aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Группа взаимной поддержки: основные принципы, история, границы

Повторяющиеся неверные толкования и оценки понятий "инвалид" и "инвалидность" оказывают угнетающее воздействие, представляя нас жалкими и беспомощными. Постепенно мы сами начинаем верить в то, что мы не способны осознавать и выражать свои желания и потребности, самостоятельно делать выбор и вообще быть независимыми. Мы начинаем жить так, как если бы наша инвалидность ограничивала нас в достижении жизненных целей. Однако, на самом деле, это, прежде всего, заниженная самооценка. Взаимная поддержка - вот, что помогает нам восстановить самооценку, благодаря чему мы начинаем по-иному воспринимать самих себя, по-иному строить отношения с другими людьми, и они тоже начинают воспринимать нас по-новому.

В основе взаимной поддержки лежит обмен опытом. То есть человек, обладающий личным опытом, связанным с инвалидностью, хочет помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации. В результате взаимного обмена опытом человек получает информацию, которая может помочь ему решить личные проблемы. Взаимная поддержка может происходить как в индивидуальной форме (индивидуальное консультирование), так и в форме группы взаимной поддержки (ГВП).

Одно из основных правил ГВП - не давать советов, поскольку большинство советов могут носить поверхностный характер. Более того, советы выражают субъективное отношение советующего к проблеме, что может вызвать неприятие со стороны того, кому советуют. Это может привести к конфликту в группе, что ни в коей мере не способствует налаживанию доверительных отношений. Делясь же опытом и не навязывая решений, можно помочь любому из участников группы самостоятельно разобраться в своих проблемах. Получив нужную информацию, в результате обмена опытом, человек сам выбирает вариант решения и несет ответственность за свой выбор.

При проведении ГВП важна роль ведущего, который задает определенные правила и следит за их соблюдением, не дает отходить от темы и способствует плодотворному обмену опытом между участниками.

Как правило, участники группы взаимной поддержки предварительно определяют волнующую тему, обсуждению которой и будет посвящено проведение одной или нескольких встреч по взаимной поддержке. Сама тема должна касаться инвалидности и личных проблем, связанных с этим состоянием. Например: "Как быть независимым при постоянной физической зависимости от ближайшего окружения?" или "Как справляться с чувством одиночества и непонимания со стороны окружающих?".

Проведение ГВП предпочтительнее начинать с обсуждения достаточно общих тем, постепенно переходя к темам, требующим высокой степени доверия.

В процессе проведения ГВП происходит следующее:

Отношения в каждой группе взаимной поддержки могут отличаться, но очень важно, чтобы при этом все оставались самими собой и чувствовали себя комфортно. Можно предпочесть участвовать только при обсуждении каких-то определенных тем, затрагивающих волнующие Вас проблемы. Вы должны задать себе вопросы и прояснить - какие ситуации для Вас предпочтительнее, какая требуется дополнительная информация, в чем Вам хочется, а в чем совсем не хочется участвовать. Исходя из этого, Вы выбираете для себя наиболее интересные темы, в обсуждении которых Вы хотели бы участвовать.

Добровольное участие - один из важнейших принципов проведения ГВП.

Публикация В. Крылова по материалам Дербиширской Коалиции Интегрированной жизни в бюллетене "Организатор обучения" №№ 14-15, лето 1999 г.

Что такое взаимная поддержка?

На этот вопрос нет единственного ответа, кроме того, что это огромный комплекс отношений, которые образуются, когда начинаешь работать как консультант по взаимной поддержке. Основной составляющий элемент взаимной поддержки - это то, что человек, у которого есть некоторый связанный с инвалидностью опыт, желает помочь или говорить с другими людьми, оказавшимися в похожей ситуации.

Некоторые специфические виды отношений, которые могут возникать, когда кто-то обращается к добровольцу группы взаимной поддержки:

Отношения в каждой группе взаимной поддержки будут отличаться, но важно, чтобы при этом все оставались самими собой и чувствовали себя комфортно. Вы можете предпочесть участвовать только в специфической деятельности, с специфических обстоятельствах или обсуждать только какие-то определенные проблемы.

