aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

2.5. Образование инвалидов

Связь между профессиональной интеграцией, навыками и квалификацией хорошо известна для всех граждан, но особенно она важна для инвалидов. Еще один фактор, относящийся к возможностям в образовании и обучении инвалидов, связан со способом предоставления этих возможностей. Потому в рамках систем, где профессиональное образование проводится в форме предоставления отдельных, сегрегированных услуг, существуют проблемы по обеспечению того, что все студенты имеют доступ к получению высококачественных и наиболее современных навыков и методов, т.е. к обучению информационным и коммуникационным технологиям. Также сложнее обеспечить доступ к основным видам квалификации. Несмотря на то, что вовлечение инвалидов в общедоступные мероприятия также может вызвать некоторые сложности, включая приемлемую адаптацию и обеспечение надлежащего обучения персонала способностям отвечать на существующие индивидуальные потребности студентов-инвалидов, на международном уровне признано, что именно этому варианту следует придерживаться всем государствам.
Предоставление услуг специализированного образования и абилитации в России осуществляется, в основном, специализированными образовательными учреждениями, а также дошкольными образовательными заведениями, которые специализируются на конкретных типах нарушений - умственные расстройства, нарушения функционирования органов движения и органов чувств. Профессиональное обучение и образование зачастую проводятся в рамках заведений постоянного проживания, которые подотчетны на региональном уровне региональным органам социальной защиты населения и департаментам образования. Потому эти заведения зачастую действуют в очень обособленной манере.
Не существует систематического подхода к интеграции инвалидов в систему университетского высшего профессионального образования. Если человеку все-таки удается получить доступ к высшему образованию, это скорее результат персональных усилий и поддержки семьи и друзей. Большинство студентов-инвалидов, обучающихся в высших учебных заведениях, имеют такие физические характеристики, которые не требуют необычных технических вспомогательных приспособлений для обучения или повышения доступности.
Требуется развитие системы более инклюзивного профессионального обучения, основанной на доступности современных возможностей для обучения, и интеграция механизма реабилитации в общую систему социальной защиты и профессионального обучения.
Общепризнанно, что в России слишком большая территория, которую необходимо преодолеть, и это препятствует достижению подобных целей.
Традиционно образование инвалидов рассматривалось как их собственное дело и забота их семей, поэтому большая часть прогрессивных изменений в данной сфере, в основном, является результатом усилий родителей детей-инвалидов. Несмотря на это, ситуация изменяется слишком медленно и доминирующий подход сегодня основан на выплате социальных пособий, а не на развитии общества.
Первичная система предоставления услуг профессионального образования инвалидов основана на концепции специализированных заведений профессионального образования. Это организации, в основном, профессиональные училища и специализированные поставщики услуг, которые занимаются конкретными типами нарушений функционирования. На настоящее время в общей системе высшего профессионального образования есть очень мало знания/ понимания вопросов инвалидности, что, впрочем, характерно и для других частей системы образования.
На международном уровне признано, что создание систем инклюзивного образования не только открывает большие профессиональные и социальные возможности для инвалидов, но также значительно влияет на студентов, не имеющих инвалидности, с точки зрения их отношения к инвалидам, их терпимости к разнообразию и осознанию сложностей, с которыми инвалиды сталкиваются в обществе. Чем раньше случится эта интеграция, тем легче она проходит и потому воспитательный акцент на инклюзивном дошкольном образовании чрезвычайно важен.
Однако существуют серьезные опасения относительно действующей системы предоставления специализированного образования инвалидам, заключающиеся в том, что во многих случаях нет доступа даже к специализированным учебным заведениям. На деле лишь 20 из 89 регионов могут похвастаться наличием таких заведений, а около 70% российских детей не заканчивают свое обучение. Более того, только 0,4% студентов вузов - это студенты- инвалиды. Это намного меньше нормы, принятой в большинстве развитых стран.

2.5.1. Законодательные и нормативные меры

Российская ситуация в сфере образования и инвалидности показана в таблице 3. существующая система предоставления услуг инвалидам реализуется при помощи ряда нормативных инструментов. Многие из правил и принципов, направляющих предоставление образования, указаны в Федеральном Законе «Об образовании» (1992). Там четко показан принцип общей доступности образования для инвалидов, при этом обучение должно быть адаптировано к их уровню функционирования и индивидуальным потребностям (статья №2). Другими гарантиями, указанными в данной мере, являются развитие приемлемой системы образования для инвалидов, создание необходимых социальноэкономических условий для поддержки доступа к образованию (статья №5.2) и доступ к поддержке в области образования, отвечающей потребностям в обучении существующих у человека (статья №5.6).
В законе также перечисляются стандарты специализированного образования (статья №7.2) и приводится перечень образовательных возможностей, которые должны быть доступны инвалидам, включая очную и заочную формы обучения, обучение на дому и самообучение - в зависимости от специальных потребностей человека в обучении (статья №10.1).
Закон подробно останавливается на природе функционирования специализированных учебных заведений, в особенности корректирующего образования для студентов с трудностями в развитии (статья №12.4). Четко показано, что обучение по программам данных организаций должно основываться на общем учебном плане, но при этом адаптироваться к психологическим и физическим потребностям и особенностям учеников (статья №17.2). Финансирование этих заведений осуществляется на более высоком уровне из расчета на одного студента, чем финансирование обычных учебных заведений. Обращение в такие организации должно осуществляться только с согласия определенных психологических, педагогических и медицинских комиссий, а также родителей ребенка (статья №50.10). В законе также рассматривается вопрос профессионального обучения (статья №16.3). Молодые инвалиды с инвалидностью первой и второй группы не должны проходить общий конкурс на получение места в ВУЗах путем прохождения экзаменов, им необходимо иметь рекомендацию организаций медико-социальной экспертизы. Недавние дополнения к закону делают профессиональное обучение полностью доступным для инвалидов на бесплатной основе при предъявлении рекомендации Федеральной Службы Занятости.

