aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

2. Нарушения нервной системы и психической деятельности

Карл Гехт. Психогигиена. - М.: Прогресс, 1979. – 176 с.

Заболевания психики – это ли не катастрофа?! Что остается человеку, если он лишается ума, чувств, высших, нравственных стремлений и любви к добру, творческой активности, стремления быть полезным обществу? В профилактике этих явлений большую роль играет психогигиена.
В трех разделах книги последовательно освещается широкий круг вопросов, разрабатываемых современной психогигиеной. Автор дает ответы на такие вопросы, как «Что такое психика? Когда возникла психогигиена?» (с.31-43).
Книга К. Гехта – серьезный научно-популярный труд, раскрывающий проблемы психогигиены детей младшего возраста (с.116-121), работающей женщины (с.133-142), старения (с.147-152) с описанием лекарств, действующих на центральную нервную систему.
Книга, несомненно, заинтересует широкие круги читателей, а также врачей, психологов, педагогов.

Гилязутдинова З.Ш. Беременность и роды при заболевании центральной и периферической нервной системы: Практич. руководство. - Казань: Казанский ун-т, 1988. – 154 с.

В практическом руководстве представлены клинические наблюдения и данные из литературных источников профессора З.Ш. Гилязутдиновой. Автор описывает особенности течения и тактику ведения беременности, родов и послеродового периода при сосудистых заболеваниях мозга, опухолях головного и спинного мозга, отеке головного мозга, эпилепсии, рассеянном склерозе, сирингомиелии, хорее и других заболеваниях периферической нервной системы. Также представлено клиническое течение этих заболеваний. В работе приводятся описание некоторых историй родов при этих заболеваниях.
С учетом необходимости более широкого ознакомления акушеров с клиническим течением патологии нервной системы, в каждом разделе дается краткое описание патогенеза, клиники и лечения этих заболеваний. На этом фоне представлено клиническое течение беременности и родов, тактика врача-акушера, начиная с женской консультации, кончая стационаром родильного отделения.
Руководство содержит список литературы отечественных и зарубежных специалистов в области медицины (свыше 150 наименований), приложение с расшифровкой синдромов и симптомов на страницах 139-141.
Практические врачи акушеры-гинекологи и невропатологи, а также заинтересованные в этом вопросе читатели найдут на страницах книги необходимую им информацию.

Долгопятов Г.Я. Гимнастика нервов. - 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 96 с.: ил. – (Физкультура и здоровье).

Автор этой книги – врач невропатолог. В ней рассказывается о причинах возникновения, проявлениях, лечении и предупреждении развития функциональных заболеваний нервной системы – неврозов. Вопрос этот очень актуален, ибо неврозы в наше время довольно широко распространены. Они относятся к разряду так называемых «болезней века».
По мнению автора, физическая культура играет одну из главных ролей в предупреждении этого заболевания. Способность человека быстро реагировать на различные внешние воздействия и приспосабливаться к меняющейся обстановке во многом зависит от степени его физической подготовки, ибо психическая деятельность и физическое развитие неразрывно связаны между собой. Поэтому физические упражнения и физический труд, переключая человека на другой род деятельности, дают возможность уставшим нервным клеткам отдохнуть, тонизируют нервную систему и помогают ей быстро переключаться для работы в новых условиях, что предотвращает развитие срыва высшей нервной деятельности. Словом, систематическая физическая тренировка является своеобразной гимнастикой нервной системы. Автор считает, что если читатель, прочитав эту книгу, увидит серьезность поставленных в ней вопросов и приобщится к физической культуре, то, прежде всего, он укрепит свое здоровье, предупредит развитие различных болезней и продлит творческое долголетие.
В книге хорошо раскрыта тема «Неврозы. Что это?» (с.22-35). Даются типы неврозов, причины возникновения неврозов и срывов высшей нервной деятельности. Все эти понятия объясняются на конкретных примерах жизненных ситуаций. Так, в статьях «История Джильды», «Я мыслю – значит существую», «На втором дыхании» описаны такие невротические проявления, как истерия, психастения, неврастения.
В данной книге также даны рекомендации по предупреждению и лечению невротических состояний (с.61-96), а также продемонстрирована важная роль занятий физической культурой в профилактике неврозов.

Сорокин В.М. Эмоциональность и мотивация. Эмоциональные расстройства. Домашнее обучение и коррекция умственно отсталых молодых людей: Руководство для родителей. – СПб.: ГАОРДИ, 2001. – 16 с.

