Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование Образование

3.3. Использование терминологии и правила этикета

В российском законодательстве термин «инвалид» сложился и используется в течение многих десятилетий. Но для многих людей, которым установлена инвалидность, этот термин является унижающим и умаляющим их человеческую ценность и достоинство. Если мы полностью признаём права людей с инвалидностью, мы должны признать их индивидуальные особенности. Первым шагом к этому будет использование правильных слов.
Часто вместо корректной и точной терминологии используются оценочные описания: «что-то с головой», «прикован к креслу», «психически ненормальный» и др. Зачастую отождествляются инвалидность и болезнь, хотя в действительности это не одно и то же.
Например, люди с синдромом Дауна не являются больными, они не «страдают» от синдрома Дауна, не «поражены» этим синдромом. Правильно говорить: «у человека синдром Дауна» или «человек (ребёнок) с синдромом Дауна». Так, указывая на то, что у данного человека (ребёнка) имеется определённое нарушение, главный акцент мы делаем на понятии «человек (ребёнок)».
Люди с инвалидностью рекомендуют в тех случаях, когда вы говорите или пишете о них1:

Использовать слова и понятия, не создающие стереотипы: Избегать слов и понятий, создающих стереотипы:
Человек с инвалидностью; ребёнок, имеющий инвалидность Инвалид, дефективный, больной, неполноценный
Обычный человек, человек без инвалидности (в отношении неинвалида) Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом)
Человек, использующий креслоколяску для передвижения, человек на кресле-коляске Прикованный к инвалидной коляске
Врождённая инвалидность, инвалидность с детства Врождённый дефект, несчастье
Имеет ДЦП (детский церебральный паралич) Страдает ДЦП
Человек, имеющий задержку в развитии, ребёнок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребёнок Отсталый, умственно неполноценный, слабоумный
Человек с синдромом Дауна, дети с синдромом Дауна Даун, даунята, больные синдромом Дауна
Человек с эпилепсией, подверженный эпилептическим припадкам Эпилептик, припадочный
Люди с ментальной инвалидностью, с ментальными особенностями здоровья, имеющие психическое расстройство Сумасшедший, псих, душевнобольной
Человек с нарушением зрения, слуха; имеющий инвалидность по зрению, слуху Слепой, незрячий, глухой, с недостатками зрения, слуха

Использование любой терминологии приемлемо, если она является нейтральной, не унижает достоинство человека, не способствует навешиванию ярлыков и формированию стереотипов. Если вы сомневаетесь в корректности используемых в классе или группе учащихся терминов, поговорите с родителями. Не стесняйтесь извиниться, если использовали некорректный термин. Выясните мнение родителей детей с инвалидностью о том, какой термин является более корректным.
В общем и целом термин «люди с инвалидностью» или «дети с инвалидностью» более приемлем, чем слово «инвалид» при общении, по мнению многих людей, имеющих инвалидность.
Люди с инвалидностью сами составили «10 общих правил этикета»2:
1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, все ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.
2. Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку. Даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.
3. Когда вы встречаетесь с человеком, который слабо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.
Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
Обязательно проговаривайте вслух, кто подошёл к вашей группе, а кто отошёл.
Обязательно предупреждайте вслух, когда вы сами отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).
4. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
Важно: не бросайтесь на помощь, если вас об этом ещё не просили.
1) предложите свою помощь;
2) если ваша помощь действительно нужна, то сначала узнайте, - как именно вы должны действовать, прежде чем неумело суетиться вокруг человека.
5. Обращайтесь к детям, подросткам, молодым людям с инвалидностью так же, как и к любому другому ребёнку, подростку, молодому человеку. Не давайте повода для особого сочувствия, жалости или особой заботы в связи с его или её инвалидностью.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске -это то же самое, что опереться или повиснуть на её обладателе.
Кресло-коляска - это часть личного пространства человека, который её использует. Об этом необходимо помнить в начале общения. В дальнейшем, когда дружеские отношения в детском коллективе сложились, жёсткую дистанцию дети перестают соблюдать, это нормально.
7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы - ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него.
Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся креслом-коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.
10. Не смущайтесь, если сказали: «Увидимся», или «Вы слышали об этом ... ?», или «Ты видел этот фильм ... ?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Передавая что-либо в руки человеку с нарушением зрения, ни в коем случае не говорите: «Пощупай это» - говорите обычные слова: «Посмотри...» Не старайтесь подчёркивать его или её ограничения. Обращайтесь, как обычно это делаете по отношению к другому человеку.

___________

1 Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебный курс. Архангельск, 2006. С. 6. https://perspektiva-inva.ru/language-etiquette/.

2 Пример 10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью. https://perspektiva-inva.ru/our-pubs/vw-990/.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы