Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика Профилактика

5. Скорая психологическая помощь начинающим

Тестируя метод ПСВ, мы столкнулись с тем, что некоторые люди на начальном этапе овладения методом испытывают ряд психологических проблем.

Проблема первая. Человек забывает заниматься. Ему нравятся занятия, он чувствует эффективность тренировок, хочет выполнять СУНы как можно чаще, но забывает о том, что теперь у него есть возможность тренироваться в любых условиях и в любом месте. Причина такой забывчивости – отсутствие привычки.

В психологии привычкой называется «автоматизированное действие, выполнение которого в определённых условиях стало потребностью». Значит, решение проблемы с забыванием заключается в том, чтобы сформировать привычку постоянно получать физические нагрузки. Чтобы вам было легче справиться с этой задачей, мы разработали специальное упражнение, описание которого вы найдёте в Решении 1-2 (см. с. 64).

Проблема вторая. Человек воспринимает любые физические нагрузки как неприятные. Человеку свойственно стремиться к покою, экономии сил и энергии. Эволюционно человек развивался в таких условиях, когда для выживания требовались громадные энергозатраты, поэтому он стремился использовать то немногое время, которое оставалось незанятым, для накопления сил. Условия жизни современного человека сильно изменились, его жизнедеятельность уже не связана с большими физическими нагрузками, а чаще всего – попросту лишена даже самых незначительных нагрузок. Но избегание любой активности, требующей затрат физических сил, осталось, передалось, так сказать, по наследству от далёких предков.

По сути, любая активность требует от человека приложения некоторых усилий. Но только одни действия – привычные – совершаются почти автоматически, не вызывая сильного психологического сопротивления, другие же требуют осознанного волевого контроля и выполняются только по жизненной необходимости и в силу неизбежности наступления неприятных последствий в случае их невыполнения. (Кому нравится каждое утро ходить на работу? А что поделаешь?)

Для преодоления негативных ощущений, связанных с получением физических нагрузок в процессе усвоения метода ПСВ, необходимо, во-первых, осознать жизненную необходимость физических нагрузок для организма и неизбежность возникновения множества заболеваний – в случае их отсутствия. Во-вторых, нужно довести навыки тренировок до автоматизма, тогда вы перестанете воспринимать собственные тренировки как нечто, требующее напряжения. Они просто станут неотъемлемой частью вашей повседневной жизни (примерно, как привычка чистить зубы). В-третьих, когда вы начнёте получать постоянные физические нагрузки, очень скоро вы заметите, что они не только перестали вас раздражать и угнетать, но, напротив, доставляют вам удовольствие. Дело в том, что в организме, получающем постоянные физические нагрузки, активизируются биохимические процессы, которые приводят к выработке гормонов эндорфинов. Это так называемые «гормоны счастья» – морфиеподобные вещества, способствующие возникновению состояния эйфории, только, в отличие от морфия и прочих наркотиков, абсолютно полезные для человеческого организма. Сходство действия эндорфинов с наркотиками обнаруживается в том, что возникает физиологическая потребность в получении всё новых и новых порций этого гормона, заставляющая вас принимать меры, то есть физически нагружать свой организм. Через весьма незначительный период постоянных тренировок вы всё чаще станете испытывать непреодолимое желание заниматься снова и снова.

Специальные исследования показали, что из всех пищевых продуктов, потребляемых человеком, выработке эндорфинов способствует шоколад. Вот почему это лакомство так нами любимо, а не только благодаря его вкусовым качествам. Но, поглощая эти замечательные горько-сладкие плитки, мы получаем не только счастье, но и большое количество углеводов и жиров. Полезного в этом мало. Получая физические нагрузки, можно успешно сочетать полезное с приятным. Вскоре вы с удивлением заметите, что плохое настроение, тревожность и угнетённость покинут вас. Состояние радости и даже лёгкой эйфории, позитивное восприятие мира, оптимистический настрой станут для вас самым обычным делом.

А пока привычка к постоянным занятиям формируется, а гормоны счастья находятся в процессе производства, мы создадим установку на получение положительных эмоций и впечатлений от процесса тренировки. В этом нам снова поможет Решение 1-2 (см. с. 64).

Проблема третья. Человек регулярно и прилежно выполняет СУНы, но не замечает происходящих с ним положительных изменений. Причины этого явления также имеют психологические корни: привычка плохо себя чувствовать, привычка думать о себе как нездоровом, слабом человеке, а также стремление получить мгновенный выдающийся результат – похудеть за одно занятие на 5 кг или полностью излечиться от всех болезней за неделю тренировок. Метод ПСВ таких волшебных мгновенных превращений не даёт. Серьёзные перемены достигаются только в процессе постоянных тренировок.

Следствием такого, на первый взгляд, безобидного невнимания к собственным достижениям могут быть разочарование в эффективности СУНов, сомнения в целесообразности продолжения тренировок, что приведёт к отказу от дальнейших занятий. Что делать?

Для ликвидации этой проблемы мы предлагаем вам воспользоваться «техникой проблемного картирования», описанной в Решении 3 (см. с. 69).

Проблема четвёртая. Человек с удовольствием занимается, находясь в одиночестве, но стесняется тренироваться в присутствии окружающих.

