Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

I. Дети с особыми потребностями: особенности их физического и психического развития, воспитания, обучения и реабилитации

1. Заболевания детей и травматизм

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. - М.: Педагогика, 1993. – 160 с.

Что вы знаете о младенце? Об этом спрашивают авторы читателя, едва открывшего книгу. Каково традиционное отношение к младенцу? (с.11-14), в чем отличие между младенцем «домашним» и воспитывающимся в приюте? (с.7-11).
Глава «С точки зрения психолога», возможно, вызовет удивление постановкой проблемы: «Младенец нуждается в информации» (с.14-16), «Ищите в младенце личность» (с.17-20). Однако научно доказано, что информация и внешнее воздействие среды необходимы для нормальной работы органов чувств и разностороннего психического развития личности малыша.
«Умеете ли вы общаться с младенцем?» (с.26-30). После знакомства с приведенными в книге фактами, собственное представление родителей о воспитании малыша, обогатится новыми пониманиями и возможностями:
- Ученые изучали развитие и выражение улыбок младенцев и пришли к выводу, что улыбки служат средством общения с взрослыми и сопровождают радость по поводу воспринятых впечатлений (с.30-34).
- В процессе общения с взрослыми у ребенка складывается образ каждого из них с неодинаковым (избирательным) отношением (с.66-68).
Индивидуальные проблемы общения поможет решать 2-я часть книги «Консультации». С точки зрения психолога рассматриваются: поведение старшего ребенка в семье, где появился новорожденный; влияние на ребенка недостатка материнских чувств при временном помещении его в Дом ребенка; семьи с усыновленными младенцами; уход за недоношенными детьми; «Обучение общению» новорожденного и игры-забавы для младенцев.
«Дети с недостатками развития» - один из разделов этой главы. При воспитании малыша с физическими недугами авторы советуют ориентироваться не на его биологический возраст, а на психологический - на «те достижения, к которым Вы совместно с ним пришли. Отталкиваясь от достигнутого, не форсируя событий, расширяйте круг знаний, доступных восприятию ребенка» (с.113).
Задачей авторов книги, отмечается в «Заключении», «было осветить лишь наиболее важные моменты с точки зрения психического развития и воспитания ребенка, которые обычно в популярной литературе затрагиваются недостаточно».
Книга предназначена для родителей.

Брязгунов И.П. Беседа о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

Прочитав это издание, читатель будет иметь представление о том, как укрепить здоровье детей при функциональной патологии (двигательной расторможенности, частых приступах головной боли, повышенной температуре без явных признаков заболевания, болях в животе и сердце, энурезе).
Ученый-медик И.П. Брязгунов рассказывает о причинах их возникновения, клинической картине, психологических аспектах, возможных мерах профилактики и лечения. Чтобы родители и учителя могли помочь больному ребенку, им важно иметь соответствующую информацию об этих заболеваниях, хорошо знать в чем должна заключаться их роль.
В главе «Ваш ребенок сверхподвижен» (с.5-14) речь идет об излишней подвижности детей - гиперактивности. Читатели узнают о причинах и признаках заболевания, возрастной характеристике признаков легкой дисфункции мозга, трудностях для ребенка, а также роли родителей и педагогов в диагностическом процессе. Подробно описано правильное отношение родителей и учителей к больному ребенку.
Глава «О болях в животе» познакомит читателей с описанием наиболее часто встречающихся в детском и подростковом возрасте желудочно-кишечных расстройствах. Здесь рассматривается тесная связь расстройств пищеварения с нервно-психической сферой, а у некоторых детей - с особой желудочно-кишечной чувствительностью. На странице 22 даны советы родителям.
Глава «Не стыдить, не наказывать…», поможет родителям и воспитателям, для которых проблема детского энуреза является сложной и мучительной. Рассказ-исповедь 16 летней девочки «Мой энурез» из английского медицинского журнала (с.32-34) и ее советы поможет понять внутренний мир больного этим заболеванием.
Автор анализирует причины заболевания, убеждает родителей в необходимости открыто отвечать на вопросы врача, помогает правильно подготовиться к исследованиям, дает сведения о течении болезни.
В главе «Когда болит сердце» описаны неврозы сердца, встречающиеся в юношеском возрасте. Для родителей даны советы по организации режима труда и отдыха, питания и физической нагрузки детей.
Полезна в практическом отношении глава «Если скачет давление» (с.63-76). Родители узнают о проявлениях первичной артериальной гипертензии, ее причинах и стадиях заболевания. Автор подробно останавливается на практических рекомендациях для учителей. Таблица в конце главы познакомит с «Пределами колебания артериального давления у детей школьного возраста города Москвы» (с.75-76).
Глава «Ребенок теряет сознание», содержит разностороннюю информацию, знать которую необходимо и родителям, и воспитателям, и педагогам (с.77-85).
Данная книга не рассчитана на врачей-педиатров. Это попытка автора предоставить учителям, воспитателям и родителям информацию о функциональных состояниях, встречающихся у детей, принципах их профилактики и лечения.
Каждая глава книги ярко проиллюстрирована примерами из врачебной практики.

