aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика

Гимнастика и массаж в дошкольном возрасте | Детский массаж

Уход за ребенком дошкольного возраста

Дошкольным считается возраст ребенка от трех до семи лет. В этот период организм ребенка продолжает расти и развиваться. Двигательная активность его сильно возрастает, а движения становятся свободными и осознанными. Кожный покров значительно утолщается. Кожа становится более эластичной и устойчивой к различного рода воздействиям: механическим, климатическим, хотя переохлаждается ребенок в этом возрасте гораздо чаще взрослых.

Причина этого заключается в том, что площадь поверхности кожи у ребенка дошкольного возраста гораздо больше площади поверхности взрослого человека в пересчете на один килограмм веса. Соответственно, большая поверхность больше подвержена переохлаждению или, напротив, перегреванию. Именно поэтому дошколята часто болеют острыми респираторными заболеваниями. В этот период у родителей возникает проблема – как уберечь своего малыша от многочисленных заболеваний, которые подстерегают его в детском саду, на улице и дома.

Именно поэтому ребенка дошкольного возраста необходимо закаливать. В качестве закаливания могут быть использованы водные и воздушные процедуры (обтирания и обливания, ванны и тому подобное) и, конечно же, физические упражнения, спортивные развлечения, утренняя гимнастика и массаж. В сочетании эти процедуры помогут сохранить здоровье ребенка, укрепить и закалить его организм, а следовательно, выработать устойчивый иммунитет перед различного рода заболеваниями.

Прежде чем перейти к гимнастике и массажу, необходимо остановиться на правильном уходе за детьми и их режиме дня. Ведь физические упражнения и массаж не могут быть полезными, если ребенок не будет соблюдать санитарно-гигиенические правила в своей комнате, содержать в чистоте свое тело и соблюдать ежедневный режим бодрствования и сна, подвижных игр и занятий умственным трудом и тому подобное. Постоянно соблюдаемый правильный режим дня в сочетании с регулярными двигательными упражнениями и массажем служит залогом здоровья и правильного развития ребенка.

Режим дня дошкольника должен планироваться и устанавливаться родителями и другими взрослыми членами семьи в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей.

К трехлетнему возрасту у ребенка должны выработаться определенные устойчивые навыки на уровне рефлекса и привычки. К этому времени его организм должен самостоятельно соблюдать привычный ритм жизни, то есть режим дня.

О режиме дня ребенка как таковом родителям стоит задуматься гораздо раньше, чем ребенок достигнет дошкольного возраста, то есть с момента его рождения. Именно тогда уже необходимо приучать ребенка в одно и то же время принимать пищу, спать, бодрствовать и так далее.

Режим дня трехгодовалого ребенка будет качественно отличаться от режима дня ребенка шести-семи лет, так как в период подготовки ребенка к школе он больше времени будет затрачивать на пассивные занятия: чтение книг, рисование и другие. Тогда как в возрасте трех-четырех лет ребенок больше двигается и играет. Именно поэтому в дошкольный период жизни малыша, когда времени на активную жизнь у него становится все меньше, необходимо ежедневно проводить с ним утреннюю гимнастику и вечерний массаж.

В течение дня важно постоянно следить за осанкой ребенка в момент игр и занятий. Необходимо приучать ребенка к правилам ухода за своим телом и элементам личной гигиены. Кроме этого, для правильного роста и формирования малыша нужно регулярно следить за чистотой воздуха в его комнате, санитарно-гигиеническими условиями в ней, поддерживая необходимый тепловой режим и влажность воздуха.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Гимнастические упражнения с детьми дошкольного возраста можно проводить как в комнате, так и под открытым небом. Комнату предварительно необходимо тщательно проветрить. Проводить гимнастику лучше при открытых настежь окнах или раскрытой форточке.

Для гимнастики у ребенка должна быть специальная, лучше всего из натуральных тканей, свободная одежда. Это могут быть шорты и майка, купальный костюм и так далее. В процессе занятий можно использовать различные игрушки или спортивные принадлежности: мячи, флажки, обручи, скакалки и другое. Гимнастические упражнения лучше проводить на коврике.

Комплекс гимнастических упражнений для ребенка может быть составлен индивидуально. Лучше всего брать упражнения, которые копируют движения различных животных, которых ребенок знает. Ребенок с большим удовольствием будет прыгать, как зайчик, ходить, точно гусь, скакать, как лягушонок, и так далее. При составлении комплекса утренней гимнастики нужно включать в него разнообразные движения тела и отдельных его органов. Это позволит укрепляться всему организму ребенка и будет способствовать общему развитию малыша, всех его мышц и суставов.

Гимнастику с ребенком этого возраста лучше всего проводить в игровой форме. Если в семье двое и более детей, можно использовать упражнения соревновательного характера. Это вызовет больший интерес со стороны детей, и они с удовольствием включатся в игру-соревнование. Сложные, требующие большой физической нагрузки упражнения необходимо чередовать с более легким упражнениями или делать между ними небольшие перерывы.

Если занятия гимнастикой проводятся в вечернее время, то их проводят не позднее чем за один час до сна. Прием пищи накануне гимнастики должен быть не менее чем за полтора часа до нее. После выполнения физических упражнений должно пройти не менее сорока минут, когда можно будет, без ущерба для детского организма, принять пищу.

Плавание, катание на санках и лыжах, коньках, велосипеде также способствуют физическому развитию детского организма и укреплению его здоровья.

Массаж для детей-дошколят

При проведении массажа детям дошкольного возраста (от трех до семи лет) можно использовать все приемы массажа. Здесь уместен как местный, так и общий массаж тела.

Учитывая тот факт, что кожа ребенка дошкольного возраста очень чувствительна, необходимо при осуществлении массажа следить за тем, чтобы не нанести повреждений поверхности его тела. Движения рук должны быть в меру нежными и умелыми. Массаж должен доставлять ребенку удовольствие и способствовать расслаблению детского организма.

Массаж начинается с поглаживания. Выполняется этот прием концами пальцев рук или ладонью. Руки массажиста должны двигаться при массировании конечностей и туловища ребенка вверх-вниз. Живот гладится круговыми движениями по часовой стрелке.

После поглаживания следует прием растирание. Производятся более энергичные движения рук, которые смещают и растягивают отдельные участки кожи. Растирать тело ребенка можно ладонью, кулаком или пальцами, соблюдая при этом меры предосторожности, так как в процессе выполнения данного приема можно защемить нежную кожу ребенка. Растирание можно проводить в любых направлениях. Сначала растирание проводится медленно, а затем его темп постепенно увеличивается.

Самый сложный прием массажа – это разминание, так он требует энергичных движений рук массажиста. При его выполнении захватываются и приподнимаются отдельные участки кожи и мышц ребенка. Происходит их сдавливание. Этот прием можно выполнять одной рукой, так как площадь тела малыша невелика. Данная процедура не должна принести неприятных ощущений малышу, поэтому массажисту надо точно рассчитать силу рук и время воздействия на поверхность тела ребенка.

Следующий прием – вибрацию – можно опустить и использовать лишь некоторые его элементы при массаже тела ребенка дошкольного возраста. Вибрация – это прием, который включает в себя быстрые и резкие вибрирующие движения, похлопывания, рубления, встряхивания и тому подобное, которые не все можно использовать для массирования тела ребенка трех-семи лет, так как у него еще очень неустойчивая нервная система, полностью не сформировались костно-мышечная и сердечно-сосудистая системы. Поэтому данный прием нужно использовать очень осторожно.

После каждого приема необходимо проводить поглаживание тела малыша. Этим же приемом должен заканчиваться общий или местный массаж.

Назад Оглавление Далее