aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика

Глава 4. Акупунктура

В первой части книги мы попытались проанализировать принципы и практику традиционного искусства врачевания в Китае. Существенным для овладения методами традиционной китайской медицины является доскональное понимание ее позиции в отношении взаимосвязи между человеком и природой, ее систем акупунктурных точек и меридианов и ее подробного обоснования причины и диагноза болезни. Теперь мы гораздо подробнее рассмотрим акупунктуру, которая, между прочим, сегодня стала предметом многих дискуссий как в Европе, так и на Дальнем Востоке. Значительное число западных врачей фактически занимаются планомерными исследованиями этого эмпирического искусства, так как в области акупунктуры накоплен огромный фактический материал научного характера, который представляет информативную ценность даже для современной медицины.

Как мы уже отмечали, терапия, состоящая в воздействии иглой, называемая латинизированным словом акупунктура (от acus – игла и pungere – укалывать), практиковалась в Китае с давних времен. В дохристианский период для этой цели использовались каменные иглы. Позднее, вероятно, до того, как был составлен «Канон Желтого императора о внутренней медицине», на смену им пришли металлические иглы. Этот метод лечения в основном состоит в погружении одной или нескольких металлических игл на различную глубину в определенные моменты времени. Такого рода лечение, проводимое однократно или повторяемое несколько раз, помогает восстановить физическую гармонию, а значит, и пошатнувшееся здоровье.

Как китайские, так и европейские авторы склонны писать о сочетании акупунктуры с лечением посредством нагревания или прижигания. Эта последняя процедура заключается главным образом в достижении естественной гармонии путем нагрева или прижигания тех же самых точек на теле, которые являются основными в лечении акупунктурой. Об этом более подробно пойдет речь в следующей главе, сейчас же хотелось бы сослаться на источники этого метода.

Из двух-трех сотен важных китайских трудов по этому предмету самыми значительными могут считаться трактаты «Су-Вэнь» и «Лин-Шу» из собрания, известного как «Канон Желтого императора о внутренней медицине» («Хуанди нэйцзин»): «Книга о болезнях» («Нан-цзин»), относящаяся к эпохе Хань; «Первая» и «Вторая» книги («Цюань-и Цзин»), написанные Хуанфу Ми во время эпохи Цинь; «Тысяча золотых рецептов» («Цзянь-цзинь-фан») Сун Сымяо периода Суй Тан; «Краткое руководство по акупунктуре и прижиганию» («Чжэнь-цзю Та-чжэн») Ян Чиджоу времен династии Мин и сборник под названием «Золотое зеркало медицины» («И-цзун-цзинь-цзянь»), датируемый XVIII веком нашей эры.

В период империи Тан искусство акупунктуры достигло Японии, а также распространилось в Корее и Индии. В Европе впервые доклад о нем был сделан в Лондоне в 1683 году, автором доклада был голландский врач Тен Райн. В 1712 году Энгельбрехт Кэмпфер опубликовал книгу под названием «Curatio Colicae per Acupuncturam Japonibus Usitata» («Лечение диареи методом акупунктуры, который используют японцы»). Затем был опубликован отчет неизвестного миссионера в книге, озаглавленной «Descriotion de l'Empire de la Chine et de la Tartarie Chinoise» («Описание Китайской империи и китайских татар»), которая вышла в Париже в 1735 году. В 1826 году Ж. Клоке составил первый всеобъемлющий сборник по акупунктуре под названием «Traite de l'Acupuncture» («Трактат по акупунктуре»).

Однако все эти книги европейцев можно рассматривать скорее как забавные наблюдения, чем как серьезные научные труды. Первым действительно значимым трактатом является книга П. Дебри «La medecine chez les Chinois» («Медицина у китайцев»), которая была опубликована в Париже в 1863 году.

В следующем столетии Жорж Суле де Моран вместе с Феррироулзом составили два критических доклада: «L'Acupuncture en Chine et la Reflexothe-rapie Moderne» («Акупунктура в Китае и современная рефлексотерапия») и «Les Aiguilles et les Moxas en Chine» («Акупунктура и прижигание в Китае»), появившиеся в 1929-м и 1930 годах соответственно. Как считает П. Юар, оба доклада содержали некорректные выдержки.

Прекрасная работа Рожера де ля Фуйе «Traite d'Acupuncture Chinoise sans Mystere» («Трактат по китайской акупунктуре без тайн») вышла в Париже в 1947 году, вслед за ней появилась работа А. Шамфро «Treatise de Medecine Chinoise» («Трактат по китайской медицине»), опубликованная в Ангулеме в 1954 году. В последнем использованы китайские источники, а именно: «Су-Вэнь» и «Лин-Шу», но, к сожалению, перевод этих текстов был не точен и не полон. Из более значимых работ, написанных на французском языке, следует, наконец, упомянуть серьезную и всеобъемлющую книгу Пьера Юара и Мин Вона, озаглавленную «La Medecine Chinoise au Cours des Siecles» («Китайская медицина на протяжении веков»), в которой дан великолепный обзор истории традиционного искусства врачевания вместе с анализом всех этапов развития акупунктуры. Это была наиболее полная, вышедшая на Западе, работа по истории китайской медицины.

В Советском Союзе появился перевод книги Чжу Лянь «Руководство по современной акупунктуре и прижиганию» («Синь Чжэнь-цзю-сяо»), а также работы Вогралика, Игамджанова, Болдырева, Корсакова, Красносельского, Тыкочинской и других, появилось около 200 медицинских публикаций на тему акупунктуры. Кроме того, систематическими исследованиями в области акупунктуры занималось специальное отделение при Академии наук СССР.

Иглы

В древние времена в Китае для акупунктуры использовались девять типов игл. Строго говоря, не все из них были иглами; некоторые имели вид маленьких копий, у других был круглый кончик или тройная режущая грань. Последние использовались также для вскрытия гнойников или для кровопускания.

Китайское искусство целительства

Рис. 22. Старинные иглы для акупунктуры

В древности для акупунктуры использовались девять различных типов игл.

В наше время иглы хао-чэнь с тройной режущей гранью используются вместе с так называемыми кожными иглами. Игла состоит из рукоятки и стержня. Кожная игла имеет 5—6 отдельных стержней на одной рукоятке; ее острия охватывают примерно один квадратный сантиметр поверхности кожи. Кожные иглы употребляются для лечения маленьких детей, когда акупунктура сводится к легкому укалыванию соответствующих точек поверхности тела.

Первоначально иглы были из камня, но позднее их стали изготавливать из меди или железа. В настоящее время иглы из золота, серебра и стальных сплавов используются в качестве хирургических инструментов.

Китайское искусство целительства

Рис. 23. Современные иглы для акупунктуры

Иглы, используемые сегодня: 1—3 – иглы хао-чэнь (различной длины); 4 – трехгранная игла; 5 – кожная игла

Что касается золотых и серебряных игл, стоит упомянуть об эксперименте, проведенном румынскими врачами, которым удалось достичь различных физиологических эффектов, используя иглы, изготовленные из разных материалов. Румынские врачи Продеску, Стойческу и Брату экспериментировали на собаках, воздействуя на точки тонизирования юань на меридиане желчного пузыря. Проведя в общей сложности 120 экспериментов, они зафиксировали более интенсивное выделение желчи, что соответствует эффекту от иньекции 20%-ного раствора дехолина. При использовании золотых игл эффект желчевыделения сохранялся, в то время как с серебряными иглами он постепенно уменьшался.

Проходящие подготовку врачи на первых порах используют маленькие подушечки из ваты, на которых учатся тому, как правильно держать иглу, как вводить ее под определенным углом, какую силу при этом прикладывать.

Иглы для акупунктуры перед употреблением дезинфицируют – раньше для этого их погружали в настой из лечебных трав; теперь их кипятят, так же как иглы для иньекций.

В Китае существует метод так называемой «естественной акупунктуры», когда больной «укалывает» сам себя пальцем, сильно нажимая на соответствующую акупунктурную точку. Почти каждый китаец знает определенное количество важных точек на поверхности тела, на которые оказывает такое воздействие в случае появления боли (зубной, головной или спастической в желудке) до того, как обращается к врачу. Однако этот метод лечения скорее относится к области китайского лечебного массажа.

Три главных правила

Прежде чем переходить к собственно акупунктуре, необходимо остановиться на трех моментах:

1) точка введения иглы и правильное положение тела;

2) направление и техника укалывания;

3) продолжительность иглоукалывания.

Эти основные правила подробно рассматриваются как в старинных, так и в современных китайских трудах.

