Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование Образование

Раздел IV. Технология проведения уроков по пониманию инвалидности

4.1. Урок по пониманию инвалидности в системе образования

Идея проведения таких уроков для учащихся, педагогов, руководителей образовательных организаций появилась ещё в 1990-е годы, почти одновременно с самой идеей инклюзивного образования в России.
Самые первые уроки назывались «уроками доброты», и такие уроки были разработаны общественными организациями и проводились в разных регионах России.
Одним из самых первых учебных пособий по проведению таких уроков явилось пособие, разработанное общественной организацией инвалидов «Перспектива» в 1997 году как результат программы школьных занятий по пониманию инвалидности1. Цикл из пяти уроков - впоследствии их стали называть «Уроки доброты» -был разработан РООИ «Перспектива» на основе занятий по пониманию инвалидности, проводимых в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project).
Эти занятия предназначены для того, чтобы познакомить школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помочь в преодолении непонимания и предрассудков по отношению к ним.
В настоящее время вместо понятия «уроки доброты» используется термин «уроки по пониманию инвалидности», исходя из того, что целью таких уроков является формирование такого отношения, при котором человек с инвалидностью воспринимается обычным человеком; он является таким же, как и другие люди, у него такие же права и должны быть такие же возможности для их реализации2. Люди с инвалидностью нуждаются не столько в сочувствии, сколько в понимании и признании их равенства в отношениях с другими людьми.
Задачами уроков по пониманию инвалидности являются следующие:
- рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
- рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
- рассказать о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.
Такие уроки могут проводиться в разных аудиториях - для родителей, детей, педагогов, сотрудников государственных, муниципальных и негосударственных организаций3.

___________

1 Пособие по проведению уроков доброты с младшими школьниками. https://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/posobie-uroqi-dobroty.pdf.

2 Всероссийский урок доброты. https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/ events/vw-2070/.

3 Дополнительные материалы, новости, информацию об уроках можно найти на сайте РООИ «Перспектива» в разделе «Инклюзивное образование». https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/.

Назад Оглавление Далее