Смущение, которое вы испытываете из-за опасения встретить непонимание со стороны окружающих, психологически оправдано. Всё новое, необычное, непривычное вызывает у людей настороженность и поначалу воспринимается ими в штыки. Стало быть, проблема – в отсутствии информации. Это во-первых.

Во-вторых, каждый человек в своей повседневной жизни выполняет множество разнообразных социальных ролей. На работе вы – начальник отдела, в магазине – покупатель, в кинотеатре – зритель, дома – муж и отец (жена и мать), в общественном транспорте – пассажир, а за рулём собственного автомобиля – водитель. Ваше поведение во многом определяется тем, в какой социальной роли вы находитесь в тот или иной момент времени. В ситуации, когда действия человека не соответствуют его социальной роли, его поведение вызывает недоумение, а порой и негодование окружающих. В самом деле, будет удивительно, если вы начнёте общаться с подчинёнными на работе так, как вы общаетесь, например, дома с родителями, а с сотрудником ГИБДД – как со своим соседом.

В общественном сознании присутствует набор стереотипов, предписывающих определённое ролевое поведение, которое считается «нормальным». Всё, что выходит за рамки такого поведения, выглядит несколько подозрительно. Так, занятия физкультурой воспринимаются «нормальными», если вы находитесь в спортивном зале, фитнес-клубе, на стадионе и т.п. Но тренировка в салоне троллейбуса или в офисе за столом переговоров вызовет, по меньшей мере, недоумение, так как ломает привычные стереотипы. Проблема была решена уже на этапе разработки метода ПСВ, все СУНы, предлагаемые для выполнения на работе, в общественном транспорте или других общественных местах, нарочно задуманы так, чтобы никто не смог обнаружить ваших занятий. Остаётся группа СУНов для домашних занятий. Многие из них также совершенно незаметны окружающим, но, выполняя некоторые другие, вы, скорее всего, озадачите ваших близких. Вряд ли кто-нибудь из домашних почувствует себя хорошо, если однажды утром без каких-либо объяснений вы начнёте ходить по квартире гусиным шагом или «крутить педали», сидя на диване.

Как найти понимание, приобрести союзников среди близких и создать в семье «группу поддержки» вам подскажет Решение 4, описывающее «технику вовлечения» (см. с. 75).

* * *

Упражнения, описанные ниже, вам придётся выполнять только в начальный период изучения метода ПСВ. Когда вы привыкнете регулярно тренироваться, вам не потребуются дополнительные напоминания, поощрения, стимуляция, повышение мотивации и какая-то иная помощь. Двигательные навыки быстро автоматизируются. Созданные психологические установки быстро закрепятся и будут работать в течение длительного времени без вашего вмешательства.

На первом этапе вам придётся потрудиться. Психологические упражнения, пожалуй, самые трудоёмкие из всех, описанных в ПСВ, поскольку требуют работы головой, терпения, отвлечения от прочих дел. И всё-таки, если вы уже столкнулись с типовыми проблемами, которые мы описали, не поленитесь поработать над этими упражнениями. Они того стоят, честное слово. Иначе все ваши усилия могут пойти прахом.

Если же вы не испытываете рассмотренных выше проблем, то можете отказаться от выполнения этих упражнений: в ПСВ нет ничего обязательного. А когда у вас будет свободное время и экспериментаторское настроение, вернитесь к ним и попробуйте, как они работают. Вам понравится.

Решение 1-2

«Установочное упражнение»

Мы разработали специальную технику, которую назвали «Установочное упражнение с использованием мнемогипнотехники «Двойного якоря». С помощью этого упражнения достигается двойной эффект и решаются сразу две из обозначенных нами проблем: как научиться не забывать о тренировках и как преодолеть негативное отношение к физическим нагрузкам.

Нелюбознательные могут сразу переходить к изучению рекомендаций, любознательным расскажем, что стоит за многосложным названием.

Установочным упражнение называется постольку, поскольку с его помощью создаются определённые заданные психологические установки. Упражнение является мнемотехникой, так как включает приёмы, облегчающие запоминание путём образования искусственно созданных ассоциацией, а гипнотехникой – поскольку включает элементы, применяемые в профессиональном психотерапевтическом гипнозе. Таким образом, упражнение осуществляет двойную функцию: напоминания и аутотренинга. В процессе выполнения упражнения мы устанавливаем два типа связей.

1) Условно-рефлекторную связь между зрительным образом собственной руки и началом тренировки. Цель установления такой связи – напоминание о необходимости начать занятия.

2) Ассоциативную связь между процессом тренировки и собственными положительными ощущениями, позитивными мыслями. Цель – ослабить и в дальнейшем полностью ликвидировать отрицательное отношение к физическим нагрузкам, снять негативные эмоции и психологическое напряжение, сопутствующие физическим упражнениям у тех, кто внутренне сопротивляется физическим нагрузкам.

Суть упражнения состоит в том, что с помощью определённых фраз текста – лингвистических формул – мы посылаем в свой мозг набор команд, которые переадресуются им непосредственно органам- «исполнителям» и организму в целом. Образ руки связывается в нашем сознании с упражнениями и сопутствующими мышечными напряжениями. Теперь, когда связь установлена, всякий раз при появлении руки в вашем поле зрения, она служит сигналом к началу тренировки. В данном случае рука служит «якорем» к ситуации тренировки. (Термин «якорь» используется в психотерапевтической практике нейролингвистического программирования. Якорь – то, что закрепляет корабль на определённом месте, «связывает» его с этим местом. Так же образ руки связывает ваши мысли с напряжением мышц, с началом тренировки.)