Ваш ребенок / И.И. Гребешова, Н.А. Ананьева, С.Г. Грибакин и др.; Под. ред. И.И. Гребешевой. - М.: Медицина, 1998. – 384 с.: ил.

Воспитать и вырастить здорового ребенка – сложная задача, требующая не только врожденного дара, но и немалых знаний, и определенной подготовки.
Авторы книги – известные врачи – познакомят вас с основами ухода за ребенком, принципами рационального питания, ролью здорового образа жизни в воспитании детей.
Книга сформирована по возрастному принципу с описанием поведенческих особенностей ребенка в различные возрастные периоды (с.96-104).
Значительный раздел книги посвящен школьному периоду, как наиболее трудному и ответственному в жизни каждого ребенка. Вы узнаете как помочь овладеть ему знаниями и сохранить здоровье. Даются рекомендации о том как надо беречь зрение, о формировании осанки, лечении болей в животе, искоренении вредных привычек. На страницах 196-268 читатели узнают о школьных неврозах и гиподинамия.
О социально-правовых аспектах материнства, детских болезнях и их профилактике, уходе за больным ребенком вы прочтете в седьмой главе книги (с.316-349).
Особо хочется отметить подразделы «Детский травматизм» и «Первая помощь при травмах и несчастных случаях» (с.338-349).
Восьмая глава книги «Думаем, советуем, спорим» предлагает поразмышлять, представить разные взгляды, высказывания, предложения, касающиеся извечной человеческой проблемы, как растить ребенка здоровым, закаленным, разносторонне развитым и как лучше подготовить его к вступлению в большую жизнь (с.352-371).
В конце книги авторы предлагают список литературы, которая поможет вам углубить свои знания в этой области (с.370).
Книга предназначена для широкого круга читателей.

В мире подростка / Сост. Г.Б. Борисов; Под ред. А.А. Бодалёва. - М.: Медицина, 1980. - 296 с.: ил.

