.

aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели

1. Адаптация - Процесс приспособления организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования (функционирования); - Процесс адекватного приспособления функциональных, структурных и социальных функций к окружающей среде.
2. Адаптация профессионально-производственная - Система и процесс достижения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним инвалидов.
3. Вспомогательные средства- Дополнительные подсобные орудия, предметы, приспособления, применяемые для компенсации или замещения нарушенных или утраченных функций организма.
4. Высшее профессиональное образование - Подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
5. Высшее учебное заведение - Образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования. В высших учебных заведениях могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, программы дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов. В высших учебных заведениях могут реализовываться образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
6. Годовой учебный план («отрезки») - Учебный план на год с перечислением всех видов аудиторных занятий с количеством часов на семестр, самостоятельной работы и всех контрольных мероприятий по неделям семестра.
7. Государственный образовательный стандарт - Устанавливает основное содержание образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также требования к уровню подготовки специалистов.
8. Дополнительное образование - Непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
9. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - Разработанный на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
10. Институт - Самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.
11. Информатизация – 1. социально-экономический и научно-технический процесс создания необходимых условий удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций, учреждений, государства, всех структур общества на основе организации информационных ресурсов с использованием перспективных информационных технологий; 2. процессы разработки и внедрения новых информационных технологий в различные сферы деятельности (в частности, в медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов).
12. Квалификация (применительно к профессии) - 1. уровень подготовленности, мастерства, степень пригодности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемой разрядом, классом, званием и другими квалификационными критериями; 2. подготовленность индивидуума к профессиональной деятельности.
13. Колледж - Самостоятельное учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального образования.
14. Лицензия - Выданное в установленном порядке разрешение на осуществление какой-либо деятельности (например, в области образования и реабилитации инвалидов).
15. Начальное профессиональное образование - Подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности набазе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
16. Норматив - Экономический, технический и др. показатель норм, правил.
17. Нормативный срок обучения - Расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования при очной форме обучения, реализуемой на базе основного общего образования.
18. Образование - Результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники, культуры, возможностями образовательных учреждений и умением учиться.
19. Образовательная программа – 1. нормативно-управленческий документ учебного заведения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса; 2.определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: а) общеобразовательные (основные и дополнительные); б) профессиональные (основные и дополнительные).
20. Образовательная составляющая реабилитационного потенциала - Возможность овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Включает определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействие с факторами профессионального обучения, прогнозирование того, когда и с помощью каких методов и средств человек достигает определенного образовательного статуса.
21. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии - Разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся воспитанников.
22. Образовательный реабилитационный потенциал - Возможность овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Включает определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействие с факторами профессионального обучения, прогнозирование того, когда и с помощью каких методов и средств человек достигнет определенного образовательного статуса.
23. Обучение - Основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц – педагогов, мастеров и т.д. с учетом человека как субъекта, получающего эти знания, умения и навыки.
24. Общеобразовательные программы - Общеобразовательная программа, обеспечивающая формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
25. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования - Документ (комплект документов), определяющий в соответствии со стандартом содержание среднего профессионального образования определенного уровня по определенным программам.
26. Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования - Реестр профессий и специальностей, подготовка по которым осуществляется в системе начального профессионального образования.
27. Послевузовское профессиональное образование - Повышение уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
28. Профессиональная ориентация – 1. совокупность мероприятий, направленных на подготовку к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, склонности и имеющимся у него навыкам; 2.система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей профессии.
29. Профессиональная подготовка - В широком смысле: организация обучения профессиональных кадров через различные формы получения профессионального образования; в узком смысле: ускоренная форма приобретения профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ (ускоренная профессиональная подготовка), не сопровождающаяся повышением образовательного уровня обучающегося.
30. Профессиональная реабилитация инвалидов - Процесс и система восстановления способностей и возможностей инвалида к трудовой деятельности.
31. Профессиональное консультирование - Оказание инвалиду услуг в выборе или перемене профессии с учетом его пожеланий, склонностей и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства с учетом медицинских ограничений и рекомендаций.
32. Профессиональное образование - 1.Процесс и (или) результат овладения определенными видами профессиональной деятельности; 2.система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности.
33. Профессиональные образовательные программы - Профессиональная образовательная программа, направленная на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
34. Профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (учебный план) - Совокупность образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, установленные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
35. Профессия - 1. род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения; 2.относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.
36. Профессиональная информация инвалида - Информационное обеспечение процесса выбора профессии, позволяющее инвалиду получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в данном регионе, предоставление информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора инвалидом сферы деятельности, профессии и образа жизни.
37. Система образования в Российской Федерации - Совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; Сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов органов управления образованием и подведомственных им учреждений.
38. Специальность - 1. Вид профессиональной деятельности, усовершенствованный путем специальной подготовки, определенная область труда, знания; 2. конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии.
39. Способность к обучению - Способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
40. Способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
41. Среднее профессиональное образование - 1. Образование на базе основного общего, среднего (полного)или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию по основным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании; 2. подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального.
42. Стандарт образования - Средства обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства.
43. Стандарт в системе общего образования - Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
44. Стандарт по предметам - Федеральный компонент содержания предмета, приведенный в виде минимально необходимого перечня учебных элементов с указанием уровня усвоения этих предметов.
45. Стандарт по профессии - Уровень подготовки выпускников и минимум содержания обучения, направленного на овладение собственно профессиональной деятельностью и включает профессиональную характеристику и федеральный компонент содержания профессионального цикла обучения.
46. Стандарт профессионального образования - Совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
47. Студент - Лицо, зачисленное на обучение приказом ректора высшего учебного заведения.
48. Ступень квалификации - Этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.
49. Сурдоперевод - Способ межличностного общения, осуществляемый с помощью сурдопереводчика и позволяющий повысить коммуникативные возможности лиц с дефектами слуха. В системе профессионального образования сурдоперевод используется для формирования безбарьерной среды общения между слышащими и лицами с дефектами слуха.
50. Техникум (училище) - Основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
51. Технические средства реабилитации - Совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять замещение анатомических и функциональных дефектов организма и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде.
52. Технология - Совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств, формы.
53. Технология обучения - Способ «перевода» знаний студента из одного состояния (среднего образования) в другое (высшее образование). Технология обучения включает полное описание процесса обучения: режим обучения; способы контроля знаний; регламентацию отдельных видов процесса.
54. Университет - Высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры.
55. Уровень квалификации - Степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.
56. Уровень развития профессионально важных знаний, навыков, умений - Оценка теоретической подготовки и практического опыта для выполнения конкретной работы.
57. Учебные программы дисциплин - Развернутый план курса с кратким описанием всех видов проводимых по нему занятий, используемых учебно-методических материалов и всеми видами самостоятельных работ и контрольных мероприятий.
58. Учреждение начального профессионального образования - Государственное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, которое имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством РФ.
59. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов - Гарантированный перечень мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.
60. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов - Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
61. Федеральный компонент стандарта (начального образования) - Требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России; представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.
62. Школа-лицей - Общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования (как базового, так и повышенного уровня образованности в конкретной области (лицейский образовательный стандарт). Обучающиеся по лицейской образовательной программе ориентированы на дальнейшее обучение в высших учебных заведениях по избранному школе-лицею профилю.

Назад Оглавление Далее