Мы не случайно выбрали в качестве «якоря» именно зрительный образ руки. Это такой «объект», который мы всегда «носим с собой» и, кроме того, руки чаще всего попадают нам на глаза, чем бы мы не занимались. Поскольку вам необходимо выработать привычку заниматься постоянно, то чем чаще вы будете вспоминать об этом, тем лучше.

Прежде, чем вы перейдёте к выполнению упражнения, прочтите рекомендации и инструкции по выполнению.

Общие рекомендации

Будет полезно, если при выполнении установочного упражнения вы воспользуетесь готовым вариантом текста, который мы разработали. Текст этот довольно длинный и может показаться сложным для запоминания. Заучивать его наизусть и воспроизводить слово в слово не обязательно. Можно изменять, сокращать его и пересказывать своими словами близко к тексту. Можно сконструировать и свой собственный индивидуальный текст. Имейте в виду, что при разработке нашего варианта текста были использованы некоторые специальные приёмы, применяемые в профессиональной психотерапии, о которых в двух словах не расскажешь. Поэтому, если вы хотите разработать свой текст самостоятельно, учитывайте рекомендации, данные ниже в разделе «Рекомендации по построению собственного текста».

Можно поступить иначе. Заранее надиктуйте предлагаемый нами готовый вариант текста на магнитофон или диктофон и используйте эту запись во время выполнения упражнения.

Текст установочного упражнения, можно произносить вслух или про себя. Используете ли вы готовый вариант или свой собственный, произносите текст от первого лица. Постарайтесь произносить текст так, чтобы ритм речи совпадал с ритмом вашего дыхания, это позволит добиться лучшего соответствия между словами и собственными внутренними ощущениями.

Рекомендации по построению собственного текста

Если вы решили использовать для установочного упражнения свой вариант текста, прежде всего, прочтите разработанный нами готовый текст. Обратите внимание на его структуру, взаимосвязи между отдельными фразами, смысловые переходы и ключевые слова. Постарайтесь учесть эти принципы при разработке собственного варианта.

Обязательно используйте в своём варианте ключевые слова и фразы, выделенные в тексте. Именно с их помощью создаются нужные психологические связи и установки, поэтому их нужно выучить наизусть и использовать в разработанном вами тексте аутотренинга как готовые формулы, без изменений.

Фразы должны быть по возможности простыми и короткими.

Чаще употребляйте личные местоимения: я, мне, моё, меня, мои и т.д.

Важно! Всегда употребляйте слова только с положительным значением, например «я расслаблен», «мне легко», «я здоров» и т.д. и никогда не используйте слова с отрицательным значением: «я не напрягаюсь», «мне не сложно», «у меня не болит» и т.д.

Последовательно перечисляйте то, что имеет отношение: к руке, к телу в целом, к мышцам, к сердцу, к другим внутренним органам, к психологическому состоянию. Начинайте с ощущений – зрительных, тактильных – связанных с рукой. Далее порядок перечисления значения не имеет.

Добавьте от себя то, что наиболее актуально именно для вас, например, если болит спина, можно сказать: «мой позвоночник выздоравливает, он становится гибким, прочным, сильным» и т.д.

Говорите о том, что можно реально почувствовать, не придумывайте «для красоты» сложных для собственного восприятия образов вроде «я свободен, как ветер». Хотя, конечно, если вам доподлинно известно, как ветер ощущает свободу, то можно и так.

В общем, творите себе на здоровье. А когда ваш текст будет готов, прочтите ещё одну коротенькую инструкцию внизу и приступайте к выполнению упражнения.

Инструкция по выполнению установочного упражнения

Шаг 1. Начинайте выполнять СУНы. Выбор СУНов, порядок выполнения, частота повторов одного СУНа значения не имеют. За время аутотренинга нужно выполнить несколько разных СУНов.

Шаг 2. Не прерывая тренировки, зафиксируйте взгляд на своей руке (правой – для правшей, левой – для левшей). Важно! В дальнейшем при каждом новом сеансе используйте для закрепления связей всегда только одну и ту же руку.

Шаг 3. Продолжая тренировку и не отрывая взгляда от руки, произносите текст аутотренинга. Если вы сделали аудиозапись, включите её и повторяйте текст синхронно записи. Постарайтесь максимально сконцентрировать внимание на своих ощущениях, добивайтесь, чтобы они соответствовали тому, что вы говорите.

Шаг 4. Продолжайте тренировку после окончания установочного упражнения ещё какое-то время. Важно, чтобы окончание психологического тренинга не становилось сигналом к прекращению физической тренировки, этого необходимо избежать.

Готовый вариант текста установочного упражнения

«Я смотрю на свою руку и одновременно тренируюсь. И каждый раз, когда я увижу свою руку, я буду тренироваться. Я вижу кисть своей руки. Вижу кожу на руке, вижу линии и чёрточки на коже. В то время, как я их вижу, я тренируюсь.

Я вижу свои пальцы: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Вижу фаланги пальцев, вижу складки там, где фаланги соединяются. Я вижу розовые ногти на пальцах. Тогда, когда я вижу их, я одновременно тренируюсь. Мои пальцы могут совершать множество разных движений. В пальцах нет мышц, и всё же они могут двигаться. Потому что они связаны с мышцами руки. Все в моём теле связано друг с другом.