Книга о подростковом возрасте, который характеризуется как трудный и медиками, и педагогами, и родителями.
Авторы – врачи, психологи, педагоги – поставили перед собой следующую цель: опираясь на данные науки, дать широкую картину развития организма подростка, формирования его личности и индивидуальности.
Специальное внимание в книге уделено обсуждению путей достижения комплексности в воспитании, обеспечению единства, нравственного, трудового, умственного, эстетического и физического развития в подростковом возрасте (с.169-207).
Подростковый возраст охватывает 5-6 лет жизни человека (с 10-11 до 15-16 лет), причем в его начале (10-11 лет) характеристики различных систем организма подростка, его психики, поведения, совсем не такие, как на пороге вступления в юность. В этой книге подросток предстаёт перед читателем в «движении».
Большое внимание уделено и половому воспитанию. В ряде глав врачи, психологи и педагоги подробно рассказывают о коррекциях, которые нужно вносить в воспитание девочек по сравнению с мальчиками, в трудовое воспитание и организацию их жизни в целом.
Цели воспитания достигаются быстрее, если удаётся обеспечить тесное содружество семьи и школы. Часть книги посвящена вопросам семейной педагогики, так называемых трудных подростков. Показывается психологическая суть их «трудности» и путей, по которым надо идти, чтобы эту трудность успешно «снимать» (с.243-271).
В книге рассказывается о проблемах физического и психического здоровья подростков
Особое место в книге отведено главе «Предупреждение болезней» (с.71-169), где расписаны:
- Болезни органов дыхания
- Заболевания сердечно-сосудистой системы
- Нарушения обмена веществ
- Заболевания органов пищеварения
- Болезни мочевой системы
- Глазные болезни и гигиена зрения
- Нарушения осанки и сколиозы у подростков
- Подростковый возраст и неврозы
- Некоторые вопросы психопатологии подростков
- Закаливание организма подростка
- Лечебная физическая культура
- Здоровье и выбор профессии
Издание предназначено для родителей.

Гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста / Под ред. С.С. Салиходжаева. - Т.: Медицина, 1983. - 80 с.

Пособие составлено сотрудниками кафедры гигиены Среднеазиатского медицинского педиатрического института профессором С.С. Салиходжаевым, доцентами Н.С. Ходжаевой, М.Д. Рахматуллаевой.
В нем даны сведения об особенностях развития детей, принципах планирования режима дня детей дошкольного и младшего школьного возраста, о гигиенических требованиях к питанию, одежде и игрушкам.
Отдельный раздел книги посвящен профилактике нарушений зрения и осанки у детей (с.72-75).
Данное пособие поможет педагогам и медицинскому персоналу яслей-садов в работе по гигиеническому воспитанию детей, а также по организации и проведению санитарно-просветительной работы с персоналом и родителями. Пособие может быть полезно и для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов.

Грибакин С.Г. Если ребёнок заболел. - М.: Медицина, 1991. – 104 с.: ил. - (Науч. - попул. мед. литература).

Воспитывать маленького ребёнка и ухаживать за ним – нелёгкая задача. Дети дарят нам много радости и, естественно, все родители хотят видеть их здоровыми и энергичными.
Цель этой книги – помочь родителям в определенных трудных ситуациях, связанных с заболеванием ребёнка, рассказать об особенностях некоторых заболеваний детского возраста, принципах первой помощи и ухода за больными детьми, технике проведения необходимых лечебных процедур в домашних условиях.
В книге описаны физиологические особенности новорожденных (с.5-32), подробно рассказано о заболеваниях, наиболее часто встречающихся у детей грудного и более старшего возраста. Об этом статьи: «Поговорим о рахите» (с.32), «Ребёнок жалуется на боли» (с.70), «Заболевания нервной системы» (с.48), «Плоскостопие» (с.69), «Гипотрофия» (с.36) и многие другие.
На страницах книги вы найдёте материалы о детских инфекциях (с.72-79). Также ознакомиться с разделом «Травмы, кровотечения, несчастные случаи» (с.81-89).
Автор надеется, что прочитав эту книгу вы получите основы знаний о развитии детей и охране их здоровья.
Книга предназначена для родителей.

Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. - 2-е изд. доп. - М.: Педагогика, 1970. - 504 с.

