондентов просили дать оценку, насколько эти механизмы подходят и способны повлиять на улучшение уровня жизни среднего инвалида. Были предложены следующие шесть вариантов: 1
1. Единый федеральный департамент, отвечающий за все вопросы по реализации стратегии по работе с инвалидами в России.
2. Отдельные подразделения, оказывающие информационные, консультационные и юридические услуги по всем секторам.
3. Принятие МКФ (Международной Классификации
Функционирования) в качестве основания для медико-социальной оценки потребностей.
4. Много-секторный подход, основывающийся на едином наборе критериев и целей.
5. Комплексная межсекторная государственная стратегия по работе с инвалидами, координируемая определённым государственным органом.
6. Формирование финансового агентства, способного перераспределять и направлять средства из различных департаментов на обслуживание каждого клиента.
Мнения опрашиваемых в значительной мере совпали в оценке того, какие механизмы подошли бы к Российской системе, а какие были бы менее приемлемыми. В наивысшей степени согласие было достигнуто касательно следующих четырёх механизмов:
1. Единый федеральный департамент, отвечающий за все вопросы по реализации стратегии по работе с инвалидами в России.
2. Отдельные подразделения, оказывающие информационные, консультационные и юридические услуги по всем секторам.
3. Принятие МКФ (Международной Классификации Функционирования) в качестве основания для медико-социальной оценки потребностей.
4. Много-секторный подход, основывающийся на едином наборе критериев и целей.
Менее приемлемыми были признаны следующие механизмы:
1. Комплексная межсекторная национальная стратегия по работе с инвалидами, координируемая определённым государственным органом.
2. Формирование финансового агентства, способного перераспределять и направлять средства из различных департаментов на обслуживание каждого клиента.

Назад Оглавление Далее