Поскольку вы не можете угодить всем, важно определить для себя ситуации, в которых вы чувствуете себя комфортно. Следующий раздел содержит несколько вопросов, которые вы должны задать себе. Единственные правильные ответы - ваши искренние реакции и ощущения. С этим разделом вы работаете для себя. Это возможность прояснить для себя, какие ситуации для вас предпочтительнее, для чего вам требуется дополнительная информация, в чем, вам кажется, надо совершенствоваться, а в чем вам совсем не хочется участвовать. Исходя из этих ответов, вы затем выбираете для себя наиболее интересные сферы, в которых вы будете получать подготовку как участник группы взаимной поддержки.

Материал предоставлен Дербиширской Коалицией Интегрированной жизни.

История взаимной поддержки в движении Независимой жизни

До возникновения движения Независимой жизни и других правозащитных движений инвалиды испытывали значительные трудности в обществе. Например, инвалиды-ампутанты Корейской войны из Университета Беркли (Калифорния) страдали от того, что не могли преодолевать холмы, которые, в основном, определяют ландшафт этой местности. Специалисты по реабилитации и медики считали, что они не сумеют самостоятельно преодолеть это препятствие, и долгое время этот прогноз был верным. При появлении поколения Эда Робертса появилось два важных фактора. Инвалидные коляски с мотором и тележки для гольфа помогли стать более мобильными и двигаться по пересеченной местности, а ожидание успеха - это уже значительный шаг к нему.

Движение за гражданские права 1960-х и Женское движение 1970-х - это то, что вдохновило людей на создание Движения Независимой жизни. В обществе господствовали злость и дискриминация. Профессионалы предпочитали рассуждать об инвалидах скорее, чем разговаривать непосредственно с ними. Дискриминация была повсюду, а правила и законы, когда речь шла о реальных физических возможностях человека, часто были нелогичными. Инвалиды чувствовали со стороны общества притеснение, невысокие ожидания, ощущали себя "социальными невидимками". Чтобы изменить ситуацию, чтобы получить движение и лидеров, злость нужно было направить в конструктивное русло. Злость - это энергия. Но это деструктивная энергия, если она направлена на себя или на людей, которые на самом деле любят и поддерживают вас, несмотря на все их недостатки. Злость нужно направить на какую-то определенную цель.

Технология групп взаимной поддержки позволяет развивать, увеличивать потенциальную возможность направить злость в продуктивное русло. "Власть инвалидности" определяет жизнь человека, как жизнь уцелевшего, предлагает способы увеличить его независимость от других и демонстрирует практические навыки. Поставьте себя на место человека, который нуждается в поддержке и совете того, у кого есть похожий опыт. У такого человека похожая или даже несколько более серьезная форма инвалидности. Физическое сходство приводит к тому, что лучше устанавливается понимание. Эд Робертс признает также, что некоторые люди, не имеющие инвалидности, тоже могут стать такими консультантами, консультантами. Главное - иметь собственный опыт "борьбы". Консультант обычно имеет большой опыт, год или более, в независимой жизни и рассказе об этом опыте, в принятии важных решений и всей ответственности за них ради того, чтобы вести независимую жизнь. Консультант использует свой опыт для того, чтобы помочь вам увидеть свой собственный в свете опыта других людей, включая опыт консультанта и других ее/его знакомых.

Ключевые принципы - это:

Обе стороны учатся на собственном опыте, который совсем необязательно должен быть одинаковым. Консультант узнает от вас о новых для себя вещах и смотрит на них по-другому, нежели вы. Для того, чтобы побудить человека к стремлению к независимой жизни, можно рассказать свою собственную историю, продемонстрировать некоторые действия - элементы независимого поведения (самостоятельно приготовить еду, поднять или достать какую-то вещь и т.п.), определить ключевые решения, которые нужно принять для достижения независимости, использовать ролевое моделирование. Движение независимой жизни основано на философии взаимной поддержки, ее смысл - создание своей собственной среды. Люди, которые образуют эту среду, задействованы во всех сферах деятельности движения. Это способ сознательно применяется в принципиально непрофессиональной атмосфере, поскольку все профессиональные модели, например, медицинский подход, подразумевают зависимость. Когда существует сочетание убежденности и умения обслужить себя, человек может взять под контроль свою жизнь. Контроль над своей жизнью и есть опыт активного стремления к независимости. Это стремление - основа для развития лидерских качеств.