В предложенном вниманию читателей издании содержатся сведения о детях с особыми потребностями (ОП), особенностях их развития, воспитания и обучения.
В словаре дается объяснение причин и характеристика различных отклонений физического и психического развития, описание типовых учебно-воспитательных учреждений для детей с ОП, методы их воспитания и обучения в спецшколах и дошкольных учреждениях, а также основы семейного воспитания таких детей.
В словаре имеются сведения о профилактике нарушений зрения, слуха, речи и умственного развития, а также информация о медицинском обслуживании детей с ОП.
Помимо основных сведений из области дефектологии, словарь содержит информацию из смежных наук – общей педагогики, психологии, языкознания, нормальной и патологической физиологии, клинической медицины.
Учителя-дефектологи найдут в книге ответы на вопросы, связанные с изучением, воспитанием и обучением детей с ОП. Воспитатели детских садов и учителя массовых школ получат сведения, которые помогут им обнаружить среди воспитанников детей, имеющих некоторые отклонения в физическом или умственном развитии. Словарь будет хорошим подспорьем для студентов педагогических и медицинских институтов, а также представляет интерес и для родителей, которые найдут ответы на вопросы связанные с воспитанием детей с ОП в семье.

Долецкий С.Я. Берегите детей: (О предупреждении детского травматизма). - М.: Медицина, 1978 - 136 с.: ил. - (Науч. - попул. мед. литература).

Детский травматизм – одна из все возрастающих социальных опасностей. В книге рассказывается о причинах, условиях и разновидностях повреждений, возникающих у детей. На примерах показывается происхождение травм у детей разного возраста (с.18-31).
Травмы, получаемые детьми, описаны в пяти главах книги:
- Бытовой травматизм
- Уличный травматизм
- Школьный травматизм
- Спортивный травматизм
- Прочие виды травматизма

Большую помощь окажут собранные в книге рекомендации и советы.
В главу «Бытовой травматизм» включены статьи:
- Падения
- Ожоги
- Инородные тела
- Отравления
- Огнестрельные повреждения и взрывы

Автор дает советы как вести себя при получении травмы и как оказать первую помощь.
Поучительна и глава «Прочие виды травматизма» (с.100-120), куда входят разделы:
- Когда вода – не друг
- Травмы новорожденных
- «Благородный» травматизм
- Стекла, жестянки, гвозди

В книге приведены красочные иллюстрации, даны таблицы:
- Виды травматизма
- Организация профилактики детского травматизма
- Типичные ситуации, способствующие дорожным происшествиям с детьми

Практический опыт и научные факты, положенные в основу книги, делают ее полезной для широкого круга читателей, но главным образом для родителей и воспитателей детских учреждений.

Долецкий С.Я. Моего ребёнка будут оперировать. - М.: Медицина, 1981. - 160.: ил. - (Науч. - попул. мед. литература. Для матерей).

Автор определил свою книгу как «рассказ о самых частых и важных хирургических страданиях» (с.158). Опытный детский хирург, член корреспондент АМН С.Я. Долецкий отвечает на вопросы родителей, ребёнок которых находится в больнице.
26 глав книги, «Предисловие» и «Итоги» помогают понять:
- как организована служба, которой родители доверяют своего ребёнка (педиатрическая хирургия) (с.4-10)
- причины возникновения хирургических заболеваний с примерами из разных областей детской хирургии (пороки развития, травмы, гнойно-воспалительные заболевания, опухоли, пограничные состояния) и др. (с.10-19)
Многие страницы подскажут родителям как правильно подготовить малыша к поступлению в стационар (с.83-89), познакомят с режимом дня в хирургическом отделении («Жизнь в больнице», с.95-98).
На основании многолетнего общения с родителями маленьких пациентов, автор разделяет их, растерянных или настойчивых в своём понимании помощи своему ребёнку, на несколько категорий («Разные родители (и в шутку и всерьёз)», с.90-95).
Автор вносит ясность в жёсткую формулу «Безопасных операций у детей не бывает», пытаясь предупредить некоторые вопросы родителей («Опасна ли операция», с.98-103).
Следующие главы книги посвящены послеоперационному режиму детей «Кто наблюдает за ребёнком после операции?» (с.134-135), «Диета или общий стол?», (с.135-137).
В главе «Калечество, инвалидность», (с.121-127) автор предлагает «посмотреть правде в глаза, не сгущая краски, но и не облегчая свою задачу» (с.125). «Одни понимают, например, что удаление части лёгкого было необходимостью и способствовало спасению жизни ребёнка… Другие склонны именовать огромным несчастьем перелом ноги, выводящий мальчика на полгода из строя» (с.122). По мнению автора, для правильного поведения всех членов семьи, необходима разумная оценка происшедшего в семье (с.124), предостерегающая от крайностей неумеренного проявления любви или охлаждения к пострадавшему ребёнку (с.124).
Последняя глава написана для детей. Это разговор врача с девочками и мальчиками: «Я вам расскажу немного о больнице, о том, что делают в хирургическом отделении, зачем это делают и как вам нужно себя вести» (с.149-158).
Книга, призвана «…внести успокоение в растревоженную предстоящим оперативным вмешательством душу…», вселить спокойствие и уверенность, и адресована родителям.