Я вижу свою руку и знаю, что она принадлежит мне. Я вижу запястье своей руки. И если я вижу свою руку, то начинаю тренироваться. Я могу видеть своё предплечье, локоть, плечо. Я смотрю на них, продолжая тренировку. Я знаю, что могу управлять своей рукой. Я – хозяин своей руки. И моя рука – это часть моего тела, часть меня самого.

Я – хозяин своего тела. Моё тело подчиняется мне. Оно служит мне. Оно слушается меня. Я могу управлять своим телом и могу позаботиться о нём. Я хочу, чтобы моё тело доставляло мне удовольствие. Я хочу иметь здоровое, крепкое, сильное, красивое тело. Я тренирую своё тело, чтобы быть здоровым. Я могу почувствовать силу. Я могу управлять своим самочувствием. И я тренируюсь, чтобы чувствовать себя хорошо. Тогда, когда я тренируюсь, я приношу большую пользу своему телу. Мне нравится так заниматься. Это легко, приятно и естественно. Я получаю удовольствие от своих ощущений. И моё тело наливается силой с каждой минутой тренировки.

Я тренирую свои мышцы и я ощущаю, как они напрягаются. Это приятное напряжение. Я могу почувствовать, как работают мои мышцы, они подчиняются мне. Я могу управлять своими мышцами. И когда я вижу свою руку, я могу напрягать и расслаблять свои мышцы так, как мне нравится. Мои мышцы тренируются, когда я напрягаю их. Они отдыхают, когда я их расслабляю. Они набирают силу. Мои мышцы постепенно становятся больше, мощнее. Они отлично выполняют свою работу.

Во время тренировки моё сердце активно работает. Моё сердце бьётся в хорошем ритме. И когда я вижу свою руку и тренируюсь, я могу почувствовать ритм своего сердца. Оно бьётся ровно. Моё сердце работает для меня. Я хочу позаботиться о нём. Моё сердце – самая главная мышца. Я тренирую её. Упражнения, которые я сейчас делаю, очень полезны для моего сердца. Тренируясь, я помогаю своему сердцу быть здоровым. Моё сердце становится крепче, выносливее, сильнее. Оно отлично качает кровь ко всем моим органам.

Все мои внутренние органы работают хорошо. Когда я тренируюсь, все мои органы начинают работать лучше. У меня налаживается обмен веществ. И я избавляюсь от лишнего жира. Все мои органы оздоравливаются в процессе тренировки. Теперь им легко работать. Тренируясь, я оказываю помощь всему своему организму.

Когда я упражняюсь, моё дыхание спокойное. Я дышу свободно, ровно и легко. Когда я дышу, я могу почувствовать подъём и опускание своей грудной клетки. Моё дыхание поверхностно. Я получаю столько воздуха, сколько мне нужно. И когда я вижу свою руку, я могу испытать удовольствие от своего дыхания. Хорошее дыхание необходимо мне для моего хорошего самочувствия. Я тренирую свои лёгкие. Теперь мои лёгкие работают отлично.

В то время, когда все мои органы работают, как хорошо отлаженный механизм, я испытываю радость. И моё хорошее настроение связано с моими ощущениями во время тренировок. Я активен. Мне нужна эта активность. Я получаю удовольствие от своих ощущений. И тогда, когда мои мышцы напряжены, мои нервы расслаблены, моё душевное состояние спокойное. Моя голова ясная. Мой мозг отлично работает. Мне легко думать. Меня посещают интересные и приятные мысли. Я испытываю большое удовольствие от своих мыслей. И я думаю, что я помогаю своему организму тем, что тренируюсь. И это правда. Поэтому я чувствую себя отлично. Я получаю удовольствие от всего, что меня окружает. Мне всё даётся легко. Я получаю нужную мне энергию. Теперь я могу справиться со многими вещами. Я легко и естественно делаю всё, что нужно делать. Мне это нравится. Я свободен. Я могу делать то, что хочу. Я чувствую, что всё в моих руках. И если я вижу свою руку, то каждый раз это именно так.

И когда я перестаю смотреть на свою руку, то продолжаю заниматься. И продолжаю чувствовать всё, что чувствовал, когда видел свою руку. И теперь каждый раз, тренируясь, я буду чувствовать всё то, что я чувствовал сейчас, пока смотрел на руку».

Для того чтобы необходимые связи прочно закрепились, необходимо провести несколько сеансов установочного упражнения. Оптимальное количество повторов 5-7, по одному сеансу в день, желательно без перерывов. Впрочем, строгих требований по количеству сеансов не существует. Чувствуете, что желаемый результат достигнут раньше – можете отказаться от установочного упражнения. А если вам настолько понравятся ощущения, связанные с этим аутотренингом, что время от времени вы захотите выполнять его просто ради собственного удовольствия, это только приветствуется.

Решение 3.

«Техника проблемного картирования»

Техника предназначена для решения такой проблемы, когда человек, занимающийся по системе ПСВ, не замечает улучшений, происходящих с ним, вследствие чего теряет мотивацию к продолжению занятий.