Критерии взаимной поддержки Есть пять измерений, или критериев, с помощью которых можно описать взаимную поддержку. Это:

Со шкалой изменений тесно связан опыт человека, степень его вовлеченности в деятельность групп поддержки. История и развитие Движения Независимой жизни могут быть связаны с уровнем организации.

Материал предоставлен Всемирным Институтом по проблемам инвалидности (США)

Взаимная поддержка: роли, функции, границы

История

Среди основных и наиболее существенных служб, которые созданы при Центрах Независимой Жизни, - это Служба взаимного консультирования, или, как их чаще называют, взаимной поддержки. Личное консультирование и службы взаимной поддержки, в которых работают люди, сами являющиеся инвалидами, - это один из краеугольных камней, на которых базируется Движение Независимой жизни. Идея консультирования, основанного на принципах равенства, берет свое начало в 1939 году, - тогда, когда было основано общество Анонимных алкоголиков. Его основным принципом явилась идея о том, что только те люди, которые сами страдали от алкоголизма и преодолели его, могут быть более полезны в помощи тем, кто пытается сделать то же самое. Такая концепция «равенства» с течением времени нашла свое воплощение в различных формах (движениях) и имела многочисленные результаты.

Движение за Независимый образ жизни основывается на мнении о том, что работа Центров по реабилитации лучше всего обеспечивается людьми, которые сами являются инвалидами. Другая причина, по которой «подход на основах равенства» обращается к сторонникам Независимого образа жизни, - это тот факт, что консультирование осуществляется непрофессионалами. Сторонники Независимого образа жизни полагают, что люди с инвалидностью не всегда нуждаются в психотерапии. Тем не менее, понятие "взаимная поддержка" в ЦНЖ имеет очень размытые формулировки - например, кто может рассматриваться как «равный», и каковы границы у функции консультирования. Данная статья обращается к следующей проблеме - определению, рискам и границам взаимной поддержки.

Традиционное консультирование

Понятие "консультант" используется многими людьми. Вследствие того, что этот термин имеет широкое хождение, существует некоторая путаница в функциях, выполняемых консультантом. Большинство сходится во мнении, что его услуги предполагают тип отношений, при котором между консультантом и клиентом осуществляется какая-то помощь.

Большая часть определений включает в себя следующие идеи:

Психологические аспекты

Инвалидность может влечь за собой физические, сенсорные или умственные проблемы. Существуют, кроме того, препятствия в среде обитания, экономические и социальные барьеры, неприятие со стороны других людей. Перечисленные условия могут привести к серьезному психологическому стрессу. В различных подходах к профессиональному консультированию предполагается, что эти условия производят один и тот же психологический эффект, общий для всех людей с инвалидностью - независимо от ее вида. Эти эффекты (психологические следствия) происходят из двух источников. Одни проблемы идут «изнутри» человека и зависят от того, как он сам относится к своей инвалидности. Другие идут от "внешнего" мира и зависят от отношения окружающих и того, что они думают об инвалидности и инвалидам. Другой внешний источник стрессов - это количество физических препятствий, с которыми инвалид должен иметь дело. Как внутренние, так и внешние факторы, могут вступать во взаимодействие, влияя на общее отношение к проблеме в худшую или лучшую сторону. К примеру, человек, которого должным образом воспринимают другие люди, лучше воспринимает себя. А тот, кто сталкивается с большим количеством физических препятствий, может полагать, что проблема кроется в нем самом, и испытывать ненависть к самому себе; или человек может жить в среде, свободной от препятствий, что позволит ему свести к минимуму свои физические ограничения.

Участие

Профессиональное вмешательство включает участие множества специалистов - например, психиатров, психологов, социальных работников, реабилитологов, логопедов, специалистов по тренировке того или иного рода навыков, физиотерапевтов, медсестер и собственно терапевтов. Основная цель всех этих видов деятельности - помочь людям с инвалидностью улучшить свою жизнь, имея дело с проблемами, идущими «изнутри» человека или с теми, которые являются специфическими для конкретного вида инвалидности. Традиционно, стратегии этих специалистов включают медицинский уход лечение, индивидуальное групповое консультирование, консультации специалистов при поиске путей самореализации, т.е. жизненного призвания клиента, советы специалистов в области образования, социальной адаптации, семьи. Тем не менее, в последнее время профессиональное участие переместилось от проблем конкретного вида инвалидности и «внутренних» проблем клиента к «внешним» проблемам, происходящим от барьеров, создаваемых окружающей средой и отношением людей. Все это привело к тому, что основной целью стало устранение этих барьеров.

