aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Самооценка качества инклюзии

В данном приложении представлены материалы, которые могут быть использованы образовательной организацией для самооценки. Показатели оценки и формы анкет составлены на основе пособия «Показатели инклюзии. Практическое пособие»11, эти формы являются примерными. Внутреннее исследование и самооценка того, насколько инклюзивной является школа, осуществляется на основе анализа опросов учителей и непедагогического персонала школы, родителей и самих учащихся. Мы рекомендуем такую оценку проводить регулярно, вовлекая в исследование всех участников образовательного процесса, и даже в том случае, если на текущий момент образовательную организацию не посещают дети с инвалидностью или особыми образовательными потребностями. Постепенное и поэтапное движение к инклюзивному образованию и инклюзивному обществу, принимающему различия, гораздо важнее показателей численности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и количества разработанных индивидуальных программ. Для начала можно провести самооценку хотя бы по одному показателю, чтобы определить, насколько готова образовательная организация двинуться к следующему шагу, например, достаточно ли принимается инклюзивная идеология всем персоналом школы, чтобы переходить к практике инклюзии.
Для того чтобы упростить сбор информации, можно размещать анкеты на сайте образовательной организации. Для получения объективных и реалистичных результатов рекомендуется процесс заполнения и учёта анкет сделать обезличенным и анонимным, а сбор данных вести одновременно по всем участникам образовательного процесса (руководители, педагоги, непедагогический персонал образовательной организации, родители (законные представители), ученики).
Материалы опроса включают:
Перечень индикаторов оценки;
Опросный лист сотрудника школы;
Опросный лист родителя (законного представителя) ребёнка;
Опросный лист учащегося;
Перечень индикаторов оценки.
Индикаторы оценки (или показатели качества инклюзии) включают набор основных характеристик, соответствующих основным этапам формирования инклюзивной образовательной организации. Такими индикаторами являются:
1. Создание инклюзивной культуры
1.1. Построение школьного сообщества
- каждый чувствует, что ему в школе рады и относятся доброжелательно;
- ученики помогают друг другу;
- сотрудники работают в партнёрстве друг с другом;
- ученики и учителя относятся друг к другу с уважением;
- между учителями и родителями (законными представителями) партнёрские отношения;
- школа и представители органов управления образованием работают в сотрудничестве;
- школа привлекает к своей работе организации дополнительного образования, культуры, социальной сферы, спорта, общественные организации и сотрудничает с другими местными организациями.
1.2. Принятие инклюзивных ценностей
- от всех учеников школы ожидают достижений;
- сотрудники школы, органы управления образованием, ученики и родители разделяют идеологию инклюзивного образования;
- всех учеников ценят;
- учителя и ученики относятся друг к другу по-человечески, а не просто играют свои «роли»;
- учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного всех учеников во всех аспектах школьной жизни
- школа стремится минимизировать дискриминацию.
2. Разработка инклюзивной политики
2.1. Развитие школы для всех
- назначение сотрудников и их повышение в должности является справедливым;
- всем новым сотрудникам помогают влиться в коллектив школы;
- школа стремится к тому, чтобы в ней учились все дети, живущие поблизости;
- школьные здания доступны для людей с физической инвалидностью (нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- всем новым ученикам помогают адаптироваться в школе;
- распределение учеников по классам и группам обучения происходит так, что ценится каждый ученик.
2.2. Организация поддержки разнообразия
- все виды поддержки, предоставляемые школой, скоординированы между собой (например, если полностью доступны лишь отдельные помещения школы, то доступ в другие помещения ученику с инвалидностью должен быть обеспечен с помощью помощника или иным образом; если для всего класса запланирован поход в музей, театр или классный вечер, то участие ученика с инвалидностью должно быть также предусмотрено с помощью продуманных мер поддержки; если в классной комнате организовано специальное рабочее место для ученика с инвалидностью, то и доступ к доске должен быть продуман);
