Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Законодательные и нормативные акты российской федерации по доступной среде

Рассказ о законодательных и нормативных документах Российской Федерации, обеспечивающих и регламентирующих создание доступной среды, необходимо начать с Конституции РФ, которая в статье 27, закрепляет право человека на свободу передвижения. Конечно, авторы Конституции при разработке этой статьи не имели в виду именно инвалидов и их права на доступность окружающей среды, но в целом статья 27 подходит для её использования при отстаивании своих прав в данном вопросе.
Впервые в законодательных актах доступная среда была упомянута в Указе Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в Постановлении Правительства РФ от 25 марта 1993 г. № 245 с идентичным названием.
Данные положения были закреплены и нашли своё развитие в Федеральном Законе от 24 ноября 1995 года № 181, с учётом изменений и дополнений от 8 августа 2001 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статьях 14, 15, 16 государство декларировало создание доступной инфраструктуры и обеспечения свободного доступа инвалидов к информации (что нами рассматривается как неотъемлемая часть доступной среды) и обозначило меры ответственности за неисполнение данных положений Закона:
«Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационноправовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.»
К сожалению, данные постановления Закона в целом имеют ограниченный характер, так как государственные и муниципальные расходы на создание доступной среды осуществляются в пределах ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете (статья 15, часть 3, ФЗ №181). А, следовательно, органы власти имеют возможность, ссылаясь на эти нормы, решать какие объекты приспосабливать, а какие нет, так как денег на всё, естественно, не хватает. Но существующие ограничения не распространяются на частные, негосударственные, организации. Поэтому, если такая организация является собственником здания и производит его строительство или реконструкцию, то она обязана приспособить это здание для доступа инвалидов, полностью выполнив связанные с этим вопросом строительные нормы и правила. Если частная организация этого не сделала, то она нарушила законы РФ и ее можно преследовать за это через суд.
Основанием для судебного иска на физических и юридических лиц может быть Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ФЗ № 195 от 30 декабря 2001 г.), где целый ряд статей посвящён вопросам нарушения требований законодательства в области обеспечения равных прав и возможностей для инвалидов и где обозначены конкретные размеры штрафов.
Многие механизмы реализации федерального законодательства были отданы на откуп региональным властям, вследствие чего были приняты соответствующие региональные законы. Например, в Москве Закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» был принят 17 января 2001 г. Но и он, на наш взгляд, носит более декларативный характер, так как не содержит конкретных механизмов реализации права инвалидов на безбарьерную среду и не создаёт системы автоматической ответственности за нарушение этих прав. Во многом поэтому до сих пор в городе строятся объекты полностью, либо частично неприспособленные для использования инвалидами, и никто за это не отвечает.
Строительные нормы, обеспечивающие доступность зданий для инвалидов, определены Градостроительным Кодексом Российской Федерации в статьях 17, 30, 62, 65 и 66. А также значительным количеством строительных норм и правил, среди которых можно выделить, как основные ВСН 62-91 Госкомархитектуры «Проектирование среды жизнедеятельности с учётом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения», Минстрой России, 1994 г. и Изменение №3 СНИП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», введенного в действие с 1 марта 1999 года.

Назад Оглавление Далее