Определение локализации точки иглоукалывания на теле

В традиционном искусстве врачевания для определения локализации различных точек акупунктуры в качестве единицы измерения используется дюйм (цунь). Одна десятая часть дюйма по-китайски называется фэнь. В качестве ориентиров при определении локализации точки используются характерные образования на скелете человека. Однако китайский дюйм не может быть использован в качестве стандартной единицы измерения, поскольку он не учитывает различия в конституции пациентов. Поэтому в конце концов в качестве единицы измерения был взят индивидуальный дюйм, которым можно пользоваться, определяя расстояния у каждого конкретного пациента. Этот индивидуальный дюйм равен длине центральной фаланги среднего пальца от одного сустава до другого.

Правда, опытные врачи лишь изредка определяют местоположение точек акупунктуры с помощью такого метода; начинающим же следует его использовать, чтобы лучше познакомиться с анатомией. У врачей, практикующих традиционную медицину, есть и другие способы измерений расстояний на голове и туловище, но мы не считаем необходимым здесь останавливаться на этом.

Для того чтобы точнее ввести иглу, пациент должен принять подходящее положение. Главным требованием является устойчивое и неподвижное положение тела, в противном случае игла не попадет в цель и может погнуться или даже сломаться. Обычно во время процедуры пациент сидит, а его предплечья покоятся на столе. Однако его спина также должна иметь опору. К общепринятым позициям также относится положение лежа на животе, спине или боку. В положении лежа ноги покоятся на подушечке, подушечки также подкладываются под локти.

Китайское искусство целительства

Рис. 24. Индивидуальный дюйм для измерений

Индивидуальная единица измерений, в качестве которой используется область среднего пальца. С ее помощью можно определить локализацию точек акупунктуры и расстояние между различными точками

Не следует производить иглоукалывание в точках, находящихся вблизи крупных кровеносных сосудов, а также возле глаз и ушей; в таких случаях предпочтение отдается лечебному массажу или прижиганию.

Направление введения игл, техника и продолжительность иглоукалывания

Игла может вводиться под тремя основными углами. Более чувствительные точки раздражаются введением иглы под прямым углом к поверхности кожи, так же стимулируют точки, как те, что расположены под толстыми слоями мышц. Введение иглы под углом в 45 градусов к поверхности кожи производится большей частью при стимуляции точек на груди, а под углом в 12—15 градусов – точек на лице, голове и шее. Глубина, на которую вводятся иглы, зависит от расположения точек. Обычно глубина погружения игл варьируется от 3 до 10 миллиметров.

Введение иглы может выполняться различными способами. Например, врач может надавливать большим пальцем на кожу возле точки введения иглы и затем рядом с ним вводить иглу. Этот прием обычно применяется в случае с короткими иглами.

С длинными иглами используется так называемый метод «направляемого введения»; пользуясь большим и указательным пальцами левой руки, врач нажимает на кожу вблизи точки укалывания таким образом, что точка оказывается между верхними фалангами пальцев. Игла затем вводится в нужном направлении вниз между пальцами. Таким способом сравнительно легко вводить даже длинные иглы, поскольку врач может опираться своей правой рукой с иглой на тыльную сторону левой кисти. В этом случае снижается вероятность непопадания в точку или поломки иглы. Эта техника обыкновенно используется на пояснице, в области бедер и рук.

Китайское искусство целительства

а – голова откинута назад и покоится на подушечке (при воздействии на точки акупунктуры на лице);

Китайское искусство целительства

б – голова поддерживается руками (при воздействии на точки на лбу);

Китайское искусство целительства

в – голова лежит щекой на предплечье (при воздействии на точки на одной стороне лица или на ухе или шее);

Китайское искусство целительства

г – положение сидя, опираясь на руки (при воздействии на точки на спине и шее)

Рис. 25. Положения тела во время иглоукалывания, прижигания или сеанса лечебного массажа

При введении иглы в поясницу и в спину врач может положить свою левую ладонь на больного таким образом, что выбранная точка укалывания будет располагаться между указательным и средним пальцами.

На лице и голове, там, где слой мышечной ткани сравнительно невелик, врач зажимает кожу между двумя пальцами и погружает иглу в образовавшуюся складку кожи в направлении точки иглоукалывания. Поскольку легко ошибиться и не попасть в точку, врач обычно фиксирует локализацию точки, оказывая легкое давление ногтем большого пальца.

