.

aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Архитектурно-планировочное и техническое обустройство образовательно-реабилитационной среды для инвалидов

Архитектурно-планировочное обустройство образовательно-реабилитационной среды для инвалидов должно характеризоваться особенностями, обусловленными элементами их социальной недостаточности: ограниченными коммуникативными, визуальными возможностями, ограничениями в передвижении и т.д. и в силу этого ограничениями в общении, ориентации, решении вопросов самообслуживания, организации быта и досуга. В этой связи системная компенсация достигается путем формирования безбарьерной окружающей среды. Это становится возможным при адекватном использовании компенсаторных механизмов зрения, осязания, обоняния, остаточного слуха при планировочном и конструктивном решении организации учебного места инвалида и путей передвижения к нему. Такая постановка вопроса требует соблюдения следующих критериев:
1. На учебном месте инвалида должны быть обеспечены комфортные условия для выполнения учебных заданий. Для этого размеры (площадь) учебного места должны соответствовать выполняемым видам учебных заданий и эргономике инвалида, давать возможность размещения необходимого учебного инструментария, компьютерной и иной техники, адекватно созданному учебному месту, а также возможность обслуживания такого места специалистами.
2. Освещенность учебных мест инвалида должна находиться в соответствии с положениями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещения», включая:
- достаточный уровень освещенности;
- равномерность распределения светового потока (или яркости) в поле зрения;
- ограничение слепящего действия источников света;
- соблюдение допустимых соотношений между яркостями рабочей поверхности и окружающего фона;
- постоянство освещения во времени и устранение резких теней.
Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня (не более 30%).
3. Оргтехоснастка учебных мест для инвалидов (столы, стеллажи, шкафы) должна соответствовать антропометрическим данным учащегося. Высота рабочей поверхности стола, в зависимости от роста человека, должна соответствовать определенным ГОСТом параметрам.
4. Рабочий стул учащегося должен при необходимости обеспечивать возможность поворота и изменения высоты и наклона сидения, угла наклона и высоты спинки, крепления подножек, подлокотников, спинки под шею, штанги для инструментария. Это позволит оптимизировать статическую нагрузку, наиболее значимую для учащихся.
5. При организации учебного места необходимо учитывать оптимальные размеры обслуживания учебного места. Под зоной обслуживания учебного места понимается пространство, в пределах которого расположены точки приложения усилий, наиболее удобные с точки зрения движения рук учащегося при выполнении тех или иных учебных заданий. Оптимальная зона обслуживания учебного места на рабочем столе учащегося представляет собой площадь круга, окружность которого касается в двух точках линии движения кистей рук в свободно протянутом состоянии, а в третьей точке – края своеобразной «мертвой» зоны у груди учащегося. Величина радиуса оптимальной зоны рабочих приемов учащегося составляет при усредненных значениях антропометрических размеров учащегося:

602 – (102 + (36/2)2)
R=--------------------------=22,7 СМ.
2 * (60 + 10)

откуда площадь этой оптимальной зоны будет равна:

S=2pR2=2*3,14*22,72=3236 см2

6. Для инвалидов следует предусматривать такую пространственную конфигурацию учебного (или социально-бытового в рамках образовательного учреждения) помещения, включая расположение мебели, иных предметов, размещенных в этом помещении, чтобы она создавала оптимальную зону видимости для учащегося с дефектом здоровья.
7. Все предметы, необходимые в учебном процессе, учащийся должен располагать в зоне максимальной досягаемости вытянутых рук, чтобы не было лишних наклонов, приседаний и других движений, вызывающих утомление и дополнительные затраты времени.
8. Обслуживание учебного места инвалида должно предусматривать потребность используемого им оборудования, в том числе компьютерной или иной техники, а также наличие полного комплекта учебного инструментария, приспособлений и т.п., обеспечивающих выполнение учебных заданий.
9. Оборудование учебного места должно обеспечивать безопасность пользования – исключение острых углов, выступов, ранящих поверхностей, выступающих крепежных деталей.
10. Учебное место пользователей дисплеев целесообразно не располагать непосредственно у окон. Экран монитора не должен располагаться непосредственно напротив окна или других источников света, дающих блики на экране. Его следует ориентировать к окну под углом, близким к прямому. Кроме того, для устранения бликов на экране целесообразно устанавливать монитор перпендикулярно столу, а пользователь должен смотреть на экран сверху вниз – 100 от горизонтальной линии.
11. Вредные вещества и другие химические факторы производственной (в данном случае образовательно-реабилитационной) среды, аэрозоли, ультра- и инфразвук не должны превышать уровней естественного фона.
12. Дисплеи, используемые в учебном процессе лиц с дефектами здоровья, должны быть из серии защищенных специальными материалами, практически не пропускающими вредных излучений.

Назад Оглавление Далее