Таблица 3. Меры, механизмы и структуры-посредники в российском подходе к образованию инвалидов.

Меры

1. ФЗ "Об образовании" (10.07.92, №3266-1);
2. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (от 24.11.95, №181);
3. Постановление Федерального Правительства "Об утверждении порядка воспитания и образования детей- инвалидов на дому и в негосударственных учебных заведениях " (от 18.07.96, №861);
4. Постановление Федерального Правительства "Об утверждении стандартного положения по специальным (коррекционным) учебным заведениям" (от 12.03.97, №288);
5. Постановление Федерального Правительства "Об утверждении стандартного положения по образовательным учреждениям постоянного пребывания" (от 28.08.97, №1117);
6. Постановление Федерального Правительства "О мерах по созданию доступной среды для инвалидов" (от 25.03.93, №245);
7. Постановление Федерального Правительства "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" (от 7.12.96, №1449);
8. Приказ Министерства Образования "Об улучшении профессионального образования инвалидов" (от 12.11.03, №4206);
9. Письмо Министерства Образования "О требованиях по зачислению и обучению инвалидов в заведениях высшего профессионального образования" (от 25.03.99);
10. Письмо Министерства Образования "О реализации конституционных прав детей-инвалидов, живущих в школах-приютах для умственно отсталых детей, на образование" (от 4.04.07).

Механизмы

1. Индивидуальная программа реабилитации;
2. Постановления и приказы по учебным заведениям;
3. Правила зачисления в учебные заведения (инвалиды первой и второй группы зачисляются в заведения
высшего профессионального образования минуя обычную процедуру приема);
4. Система коррекционных учебных заведений, школ-приютов и образование на дому;
5. Дополнительные услуги в учебных заведениях (доступность зданий и образовательных площадок, технические средства обучения, адаптированная организация обучения);
6. Введение социальных стипендий и материальной поддержки.

Структуры-посредники и процедуры

1. Органы администрирования образования:
a. На Федеральном уровне;
b. На региональном уровне;
c. На муниципальном уровне.
2. Организационное взаимодействие органов образования и социальной защиты населения (совместные нормативные акты, системы контроля).
3. Федеральные и региональные программы развития образования.

Системы предоставления

1. Федеральные заведения высшего профессионального образования;
2. Региональные заведения начального и средне-специального образования;
3. Региональные заведения специального образования;
4. Муниципальные заведения среднего образования.

ФЗ №181 (1995) включил в себя многие положения предыдущего закона с некоторыми дополнениями. Например, ответственность за обучение детей-инвалидов была расширена и наложена не только на образовательные учреждения, но и на департаменты социальной защиты населения, средства массовой информации и спортивные организации. Положения, связанные с ИПР, определяют перечень образовательных возможностей включающих в себя общее образование, специализированное образование или обучение на дому (статья №18). Действует основная государственная гарантия по доступу к базовому образованию и профессиональному обучению всех инвалидов. Для реализации этой гарантии правительства необходимо оснастить учебные заведения техническими приспособлениями, создать специальные обучающие центры, предоставить денежные пособия инвалидам, а также внедрить ряд других типов поддержки, например, услуги переводчика.
Считается, что основные принципы подхода к образованию в России получены из конкурирующих подходов. В результате некоторые аспекты системы неполны, а некоторые противоречат друг другу. Поэтому существующая система нуждается в значительной доработке. Так сомнения вызывают некоторые фундаментальные концепции. Например, существуют явные противоречия между статьей №18 (ФЗ №181, 1995), в которой утверждается предоставление специальной поддержки детям в обычных детских садах, и статьей №12 (ФЗ №3266, 1992), которая определяет типы учебных заведений, исключающие возможность получения общего образования.
В другом месте делается ссылка на право доступа к «образованию и воспитанию», но далее по тексту этот термин звучит как «обучение и воспитание». Является ли это лишь вопросом правильного использования терминов или более серьезным фундаментальным диссонансом, он отражает потребность к анализу законодательной основы специализированного образования для того, чтобы обеспечить непрерывный подход к нему во всей системе.
Несмотря на добрые намерения статьи №18 (ФЗ №181, 1995) и вопросов предоставления, указанных в статье №19, которые гарантируют базовое, начальное, среднее и высшее образование, необходимо отметить, что не существует указания на возможность бесплатного доступа к обучению в аспирантуре.
ФЗ «Об образовании» (1992) был дополнен двумя постановлениями Российской Федерации «О процедуре воспитания и обучения детей инвалидов на дому и в частных образовательных заведениях» (1996) и «О типичном регулировании деятельности образовательных заведений для детей, нуждающихся в психологической, педагогической, медицинской и социальной поддержке» (1998). Последнее предполагает организацию учебных заведений, реализующих общие образовательные и начальные программы трудового обучения для детей от 3 до 18 лет.
Целью этих заведений является предоставление поддержки детям с трудностями в обучении, реализация индивидуальных планов поддержки, оказание помощи общим учебным заведениям в воспитании детей с проблемами адаптации в школе и обществе (часть 2). Указываются такие стандарты как количество детей в классе (9-12 человек) и диапазон возрастных групп для дошкольных учреждений. На дому образование предоставляется тем детям, которые не способны посещать школу из-за проблем со здоровьем. Им на бесплатной основе должны предоставляться учебники и другие обучающие материалы, поддержка специалистов и возможность для прохождения тестов и экзаменов (часть 5).
Большинство затрат связанных с обучением ребенка-инвалида на дому или в частном учебном заведении ложатся на плечи родителей, затраты которых могут быть возмещены только в размере установленного законом уровня (части 8 и 9). Особенно эта проблема характерна для домашнего образования. В частных учебных заведениях хотя бы существуют специальные программы, методы корректировки, работают обученные преподаватели, предоставляются услуги по здравоохранению и технические приспособления, создана дружественная социальная среда. Дома за все это отвечают родители.
Специальное письмо Министерства Образования РФ (25 марта 1999) указывает, что профессиональное образование для студентов инвалидов должно реализовываться в соответствии с общим учебным графиком и стандартами, которые приемлемо адаптируются к потребностям инвалидов за счет увеличения времени на обучение, дополнительного времени на подготовку к экзаменам, устранения средовых барьеров и адаптации методов преподавания. Письмо указывает на оптимальное сочетание очнозаочных форм обучения для студентов-инвалидов. Кроме того, здесь указывается, что недопустимо вводить специальные стандарты для таких студентов. Это связано с тем, что инвалиды должны получить такое образование, чтобы суметь конкурировать на равных с другими людьми на рынке труда. В письме также говорится, что доступ к образованию (включая высшее профессиональное) является важным компонентом комплексного подхода к реабилитации.
Несмотря на множество позитивных аспектов данного письма, существует ряд сомнений по поводу того, как оно может быть интерпретировано. Например, исключение физической подготовки, военного или медицинского воспитания из учебного плана инвалидов может рассматриваться либо как адаптация учебной программы, либо как применение особых стандартов. С точки зрения образования требовать от инвалида обучения по смешанной очно-заочной форме обучения невозможно, т.к. это может помешать ему получить доступ к социальной поддержке доступной студентам очного отделения и тем самым снизить качество получаемого образования.
Обучение людей, постоянно проживающих в специализированных социальных организациях, рассматривается федеральным законом «О социальной защите пожилых людей и инвалидов в России». Такие люди имеют право на обучение в специализированных учебных заведениях, классах, группах и на семинарах в организации, учитывая то, что обучение обязано соответствовать их физическим и умственным способностям (статья №12.2). Согласно мнению экспертов и родителей этот стандарт применяется в меньшинстве заведений социальной защиты.
Учитывая процедуры получения статуса инвалида в России, большинство детей с специальными потребностями в обучении официально не считаются инвалидами. Для тех, у кого есть этот статус, обучение проводится согласно ФЗ «Об образовании» (1992) и ФЗ «О базовых гарантиях реализации прав детей в Российской Федерации». Последний документ в основном усиливает существующее законодательство в социальной сфере. Интересно отметить, что в качестве минимального государственного стандарта он указывает общий показатель качества жизни детей через их участие в образовании (включая высшее профессиональное) и обучении (статья №8). Таким образом, образовательные и воспитательные мероприятия вне зависимости от того проводятся ли они на дому, в общем или специализированном учебном заведении, не должны смешиваться (статья №9.1).
Исследования профессиональной оценки в специализированных школах показало, что только 47% выпускников планируют карьеру и только 26% имеют четкие планы на развитие карьеры. Согласно данным Санкт-Петербургского бюро медико-социальной экспертизы только 16,6% прошедших оценку инвалидов получили рекомендации по продолжению образования в высшем учебном заведении. Это нужно противопоставить тому факту, что подавляющее большинство безработных инвалидов имеет только начальное образование и не получило никакого профессионального (30,5%), а почти 20% не имеют даже начального образования.
Доклад Государственного Совета РФ «Образовательная политика в современной России» указывает приоритетность достижения интегрированного (вместе с обычными детьми) образования для инвалидов и показывает, что дети с проблемами здоровья должны получать от правительства медицинскую и психологическую поддержку, а также адаптированные условия, позволяющие им получить доступ к образованию в школе в той местности, где они живут. Обучение в специализированной школе рекомендуется лишь в исключительных случаях.
При условии четкого полного выполнения существующего российского законодательства можно значительно улучшить доступ инвалидов к образованию. Например, федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) определяет основные стандарты, лежащие в основе права инвалидов на доступ к профессиональному обучению.
Например, законом предоставляется государственная гарантия того, что условия, необходимые для доступа к образованию и профессиональному обучению, будут доступны инвалидам. Правительство отвечает за предоставление инвалидам базового, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с рекомендациями ИПР.

