Социальная реабилитация
Феминистская социальная работа
Женщины-инвалиды создали свои организации и сети поддержки, чтобы удовлетворять их особые потребности. Эти ресурсы, например, Сеть женщин-инвалидов (the Disabled Women's Network - DAWN), как правило, основываются на феминистских принципах и формах организации, укорененных в эгалитарной системе ценностей и формах практики. Феминистская социальная работа стремилась выявить гендерные отношения в социальных взаимодействиях людей, исключить сексистские социальные отношения в самой профессии и бороться со структурным неравенством, влияющим на жизнь женщин -клиентов и специалистов, - настаивая на социальных изменениях существующих социальных отношений и на организации альтернативных сервисов для женщин под их собственным контролем. Для женщин-инвалидов это означало, в первую очередь, работу с гендерно-специфическими и инвалидизирующими отношениями, хотя при этом не забывались и другие формы социальной дифференциации, включая «расу», возраст и сексуальную ориентацию.
Я определяю феминистскую социальную работу следующим образом: «Теория и практика социальной работы, точкой отсчета в которой является женский опыт переживания гендерного угнетения; пересматривающая характер получаемых женщинами услуг, отношение к специалистам-женщинам и неравноправные отношения между специалистом и клиентом; нацеленная на утверждение эгалитарных социальных отношений» [Dominelli, 2002a].
Отвечая на запросы женщин, теория и практика феминистской социальной работы одновременно оказала влияние и на анализ опыта мужчин и детей, а также той работы, которая с ними ведется. Это особенно было заметно в вопросах, касающихся воспитания детей, домашнего насилия, сексуального насилия над детьми, как и привилегированного положения мнений экспертов над голосами клиентов или пользователей услуг. Именно в этих аспектах подвергается пересмотру гегемонная маскулинность и на первый план выходит идеология заботы, а мужчин, практикующих насилие и агрессию, подвигают к тому, чтобы они принимали на себя ответственность за свое поведение и учились более подходящим способам отношений с женщинами [Dominelli, 2002a].
Я приведу несколько феминистских принципов, которые полезны для того, чтобы женщины-инвалиды могли более эффективно и организованно достигать улучшения качества социального обслуживания для них самих и всех остальных клиентов. Их не так просто внедрить, они, скорее, могут быть руководством для специалистов и клиентов в формировании их взаимоотношений. Все остальное зависит от согласований в конкретных контекстах практической работы [Dominelli, 2002, 2002а]. Феминистские принципы социальной работы следующие:
- пересматривать иерархии между мужчинами и женщинами, как и среди женщин;
- относиться к женщинам с уважением и достоинством;
- отталкиваться от сильных сторон (ценить и прославлять навыки и талант женщин);
- определять потребности женщин в согласии с их собственным мнением;
- сосредоточиться на характере тех услуг, которые получают женщины, а также на их содержании и способе предоставления;
- подвигать женщин развивать и поддерживать услуги, осуществляемые ими самими;
- учитывать те способы оказания услуг, к которым прибегают специалисты-женщины;
- выстраивать союзы между стратифицирующими факторами, которые влияют на жизнь женщин («раса», гендер, возраст, сексуальная ориентация и другие характеристики наряду с инвалидностью);
- формировать сети поддержки и поощрять обмен умениями и навыками среди женщин;
- стремиться к выигрышу всех сторон.
Руководствуясь этими принципами в своих взаимодействиях с женщинами-инвалидами, воплощая в жизнь практику феминистской социальной работы, социальные работники должны осознавать, что при этом они могут столкнуться с целым рядом трудностей. Речь идет о тех противоречиях, которые усложняют задачи социальной работы и создают дополнительные препятствия к разрешению проблем женщин:
- создание ловушек мнимого равенства;
- порождение конфликтов между интересами женщин и детей, женщин и мужчин;
- работа с неравными отношениями внутри семьи (хотя семейные отношения предполагают равенство);
- попытки уравновесить домашние обязанности с оплачиваемой работой;
- принятие ответственности за заботу о других за счет игнорирования собственных нужд;
- реализация прав женщин заботиться о других, не будучи угнетенными требованиями и тяготами обслуживающего труда;
- привлечение мужчин в обслуживающую работу, уход за близкими;
- недостаток ресурсов и времени;
- невозможность иметь свободное время [Dominelli, 2002a].
Чуткое отношение к особым потребностям особой группы женщин, став естественной частью повседневного труда социальных работников, удвоит их усилия в стремлении строить адекватные отношения с женщинами-инвалидами.
Назад | Оглавление | Далее |