Акупунктура не вызывает болевых ощущений, за исключением иглоукалывания на пальцах. Единственное ощущение, которое может иногда возникать, – это так называемая синестезия (горький или кислый привкус, онемение конечностей, ощущение тепла).

В результате введения иглы организм получает слабое или сильное раздражение, и, применяя иглотерапию, это следует принимать во внимание. Слабое раздражение, как правило, дает тонизирующий эффект, в то время как сильное – седативный. Чжу Лянь объясняет это тем, что короткое слабое стимулирование точек (например, в случаях общей слабости или гипофункции органов) вызывает усиление активности органов из-за его воздействия на кору головного мозга. Сильное раздражение, передаваемое коре головного мозга, наоборот, генерирует так называемое защитное торможение, имеющее седативный эффект (показания: сильная боль или гиперфункция органов).

Для получения той или иной степени стимуляции врач может вводить иглу разными способами.

Китайское искусство целительства

а – положение сидя прямо, руки вытянуты вперед;

Китайское искусство целительства

б – лежа на боку;

Китайское искусство целительства

в – лежа на спине, ноги опираются на подушечку;

Китайское искусство целительства

г – лежа на животе, опираясь локтями на подушечку

Рис. 26. Положения тела во время сеанса иглотерапии, прижигания или лечебного массажа

Китайское искусство целительства

Рис. 27. Направление ввода иглы:

1 – под прямым углом к поверхности кожи;

2 – под углом примерно в 45 градусов;

3 – под углом от 12 до 15 градусов

Ее, например, можно просто резко воткнуть. Она также может быть как бы вкручена вращательным движением, которое оказывает сильное раздражение. Если введение короткое и быстрое, иглоукалывание имеет тонизирующий эффект, но если оно осуществляется прерывисто, то есть по мере того, как пациент выдыхает и вдыхает, при этом введение иглы производится на выдохе, то получается сильное стимулирование, вызывающее седативный эффект.

В случае раздражения с эффектом тонизации игла лишь на короткое время остается в точке введения. В случае седатирования, наоборот, игла неоднократно вытаскивается и вводится вновь еще глубже или даже вращается в точке введения, для получения более сильного раздражения.

Такое извлечение и повторное введение иглы также называется «птичье клевание». Продолжительность времени, в течение которого игла может оставаться в теле, колеблется в зависимости от тяжести заболевания и реакции пациента; игла может оставаться в теле даже в течение нескольких часов. Назначая эту процедуру, практикующие акупунктуру врачи должны также принимать во внимание особенности телосложения больного, так как бывают пациенты, для которых сравнительно слабая стимуляция дает сильную реакцию, в то время как у других даже при сильном воздействии требуется длительное время для того, чтобы получить желаемый эффект.

Китайское искусство целительства

а – введение длинной иглы по ногтю большого пальца;

Китайское искусство целительства

б – ведение иглы между двумя пальцами;

Китайское искусство целительства

в – введение иглы в растянутый участок кожи;

Китайское искусство целительства

г – введение иглы в кожу, собранную в складку

Рис. 28. Техника введения игл

Врачи в Древнем Китае придерживались сложных правил относительно направления, в котором следует вращать иглу, синхронности извлечения игл с выдохом или вдохом, периода времени, в течение которого следовало проводить лечение (день, сезон, расположение звезд), в зависимости от характера заболевания. Большинство из этих правил в наши дни считается не более чем курьезами в истории медицины, хотя некоторые постулаты достойны того, чтобы их изучать на систематической основе. Среди них, например, взаимосвязь между направлением вращения иглы и терапевтическим эффектом. Чжу Лянь, получившая современную медицинскую подготовку и занимающаяся исследованием в области традиционной медицины, уделяла внимание этим взаимосвязям. При лечении конвульсий лицевого нерва (тика), например, вращение иглы в одном направлении не давало никакого результата, но когда ее стали вращать в противоположную сторону, конвульсии сразу прекратились. Однако Чжу Лянь подчеркивает, что на примере этого случая нельзя сделать никаких общих заключений, если другие эксперименты не дадут сопоставимых результатов.

Чжу Лянь также сообщала о результатах своего дальнейшего исследования бу-се («тонизации-седатирования»). Беря за точку отсчета тот факт, что тонизация основана на слабой стимуляции, в то время как седатирование связано с защитным торможением коры головного мозга, она в итоге пришла к заключению, что решающим фактором, приводящим к эффекту лечения акупунктурой, является сила, с которой вводится игла, а не направление, в котором она вращается.