- повышение профессиональной квалификации сотрудников помогает им более адекватно реагировать на разнообразие потребностей учащихся;
- школьная политика образования - инклюзивная;
- поддержка ученикам, получающим образование на неродном языке, координируется с другими видами поддержки;
- исключены или ограничены барьеры, мешающие посещению занятий;
- минимизируется риск запугивания и психологического террора учеников со стороны групп одноклассников.
3. Развитие инклюзивной практики
3.1. Управление процессом обучения
- учебный процесс планируется с учётом образовательных потребностей всех учеников;
- на уроках поощряется участие каждого ученика в процессе обучения;
- уроки помогают развить у учеников понимание отличий;
- ученики принимают активное участие в обучении;
- ученики учатся вместе и помогают друг другу;
- оценивание помогает улучшить достижения всех учеников;
- дисциплина в классе основана на взаимном уважении;
- учителя разрабатывают учебные планы, преподают и оценивают успехи в сотрудничестве друг с другом;
- ассистенты учителей оказывают поддержку обучению и полноценному участию всех учеников в школьной жизни;
- домашние задания направлены на обучение всех учеников;
- все ученики принимают участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
3.2. Объединение ресурсов
- различия между учениками - это ресурс, который используется в процессе обучения;
- опыт учителей используется полностью;
- сотрудники школы находят дополнительные ресурсы для обучения и полноценного участия всех детей в школьной жизни;
- ресурсы местного сообщества известны и привлекаются к работе школы;
- школьные ресурсы распределяются справедливо и способствуют инклюзии.
В данном методическом пособии («Показатели инклюзии. Практическое пособие») каждый из индикаторов раскрыт с помощью набора вопросов, ответить на которые сможет любой сотрудник, равно как и наблюдатель, посещающий образовательную организацию впервые. Например, для оценки по показателю «Построение школьного сообщества» предлагаются следующие вопросы:
Критерий: «Каждый чувствует, что ему в школе рады и относятся доброжелательно».
1. Когда люди впервые приходят в школу, чувствуют ли они, что им здесь рады?
2. Дружелюбно ли школа настроена по отношению ко всем ученикам, включая детей с нарушениями здоровья, иностранцев или беженцев?
3. Хорошо ли в школе относятся ко всем родителям (законным представителям)?
4. Доступна ли всем родителям и жителям округа или микрорайона информация о школе, независимо от их нарушения здоровья (например, информация набрана крупным шрифтом или шрифтом Брайля)?
5. Доступны ли переводчики с языка жестов, когда в них возникает необходимость?
6. Насколько чётко говорится в документах школы, в информации о школе для поступающих в школу учиться или работать о том, что школа поддерживает разнообразие учеников и их культур?
7. Зайдя в школу, сразу ли можно получить представление о школе и о тех, кто в ней работает/учится?
8. Чувствуют ли ученики, родители, сотрудники школы, что школа в целом принадлежит им?
Для оценки по показателю «Построение школьного сообщества» предлагаются такие вопросы:
Критерий: «Между учителями и родителями (законными представителями) существуют партнёрские отношения».
1. Уважают ли родители и сотрудники школы друг друга?
2. Считают ли родители, что у них хорошие отношения с сотрудниками школы?
3. Хорошо ли информированы родители о политике и практике школы?
4. Хорошо ли информированы родители о приоритетах плана развития школы?
5. Всем ли родителям предоставляется возможность повлиять на решения, принимаемые в отношении школы?
6. Известно ли сотрудникам школы и администрации, что некоторые родители боятся приходить в школу и обсуждать проблемы, и предпринимаются ли необходимые шаги, чтобы помочь таким родителям?
7. Существует ли в школе разнообразие возможностей вовлечения родителей в школьную жизнь?
8. Много ли у родителей возможностей для обсуждения прогресса детей в обучении и вопросов, вызывающих родительское беспокойство?
9. Одинаково ли ценятся те разнообразные вклады в развитие школьного сообщества, которые могут сделать родители?
10. Ценят ли сотрудники те знания о детях, которыми обладают родители?
11. Поощряют ли сотрудники участие родителей в обучении их детей?
12. Понимают ли родители, что они могут сделать дома, чтобы помочь ребёнку учиться?
13. Все ли родители считают, что их детей в школе ценят?
14. Все ли родители считают, что школа серьёзно относится к вопросам, вызывающим у них беспокойство?