Цель этого упражнения заключается в том, чтобы вы увидели собственными глазами свою динамику, те промежуточные результаты, которые с каждым разом всё больше приближают вас к желанной цели. Каждая изменившаяся в нужном направлении цифра в столбцах «контрольный результат» – это ваше личное достижение, ваша персональная победа. Каждая такая победа будет для вас самым мощным стимулом для продолжения занятий. Более того, вы начнёте получать удовольствие от самого процесса тренировок, когда увидите, как именно они делают вашу жизнь лучше.

Шаг 1. Для работы с этой техникой понадобится специальная таблица – проблемная карта. Подготовьте бланк таблицы. Возьмите чистый лист бумаги, линейку, карандаш, ручку. Удобно использовать сдвоенные тетрадные листы или бумагу альбомного формата (А4).

Положите лист горизонтально и расчертите бланк по образцу на табл. 1. Если есть желание и возможность, подготовьте таблицу на компьютере.

Таблица 1. Образец бланка проблемной карты

Мои проблемы на «__»____________________200__ г. дата / контрольный результат моя цель

Шаг 2. Заполняем первую колонку проблемной карты.

Прежде всего, в «шапке» под словами «Мои проблемы» впишите текущую дату. Это важно! Сегодняшний день станет контрольной точкой отсчёта.

Вспомните и перечислите в левой колонке те проблемы со здоровьем, которые вас беспокоят чаще всего и которые можно измерить в каких-либо объективных количественных единицах. Опишите вашу проблему в конкретных чётких цифрах, раскройте общие описания. Пишите, например, не просто «лишний вес», а «мой вес 87 кг, лишние – 12 кг»; не просто «я толстый», но «большой живот ____________________ см»; не просто «тахикардия», а «частота сердечных сокращений ____________________ ударов/минуту»; не просто «гипертония», а «высокое давление180/140 мм». (Вы спросите, какие значения писать, если они часто меняются? Возьмите такие значения, при которых вы плохо себя чувствуете.)

Перечисляйте проблемы списком, ставьте рядом для удобства порядковый номер. Не спешите, постарайтесь упомянуть всё, что имеет для вас значение. Если вы вспомните что-то позднее, это можно будет дописать в конце таблицы. Порядок перечисления значения не имеет, мы придерживаемся его только для того, чтобы сохранить логику разъяснения. При необходимости таблицу можно достраивать, даже непосредственно в процессе её использования (см. табл. 2).

Шаг 3. Когда все «измеряемые» проблемы выписаны, переходите к перечислению своих проблем, связанных с самочувствием, которые оценить в цифрах сложно или невозможно, например, «боли в спине», «одышка», «головные боли», «гастрит», «заболевания кожи», «слабые и вялые мышцы», «сердечная аритмия» и т.д. Выписывайте их также в столбец «Мои проблемы». Под каждой из таких «неизмеряемых» проблем нарисуйте шкалу субъективных оценок. Шкала субъективных оценок представляет собой горизонтальную линию, разделённую на пять равных по длине отрезков. Пронумеруйте деления шкалы, обозначив начальное деление цифрой «0», следующее – цифрой «10», затем – «20» и т.д. Последнему делению присваивается значение «50». Таким образом, мы получаем пятидесятибалльную шкалу, состоящую из пяти делений с ценой каждого деления 10 баллов, где «0» означает, что названная проблема отсутствует, а «50» – проблема выражена максимально и наиболее актуальна для вас.

Шаг 4. Постарайтесь оценить каждую из обозначенных вами проблем в баллах по шкале субъективных оценок. Остановитесь на каждом пункте вашего списка. Подумайте, как часто вам приходится сталкиваться с каждой названной проблемой? Как сильно она проявляется? Насколько остро вы реагируете на неё? Какое влияние она оказывает на вашу жизнь? Насколько значимо для вас избавление от неё и т.д.? Ответив для себя на эти и подобные вопросы, вы сумеете оценить каждую проблему в субъективных единицах. Оцените своё актуальное состояние на текущий момент времени относительно каждой проблемы. Припишите каждой проблеме определённое значение баллов от 0 до 50 в соответствии с вашими личными ощущениями. Цветной ручкой или карандашом отметьте на шкале субъективных оценок точку, в которой вы находитесь в данный момент в отношении к данной проблеме и подпишите под ней соответствующее количество баллов.

Таблица 2. Пример подготовки проблемной карты

Мои проблемы на «__»____________________200__ г. дата / контрольный результат я хочу иметь

Большой вес: 87 кг вес 75 кг

Большой живот: объём: 150 см объём: 80 см

Толстые руки: объём: 40 см объём: 25 см

Высокое артериальное давление: 180/140 мм давление: 130/90 мм

....

Проблема слабых мышц

Боли в спине

Одышка

Сердечная аритмия

Головные боли

Нездоровая кожа

Боли в желудке

Вялость и слабость

Раздражительность

Неуверенность в себе

....

Шаг 5. Подумайте, какие проблемы психологического плана беспокоят вас часто, регулярно или время от времени. Какие индивидуальные психологические особенности, черты характера, присущие вам, заставляют вас испытывать чувство внутреннего дискомфорта или приводят к конфликтам с окружающими. Возможно, у вас безо всяких видимых причин бывает плохое настроение? Может быть, вы чувствуете недостаточную уверенность в себе, собственных силах? Вы излишне раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, болезненно чувствительны? Вас не замечают, не ценят окружающие, не считаются с вами? Вспомните свои затруднения подобного плана и выпишите их в колонку «Мои проблемы» так, как вы это делали, описывая свои проблемы со здоровьем. Под каждой проблемой создайте пятидесятибалльную шкалу субъективных оценок и оцените каждую проблему в баллах, как вы это сделали раньше. Отметьте на шкалах соответствующие значения.

