aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика

Гимнастика и массаж для школьников | Детский массаж

Особенности гимнастики для детей школьного возраста

Гимнастика для детей школьного возраста должна включать в себя специально подобранные упражнения, которые способствуют общему развитию и укреплению молодого организма. Проводить занятия рекомендуется систематически. При этом качественно улучшается работа жизненно важных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной, укрепляется опорно-двигательный аппарат ребенка, качественнее происходят обменные процессы между организмом и внешней средой. Гимнастика способствует общему укреплению мускулатуры, отдельных мышц и суставов, формированию правильной осанки ребенка.

В школьную спортивную программу входят элементы общеразвивающей, спортивной и прикладной гимнастики. Общеразвивающая гимнастика подразделяется, в свою очередь, на гигиеническую, ритмическую, или аэробику, и атлетическую гимнастику. Спортивная гимнастика – это художественная гимнастика и акробатика. К прикладной гимнастике относится производственная, военная и лечебная гимнастика. Все это многообразие видов гимнастики включено в понятие «физическая культура и физическое воспитание школьников».

Гимнастические занятия для детей школьного возраста качественно отличаются от гимнастики для детей дошкольного возраста. Причем гимнастика, предназначенная для детей младшего школьного возраста (от семи до десяти лет), в свою очередь, отличается от гимнастики для детей средних (десять-четырнадцать лет) и старших классов (пятнадцать-семнадцать лет).

Дети младшего школьного возраста имеют еще не сформированную костно-мышечную систему. Их тело очень подвижно и обладает хорошей гибкостью. От вынужденного длительного сидения за партой и дома за уроками школьники часто приобретают искривления позвоночника, нарушается их осанка. Поэтому весь комплекс упражнений гимнастики для детей младшего школьного возраста направлен на поддержание и формирование их осанки и носит большей частью игровой характер: в комплекс включаются различного рода перестроения, упражнения с мячами и обручем, лазания, прыжки, бег, упражнения на равновесие, а также танцевальные и акробатические упражнения. Эти упражнения дети выполняют с большой охотой.

Средний школьный возраст отличается тем, что в этот период у ребенка начинается половое созревание. Его костная система растет быстрыми темпами, а мышечная ткань не успевает за ней. Ребенок постоянно устает даже от незначительных физических нагрузок, в это время у него нарушается координация движений. Поэтому гимнастика для детей среднего школьного возраста должна включать более сложные упражнения. Причем гимнастические упражнения для девочек и мальчиков подбираются различные. Упражнения для девочек этого возраста должны включать в себя элементы на гибкость и подвижность, то есть элементы художественной гимнастики, тогда как упражнения для мальчиков-подростков – это силовые упражнения с использованием различных спортивных снарядов и оборудования.

В старшем школьном возрасте, когда процесс формирования организма практически завершен, гимнастические упражнения должны носить характер подготовки молодых людей к взрослой жизни и труду. Для девушек-старшеклассниц подбираются упражнения, формирующие женский организм, организм будущей матери, а для юношей – гимнастические упражнения, помогающие им подготовиться к трудовой деятельности и службе в армии.

При подборе комплекса упражнений для гимнастики для детей разного возраста необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей, и особенно уровень их здоровья.

Детям с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы необходимо подбирать специальные комплексы. В них должны входить исключительно упражнения, способствующие общему укреплению молодого организма, нормализующие работу сердца и органов кровообращения или дыхания. Эти упражнения должны обеспечивать поддержание детского организма в рабочем состоянии и предупреждение различного рода осложнений. Эти упражнения составляют так называемую лечебную гимнастику.

Выполнять гимнастические упражнения лучше всего в специальной спортивной форме и обуви. После занятий гимнастикой необходимо принять душ или посетить баню или сауну, с тем, чтобы привести в порядок тело, очистить его от пота и иных продуктов выделения.

Массаж для детей школьного возраста

Массаж детям школьного возраста осуществляется с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и здоровья ребенка. При этом используются основные приемы общего массажа. Движения рук массажиста должны быть более энергичными и сильными при массировании мальчиков и юношей, тогда как массаж девочек и девушек должен быть более щадящим. Все движения рук массажиста должны идти от периферии к центру массируемого органа.

Массаж детям школьного возраста проводится по общим правилам. В зависимости от типа кожи подбирается крем (при сухой или нормальной) или тальк (при жирной коже).

Начинается массаж с поглаживания поверхности массируемого участка кожи. Поглаживание проводится по общим правилам (смотри выше). Каждый следующий прием и массаж в целом также завершаются поглаживанием.

Растирания производятся пальцами, ладонями, кулаками в зависимости от массажируемого органа и площади его поверхности. Оно чередуется с поглаживанием.

Разминание осуществляется одной или двумя руками и может быть непрерывным или прерываться и чередоваться с поглаживанием.

Для вибрации участков тела можно использовать движения рук, направленные на колебание и дрожание тела. Это могут быть различного рода похлопывания, потряхивания, сотрясения и подталкивания. Для массажа для детей школьного возраста можно использовать массажеры. Начинается вибрация с медленных движений, но скорость и амплитуду колебания участков тела постепенно увеличиваются. Заканчивается массаж поглаживанием.

После массажа тело ребенка тщательно обтирается полотенцем и укрывается теплым одеялом, пледом. Это позволит избежать быстрого охлаждения расслабленного и разгоряченного тела ребенка. За массажем может последовать непродолжительный сон, что будет способствовать общему укреплению и отдыху молодого организма.

Назад Оглавление Далее