Лечение обычно считается завершенным после того, как игла извлечена из тела. Однако во многих случаях оно требует повторения процедуры на протяжении недель и месяцев; это часто оказывается необходимым в случае хронических заболеваний. По мнению врачей традиционной школы, цель лечения акупунктурой не состоит лишь в простом раздражении точек, куда вводятся иглы, но также, и главным образом, в том, чтобы заставить гармонично функционировать кору головного мозга.

Теперь мы вкратце суммируем то, что было сказано о наиболее употребительных точках акупунктуры и технике введения игл. Чжу Лянь по этому поводу отмечает следующее.

1. Введение иглы в точки, расположенные симметрично и являющиеся общими для левой и правой половин тела.

2. Введение иглы в точки, раздражение которых дает сходный эффект как на самую верхнюю, так и на самую нижнюю части тела.

3. Одновременное раздражение точек передней и задней поверхностей туловища. В этой связи следует упомянуть о сочетании неглубокого и глубокого иглоукалывания, при котором точки на передней и задней сторонах туловища, например, подвергаются одновременному воздействию, различающемуся по глубине.

4. Одновременное «внутреннее» и «внешнее» лечебное воздействие, то есть одновременное раздражение точки инь и точки ян.

5. Комбинация прямого и непрямого стимулирующего воздействия, то есть одновременное раздражение точки возле болезненного участка и другой точки на некотором расстоянии от него.

6. Одновременное раздражение точек вдоль позвоночного столба и на противоположных его концах.

7. При наличии различных симптомов – одновременная стимуляция в различных точках.

8. Общеукрепляющее действие. Оно основано на одновременном раздражении точек, на которые воздействуют с целью тонизации, и тех, которые связаны с различными болезнями.

9. Лечение в соответствии с «определенным и измененным временем». Это предполагает изменение в выборе точек тонизации или седатирования в период лечения.

Решение о том, который из вышеупомянутых методов лечения принимается, зависит от состояния больного и мягкости воздействия, оказываемого врачом. В вышеприведенном списке, таким образом, лишь перечисляются все возможные методы и не имеется в виду, что все их следует применять на одном пациенте.

Анализ традиции

Прежде чем переходить к подробному отчету о результатах испытаний акупунктуры в клинических условиях, видимо, стоит кратко суммировать сегодняшние оценки соответствующим традиционным знаниям. В современном Китае уделяется огромное внимание оставленным предыдущими поколениями методам врачевания и дальнейшему их изучению.

История и практика врачевания от древности до наших дней

Рис. 29. Точки акупунктуры на голове (из современной китайской книги по анатомии)

Китайскими иероглифами обозначены различные точки, соединительные линии между ними – это меридианы. Пунктирные линии даны в качестве ориентира. Мы обозначили следующие меридианы: 1 – меридиан ду-май, 2 – меридиан мочевого пузыря, 3 – меридиан желчного пузыря, 4 – меридиан тройного обогревателя, 5 – меридиан тонкого кишечника, 6 – меридиан толстого кишечника, 7 – меридиан желудка, 8 – меридиан жэнь-май

Первая цель достигается публикацией многочисленных работ, посвященных традиционной медицине. Медицинские академии выпускают репринтные издания старых книг с комментариями и таким образом делают их доступными для современных исследователей. «Су-Вэнь», «Лин-Шу», «Книга о болезнях» («Нан-цзин») и другие труды переведены и опубликованы в последние годы вместе с комментариями к ним во многих странах.

Опубликовано также большое число материалов о сделанных в этой области открытиях; появилось и много публикаций современных авторов, таких, как Чжу Лянь, Ван Сюэ Тай, пользующихся современной терминологией, при этом термины традиционной медицины они приводят в скобках. В теории акупунктуры к традиционным меридианам относятся как к понятию второстепенной важности, а больше внимания уделяют взаимосвязи между автономной нервной системой и точками акупунктуры. Что касается различных заболеваний, то они связываются не с меридианами, а с точками акупунктуры, наиболее оптимальными для целительного воздействия. В таких случаях пользуются современной специальной терминологией из области анатомии. В научных публикациях уделяется мало внимания концепции инь и ян или пяти первоэлементам, но тем не менее прилагаются целенаправленные усилия для возрождения традиционной медицины в свете современных открытий.