Взаимная поддержка как профессиональное участие

Консультации равного - одна из услуг, наиболее широко предоставляемых ЦНЖ, это совершенно особенный тип участия в жизни людей с инвалидностью. Разница заключается в том, что консультации дают непрофессионалы, которые сами имеют инвалидность. Этот подход предполагает, что люди с собственным опытом инвалидности могут лучше понять и поставить себя на место людей, которые пытаются совладать со своими проблемами. Кроме того, это обеспечивает модель, по которой клиент рассматривается как потребитель услуг.

Взаимные консультации могут осуществляться как в группе, так и в индивидуальном порядке. Их основная цель - утверждение философии независимого образа жизни и поддержка инвалидов в принятии этой философии. Она рассматривается как «волшебная терапевтическая тропинка» к здоровому психологическому самоутверждению. Посыл очень прост: проблема не в тебе и не в твоей инвалидности, проблема - в твоей зависимости от профессионалов и в барьерах, создаваемых окружающей средой и отношением других людей. Потребителей поощряют к тому, чтобы они сами стали своими адвокатами и требовали уважения и соблюдения своих прав. Их также подталкивают к тому, чтобы они пытались изменить систему, - участием в законодательном процессе и при необходимости - в судебных исках.

Люди с инвалидностью испытывают эмоциональный стресс так же часто, как и все остальное население в целом. Так же, как и у остальной части населения, психологические последствия могут колебаться от минимальных до тяжких. Кроме того, тяжкие психологические последствия могут возникнуть на основе эмоционального стресса, связанного с инвалидностью.

Консультирование со стороны равного может быть спорным в следующих случаях: во-первых, когда проблема становится результатом недоверия к профессионалам со стороны клиента и консультанта. Таким образом, они могут отказаться от поисков помощи у профессионалов. Кроме того, непрофессиональный аспект консультирования у «равных» подразумевает недостаточные гарантии в профессиональном подходе к проблеме потребителя. Эти гарантии обеспечиваются стандартами образования, тренировки (практики), опыта и надзора в виде сертификации и или лицензирования. Традиционное консультирование как «профессия» регулируется этическими и юридическими нормами, которые подкреплены профессиональными ассоциациями, образовательными институтами, ветвями государственной власти, отвечающими за лицензирование, и законодательной системой.

Поскольку консультирование у равных - это служба непрофессиональная, и предоставляется населению бесплатно, трудно установить бухгалтерскую отчетность в случае отрицательного баланса, перерасхода средств. Другая опасность кроется в том, что консультант - «ровня», «равный» - может не увидеть разницы между своими личностными проблемами и теми, которые имеются у клиента. Это может привести к тому, что «равный» советчик создаст проблему в сознании клиента, которой до этого у него не было. Другие этические проблемы заключаются в двойственном отношении (и одновременно деловые или доверительные), автономии (допускающей действия независимые и противоположные мнению консультанта), приватность и конфиденциальность.

Консультанту - «ровне» потребуется развитие навыков общения (в особенности, навыков активного слушания), авторитетности, некоторой напористости, знание философии независимой жизни, обучение этике отношений, в которых оказывается помощь. Люди, которые работают в этом качестве, сами являются инвалидами и поддерживают людей с похожими проблемами, должны обладать некоторыми личными качествами - такими, как эмоциональная устойчивость, чувство уверенности в себе и ощущение безопасности. Они также должны осознавать границы возлагаемой на них ответственности, и быть способными позволить клиенту самому контролировать свою проблему безотносительно к её источнику. Самое главное - знать, когда клиенту надо обратиться к профессионалам и куда его при этом направить. В случае таких явлений, как тяжкое оскорбление, угроза насилия, суицида, а также пребывание клиента в агрессивной среде - в таких случаях без колебаний следует обращаться к специалистам.

Ниже мы предлагаем несколько рекомендаций, которые позволят свести к минимуму негативный потенциал консультирования у «равного».

Томас Д. Картер - младший

Назад Оглавление Далее