.

aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Основные принципы организации образовательно-реабилитационного процесса инвалидов

Основными принципами образовательно-реабилитационной системы являются:

Система обеспечивает (рис. 1):

Система позволяет выполнять индивидуальную программу реабилитации инвалида в течение всего периода обучения в условиях образовательного учреждения общего типа за счет проведения реабилитационных мероприятий, содержание и перечень которых зависят от формы и плана обучения.
Одним из основных положений системы является глубокая интеграция инвалидов со слышащими в процессе совместного обучения и трудовой деятельности. При этом в рамках системы интеграция является не только целью, но и инструментом реабилитации.
Важнейшим преимуществом такой системы является ее гибкость, что позволяет применять ту или иную форму организации учебного процесса в зависимости от медицинских, психофизиологических и других показателей, а также от возможностей конкретных учебных заведений принимать участие в образовательных программах для инвалидов.
Другим немаловажным достоинством системы является ее модульность. Действительно, в зависимости от этапа и формы обучения техническое, программное и методическое обеспечение образовательно-реабилитационного процесса, призванное решать проблему специальных потребностей (начальные профессиональные учебные заведения, средние, высшие; младшие и старшие курсы, изолированные группы, включенные подгруппы, специальные и общие аудитории и мастерские и т.п.) может быть объединено в самостоятельные программно-аппаратные комплексы и системы, одновременно состоящие из функционально-инвариантных элементов.

Непрерывное многоуровневое профессиональное образование лиц со специальными (образовательными) потребностями

Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для разработчиков, производителей и потребителей технических и программных средств реабилитации и обучения.
Организационной формой системы является образовательно-реабилитационный комплекс, состоящий учебного заведения или отделения для обучения инвалидов (или учебного центра), медико-реабилитационного отделения и центра профессиональной адаптации. Такая структура позволяет эффективно координировать усилия федеральных, региональных и городских организаций и ведомств, призванных решать задачи реабилитации инвалидов.
Созданная система позволяет на практике обеспечить доступ инвалидов не только к начальному и среднему профессиональному образованию, но и к высшему. Важнейшим преимуществом такой формы организации образовательно-реабилитационной деятельности является ее интегрированность в национальную систему профессионального образования и её ориентация на общий рынок труда, что дает значительные социальные и экономические преимущества, существенно снижая высокую стоимость обучения инвалидов и повышая уровень их социальной реабилитации и защиты.
Такая система высшего образования, созданная и реализованная в МГТУ им. Н.Э. Баумана, получила высокую оценку и поддержку Правительства Москвы, что нашло свое выражение в организации в 1997 г. в этом университете Московского Центра комплексной реабилитации инвалидов по слуху, который получил статус экспериментальной пилотной площадки городской системы социальной защиты инвалидов.
В настоящее время Университет стал крупнейшим в России образовательным учреждением, в котором осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов из числа плохослышащих граждан.
Сохраняя московские городские приоритеты, Университет активно работает с представителями различных регионов России, количество которых из года в год растет. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что Университетом, совместно с Городом и Федеральными ведомствами создана система, которая уже сегодня в масштабах Москвы полностью решает проблему доступа инвалидов и иных лиц с дефектами слуха к высшему инженерному образованию.
На федеральном уровне создана модель инновационного образования, интегрированного с социальной политикой, которая может быть основой для создания федеральной системы высшего образования для инвалидов.
Созданная система по своему содержанию отвечает лучшим мировым стандартам и может рассматриваться как достижение отечественной системы высшего образования.
Основным организационным принципом построения системы начального, среднего и высшего непрерывного профессионального образования должно явиться сочетание строгой вертикальной иерархии и широких (развитых) горизонтальных (региональных и межрегиональных) связей образовательных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности.
Основными структурными элементами такой системы являются: базовые профильные профессиональные образовательные учреждения (центры) высшего, среднего и начального образования в федеральных округах и соответствующие учреждения (центры) в регионах (субъекты федерации), межрегиональные центры и уполномоченные образовательные учреждения на местах.
Базовые окружные профильные учреждения (центры) профессионального (и общего) образования реализуют пилотные модели образовательно-реабилитационного процесса и обеспечивают научно-методическую, информационную, нормативную и пр. виды поддержки; координацию деятельности образовательных учреждений в округе, реализующих специальные образовательные программы для инвалидов.
Базовые профильные учреждения связаны единой федеральной системой управления и финансирования, единой учебно-методической, технологической, технической и нормативной базой.
Базовые профильные региональные (межрегиональные) образо-вательно-реабилитационные учреждения (центры) призваны стать основными функциональными элементами окружных подсистем профессионального образования инвалидов, в которых реализуются образовательно-реабилитационные программы различных уровней.
Образовательно-реабилитационные центры создаются, как правило, в структуре образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (или в структуре общеобразовательных школ) и/или на базе специальных (коррекционных) школ, ПТУ и техникумов (независимо от их ведомственного подчинения).
Базовые профильные образовательно-реабилитационные центры, создаваемые в структуре образовательных учреждений федерального подчинения (Минобразования, Минтруд), создаются совместным приказом соответствующих федеральных ведомств и администрации региона (с целью координации образовательной и реабилитационной деятельности на местах). Финансирование таких центров осуществляется совместно федеральным (образовательная составляющая) и региональным (реабилитационная составляющая) бюджетами.
Деятельность базовых профильных образовательно-реабилитационных центров координируется (и контролируется) базовыми окружными Центрами федерального округа (план приема, контингент, профессии и специальности и т.п.) и региональной администрацией.
В свою очередь базовые профильные образовательно-реабилитационные центры должны осуществлять свою деятельность (в уставном порядке) в тесном взаимодействии со всеми уполномоченными региональными образовательными учреждениями, реализующими специальные образовательные программы для инвалидов.
Таким образом, предлагаемая структура использует потенциал всей системы профессионального образования страны для решения проблем профессиональной реабилитации инвалидов в рамках единого образовательного пространства, открытого для лиц со специальными потребностями.

Назад Оглавление Далее