aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Раздел I. Основные понятия

1.1. Инвалидность

Инвалидность является социальным явлением, частью жизни людей. Это явление или состояние имеет прежде всего нормативное определение. Конвенция ООН о правах инвалидов признаёт, что это понятие меняется с развитием общества и обозначает его следующим образом:
«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» (Преамбула, пункт (е).
Иными словами, инвалидность - это не состояние конкретного человека, а отношение между человеком и социальными барьерами, следствием которых является затруднение или невозможность участия в жизни общества.
Примеры таких ситуаций, когда сами люди с инвалидностью или члены их семьи сталкиваются с социальными барьерами, многочисленны. Достаточно спросить: «Как вам удаётся справляться с жизненными трудностями?» - и можно услышать, например, такую историю:
Светлана, мама 4-летнего ребёнка с аутизмом, пишет:
«...с нами это было в последний раз в бассейне. От организации была договорённость с бассейном о выделении одной дорожки для детей-инвалидов. Т. нравится бассейн, и я бы очень хотела отдать его в плавание. Подошла прямо в бассейне к тренеру и спросила, можно ли и нам заниматься, на что услышала: «С ТАКИМИ детьми мы не занимаемся». Я спросила: «С какими с ТАКИМИ?» В ответ - уходящая спина тренера. И это при всём при том, что мой ребёнок с лёгкой формой аутизма выглядит абсолютно здоровым - диагноза на лице нет» (июнь 2016 года).
Ольга, мама 3-летнего малыша с расстройством аутистического спектра:
«С садом уже есть проблемы... Официально нам отказать не могут, но и на полный день не берут. И что делать, ни заведующая не знает, ни я. А на работу выходить надо уже давно. Или бросать работу. Ходим мы только до обеда (до тихого часа), да и то заведующая сказала, что это только до середины сентября, а потом она совсем не знает, что с нами делать» (июнь 2016 года).
Татьяна, мама дочери, имеющей инвалидность I группы в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающейся в кресле-коляске при помощи других лиц: «Подъезд в доме не оборудован пандусом, крыльцо у входа в подъезд высокое (3 ступеньки), на улицу практически не выйти. Обращалась в управляющую компанию с просьбой обустроить пандус с перилами. В ответе сказано, что обязанность по устройству пандуса не может быть возложена на управляющую компанию, а является расходным обязательством Российской Федерации» (август, 2015).
наталья, мама ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и инвалидностью, пишет: «.списывали со счетов Леру очень много раз. Но она до сих пор живёт, и мы все вместе сражаемся за её жизнь. Вместе с этим я считаю, что, если такой ребёнок появился на свет и родители оставили его, не надо ставить на их пути какие-то препоны, им надо помогать.
Мы не просим денег, мы просим нормальных условий, например, чтобы такой ребёнок мог посещать специализированное учреждение. чтобы родители имели возможность работать, как все нормальные люди»1.
Инвалидность, как правило, не проблема одного человека - это особая жизненная ситуация для всей семьи. И складывается такая ситуация во многих случаях вовсе не из-за проблем со здоровьем или отсутствия денег, а в силу отношения других людей, отсутствия необходимых условий или услуг, недоступности зданий, подъездов и лестниц в жилых домах и официальных учреждениях, отсутствия доступного транспорта и других, не связанных с данным человеком обстоятельств.
Для того чтобы получить меры социальной поддержки по российскому законодательству (в основном такие меры включают денежные выплаты), гражданин должен быть признан инвалидом в порядке, который определён в целом ряде нормативных правовых актов. Статус инвалида (или ребёнка-инвалида) подтверждается справкой установленной формы («розовая справка»). Инвалидность устанавливается в ходе медико-социальной экспертизы, результатом которой также является составление индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида.
Инвалидность как социально-правовой статус отдельного ребёнка для школьного коллектива может иметь мало или не иметь совсем никакого значения. Об установленной инвалидности педагог может не знать, если факт установления ребёнку инвалидности ему неизвестен и неочевиден для педагога. Например, ребёнку установлена инвалидность в связи с диагнозом «сахарный диабет». Индивидуальные особенности в образовательном процессе при этом могут никак не проявляться. Следовательно, инвалидности как социального явления в контексте школьной образовательной среды в данном случае не существует, её нет необходимости каким-то образом учитывать, ситуация этого ребёнка по сравнению с другими учащимися в процессе обучения может не быть особенной2.
Иная ситуация возникает там, где в класс пришёл ребёнок с сильно выраженным нарушением зрения. Особенности в данном случае очевидны, специальные потребности проявлены. Необходима определённая адаптация окружающей школьной среды. В этом случае появляется потребность в физической адаптации школьной архитектурной среды (яркие покрытия на ступеньках, контрастные обозначения классных комнат и туалетов и другие элементы тифлодизайна), а также в адаптации методов преподавания (потребность в применении шрифта Брайля, овладение базовыми навыками тифлопедагогики, изменение в методике подачи нового материала или проведении опроса).
Для педагога важны умения поддерживать отношения сотрудничества в коллективе учащихся, выстраивать отношения с родителями, помогать разным ученикам понять друг друга. Индивидуальные подходы в образовательном процессе становятся, таким образом, очень важными.
«Социальность» инвалидности проявляется в отношениях в классе между учениками, в отношениях между учеником и педагогом, в отношениях между родителями учеников и педагогом.

Нормативные акты

Конвенция ООН о правах инвалидов. http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 10.08.2016) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н (ред. от 27.01.2016) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
Приказ Минтруда России от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или аби-литации ребёнка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы».

Интернет-ресурсы

Документы ООН об инвалидности и правах инвалидов. http://www.un.org/ru/rights/disabilities/docs.shtml.
Сайт Всероссийского общества инвалидов. http://www.voi.ru/.
Сайт Всероссийского общества слепых. http://www.vos.org.ru/.
Сайт Всероссийского общества глухих. http://www.voginfo.ru/.
Сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». https://perspektiva-inva.ru/.
Сайт международного Альянса организаций инвалидов. International Disability Alliance. http://www.internationaldisabilityalliance.org/.

___________

1 Алистарова Н.Л. Ребенок без почерка. Архангельск: Лоция, 2015. С. 11. https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/brochures/vw-2319/.

2 Надо отметить, что это упрощённый пример. Вероятно, в данной ситуации школе и педагогу следует учитывать, что ребёнку необходим особый режим питания и отдыха. Возможно, имеются и иные индивидуальные обстоятельства, которые следует учитывать. Особые потребности ребёнка в таких случаях следует определить совместно с родителями. Мы лишь стремимся подчеркнуть, что само по себе наличие инвалидности не всегда означает наличие особых образовательных потребностей. Поэтому необходимо выяснять все факторы и особые потребности ребёнка, если это возможно, заранее. Иногда родители не сообщают педагогу об инвалидности или особых потребностях ребёнка, стараясь избежать навешивания ярлыков и дискриминации. В таком случае педагогу следует начать диалог первым и посоветоваться с родителями о том, как организовать оптимальный режим дня ребёнка или о том, какие перерывы для него необходимы и как восстановить то учебное время, которое ребёнок пропустил в связи с необходимостью посетить, например, медицинского работника.

Назад Оглавление Далее