Примерный опросный лист родителя/законного представителя и ученика

Пожалуйста, укажите, кто Вы:
[ ] ученик, [ ] родитель
Поставьте галочку в клетке, которая наиболее точно отражает Ваше мнение:

Самооценка качества инклюзии
Самооценка качества инклюзии
Самооценка качества инклюзии

Отзыв на книгу «Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для учителя. Инклюзивное образование»

Современная система образования России провозгласила в качестве одного из лидирующих принципов - принцип доступности образования для всех без исключения. В связи с чем в закон «Об образовании в Российской Федерации» было введено понятие «инклюзивное образование». Также профессиональный стандарт педагога обязывает учителей общеобразовательных организаций знать, владеть и применять на практике коррекционную педагогику, психологию.
Тем не менее, несмотря на законодательное закрепление столь высоких гарантий на образование для всех, стоит признать, что не все учителя готовы к реализации инклюзивного образования в России. И зачастую это связано не столько с нежеланием самих учителей работать по новым требованиям, сколько с незнанием и неумением это делать. Как известно, любое незнание порождает страх и социальный конфликт между должным и сущим, между правом и обязанностью, между учителями и обучающимися и их родителями.
Пробел между теорией и практикой инклюзивного образования призваны решать методические материалы, коих, к сожалению, пока не так много. Одной из таких методических рекомендаций для учителей по реализации инклюзивного образования стало представленное к рассмотрению пособие, подготовленное при поддержке региональной общественной организации лиц с инвалидностью «Перспектива» в рамках гранта Европейского союза.
Достоинством пособия является, во-первых, доступность понимания сложных юридических понятий, таких как: инвалид, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, доступная среда и иные; во-вторых, пособие ориентировано на изменение отношения педагогов к детям с особыми образовательными потребностями, авторы в первую очередь говорят о сотрудничестве и преодолении барьеров, а не о рассмотрении инвалидности как медицинской проблемы человека; в-третьих,
приводятся практические примеры различных техник и приёмов по созданию безбарьерной среды в школе. Что в действительности может снять напряжение между реализацией права обучающегося на доступное образование и обязанностью школы создать условия для безбарьерной среды при минимальных финансовых затратах.
Важной особенностью пособия является то, что оно получилось живым. Читатель встречается не только с сухим текстом тезисов, аксиом, нормативных формулировок, но и с реальными историями жизни детей с инвалидностью. С повседневными барьерами, с которыми приходится им сталкиваться в привычной для нас обстановке.
Авторы приводят ссылки на наиболее важные нормативные акты, регулирующие вопросы инвалидности в России, и необходимые интернет-ресурсы с практическими материалами. Представленная информация позволяет любому заинтересованному лицу расширить свои знания по вопросу инвалидности и инклюзии.
Особое внимание заслуживает раздел, посвящённый дискриминации по признаку инвалидности. Безусловно, такое социальное явление для российского общества ещё ново и не всегда практический работник сферы образования может определить, где наличествует нарушение прав лица с инвалидностью, а где дискриминация. И представленное в пособии соответствующее разъяснение является крайне важным и полезным как для учителей, так и для детей с инвалидностью и их семей.
Практической стороной пособия является демонстрация различных моделей инклюзивного образования, таких как: со-образование, консультация, партнёрство с ассистентами и другими вспомогательными специалистами и иные. Демонстрация соответствующих методик как раз отвечает на распространённый вопрос многих учителей, а как работать с «такими» детьми в общем классе? Где взять соответствующие ресурсы? Как обучать нормальных детей, когда в классе есть «такие» дети? И многие другие вопросы, которые возникают при слове «инклюзия». Как можно заключить из содержания пособия, фактически страх перед инклюзивным образованием сводится к нежеланию перестраивать привычный образовательный процесс.
В методических рекомендациях подробно описаны типичные ошибки при формировании инклюзивной среды в школе. Приведены примеры этических норм общения с лицами с инвалидностью.
В работе освещается важный элемент внедрения инклюзивного образования, так называемые «уроки доброты» или «уроки по пониманию инвалидности». Причём содержание тренинговых занятий ориентировано не только на детей, но и на родителей, учителей, органы власти и иных заинтересованных лиц.
Несомненным достоинством пособия является его наглядность и жизненные примеры, рассказывающие об известных личностях, но неизвестной их истории, связанной именно с инвалидностью. Такой подход помогает не только понять, что такое инвалидность, но и взглянуть по-другому как на свои собственные стереотипы, так и страхи.
Резюмируя сказанное, стоит подчеркнуть, материал представлен и изложен в доступной для понимания форме. Содержит отсылочные данные на дополнительные ресурсы, что расширяет круг возможностей для педагогов образовательных организаций. Включает подробный анализ типичных вопросов и ошибок, с которыми встречаются образовательные организации при работе с детьми с инвалидностью. В целом такое пособие может быть рекомендовано в качестве базового учебно-го-методического пособия для образовательных организаций, обучающих педагогов.

Ларионова Мария Александровна,
ст. преподаватель кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», юрист ПРОБО «Общество помощи лицам с РАС»,
г. Пермь

Отзыв на книгу «Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для учителя. Инклюзивное образование»

нига, написанная в соавторстве Т.Н. Седовиной, председателем общественной организации родителей детей-инвалидов «Забота», и Е.Ю. Шинкаревой, кандидатом юридических наук, юристом региональной общественной организации «Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области», является хорошим методическим пособием для педагогов, работающих в школе, которая ориентируется в своей работе на политику и практику инклюзивного образования, родителей имеющих детей с ОВЗ.
Материал в пособии хорошо структурирован и последовательно изложен. Удачно использованы яркие жизненные примеры семей, имеющих детей-инвалидов, указаны проблемы, с которыми сталкиваются родители. Чётко сформулированы термины, указана нормативная база документов, имеются необходимые ссылки на используемые интернет-ресурсы. Подробно рассмотрены особые образовательные потребности детей-инва-лидов и детей с ОВЗ. Обращается внимание на возможную дискриминацию людей с ОВЗ, указываются пути, как её избежать. Проанализированы такие понятия, как «инклюзивная школа», «инклюзивное образование», отмечена необходимость сотрудничества всех членов педагогического коллектива как внутри образовательной организации, так и в рамках сетевого сотрудничества.
В пособии даются практические советы по правилам этикета общения с людьми-инвалидами, сформулирована необходимая терминология. Описана конкретная работа с классом, в котором учатся дети с инвалидностью: разработана тематика «уроков доброты», классных часов по пониманию людей-инвалидов, сформулирована структура, и определено содержание, даны методические рекомендации по их проведению. Список используемых фильмов сопровождают методические рекомендации по просмотру и обсуждению.
Данная книга написана доступным языком, она будет хорошим помощником и проводником в построении отношений между детьми, родителями и педагогами.
В качестве рекомендации можно добавить следующее:
1. Психологические особенности людей с инвалидностью. Для того чтобы понять, как и чем живёт человек, нужно узнать его особенности, его внутренний мир. Многие люди с инвалидностью относятся к себе по-особенному, жалея себя и постоянно размышляя о том, почему именно они стали такими людьми. Поняв их внутренний мир, окружающие будут лучше принимать таких людей. Данный параметр можно проиллюстрировать примерами (рассказами) самих людей с инвалидностью о их жизни (их чувства, переживания, размышления).
2. Отношение родителей к детям с инвалидностью. Работа с родителями.
Работа с родителями - неотъемлемая часть работы педагогов, в особенности с родителями особых детей. Такая работа должна быть направлена на развитие, просвещение родителей, сопровождение, оказание им поддержки.
3. Работа специалистов группы сопровождения (логопед, психолог, медицинский работник) в образовательном учреждении с данной категорией детей. В данном параметре можно указать общие направления работы специалистов с детьми с инвалидностью.

Борисова Наталья Юрьевна,
педагог-психолог МБОУ СОШ № 19, г. Северодвинск

___________

11 В полном объёме материалы пособия «Показатели инклюзии. Практическое пособие» доступны на сайте РООИ «Перспектива». https:// perspektiva-inva.ru/indusive-edu/magz/vw-1300/.

Назад Оглавление Конец