Князев Ю.А., Картелищев А.В. Ожирение у детей. - М.: Медицина, 1982. - 82с.

«Из всех факторов, которые оказывают влияние на человека и от которых зависит его благополучие, режим питания является, несомненно, одним из самых важных», - сказал один из известных ученых прошлого века Отто Уле в своей книге «Питание и развитие человека». Особенно значимо это для детского возраста.
Предупредить заболевание всегда легче, чем вылечить. В брошюре рассказывается о ранних симптомах ожирения, его формах и причинах возникновения, о связи ожирения с другими заболеваниями, в особенности с сердечно-сосудистыми и сахарным диабетом.
Авторы дают много практических рекомендаций и советов по вопросам питания здорового и больного ожирением ребенка, обращают внимание родителей на необходимость раннего обращения к врачу (с.48-61), подчеркивают опасность многих осложнений ожирения и т.д. Кроме того, они приводят схемы рационального питания детей, а в приложении - примерное меню, которым нужно руководствоваться при составлении пищевого рациона ребенка, больного ожирением (с.65).
Брошюра рассчитана на родителей, а также на учащихся старших классов, имеющих избыточную массу тела.

Родителям о детях: Справочник для родителей / Под общ. ред. А.Ф.Тура - Л.: Медицина, 1975. - 336 с.: ил.

К этой книге родители могут обратиться в самых разных ситуациях: при подготовке к материнству (часть 1-я «Мать и дитя»), возникновении вопросов по уходу за новорожденным (глава 3) и первых шагах в развитии и воспитании малыша (часть 2-я «Особенности детского возраста», глава «Ребёнок от года до трёх лет»). Авторы помогут ответить на жизненно важные вопросы организации режима дня, питания и развития ребёнка первых трёх лет жизни.
Много важного узнают родители о физическом развитии и анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста (формулы определения нормы роста и веса (с.92), состояния органов дыхания (с.94), сердечно-сосудистой системы (с.94-95)) и др.
Подростковый период описан на страницах 97-98. Целый раздел посвящён «Предупреждению детской нервности» (с.98-102).
В книге рассматриваются особенности умственного развития детей и некоторые проблемы нравственного воспитания в семье (часть 3-я).
4-я часть книги рассматривает основные проявления наиболее частых детских заболеваний и меры по их предупреждению (глава I «Заболевания детского возраста: диатез, рахит, ангины, ревматизм, желудочно-кишечные расстройства и др.).
Следующая глава – об инфекционных болезнях у детей (кишечных инфекциях, кори, дифтерии, полиомиелите, эпидемическом гепатите, туберкулёзе и др.).
В заключительной главе содержится информация по уходу за больным ребёнком в домашних условиях, о «Первой помощи при несчастных случаях» и др.
Практически полезная информация «Приложений» поможет составить меню на каждый день недели для детей от 1,5 до 3-х лет (приложение 7, с.323-324), определить «Химический состав и калорийность пищевых продуктов (приложение 10, с.528-533) и др.
Издание, адресованное родителям, может быть полезно самому широкому кругу читателей.

Спок Б. Разговор с матерью: Кн. о воспитании / Пер. с англ. Н.А. Перовой, Д.Ю. Азарова. - М.: Политиздат, 1990. – 590 с.

В этой полезной во всех отношениях книге, соединившей в себе искусство медицины и искусство воспитания, под одной обложкой изданы две самые популярные из работ американского ученого Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним» и «Разговор с матерью».
Доктор Спок помогает родителям решать ряд повседневных проблем воспитания, здоровья, психологии ребенка с первых дней его жизни, а также взаимоотношений в семье с появлением малыша и особенностей запросов ребенка и его воспитания в разные возрастные периоды.
В книге «Ребенок и уход за ним» есть страницы, обращенные к родителям детей с особыми потребностями (глава «Особые проблемы», раздел «Ребенок с дефектом»).
«Ребенок, страдающий каким-либо недостатком, вероятно нуждается в лечении, но еще больше – в естественности отношения к нему окружающих», - убеждает автор на примерах положительного и отрицательного отношения родителей к дефектам своих детей:
- «Душевное состояние ребенка зависит от его отношения к своему физическому недостатку»!
- «Братья и сестры усваивают отношение родителей»!
Если родители не стесняются физического недостатка своего ребенка и не стараются укрыть его от людских глаз, братья и сестры будут думать о нем также, да и сам ребенок не будет застенчивым и чувствовать себя несчастным.
- «Он будет счастливым, если его не жалеют»!
- «Большинству родителей нужна помощь»! И не только медицинская. Им необходима помощь в обсуждении многих проблем, так как переживание и отсутствие опыта очень мешают правильной заботе о ребенке с особыми потребностями.
Автор также подскажет:
- Какую школу выбрать, где проходить специальное обучение
- Как и где учить ребенка слепого, почти или совсем глухого
- Как заботиться об умственно отсталом ребенке

«Те, кто наблюдал группы умственно отсталых детей, знают насколько естественны, дружелюбны и симпатичны большинство из них, когда в семье их любят такими, какие они есть». Правильное, спокойное и доброжелательное обращение окружающих помогает ребенку максимально использовать свои способности. «Учите его делать все то, что он старается постигнуть», - советует детский врач и педагог Б. Спок.
Разделы «Принимайте его таким, каков он есть», «Пусть ребенок доставляет вам радость» и глава «Ваш ребенок» помогут родителям установить правильные взаимоотношения в семье.
В целом же в книге автор даёт общее представление о ребенке и его нуждах.
Книгу с пользой прочитают родители детей любого возраста и состояния здоровья.

Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - 4-е изд., стереотип. – М.: Медицина, 1986. – 240 с.: ил. - (Науч. - попул. мед. литература. Для матерей).

В пособии приводятся сведения о рождении и воспитании здорового ребенка: описаны особенности растущего организма, основные показатели его развития, режим дня, говорится о питании и принципах воспитания, то, что должен знать каждый родитель (с.3-142).
Вниманию родителей предлагаются советы по предупреждению болезней новорожденных и профилактике пороков развития (с.167-179).
В разделе «Случайные повреждения и несчастные случаи» описываются меры неотложной помощи при кровотечениях, мелких ранах, ожогах, сотрясениях головного мозга, острых отравлениях, травмах глаз и т.д. (с.198-205).
Хорошо известно, что физические упражнения оказывают положительное влияние на организм не только здоровых детей, но и ослабленных или больных детей. Поэтому в книге приводится комплекс упражнений для детей от 1 года до 6-7 лет, где физические упражнения подобраны с учетом физического и психического развития детей.
Книга рассчитана на широкий круг читателей и поможет вырастить и воспитать здорового ребенка.

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М.: Просвещение, 1988. – 191 с. - (Б-ка учителя биологии).

