.

aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Введение | Методические рекомендации посвящаются наиболее актуальным вопросам организации учебного процесса интегрированного профессионального образования инвалидов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования

В настоящее время в России решается чрезвычайно важная задача создания современной системы социальной защиты инвалидов, становление которой происходит в условиях коренной, фундаментальной ломки сложившихся в течение десятилетий политических, экономических, социальных и идеологических структур.
В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов является их реабилитация, которая представляет собой совокупность медицинских, психологических, педагогических, образовательных и социально-экономических мероприятий.
Цель реабилитации – максимально глубокая интеграция инвалидов в социальную жизнь общества.
Поскольку реабилитационные мероприятия требуют от государства значительных материальных затрат, возникает острая необходимость разработки социально и экономически обоснованных подходов к их содержанию и механизмам реализации.
Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования. В этой связи учреждения профессионального образования призваны выполнять важную роль в становлении новой государственной системы социальной защиты инвалидов.
В настоящее время доказана экономическая целесообразность начального, среднего и высшего специального образования для инвалидов, поскольку расходы на их образование возвращаются в виде подоходного налога с работающих высококвалифицированных специалистов и избавляют государство от необходимости выплаты им пособий. Этот факт нашел свое отражение в социальной политике целого ряда государств, в которых высшее образование является приоритетной областью для многих категорий инвалидов. Так, например, в университетах и колледжах США действует около 155 образовательных программ, которыми охвачено свыше 12000 глухих.
Предпосылкой развития образовательно-реабилитационных технологий в нашей стране явился опыт обучения различных категорий инвалидов, накопленный высшими и средними учебными заведениями общего типа и начальными специальными учебными заведениями. Вместе с тем, к сожалению, можно констатировать тот факт, что система непрерывного профессионального образования инвалидов в нашей стране до сих пор не получила должного развития.
Можно сказать, что это существенно тормозит создание эффективной системы социальной защиты инвалидов.
В этой связи представляет несомненный интерес изучение положительного опыта тех учебных заведений, которые на практике реализуют образовательно-реабилитационные программы для инвалидов.
Одним из таких образовательных учреждений в высшей школе является, например, Московский Государственный Технический Университет (МГТУ) им.Н.Э.Баумана, в котором длительное время осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов из числа инвалидов и иных лиц с дефектами слуха.
Вовлечение большинства инвалидов и иных лиц с дефектами здоровья в сферу профессионального, особенно высшего, образования в настоящее время практически недостижимо. Причин этому несколько. Однако, главными из них, по нашему мнению, являются:

  1. устаревшие, но продолжающие действовать запретительные подходы к получению профессионального образования, трудоустройству и профессиональной деятельности;
  2. трудности создания специальных образовательных и правовых условий;
  3. отсутствие эффективного медико-реабилитационного сопровождения учебной и производственной деятельности, что приводит к недоступности единой образовательной и профессиональной среды.

Не менее важными факторами, влияющими на существующее неудовлетворительное состояние дел, являются практическое отсутствие эффективных образовательно-реабилитационных технологий, интегрированных с системой профессионального образования и слабость отечественной реабилитационной индустрии.
Наконец, до сих пор не разработаны и отсутствуют эффективные механизмы и формы координации деятельности ведомств, осуществляющих реабилитационные мероприятия, что исключает системный комплексный подход, предусмотренный Законом в части содержания индивидуальных программ реабилитации.
Таким образом, можно констатировать, что интеграция как конечная цель реабилитационных мероприятий остается, в настоящее время, на стадии намерений и устремлений.
Все это приводит к тому, что социальный статус и квалификационный уровень инвалидов этой категории являются очень низкими, охватывают крайне узкий перечень профессий и специальностей, что в свою очередь ограничивает их возможности на современном рынке труда (25% из числа трудоспособных имеют относительно стабильную занятость). В то же время выпускники профессиональных образовательных программ интегрированного обучения (несколько процентов от числа всех обучающихся инвалидов) имеют занятость, превышающую 60%.
Очевидна этическая порочность и экономическая несостоятельность существующей практики реабилитации инвалидов и иных лиц с дефектами здоровья.

Виды интеграции:

Тотальная интеграция
Интеграция по местонахождению
Инклюзивная

5 лет – диплом бакалавра
6 лет - диплом инженера-специалиста
7 лет – диплом магистра
8 лет – диплом инженера-исследователя

Профессиональная подготовка и профессиональное образование на различных уровнях и дополнительное образование инвалидов, как и других граждан должны осуществляться в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством об образовании. Виды и организационные формы образования следует формулировать в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Для тех инвалидов, которые в соответствии с ИПР нуждаются в специальных условиях профессиональной подготовки и профобразования, в системе государственной службы реабилитации должны создаваться специальные федеральные, региональные, муниципальные образовательные учреждения различных типов и видов. Специальные образовательные учреждения для инвалидов иных организационно-правовых форм должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственной службой реабилитации инвалидов на договорных условиях с предварительным лицензированием их. Специальные условия указанных образовательных учреждений для инвалидов обеспечивают выполнение индивидуальных программ реабилитации на период их обучения и состоят в следующем: приспособлении помещений, территорий, мебели, оборудования и т.п. к возможностям инвалидов соответственно требованиям безбарьерной архитектуры; адаптации программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса, введении различных форм обучения, включая индивидуальные.
Профессиональную подготовку и профессиональное образование инвалидов в специальных образовательных учреждениях следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. При сохранности интеллекта недопустимо введение специальных образовательных стандартов.
Признавая значимость для отдельных категорий инвалидов централизованных специализированных форм обучения, следует признать, что в настоящее время актуальной является система интегрированного профессионального обучения лиц с дефектами здоровья. В процессе профессиональной реабилитации инвалидов необходимо наиболее полно использовать учреждения, организации общего типа. В тех случаях, когда это невозможно, следует создавать специальные условия обучения в системах специализированных образовательных учреждений. Специфика и приоритеты этой системы подробно будут изложены ниже.
Решающее значение для профессиональной реабилитации инвалидов имеет правовое поле, в котором она осуществляется. Упорядочение, легализация в нормативно-правовых документах различных аспектов взаимоотношений участников процесса профессиональной реабилитации инвалидов будет способствовать реальному решению сложных проблем создания условий для активной трудовой и общественной жизни лиц с дефектами здоровья в той среде, которую они сознательно для себя выберут.
Представляется, что только при таком подходе инвалиды на равных началах, как профессионалы, будут конкурентоспособны на рынке труда.
С учетом вышеизложенного, настоящие методические рекомендации посвящаются наиболее актуальным вопросам организации учебного процесса интегрированного профессионального образования инвалидов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Данные методические рекомендации подготовлены специалистами ФЦЭРИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана для специалистов реабилитационных учреждений социальной защиты населения.

Назад Оглавление Далее