Теперь, когда все проблемы перечислены и прошкалированы, расчертите горизонтальные линии, чтобы получились строки. Так будет удобнее работать с таблицей.

Шаг 6. Перейдём к заполнению правой колонки проблемной карты. Мы назвали её «Моя цель» («Я хочу иметь»). Это – шкала постановки целей. В обобщённом виде вами может быть сформулирована, например, такая цель: «Я хочу выздороветь». Вам необходимо конкретизировать – как именно вы хотите выздороветь? Ответ «Чтобы ничего не болело» вызывает следующий вопрос: «Что болит сейчас?». Взгляните на левую колонку «Мои проблемы», которую вы уже заполнили. Тем самым вы осознали и визуализировали свои проблемы, сделав их наглядными, вы определили свою проблемную область. Оценивая свои проблемы по шкале субъективных оценок, вы руководствовались определёнными критериями (частота, интенсивность, значимость и т.д.). Теперь, опираясь на эти и другие (решите самостоятельно, какие именно) критерии оценки, ответьте на вопрос: «Как вы узнаете, что выздоровели?» (Например, боли стали беспокоить редко и/или стали не такими острыми и т.п.) Определите, к какому результату относительно каждой проблемы вы стремитесь? Где, в какой точке на шкале субъективных оценок вы хотели бы оказаться? Решить проблему полностью? Хотя бы немного продвинуться в сторону нулевой отметки? Может быть, какие-то проблемы из числа обозначенных не слишком значимы для вас, и можно оставить их, как есть?

Чрезвычайно важно, чтобы вы сами как можно более чётко определили, чего вы хотите достигнуть, и ясно представили, что должно произойти с вами в результате ваших занятий ПСВ. Поставьте цели, к которым вы будете стремиться, сформулируйте их для себя по возможности конкретно, опишите их в цифрах – для измеряемых проблем и в баллах субъективных оценочных шкал – для «неизмеряемых». Напротив каждой проблемы, записанной в левой колонке, впишите в правую колонку желаемый результат. Для большей наглядности можно напротив каждой из обозначенных в левой колонке «неизмеряемых» проблем нарисовать в правой колонке точно такую же пятидесятибалльную шкалу субъективных оценок и обозначить на ней те значения, к которым вы стремитесь.

Очень важно ставить реальные цели. Если вы имеете вес 115 кг, то едва ли за короткое время добьётесь его снижения до 60 кг. Если в течение многих лет страдаете гипертонией, через пару недель тренировок давление не станет таким, как у космонавта и т. д. Будьте реалистами, иначе вы рискуете испытать разочарование, а ведь именно этого мы стараемся избежать, занимаясь проблемным картированием.

Еще одно важное замечание относительно постановки целей. Формулируя цели, а затем, оценивая результаты, необходимо учитывать их комплексно. Например, не стоит ставить цель «быстро сбросить вес», не обращая внимания на такую характеристику, как соотношение жирового и мышечного компонентов. В результате занятий ПСВ ваш вес будет неуклонно снижаться, однако, возможно, не так быстро, как вам бы того хотелось. Если вас это встревожит, обратите внимание в первую очередь не на количество потерянных килограммов, а на изменение объёмов талии, рук, ног. Посмотрите на себя объективно: ваше тело стало более подтянутым? Мышцы приобрели упругость? Значит, вы движетесь в нужном направлении, ваши жировые отложения трансформируются в мышечную массу. Поскольку мышечная ткань значительно тяжелее жировой, вес снижается достаточно медленно. Но, послушайте, разве дело в количестве потерянных килограммов? Главная цель занятий ПСВ – обретение здоровья и избавление от проблем. Избавляясь от жира и укрепляя мышцы, вы решаете множество проблем со здоровьем и становитесь сильным, крепким, выносливым и привлекательным. Вот почему так важно хорошо обдумать и правильно сформулировать цели своих занятий. Поэтому мы уделяем технике «Проблемного картирования» столь значительное внимание.

Шаг 7. Составляя таблицу, вы проделали самую тяжёлую, сложную, кропотливую и малоприятную работу. Дальше вы будете лишь приятно удивляться и получать удовольствие в процессе её использования.

Отложите таблицу и ежедневно занимайтесь по методу ПСВ. Вернитесь к таблице спустя пять-семь дней.

Шаг 8. В верхней ячейке первого вертикального столбца поставьте дату контроля (текущее число).

Измерьте количественные показатели параметров, записанных вами при подготовке таблицы (вес, давление и т.д.). Запишите их значения в столбец, помеченный сегодняшней датой напротив проблем, указанных в левой колонке «Мои проблемы» (см. табл. 3).

Таблица 3. Пример заполнения проблемной карты

Мои проблемы на «__»____________________200__ г. дата / контрольный результат я хочу иметь

5.09.04 14.09.04

Большой вес: 87 кг 84 кг 80 кг вес 75 кг

Большой живот: объём: 150 см 143 см 136 см объём: 80 см

....

Мышцы слабые 42 бал. 35 бал.