Данная книга предназначена для учителей. Авторы поставили перед собой две задачи.
Первая – предоставить важную дополнительную информацию учителям для проведения занятий с учащимися по курсам «Человек и его здоровье» и «Этика и психология семейной жизни».
Вторая – дать членам педагогического коллектива школы материалы, расширяющие их знания в области гигиены учебной деятельности. Это необходимо для лучшего понимания физиолого-гигиенических возможностей организма учащихся и более осознанной и научно-обоснованной организации режима их труда и отдыха. В книге содержатся рекомендации по обеспечению овладения учащимися основ наук, наряду с укреплением их здоровья (с.5-26).
Глава 5 «Предупреждение инфекционных заболеваний» предлагает методику работы по повышению защитных сил организма, профилактике аллергий, оказанию первой помощи при укусах ядовитых животных (с.65-74).
Глава 6 «Гигиена дыхания» - о профилактике респираторно-вирусных инфекций, мерах помощи при отравлении угарным газом и удушье (с.74-82).
Глава 7 «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний» определяет факторы риска, влияние курения на сердце, знакомит с мерами первой помощи при нарушениях кровообращения (с.82-91).
Глава 8 «Гигиена питания» предлагает рациональный режим питания, меры по предупреждению пищевых отравлений и первой помощи при них, знакомит с влиянием вредных привычек на органы пищеварения (с.91-100).
Глава 9 «Гигиена учебного труда школьника» дает гигиенические рекомендации по поддержанию работоспособности, активному отдыху, организации учебного труда, по работе с ЭВМ, технике безопасности во время трудовой деятельности (с.100-121).
Глава 10 «Гигиена нервной системы» даёт понятия о полезных и вредных привычках, о профилактике вредных привычек, гигиене сна, психическом здоровье (с.121-141).
Глава 11 «Гигиена зрения» даёт понятия о дальнозоркости и близорукости, профилактике нарушений зрения (с.141-148).
Глава 12 «Личная гигиена школьника» говорит о навыках личной гигиены девушек и юношей, профилактике венерических заболеваний (с.148-168).
Книга адресована учителям биологии и всем, кто работает с детьми и подростками.

Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - 2-е изд., испр.. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 223 с.: ил.

В книге рассматриваются основы педиатрии и гигиены детей от рождения до 7 лет. Особое внимание уделено вопросам здоровья, физического развития и воспитания детей, а также гигиенической организации внешней среды.
Хочется отметить некоторые разделы данной книги: «Физическое воспитание», где говорится о воспитании осанки и предупреждении плоскостопия (с.50-54); «Детские болезни и их предупреждение», где описываются острые детские инфекции (корь, краснуха, скарлатина, дифтерия, коклюш, эпидемический паротит (свинка, заушенница), ветряная оспа, вирусный гепатит) (с.107-128). В разделе «Желудочно-кишечные заболевания» даются сведения о пищевых отравлениях и их предупреждении, о диспепсии, дизентерии, глистных заболеваниях (гельминтозах) (с.127-136). Из хронических детских заболеваний описаны рахит, экссудативно-катаральный диатез (с.137-144). Подробно описаны такие хронические заболевания, как туберкулез и ревматизм (с.144-147).
Об особенностях поведения нервных детей, страхах, нарушении сна, расстройстве речи, ночном недержании мочи (энурезе), вы узнаете из раздела «Детская нервность и ее предупреждение» (с.152-156).
Во время занятий, игр и прогулок на свежем воздухе дети могут получить травмы. Работники детских учреждений и родители должны уметь быстро оказать ребенку первую доврачебную помощь. О первой помощи при несчастных случаях и травмах вы прочтете на страницах 160-174. В приложениях представлены длительности инкубационного периода инфекционных болезней; состав и калорийность пищевых продуктов (с.201-204), а также список литературы (с.201).
Книга предназначена для учителей, воспитателей и врачей.

Назад Оглавление Далее