2.5.2. Структуры-посредники и процессы

Профессиональное образование инвалидов в учебных заведениях должно проводиться согласно федеральному и региональному законодательству Российской Федерации. Адаптированные условия необходимые студентам-инвалидам для доступа к профессиональному образованию должны создаваться либо в специализированных заведениях профессионального образования, либо при помощи создания адаптированной среды в общих учебных заведениях. Даже когда профессиональное обучение происходит в специализированной организации, оно должно проводиться согласно общим правительственным стандартам, адаптированным к индивидуальным потребностям студентов-инвалидов.
Процесс обучения в специализированных заведениях четко регулируется законодательными нормами и организуется соответствующими министерствами или другими федеральными правительственными органами, отвечающими за методы и материалы. Например, правительство отвечает за организацию контроля за образованием, предоставление специализированной учебной литературы и услуг переводчика на безвозмездной основе.
На деле эта законодательная основа для доступа к интегрированному профессиональному образованию представляет собой скорее теоретически возможный нежели реальный вариант развития событий для большинства инвалидов. Согласно некоторым отчетам, большинство молодых инвалидов направляются в специализированные трудовые школы, действующие под эгидой Федерального Министерства Труда (46,1%), а не в обычные профессионально- технические училища, или высшие учебные заведения (23,3%). Профессиональное обучение на дому или дистанционное обучение рекомендуется 7,3% инвалидов, в основном тем, у кого есть нарушения функционирования органов движения или серьезные заболевания. 5,5% молодых инвалидов считаются неспособными к профессиональному обучению из-за проблем с обучением или неспособностью работать.
Существуют сомнения, что многие из тех людей, которые в настоящее время направляются в специализированные учебные заведения по причине их инвалидности, могли бы принимать участие в обычном учебном процессе ВУЗов при условии приемлемой адаптации и поддержки, например, поддержки и предоставлении вспомогательного оборудования людям с нарушениями функционирования органов чувств. Однако обычные учебные заведения в основном не обладают необходимыми ресурсами для создания адаптированной среды с наличием вспомогательных внешних консультаций и поддержки. Это ограничивает доступность обычного профессионального образования для инвалидов и в результате становится основным барьером для реализации принципа интегрированного образования.
Для решения этих проблем в письме Федерального Министерства Образования №27/502-6 «О требованиях по зачислению и обучению инвалидов в высших учебных заведениях» от 25.03.1999 показано, что образование инвалидов должно предоставляться всеми способами, указанными в уставе высшего учебного заведения. Профессиональное обучение инвалидов должно проводиться в соответствии с общими государственными образовательными стандартами для программ обучения, которые соответственно адаптируются к индивидуальным потребностям студента-инвалида. Введение специальных стандартов для инвалидов не приемлемо. Однако письмо также призывает к гибкому смешению очной и заочной форм обучения и большему вниманию к возможности, указанной в ФЗ «Об образовании» (1992), который позволяет увеличивать время обучения студента- инвалида в соответствии с его индивидуальными потребностями. Другие важные вопросы, затронутые в данном письме, касаются требований к обычным учебным заведениям по совместной работе с государственной службой занятости, региональными органами образования и социальной защиты населения на контрактной основе.
ИПР должна сформировать основу для создания среды в таких заведениях, которая была бы адаптирована к физиологическим и психологическим особенностям студента и включала бы в себя адаптацию учебных площадей, мебели, оборудования, учебного плана, программ и методов обучения.