Прежде чем развивать дальше эту мысль, нам следует также обратить внимание на то, почему акупунктура и прижигание так популярны во всем Китае (о лечебном прижигании речь пойдет ниже).

Насколько успешно применяются эти два метода в Китае, общеизвестно, и почти каждый житель страны, как мы уже знаем, знаком с некоторым набором из множества эффективных точек иглоукалывания. Более того, поскольку введение иглы не вызывает особой боли, на лечение акупунктурой люди соглашаются охотно.

Акупунктура подходит для лечения широкого спектра заболеваний, начиная от внутренних болезней до женских и детских, от невралгии до органотерапии. Акупунктурой часто пользуются в сочетании с современными медицинскими процедурами. Обыкновенно она очень быстро оказывает действие, в особенности это касается облегчения болевых симптомов, и часто оказывается более эффективной, чем химиотерапевтические препараты. Еще одно преимущество акупунктуры состоит в том, что набор необходимых инструментов довольно прост. Этот метод лечения не только прост в применении, но и не требует больших затрат. Изучить его сравнительно несложно, и акупунктуру можно применять где угодно, поскольку единственно необходимыми условиями для этого являются тишина и покой, а также меры предосторожности от попадания инфекции.

Первая статистическая оценка результатов лечения акупунктурой на территории всего Китая, включая Внутреннюю Монголию, была проведена в 1951—1954 годах. Из 10 036 случаев применения в лечении акупунктуры оценка была дана в отношении 8063. Полученные статистические данные были разделены на четыре группы, а именно: случаи полного выздоровления больных, случаи значительного улучшения их состояния, случаи некоторого улучшения и случаи без изменений состояния. Общее число случаев полного излечения больных составило 92,47 процента.

Чжу Лянь использовала эту статистику при изучении китайской медицины. Однако для получения более четкой картины мы объединили две группы – «значительное улучшение» и «некоторое улучшение» в одну – «улучшение».

Группы болезней, помещенные в таблице, представлены следующими.

В болезни нервной системы включены 42 различных заболевания, в том числе нервные судороги, эпилепсия, невротические головные боли, менингит, кровоизлияние в мозг, пляска святого Витта и полиомиелит.

Китайское искусство целительства

39 случаев, собранных в списке под категорией болезни органов пищеварения, представлены широким спектром заболеваний, от зубной боли до спазма пищевода, и включают выпадение желудка, гастриты и расстройства пищеварения на нервной почве, энтериты, холециститы, камни в желчном пузыре и язвы пищеварительного тракта.

Внесенные в список заболевания сердечно-сосудистой системы включают в себя анемию, болезни сердца, атеросклероз, высокое кровяное давление, лейкемию и воспаление лимфатических желез – всего 18 заболеваний.

Болезни органов дыхания включают катар верхних дыхательных путей, астму, плеврит, пневмонию и др.

В заболевания органов мочеполовой системы входят хронические нефриты, циститы, спазматические боли в мочевом пузыре, расстройства мочеиспускания, воспаление яичек и импотенция и другие – всего 17 видов.

Гинекологические заболевания включают в себя воспаление матки, нарушения менструации и воспаление влагалища – всего 14 болезней.

Заболевания, связанные с органами чувств, включают, среди прочих, кератит, различные глазные болезни, воспаление наружного и среднего уха, воспаление полости носа (ринит) и другие – всего 24 заболевания.

Наиболее распространенными из 11 болезней, включенных в список кожных заболеваний, являются экзема, нарывы и сыпи.

В число инфекционных заболеваний, среди прочих, включены малярия, грипп и различные формы туберкулеза – всего 10 болезней.

К прочим заболеваниям отнесены, в частности, гормональные расстройства, диабет и различные виды токсикоза – всего 13 названий.

«Новое руководство по акупунктуре и прижиганию» («Синь-бянь Чжэнь-цзю-сюэ»), которое вышло в Чунцине в 1958 году, содержит статистические данные относительно 17 514 случаев назначения акупунктуротерапии. Статистика свидетельствует о том, что, когда применялся только этот метод, хороших результатов удалось добиться в лечении следующих 26 болезней: малярии, воспаления кишечника (энтерит), дизентерии, бронхита, недостаточности эндокринной системы, невралгии тройничного нерва, зубной боли, артрита, тонзиллита, конъюнктивита, желудочных расстройств на нервной почве, воспаления среднего уха, гриппа, ревматических недомоганий, ишиаса, боли в области крестца, ларингита, крапивницы, лихорадки дум-дум, мышечных судорог, холеры, нарушения семяизвержения, отека, эпилепсии, радикулита, ячменя и его разновидностей.

