aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

II. Организационные пути совместного решения вопросов адаптации жилищного фонда региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, инвалидами, общественными объединениями инвалидов

1. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вопросы безбарьерной среды

При системном подходе к процессу реализации региональных программ по капитальному ремонту целесообразно сочетать работы по ремонту с работами по адаптации. Возможность включения работ по адаптации в региональные программы допускается нормами Жилищного кодекса, который регулирует отношения в сфере капитального ремонта. Так часть 2 статьи 166 ЖК РФ устанавливает:

«Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ».

При собираемости взносов значительно превышающей их фактическое расходование, вопрос финансирования работ по адаптации общего имущества может быть решён положительно.18 Однако, региональные власти не особо торопятся с принятием подобных решений. По мнению экспертов Центра ОНФ «Народная экспертиза» тому есть ряд причин.

Первая причина - работы по адаптации не входят в перечень работ и услуг по капитальному ремонту, установленный Жилищным кодексом в части 1 статьи 166 и не входят в примерный перечень дополнительных работ, перечисленных в части 2.

Если брать за аналогию положения указанной выше части 2, которая позволяет устанавливать в счет средств на капитальный ремонт коллективные приборы учета коммунальных ресурсов, то объективно разумным подходом выглядит возможность установки пандусов, подъёмных устройств и прочих элементов безбарьерной среды в процессе капитального ремонта, если подобные работы предусмотрены региональным нормативным правовым актом.

Вопрос ещё и в другом - установка коллективных приборов учета является обязанностью собственников помещений в доме на основании ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а обеспечение доступности - в сфере обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления. Собранные средства на счетах региональных

18 В 2015 году на счетах региональных операторов собрано 97 млрд рублей. Израсходовано 25 млрд рублей (оплата подрядчикам проведенных работ). В 201б году на счетах региональных операторов собрано 142 млрд рублей, израсходовано - 108 млрд рублей.

операторов, за исключением специальных счетов, не являются собственностью лиц, внесших эти средства, хотя и имеют целевое назначение - капитальный ремонт. В юридическом смысле это собственность некоммерческой организации19, организованной в виде фонда, учреждённой региональным органом государственным власти, по обязательствам которого отвечает не только сам региональный оператор, но и региональная власть.20

Вторая причина - отсутствие на региональном уровне достаточного организованного подхода к вопросу обеспечения безбарьерной среды в многоквартирных домах.

В том числе отсутствие сведений о количестве инвалидов, нуждающихся в обеспечении доступной средой в многоквартирном жилищном фонде, специалистах, владеющих достаточными знаниями по вопросам адаптирования доступной средой, отсутствие должного взаимодействия между региональной властью и самими инвалидами, а также отсутствие практики применения «Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых постановлением Правительства РФ № 649.

Назад Оглавление Далее