....

Подумайте о проблемах, не имеющих количественного значения, которые вы оценивали по пятидесятибалльной шкале. Не спешите, вспомните, насколько часто, как сильно вас беспокоят эти проблемы. Как вы оцениваете, что-то в вашем состоянии изменилось с того дня, когда вы составили таблицу? В какую сторону произошли изменения? Насколько значимо это теперь для вас?

Оцените своё состояние по каждой из обозначенных проблем по пятидесятибалльной шкале и впишите число, обозначающее количество баллов, в «сегодняшний» столбец. Обозначьте на шкале цветной ручкой (карандашом) точку, которая соответствует вашей сегодняшней оценке (этот приём позволяет более чётко визуализировать свои результаты и наблюдать положительную динамику, что служит хорошей мотивацией к продолжению занятий).

Вероятнее всего, вашим желанием – вполне естественным! – станет стремление сверять свои показатели как можно чаще. Не советуем делать это чаще одного раза в 5-7 дней. Отсутствие впечатляющих мгновенных результатов может вас огорчить. Ещё раз повторим, что ПСВ даёт отсроченный по времени результат. Поэтому делайте контрольные замеры регулярно, но не слишком часто.

Не обязательно проводить контроль через равные промежутки времени. Просто всегда фиксируйте дату проведения контроля. Это имеет значение, поскольку вы наглядно видите, в какие периоды тренировок происходят те или иные изменения. Мы уверены, что эти перемены станут для вас наилучшим стимулом продолжать занятия ПСВ.

Решение 4.

«Техника вовлечения»

Итак, вы освоили СУНы ПСВ. Занятия приносят заметную пользу и доставляют вам удовольствие. Единственное, что отравляет это удовольствие – ощущение неловкости от выполнения некоторых СУНов в присутствии окружающих. Есть совсем простой способ избежать любого непонимания со стороны посторонних наблюдателей – выполнять только те СУНы, которые легко сохранить от них в секрете. ПСВ – очень гибкая система, которую можно приспособить к любым условиям. Те СУНы, которые прилюдно вы стесняетесь выполнять, можно исключить из своей индивидуальной программы тренировок или выполнять их только тогда, когда вы остаётесь в одиночестве. В общем, это тоже выход. Особенно он подходит тем, у кого чересчур сложные, напряжённые отношения в семье.

Если ваши отношения с ближайшим окружением сложились достаточно благополучно, есть смысл использовать другой, гораздо более продуктивный способ. Как уже говорилось, проблема имеет две главные причины: недостаток информации и поведенческие стереотипы людей. Объясните вашим близким, чем вы занимаетесь, зачем и почему. Понимание людьми причин ваших действий сделает их обычными, а со временем – привычными и естественными. Ни у кого же не вызывают удивления занятия кем-то из домашних обычной утренней зарядкой! А вот пара несколько более радикальных примеров. Некоторые в целях укрепления здоровья бегают на улице по утрам. Никто не показывает на них пальцем, да и вовсе не обращает внимания, хотя, пожалуй, ещё несколько десятилетий назад вид человека в майке, кружащего по зимнему парку, вызывал недоумение прохожих. Что уж говорить о «моржах» или приверженцах системы П. Иванова «Детка», гуляющих босиком по снегу или опрокидывающих на себя ведро воды на лютом морозе! Теперь, когда всем известны и понятны мотивы поведения этих людей, оно воспринимается как вполне обычное. Причины отношения одних людей к поступкам других кроются в моделях поведения, принятых в обществе, в социальных поведенческих стереотипах, которые и становятся критерием определения нормы поведения. Знание о том, что то или иное поведение приводит к тем или иным результатам задаёт новую поведенческую модель и, если её цели являются социально приемлемыми и одобряемыми – как, например, стремление быть здоровым – такая модель позитивно воспринимается обществом и становится нормой. Более того, узнавая о том, каких результатов добиваются люди, использующие те или иные методы оздоровления, многие становятся их последователями. В живой природе в целом, не только среди людей, самым распространённым методом научения является подражание. Глядя на вас, ваши близкие, возможно, очень скоро захотят к вам присоединиться.

Если вы занимаетесь ПСВ хотя бы в течение нескольких недель, вы уже смогли ощутить какие-то из многочисленных положительных эффектов, которые дают занятия: вы чувствуете себя лучше, чем прежде; появился хороший жизненный тонус, хорошее настроение преобладает над плохим, вы стали энергичнее, меньше устаёте… В ваших силах помочь вашим близким обрести здоровье, почувствовать радость жизни. Если они ещё не увлеклись занятиями ПСВ, помогите им. Расскажите о методе ПСВ, дайте прочитать книжку, покажите некоторые СУНы. Объясните, что если их проблемы со здоровьем и отличаются от ваших, всё же занятия ПСВ помогут им решить и их собственные проблемы, поскольку метод направлен на оздоровление организма в целом и комплексное решение проблем и физиологического, и психологического планов. Покажите близким свою проблемную карту с результатами, пусть они наглядно увидят динамику происходящих с вами в результате занятий позитивных изменений. Это крайне важно: именно проверив, как что-либо работает, люди принимают решение о необходимости или бесполезности этого «чего-то» для себя лично. Проведите с близкими сеанс установочного аутотренинга с применением техники «Двойного якоря», выступая в роли «психотерапевта», читающего текст. Поменяйтесь ролями, пусть кто-то из ваших родных поможет вам провести сеанс, читая текст для вас. Попросите родных как можно чаще напоминать вам о необходимости тренироваться (это нужно не столько для вас, если вы применяли мнемотехнику, сколько для них: необходимость напоминать вам о занятиях заставит их самих помнить об этом). Можно устроить внутрисемейное соревнование – сравнивайте время от времени результаты, которые вы отмечаете в ваших проблемных картах. Старайтесь почаще подчёркивать, как важны для вас занятия ПСВ, какую пользу они приносят здоровью, как вы хотели бы, чтобы ваши близкие, как и вы, занимались укреплением своего здоровья.