В наибольшем числе случаев малярии (5115) было отмечено 90 процентов успешного излечения; в случаях нарушений работы желудка на нервной почве (2757) зафиксировано 63,9 процента успешного излечения; при ревматических недомоганиях (2467) успех сопутствовал в 70,4 процента случаев; в случаях артрита (1775) процент успеха был равен 55,6; при невралгии тройничного и лицевого нервов (1041) выявлены 97,4 процента положительных результатов и в 1036 случаях (энтерита) успех был достигнут у 88,3 процента пациентов. Наименьшее число случаев касалось нарушений эякуляции – 2 случая, и в обоих лечение увенчалось успехом.

Пока еще трудно объяснить, каким образом акупунктура и прижигание оказывают действие при лечении инфекционных заболеваний и расстройств кроветворных органов (лейкемия, анемия и пр.). В связи с этим нам остается ждать результатов дальнейших исследований.

История и практика врачевания от древности до наших дней

Рис. 30. Точки, расположенные на передней поверхности туловища (рисунок взят из современного китайского учебника анатомии). Точки обозначены китайскими иероглифами; линии, соединяющие точки, являются меридианами: 1 – меридиан селезенки, 2 – меридиан печени, 3 – меридиан желудка, 4 – меридиан почки, 5 – меридиан жэнь-май

Медицинские журналы, выходящие в Китае, постоянно публикуют доклады о новых открытиях в области традиционного искусства врачевания. Все они подкреплены достоверным фактическим материалом, основанным на результатах исследований. Из этих публикаций мы, например, знаем, что в 30 районах страны в 81 проценте случаев удалось успешно вылечить малярию. В пекинской клинической больнице в 1953—1955 годах наблюдалось 98 случаев детского паралича, большинство больных были успешно вылечены акупунктурой. Стопроцентного успеха удавалось достичь в случаях болезней давностью менее года. Даже в случаях лечения болезней сроком давности от одного до двух лет выздоровления пациентов удавалось добиться в 92 процентах случаев. Болезни более длительного срока давности плохо поддаются лечению акупунктурой.

В китайских медицинских журналах также сообщалось о лечении аппендицита методом акупунктуры (успех достигался в 92,3 процента из 1202 случаев) и о полном излечении в 39 случаях заболевания астмой. Появлялись многочисленные публикации аналогичного свойства и в Советском Союзе.

В связи с акупунктурой стоит упомянуть о курьезе, хорошо известном в Венгрии, где настоящая книга была впервые опубликована. В 1865 году на венгерском книжном рынке появилось небольшое произведение под заголовком «Бауншайдтизм». Его автор Карл Бауншайдт был машинистом в городе Эдених, а книга была переведена П.М. Сабо. Бауншайдт рекомендовал как врачам, так и пациентам воспользоваться его изобретением, которое он представил как «оживление». «Этот бесстрашный инструмент, – писал он, – состоит из нескольких острых игл, которые вводятся в кожу (практически безболезненная операция) для того, чтобы сделать искусственные отверстия, открывая таким образом естественный выход для всех вредных веществ, которые из-за плохого состояния кожи скапливаются у болезненных участков и наносят вред здоровью». Этот инструмент изображен на иллюстрации; он похож на особый тип кожной иглы, использующейся в Китае сегодня. Судя по изобретению, автору следует поблагодарить комара за то, что он навел его на идею «оживления». Комар укусил Бауншайдта в пораженную ревматизмом руку, которая после этого совсем перестала болеть. Бауншайдт тщательно обозначил подходящие точки введения иглы при различных заболеваниях. К ним относились и точки акупунктуры, известные в традиционной китайской медицине сегодня. Тем не менее открытие вызывает сомнение из-за категорического утверждения автора, что «китайский метод введения игл» не идентичен его собственному.

Сделав такое отклонение от темы, нам остается еще добавить, что акупунктуротерапия может сочетаться и с современными методами лечения и что для терапии используются также электрические иглы (электроакупунктура, гальваноакупунктура). Чжу Лянь поистине стала знаменитой благодаря ее усилиям по развитию и распространению традиционной методики акупунктуры.

Назад Оглавление Далее