2.5.3. Системы предоставления

На заседании Совета федеральных министров по вопросам образования в 2001 году рассматривался вопрос об «опыте российских ВУЗов по предоставлению возможностей для получения высшего профессионального образования для людей с ограниченными возможностями". Было отмечено, что несмотря на трудности социально-экономического развития, которое оказало негативное влияние на социальную сферу, учреждения высшего образования продолжали действовать в направлении создания более доступной системы высшего профессионального образования инвалидов. Например, в настоящее время три авторизованных ВУЗа (Московский Государственный Технический Университет им. Баумана, Новосибирский Государственный Технический Университет и Московский Инженерный институт) осуществляют специальные реабилитационные и образовательные программы для инвалидов; еще 256 ВУЗов осуществляют подобную специализированную деятельность по своей собственной инициативе. Более 5400 инвалидов вовлечено в подобные образовательные программы.
По инициативе инженеров в Московском Государственном Техническом Университете им. Баумана разработана и внедрена модель продолженного многоуровневого интегрированного образования для инвалидов, и в особенности, для слабослышащих людей. Эта модель признана в России и получила награду Президента РФ в 1999 году, также она была отмечена ЮНЕСКО. Данная модель основывается на значительном (более 65 лет) опыте работы в данной сфере и рассматривает адаптацию обучающего процесса к индивидуальным потребностям студентов-инвалидов как полноправных участников как системы высшего образования, так и системы медицинской, социальной, культурной реабилитации.
Другие успешные инициативы по разработке доступных программ высшего образования для инвалидов проводились в таких регионах как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Челябинск, Н.Новгород и Владимир. Многие из них реализовывались в рамках совместной работы федеральных и региональных департаментов, действующих в сфере социального вовлечения с целью реализации основных принципов федеральных законов «О высшем и последующем профессиональном образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995). В этом отношении наиболее «продвинутым» регионом считается Москва. Там осуществлялся целый спектр мероприятий на протяжении определенного периода времени. Потому доступ к высшему профессиональному образованию для инвалидов включен в список приоритетных задач программ по социальной поддержке населения, а интегрированное высшее образование осуществляется как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях, при этом является частью устава института и применяется на основе совместного, продолженного многоуровневого подхода. Также существуют программы довузовского профессионального образования для инвалидов, включающие в себя специализированные школы.
Успешная реализация программ по интегрированному высшему образованию и реабилитации в авторизированном университете основывается на концепции перехода от инвалидности и изоляции к интеграции и независимости и во многом зависит от ряда элементов и факторов. Во-первых, важно предоставить ряд социальных, психологических, обучающих, медицинских и реабилитационных услуг направленных на продвижение и защиту здоровья в учебном процессе. Во-вторых, специализированные, психологические и педагогические поддерживающие услуги должны предоставляться службами по реабилитации любому студенту, испытывающему проблемы в интегрированном учебном процессе. Для развития данной системы важно определить концепцию «реабилитации» как набор целей и ценностей, которые могут реализовываться в рамках интегрированных условий для противодействия проблемам, возникающим из-за поведенческих стереотипов и негативного отношения. В-третьих, очень важно, чтобы студенты-инвалиды могли получить доступ к многоаспектным медицинским, социальным и психологическим вспомогательным услугам, которые нужны для оценки эффективности ИПР и при необходимости сделать изменения и корректировки потребностей в поддержке.
Можно определить ряд инициатив, поддерживающих доступ к высшему профессиональному образованию, который реализуется на различных уровнях таких как довузовское, университетское (многоуровневое) образование и обучение в аспирантуре. Каждая инициатива отражает социо-культурные характеристики конкретной республики или региона, а также того сообщества, в котором они действуют. Не смотря на это можно определить ряд общих черт. В частности механизмы обеспечения доступа включают в себя:
- Введение специальных обучающих и реабилитационных программ в обычные услуги по образованию, адаптированные к конкретным потребностям студентов-инвалидов и индивидуальным потребностям каждого человека;
- Разработку специально адаптированных учебных материалов;
- Адаптацию учебного плана и курсов к индивидуальным различиям в умственных способностях и потенциале к действию;
- Профессиональное развитие сотрудников, отвечающих за проведение программ по обучению и реабилитации инвалидов, создание адаптированного безбарьерного дистанционного обучения и более модульных коммуникативных форм образования.
Основным барьером для эффективной деятельности в сфере интегрированного обучения и профессиональной реабилитации инвалидов является недостаток внимания как на федеральном, так и на региональном уровне к важности межсекторного принятия решений по процессу. Это влияет на способ предоставления профессионального руководства, доступность образования, востребованного на современном рынке труда, реакцию обычных учебных заведений на индивидуальные потребности, а также на способ реализации адаптации в процессе трудоустройства.
Несмотря на прогресс, достигнутый рядом авторизованных университетов в сфере обучения и реабилитации, не существует нормативных стандартов или положений по поддержке процесса. В результате недостает технических, психологических, педагогических и реабилитационных ресурсов для широкого распространения подходов.
Кроме того, не существует механизмов для аккредитации организаций, реализующих и имеющих положительный опыт, например, системы лицензирования или аккредитации интегрированного образования для инвалидов или утвержденного государственного стандарта о профессиональной реабилитации. Более того, не существует системы начального и последующего обучения преподавателей (профессоров, лекторов и другого ассистирующего персонала) по их подготовке к работе со студентами-инвалидами в рамках общей системы. Говоря коротко, не существует унифицированного подхода к реализации продолженного многоуровневого интегрированного образования.
Совет Федерального Министерства Образования обязал Департамент Специализированного Образования, Департамент Образовательных Программ и Стандартов по профессиональному обучению совместно с Московским Государственным Техническим Университетом им. Баумана разработать концепцию федеральной системы продолженного многоуровневого интегрированного образования для инвалидов до конца 2001 года. В первом квартале 2002 года эту инициативу должны были подхватить Департамент Высшего профессионального образования и Департамент финансов через публикацию законодательной базы для трудового и профессионального обучения инвалидов, а также ряда рекомендаций по отдельной организации работы университетов, предоставляющих возможности для образования студентов- инвалидов.
На заседании совета федерального министерства образования в июле 2003 года еще раз рассматривался вопрос по улучшению трудового и профессионального образования для российских граждан с ограниченными возможностями. Результатом этого стала публикация законодательного документа по поддержке рекомендаций совета. Эти рекомендации включали в себя:
- Выбор 3 федеральных центров знаний и экспертизы в сфере обучения людей со зрительными, слуховыми и двигательными нарушениями (вторая половина 2003 года);
- Проведение процедуры выбора пилотных заведений высшего образования в каждом федеральном округе, отвечающих за создание образовательных центров для обучения студентов- инвалидов (март 2004);
- Выбор 21 профтехучилища (по 3 в каждом федеральном округе) и 14 заведений высшего профессионального образования (по 2 в каждом федеральном округе) для работы в качестве пилотных площадок/обучающих центров для интегрированного обучения студентов-инвалидов (октябрь 2006);
- Разработку спецификации программы продолженного многоуровневого профессионального образования для инвалидов (ноябрь 2004);
- Подготовку списка профессий, которые могли бы сформировать основу возможностей для нового улучшенного профессионального образования инвалидов в организациях начального трудового обучения (март 2004);
- Разработку программы начального трудового обучения в сфере строительства (штукатур, маляр, плотник, каменщик и т.д.) что могло бы предлагаться инвалидам в обычных учебных заведениях.
Документ накладывал ответственность по разработке проектов реконструкции инфраструктуры на руководителей учебных заведений. Эти проекты должны были быть направлены на строительство безбарьерной среды (пандусы, лифты, перила, специально оборудованные туалеты в университетах и общежитиях), а также на приобретение специальных технических приспособлений (усилители звука, информационные приспособления и приспособления для чтения слепых, специальная мебель и т.д.), призванных компенсировать функциональные ограничения людей.
Все эти действия и решения федерального министерства образования ясно показывают стремление к достижению доступного высшего профессионального образования для инвалидов. Однако в отсутствие реализации ряда решений не разработаны необходимые организационные и учебные контексты для изменений в сфере профессионального и трудового обучения инвалидов.
В начале 90-хх годов был разработан проект закона «Об образовании инвалидов», который был направлен на снижение противоречий существующего законодательства в сфере образования инвалидов и внедрение принципа гражданских прав и критериев интеграции в систему образования. Он дважды был принят обеими палатами парламента - в 1996 и 1999 гг., но оба раза был негативно оценен Правительством Российской Федерации и отклонен президентом. Проект закона «Об образовании инвалидов» направлен на изменение акцента с предоставления услуг на защиту прав человека. Он изменял понятие «специализированного образования» от того, что предоставляется в «специализированных учебных заведениях», к созданию специальной обучающей среды в обычных школах.
При разработке подхода, принятого проектом закона, рассматривался и ряд альтернативных подходов. Первый из них можно описать как традиционно российскую модель, при которой ответственность за обучение инвалидов передается специализированным учебным заведениям, что особенно подчеркивалось на уровне начального базового образования. Второй подход ближе к подходам, принятым в таких странах как США и Швеция, делающим акцент на интегрированное инклюзивное обучение в обычных школах. Третий подход можно описать как гибридную модель, сочетающую в себе черты первых двух.
Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Одним из преимуществ традиционного подхода является возможность достижения более высокого качества образования при меньших затратах, при этом затраты на постоянное проживание в данных учреждениях не учитывались. Главным недостатком данной модели является закрытый характер систем, что приводит к очень низкому уровню интеграции в общество и проблемам социальной адаптации выпускников.
Считается что американский/скандинавский подход на базе обычных школ является более дорогим для предоставления образования инвалидам, при этом затраты на постоянное проживание в данных учреждениях не учитывались. Однако, результаты с точки зрения социальной и экономической интеграции выпускников были гораздо лучше.
На самом деле в обеих системах есть дети, которые учатся в обычных школах и в изолированных специальных учебных заведениях. Потому это лишь вопрос соотношения и приоритета, выраженных в законодательстве и политике по инклюзивному образованию.
И Стандартные Правила ООН по Равным Возможностям для Инвалидов и Конвенция ООН по Правам Инвалидов подчеркивают необходимость интегрированного обучения детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями. Таким образом, инклюзивный подход на основе гражданских прав признан на международном уровне. Все большее давление оказывается на страны, придерживающиеся более традиционного подхода к предоставлению специализированного образования, их призывают пересмотреть свои взгляды. Возможно что переход от традиционных систем к более гибким подходам приведет к повышению затрат и потребности увеличения ресурсов, но сохранение традиционного подхода без изменений становится неприемлемым.
Во многих европейских странах признали и в результате этого начали трансформации процессов, которые признают, что множество ресурсов в настоящее время закрыто в рамках изоляционной системы, их необходимо постепенно высвобождать для разработки рентабельного решения по инклюзивному образованию.
Концепция, лежащая в основе проекта закона, придерживается похожего понимания процессов. Она предполагает сохранение существующей в России системы с постепенным переходом к более интегрированному образованию инвалидов в обычных школах. Некоторые механизмы по поддержке этого развития включают в себя: предоставление студентам-инвалидам права на бесплатное обучение в любом государственном учебном заведении в соответствии с государственными стандартами образования, признается право студента-инвалида на выбор любого учебного заведения по его предпочтению, включая специализированные школы, заведения интегрированного обучения, обычные учебные заведения, обучение на дому или даже в медицинских организациях. При этом вводится новая обязанность правительства по продвижению идеи и мониторингу интегрированного образования, а также внедрению законодательной поддержки тех, кто учится в обычных учебных заведений.
Существующее определение интегрированного учебного заведения заключается в том, что это такое заведение, в котором один или несколько студентов-инвалидов получают образование при поддержке преподавателя, знающего специальные методы и подходы к обучению. Однако не существует отдельного требования к организациям по проведению адаптаций среды или предоставлению доступа к необходимой медицинской и социальной поддержке для полноправного участия в жизни организации. В отношении данного вопроса в проекте закона представлено определение интегрированного образования, которое не только утверждает принцип возможности совместного обучения студентов с инвалидностью и без таковой, но и также подчеркивает потребность в адаптированной инклюзивной среде, которая отвечает индивидуальным особенностям инвалидов.
Значительного прогресса удалось достигнуть в развитии специализированных учебных заведений, предоставляющих начальное и среднее образование. Так, основным вопросом на данном уровне становится проблема достижения интегрированного начального и среднего образования. Одним из подходов к ее решению может стать объединение обычных и специализированных учебных заведений. Учитывая то, что ответственность за начальное и среднее образование возложена на региональные органы власти, это можно осуществить на региональном уровне.
Похожие системы не распространены на уровне высшего профессионального образования, которое в основном осуществляется за счет создания на базе обычных учебных заведений специальных отделений для студентов с особыми образовательными потребностями.

2.5.4. Положительный опыт

Региональный образовательный центр для инвалидов, Челябинский Государственный Университет
Наиболее развитая схема в данной сфере применяется в Челябинском Государственном Университете. Программа обучения инвалидов реализуется здесь с 1992 года. Система, действующая через инновационную систему доступного высшего образования для студентов-инвалидов в Региональном Образовательном Центре для Инвалидов (РОЦИ), не имеет аналогов в других российских университетах. Параметры и оперативные процедуры РОЦИ могут служить эталоном, по сравнению с которым будет оцениваться прогресс в других университетах.
Основная деятельность РОЦИ может быть разделена на три группы: Организационно-педагогическая, научно-методологическая и информационно-координационная.
Организационно-педагогические мероприятия включают в себя предоставление:
- Профессионального руководства и ориентационных услуг абитуриентам-инвалидам,
- Довузовской поддержки участникам РОЦИ в рамках инновационных, комплексных образовательных и адаптационных программ,
- Организационной, педагогической, психологической, технической, медицинской и социальной поддержки студентам- инвалидам по созданию условий для их успешной интеграции в образовательный процесс (включая студентов, обучающихся дистанционно)
- Доступа к приемлемым технологиям реабилитации и обучения, направленным на повышение эффективности обучения студентов-инвалидов.
Научно-методологические мероприятия включают в себя:
- Разработку и проведение базового тематического исследования по вопросам доступности высшего образования для инвалидов. Исследование проводится в Челябинском Государственном Университете и в регионе, при этом акцент делается на модернизации российской системы высшего образования и ее интеграцию во всемирную систему образования,
- Проведение обучения для студентов, в том числе и инвалидов, с использованием адаптированных методов обучения, подходов, предполагающих активное участие, вспомогательных технических приспособлений, а также современных информационных и образовательных технологий.
- Разработку и публикацию планов, программ и рекомендаций по адаптации условий интегрированного образования и другой поддержки, связанной с обучением студентов-инвалидов,
- Разработку и реализацию дистанционной формы высшего образования для инвалидов и групп инвалидов,
- Участие в обучении, переобучении и профессиональном развитии сотрудников (вспомогательного персонала, преподавателей и профессоров, социальных работников и т.д.) в сфере доступного образования инвалидов.
Информационно-координационные мероприятия РОЦИ включают в себя:
- Организацию и координацию деятельности университета как уральского регионального центра обучения инвалидов
- Взаимодействие с местным правительством и общественными организациями, действующими в сфере профессионального образования и трудоустройства инвалидов
- Взаимодействие с департаментом образования, приемной комиссией и всеми факультетами университета для продвижения идеи зачисления абитуриентов-инвалидов в Челябинский Государственный Университет
- Участие в сетевой деятельности по обмену информацией и мероприятиях по повышению доступности высшего образования для студентов-инвалидов, например, в проведении социологических исследований, организации мероприятий (конференций и семинаров), а также публикации обучающих и рекламных материалов
- Взаимодействие со средствами массовой информации для воздействия на общественное сознание в сфере доступа к профессиональному образованию, социализации и возможностям по интеграции инвалидов
- Разработку и поддержание баз данных и информационных Интернет-сайтов по вопросам обучения инвалидов
- Обмен опытом и участие в международных, национальных, региональных научных конференциях по вопросам доступности высшего образования для инвалидов,
- Вовлечение в международную деятельность Челябинского Государственного Университета, связанную с доступностью высшего образования и развитием открытого образовательного пространства.
Система доступного высшего образования, разработанная
РОЦИ, состоит из:
- Одногодичного довузовского курса,
- Интегрированных образовательных курсов для студентов- инвалидов,
- Поддержки участия в данных курсах,
- Технической базы вспомогательного и компенсаторного оборудования
- Доступной архитектурной среды
- Доступа к услугам по трудоустройству
- Доступности системы дистанционного обучения
- Информационных и промо мероприятий.
Система довузовского обучения действует с 1997 года и состоит из двух этапов. Первый направлен на решение двух задач: адаптации высшего образования и профессионального руководства, которые реализуются РОЦИ. Основной задачей второго этапа является обучение людей на факультуте довузовского образования Университета. Наиболее важной задачей, которую решает РОЦИ, является предоставление профессионального руководства молодым инвалидам. Система направлена на активное участие самих студентов, а также совместную работу преподавателей и психологов для совместного выбора факультета, на котором человек будет продолжать свое образование. Ежегодно РОЦИ готовит 20 человек к поступлению в Челябинский Государственный Университет.
В 2004/2005 учебном году в Челябинском Государственном Университете обучалось 205 студентов-инвалидов, 79 из них учились на очном отделении, 82 - на заочном отделении университета, а еще 44 человека учились заочно в различных филиалах университета. Уникальной составляющей подхода Челябинского Государственного Университета является обучение студентов с различными нарушениями и разными группами инвалидности. Это становится возможным благодаря системе поддержки студентов, включающей в себя организационные, педагогические, психологические, медицинские, технические и социальные составляющие.
Университет также проводит мероприятия по поддержке трудоустройства выпускников-инвалидов. С согласия Челябинской службы занятости РОЦИ ежемесячно предоставляется список вакантных мест для выпускников-инвалидов. Виртуальное агентство по трудоустройству под названием «Путь к независимой жизни» открыто на базе Интернет-сайта Челябинского Государственного Университета. С 1998 года 65 студентов-инвалидов окончили Челябинский Государственный Университет, 11 из них - с отличием. 43 выпускника в настоящее время трудоустроены (66%), 6 человек в настоящее время обучаются в аспирантуре.
В 1996 в Челябинске был открыт Факультет Доступного высшего образования, который отвечает за инклюзивное высшее образование в Челябинске. Целью его деятельности является обеспечение доступности высшего образования молодым талантливым людям из различных социальных групп, разных городов и населенных пунктов региона, включая и тех, кому нужна специальная поддержка из-за их инвалидности; предоставление программ продолженного обучения, которые сочетают улучшения обучения в школах и дополнительные довузовские курсы; разработка единой системы между школами, профессиональнотехническими училищами, колледжами и высшими учебными заведениями, которая находится в ведении департаментов образования и социальной защиты населения на местном и региональном уровнях; предоставление психологического, педагогического и профессионального руководства абитуриентов на этапе довузовского образования для оказания им поддержки в доступе к высшему образованию; повышение доступности высшего образования для тех, кому требуется социальная защита в том числе и инвалидов; создание условий для интеграции студентов- инвалидов в учебный процесс, предоставляя им специализированное техническое вспомогательное оборудование; поддержка процесса обучения, включая социальную, методологическую, психологическую и педагогическую поддержку.
Новосибирский Институт Социальной Реабилитации, Новосибирский Государственный Технический Университет
Система многоуровневого продолженного адаптированного профессионального образования осуществляется в Новосибирском Институте Социальной Реабилитации (НИСР). В ней учитываются психологические и физические потребности студентов-инвалидов, что дает им возможность выбирать подходящий уровень образования и предоставляет им доступ к профессиональному руководству и учебному процессу.
Он был основан в 1992 как специализированная организация по реабилитации и образованию детей-инвалидов. Основные задачи НИСР включают в себя предоставление продолженного и научнопрофессионального образования (включая высшее профессиональное образование) и социально-психологическую реабилитацию молодых людей с проблемами развития и инвалидностью. Институт входит в структуру Новосибирского Государственного Технического Университета и является уникальным реабилитационным, образовательным и научным комплексом, который реализует программы профессионального обучения инвалидов на разных уровнях. В институте создана неформальная система управления, в штат специалистов входят психологи, социальные педагоги, специальные преподаватели, учителя для глухих и медицинский персонал.
НИСР действует на основе контрактов и соглашений со специальными школами, сетью реабилитационных центров, НКО, работающими в сфере инвалидности и социальными службами, действующими в рамках системы специализированного образования в России. В качестве своей основной задачи НИСР поддерживает интеграцию инвалидов в сообщество, стремится к обучению студентов как высококвалифицированных профессиональных специалистов. При этом используется координационный подход, включающий в себя реабилитационную и образовательную поддержку. Он использует адаптивную модель развития и управляет проведением реабилитационных и образовательных процессов в рамках государственного учебного заведения для того, чтобы достигнуть эффективных образовательных результатов.
Система обучения состоит из тех уровней.
- Уровень 1 состоит из общего среднего образования и начального профессионального обучения ряду профессий непосредственно в профессионально-техническом училище и школе прикладного искусства.
- Уровень 2 включает в себя дальнейшее профессиональное обучение по соответствующим профессиям в колледжах в рамках НИСР. Студенты обучаются по полному учебному плану общего школьного образования и, если они сдадут экзамены, то могут получить аттестат о законченном среднем образовании.
- Уровень 3 включает в себя высшее профессиональное обучение по ряду различных курсов и профессий в НИСР.
Институт ежегодно принимает учеников-инвалидов, которые закончили как специализированные, так и обычные школы. Доступный процесс профессионального обучения организован на 3 уровнях по двум факультетам (инженерно-технический факультет и факультет прикладного искусства) на основе адаптированных планов.
Для улучшения эффективности обучения институт применяет систему комплексной реабилитации. Она включает в себя постоянный и периодический мониторинг уровня слуха и вспомогательных слуховых приспособлений, психологических и физических способностей учеников, разработку навыков коммуникации, а также социокультурное развитие.

Назад Оглавление Далее