Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

6. Ортопедические заболевания, деформации и аномалии опорно-двигательного аппарата

Андрианов В.Л., Веселов Н.Г., Мирзоева И.И. Организация ортопедической и травматологической помощи детям. - Л.: Медицина, 1988. – 240 с.: ил.

В книге представлены материалы по распространенности ортопедических заболеваний и травм (с.32-64)
Создание специализированных учреждений различного типа, обоснование принципов их организации и работы, особенностей учета, диспансеризации, лечебно-профилактической работы и реабилитации больных являются самостоятельным разделом детской травматологии и ортопедии. Этим вопросам и посвящена данная книга. Ее задача – оказать помощь в развитии и становлении травматологии и ортопедии детского возраста на основе достижений науки.
Особое внимание в 4 главе уделено детскому травматизму и его профилактике. В ней также дана классификация детского травматизма:
а) бытовой травматизм (с.108),
б) ожоги (с.108-117),
в) детский транспортный травматизм (с.131-141),
г) школьный и детский спортивный травматизм (с.141-146) и др.

О восстановительном лечении детей с ортопедическими заболеваниями и деформациями читатели узнают, прочитав главу 5 (с.180). В ней также описана работа в восстановительных центрах, психо-неврологических домах ребенка, специализированных дошкольных учреждениях и школах интернатах (с.181-209)
Эта книга может быть полезна для ортопедов-травматологов, педиатров, а также родителей, имеющих детей с физическими недостатками.

Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. – 77 с.: ил., табл.

Сколиоз – заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, скручиванием позвонков в процессе роста, приводящее к нарушениям функций грудной клетки.
Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью лечебного комплекса, применяемого для коррекции сколиоза. В книге даются методические рекомендации по проведению коррекционных занятий плаванием с детьми и подростками, страдающими сколиозом, в условиях общеобразовательных школ и специализированных школ-интернатов.
В книге изложены сведения о сколиозе, прогнозирование исхода заболевания, его классификация (с.3-7). Помимо этого, приводятся принципы комплексного лечения (с.9-10), представлены задачи лечебного плавания и их реализация с учетом особенностей заболевания каждого ребенка (с.11-15); примерные комплексы занятий и учебный материал по лечебному плаванию для одногодичного и многолетнего цикла занятий, которые могут применять как преподаватели в школах, тренеры лечебных групп бассейнов, так и родители детей, страдающих сколиозом и врачи-ортопеды.
Книга предназначена для врачей-ортопедов, учителей, тренеров и родителей.

Восков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. - М.: Медицина, 1972. - 265 с.: ил.

Настоящая книга является первым учебником по ортопедии детского и подросткового возраста. Согласно программе, в учебнике дан систематический курс ортопедии с изложением основных принципов диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков в соответствии с их возрастными анатомо-физиологическими особенностями.
Книга состоит из трех разделов.
В 1-й раздел - «Врожденные деформации» - включены следующие сведения: деформации и аномалии развития позвоночники (с.25-48), грудной клетки и лопаток (с.60-69), врожденные аномалии развития конечностей (с.69-78), пальцев кисти (с.84-90), врожденная косорукость (с.78-84), врожденная косолапость (с.9-106).
Из 2-го раздела - «Приобретенные деформации» - читатели узнают о профилактике и лечении последствий полиомиелита (с.156-172), деформациях конечностей на почве спастических параличей (с.170-178), повреждений (с.172-178), остеомиелита (с.182-185), рахита (с.216-220) и др.
«Ампутация, реампутация и протезирование в детском возрасте» - это 3-ий раздел книги.
Учебник содержит 119 иллюстраций, рисунков и фотографий.
Настоящая книга окажет помощь врачам-педиатрам и детским хирургам. Полезные сведения почерпнут из книги и родители.

Дедова В.Д., Черкасова Т.И. Оперативное удлинение укороченных нижних конечностей у детей. - М.: Медицина, 1973. - 128 с.: ил.

Книга знакомит с хирургическим лечением некоторых ортопедических заболеваний у детей и подростков.
Ношение ортопедической обуви, а тем более тяжелого аппарата или протеза связано с целым рядом неудобств. Длительное пользование ими приводит к атрофии мышц конечности, является причиной упорных болей в суставах и позвоночнике, значительно затрудняет ходьбу, понижает работоспособность и нередко приводит к инвалидности. Именно поэтому разработана и применяется методика оперативного удлинения укороченной нижней конечности у детей 4-17 лет.
9 глав книги всесторонне освещают вопросы предоперационного лечения.
Дана обзорная характеристика «Причин, вызывающих неравенство длин конечностей» (с.3-8), приведены «Методы устранения неравенства в длине нижних конечностей» (с.8-25).
Обстоятельный анализ «Особенностей клинико-рентгенологической картины и состояния нервно-сосудистой и мышечной систем у больных с укорочением конечности» (с.25-41) насыщен иллюстрациями, таблицами и графиками.
В главах III-IV описаны «Показания и противопоказания к оперативному удлинению укороченной нижней конечности» (с.42-45), а также «Техника операции… и лечения в послеоперационном периоде» (с.45-63).
Об эффективности предложенной методики свидетельствует изучение отдельных результатов со сроками наблюдения до 17 лет (глава VIII).
Заключительная IX глава анализирует ошибки и осложнения, имевшие место при обследовании более сотни оперированных больных.
Книга написана на материале операционного лечения и длительного наблюдения 103 случаев в клинике детской ортопедии института травматологии.
Книга рекомендована для врачей-ортопедов, но информация представленная в книге будет полезна и широкому кругу читателей.

Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников: Пособие для учителей и шк. врачей. - М.: Просвещение, 1970. – 96 с.: ил.

Книга даст знания об «Анатомо-физиологических особенностях» позвоночника и грудной клетки у детей, о понятии «Правильная осанка» и её значении для физического развития и здоровья (с.5-13).
Подробно рассмотрены деформации позвоночника (с.16-19) с методикой обследования (с.19-22) и определения степени сколиоза (с.22-25).
Даны советы по организационным вопросам (с.39-42) и методике физических упражнений при нарушениях осанки и сколиозах (с.42-47).
Приводится много примеров упражнений, предназначенных как для домашнего пользования, так и для групповых занятий в школе. Помимо этого, дается комплекс упражнений при плоскостопии.
Книга адресована для учителей и школьных врачей, а отдельные главы могут быть полезны и для родителей.

Скоблин А.П., Рехлицкий А.Я. Деформации скелета у детей. - М.: Медицина, 1975. – 48 с.: ил.

Несмотря на широкую сеть медицинской ортопедической помощи населению, ортопеду (врач по исправлению стойких деформаций позвоночника и конечностей) нередко приходится встречаться с тяжелыми и запущенными формами деформаций опорно-двигательного аппарата, возникающими вследствие поздней или несвоевременной помощи больному.
Эта брошюра о своевременном выявлении и лечении детей с врожденными деформациями, и снижении детской инвалидности. Авторы уделяют большое внимание наиболее часто встречающимся деформациям и заболеваниям скелета у детей:
- деформация позвоночника
- врожденная мышечная кривошея
- врожденный вывих бедра
- врожденная косолапость
- врожденная и приобретенная форма стопы
- плоскостопие
Массаж, гигиеническая гимнастика и лечебная физкультура, начатые на ранней стадии заболевания, могут предотвратить оперативное вмешательство. Об этом рассказывается в главе «Лечебная физическая культура в раннем детском возрасте».
Эта брошюра не является руководством к самолечению. Основная ее цель– призыв к раннему обращению к врачу-ортопеду.

Шаматов Н.М. Следите за осанкой детей. - М.: Укитувчи, 1974. – 24 с.: ил.

Предупреждение нарушения осанки и искривления позвоночника у детей является одной из существенных проблем воспитания физически развитого человека. В книге профессора Шаматова Н.М. содержатся сведения о позвоночнике и его росте, которые имеют важное значение в профилактике искривлений позвоночника у детей (с.3-6).
Используя иллюстрации, автор подробно описывает 4 типа осанки (с.6-9).
О сколиозе - боковом искривлении позвоночника, от легкой (1степень) до тяжелой (IV степень) формы - читатели получат полную информацию на страницах 10-12.
Говоря о причинах развития нарушений осанки и появлении сколиоза у детей, автор знакомит читателя с тремя периодами профилактики сколиоза (с.16).
Брошюра адресована родителям, воспитателям детских садов, педиатрам, учителям.

Шарипова Д.Д., Семенова Л.М. Воспитание правильной осанки. - Т.: Медицина, 1985. – 104 с.: ил.

В результате ограничения подвижности, мышцы ребенка не развиваются и слабеют. Это может привести к нарушению осанки. У многих детей и подростков можно наблюдать круглую спину и оттопыренные лопатки. Меняя положение тела при утомлении, дети искривляют позвоночник, что в свою очередь ухудшает работоспособность как умственную, так и физическую.
Авторы данной книги считают, что дефекты осанки, деформации позвоночника и грудной клетки надо корректировать с раннего возраста. Помимо вопросов формирования правильной осанки на различных возрастных этапах развития ребенка (с.4-21) и влияния закаливания на формирование правильной осанки (с.22-24), в ней описаны упражнения корригирующей гимнастики (с.25-51). О необходимости профилактики нарушения осанки в процессе физического воспитания и трудового обучения, можно прочитать на страницах 68-89.
Авторы сделали попытку познакомить воспитателей, учителей, родителей с некоторыми средствами предупреждения и исправления дефектов осанки и деформации позвоночника, с методикой проведения физических упражнений (с.89-103).

Назад Оглавление Далее