Это небольшое по объёму пособие концентрирует внимание читателей на особой стороне внутренней жизни человека – эмоциях (с.3).
Что собой представляют такие понятия как аффект, настроение, страсть, стресс, чувства нравственные и интеллектуальные, объясняется на страницах 4-5. Согласно дробной классификации американского психолога К. Изарда, автор приводит 10 основных эмоций по качеству переживания, сочетание которых образуют бесконечную палитру человеческой эмоциональности.
Первая часть, «Что такое эмоции?», намечает для родителей путь подхода к проблемным ситуациям эмоционального развития детей.
«Нарушения в эмоциональной и поведенческой сфере» рассматривает вторая часть пособия, в которой автор предлагает разобраться с некоторыми из них: агрессивность, вспыльчивость и др. (с.7-8).
«Многие родители находят одну – единственную причину, объясняющую эмоциональные проблемы сына или дочери – в нарушении работы мозга. Но, мозг, являясь органом нашей психики, не отвечает и не определяет её (психики) содержание. То, о чём мы думаем, и то, по поводу чего переживаем, от мозга не зависит. Содержание наших переживаний зависит не от мозга, а от характера окружающей человека ситуации. Поэтому подавляющее большинство причин эмоциональных проблем молодых людей с умственной отсталостью лежит в сфере их отношений с окружающим миром», - говорится в руководстве.
Одна из распространённых ошибок родителей состоит в игнорировании этого положения.
Книга заканчивается пожеланием принимать ребёнка-инвалида таким, какой он есть, искренне веря в его возможности и уважительно относясь к его чувствам.
Пособие выполнено в рамках проекта «Поддержка родительских ассоциаций по повышению качества жизни молодых людей с нарушениями интеллекта в Санкт-Петербурге».
Пособие рассчитано на родителей умственно отсталых детей.

Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать: Неврозы, их лечение и профилактика. - М.: Медицина, 1990. – 144 с.: ил.

Как часто мы произносим слова «невроз», «нервность», «нервный человек», совершенно не вдумываясь в их смысл!
Что же означают эти понятия? В этой книге рассмотрены основные причины неврозов, роль возрастного фактора, соматических заболеваний (с.31-40), условий среды, особенностей темперамента и характера в их возникновении.
Даны общие представления о состояниях психической дезаптации (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, психастения, невротические реакции) (с.40-65), а также раскрыты понятия «болезнь» и «предболезнь» (с.68-69). Помимо этого, в ней также говорится о детской нервности (с.69-80) и неврозах у людей пожилого возраста.
В главе «Как победить невроз» (с.86-96) приведены данные о применении психотропных средств при неврозах, методах психотерапевтического воздействия и аутогенной тренировке (с.102-120).
В книге изложены современные способы предупреждения неврозов.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой… : Как сохранить психическое здоровье в старости. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1988. - 112 с.: ил.

Старение является закономерным процессом. Предотвратить наступление старости, заставить «поток течь вспять» невозможно, но избежать психических нарушений, сопровождающих преклонный возраст, вполне возможно.
Как остаться до глубокой старости полным сил, уберечь свою нервную систему и психику от различных отрицательных влияний? Как прожить долго, не чувствуя себя стариком? Эти вопросы и освещаются в брошюре.
Люди неодинаково переносят сложности жизни, различные потрясения и неприятности. Особый интерес вызовет у читателей статья «Нарушения психической деятельности у лиц пожилого возраста» (с.10-67). Как выстоять, уберечь нервную систему от срыва? В книге даны конкретные примеры ответов на эти вопросы в доступной для читателя форме.
Брошюра рассчитана на широкий круг читателей.

Щипицына Л.М. Навыки общения. Программа для руководителей обучающих групп умственно отсталых молодых людей. - СПб.: ГАОРДИ, 2000. - 58 с.: ил.

Это практический курс для расширения возможностей построения правильных взаимоотношений и совместной деятельности молодых людей с нарушением интеллекта в семье, учреждениях, на улице, в общественных местах и транспорте.
Цель программы – повысить самостоятельность умственно-отсталых молодых людей и расширить возможности их общения в современном обществе. В основу обучения молодых людей навыкам общения положен ролевой принцип, т.е. соответствие поведения конкретной ситуации. Практический курс «Навыки общения» представлен 6 разделами.
1-й раздел - «Общение с внешним миром» - включает примерные темы занятий (с.11-12) с методическими рекомендациями по их проведению («Отношение к природе», «Прогулки в парке», «Культура быта»).
Цель 2-го раздела «Мои чувства и желания» – научить умению понимать эмоциональное состояние человека по выражению лица, познакомить с мимикой, жестами и позами во время общения. Даны темы примерных занятий («Я сам», «Мой портрет», «Представляю себя», «Моё настроение»).
«Образ жизни» - 3-ий раздел - говорит о воспитании этических норм поведения в различных жизненных ситуациях. Предлагаемые примерные темы занятий («Мой внешний вид», «Манера поведения», «Я вежлив и внимателен», «Спасибо и извините», «Мой характер», «Путешествие по стране добра и зла», «Эстетические чувства», «О курении» - с.17-25) помогут реализовать то, о чем говорится в этом разделе.
Примерные темы занятий «Приветствуем друга», «День рождения», «Уроки улыбки» (с.26-36) приводятся в 4-ом разделе, который называется «Общение с друзьями».
«Общение со взрослыми», 5 раздел курса, предлагает темы занятий «Про меня и мою семью», «Не всем людям можно доверять», «Идём в театр» (с.36-43).
Последний, 6-ой раздел «Культура общения (этикет)» имеет целью научить молодых людей с нарушением интеллекта различным формам вежливого общения между людьми. Здесь рассматриваются такие темы, как «Поведение во время разговора», «На улице», «За столом».
Необходимо отметить, что в данной работе используются наглядные пособия, которые играют особую роль в развитии общения.
В каждом разделе даётся методика проведения работы с картинками, рассматриванию которых предшествует предварительная беседа.
В конце пособия даётся список рекомендуемой литературы (с.57).
Программа «Навыки общения» может быть использована в специальных школах, неврологических интернатах, в домашних условиях и в группах общения.

Назад Оглавление Далее