Как бы банально это не звучало, близким необходимо говорить о том, что они вам дороги, любимы, что вы желаете им добра и благополучия. Часто в суете повседневных забот мы забываем уделять самым родным и дорогим для нас людям простое человеческое внимание, дарить им душевное тепло, говорить добрые слова. «К чему об этом говорить, им и так должно быть понятно, как я к ним отношусь, я ведь очень многое делаю для них», – скажете вы. И всё-таки… Порой нам всем очень не хватает нескольких простых слов о самом главном, а ведь они способны творить чудеса. Скажите вашим родителям, сестре, брату, мужу, жене, детям: «Для меня очень важно, чтобы ты был здоров! Пожалуйста, займись ПСВ, это просто. А я тебе помогу», – и, возможно, они станут заниматься потому, что поймут и поверят, что для вас это действительно важно. А вы будете счастливы тем, что сумели помочь им.

Ежедневные занятия по методу ПСВ позволяют в течение достаточно короткого периода комплексно решать практически любые проблемы, касающиеся здоровья – физического и психического. Аксиома: физиология и психология человека неразделимо связаны друг с другом. Вот почему мы утверждаем, что добившись значительного улучшения собственного физического самочувствия, вы также решите большинство своих проблем психологического плана, избавитесь от комплексов, скверного настроения, низкой самооценки, неадекватного уровня притязаний и т.д. Конечно, если вы страдаете, например, от слишком низкого роста или пигментных пятен на лице, непосредственно от этих (или других) недостатков внешности никакие СУНы вас не избавят, но опосредованно, позитивно воздействуя на вашу психику в целом, ПСВ решает и такого рода проблемы. Ведь степень актуальности проблем внешнего вида человека для него самого напрямую зависит от самовосприятия человека, отношения к самому себе. Чем больше закомплексован человек и чем меньше уверен в себе, чем значительнее превалирует негатив в отношении к себе, тем более остро его беспокоят вопросы собственной внешности. Для здорового, жизнерадостного, уверенного в себе и в своих возможностях человека проблемы внешности перестают доминировать в жизни, постепенно они уходят на второй план, затем вовсе теряют свою значимость.

Происходящие с вами перемены неизбежно отразятся и на ваших взаимоотношениях с окружающими. Не секрет, что конфликтность как черта характера часто связана с высоким уровнем невротизации. Если человек постоянно недоволен собой, взвинчен, напряжён, подавлен, балансирует на грани нервного срыва, достаточно малейшего повода, чтобы вывести его из себя. Восстановление психологического равновесия, внутреннего спокойствия, оптимистичности непременно влечёт за собой снижение личностной конфликтности.

Человек, неуверенный в себе, страдающий от собственной мнимой «неполноценности», обременённый различными психологическими комплексами, всегда испытывает трудности во взаимоотношениях с окружающими. Выражается это по-разному, но напряжение в межличностных отношениях испытывает прежде всего сам «носитель» комплексов, ну и окружающим частенько от них «достаётся». Решение серьёзных личностных проблем, проблем социальной адаптации, межличностных отношений и т.д. выходит за рамки задач ПСВ. Психологические проблемы требуют работы с психологом, психотерапевтом. Тем не менее, метод ПСВ содействуют решению многих психологических проблем.

Приобретая уверенность в себе, человек преображается. Изменение походки, осанки, взгляда, мимики, жестикуляции – внешние проявления происходящих перемен. С уверенностью приходит и внутренняя свобода, и раскрепощённость. Позитивная энергия, которая исходит от психологически и физически благополучного, здорового человека, уважительно и доброжелательно относящегося к самому себе и другим, привлекает окружающих, а вот недоброжелателей заставляет держаться от него подальше.

Занятия ПСВ позволяют обрести не только совершенную, с эстетической точки зрения, фигуру (что уже само по себе способствует более позитивному самовосприятию), но меняют психологию человека в целом. Вы себя прекрасно чувствуете – это не может не отразиться на вашей внешности; вы в оптимистичном настроении – это притягивает окружающих; вы ощущаете себя физически сильным и крепким – это придаёт вам уверенности в себе; вы нашли в себе силы и волю, заставили себя заниматься – это позволяет вам уважать себя и гордиться собой; вы добились значительных результатов в тренировках – это стимулирует вас ставить новые цели (и не только в занятиях ПСВ!) и достигать их.

* * *

Совершенствование физической и психической жизни человека – главная цель метода ПСВ. У вас появилась уникальная возможность ставить свои, актуальные именно для вас, цели и достигать их с помощью метода ПСВ.

Желаем вам здоровья, радости жизни и успехов в достижении ваших целей!

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы