aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Возвращение

Самое сложное рассказывать - о себе и делать это объективно. Но все же попытаюсь. В декабре 1981 года в двадцатилетнем возрасте со мной произошел несчастный случай, в результате которого у меня были ампутированы руки и ноги. Сейчас я говорю об этом совершенно спокойно, а в тот момент возникало много различных проблем, о которых помнится очень смутно. Прошли годы, да и вспоминать о полученной ранее инвалидности просто нет времени.
После ампутации первые два дня наступила полная апатия. Ни о чем не хотелось думать, ни что-то предпринимать. На третий день произошла резкая перемена. Я запретил себе возвращаться мыслями к произошедшему и стал думать о том, как жить дальше. Начался новый отсчет времени.
После протезирования я потихоньку возвращался в нормальную жизнь. Это и обучение ходьбе (ежедневные прогулки по 20 км. в течении трех месяцев), и "привыкание" к протезам рук (ежедневное обучение письму и самообслуживанию). Нужно было почувствовать себя максимально независимым. Но самое главное — потребность в получении высшего образования. Это было своеобразным стимулом.
В 1983 году я восстановился на первый курс вечернего отделения факультета автоматики Ленинградского электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина). Впереди было шесть лет обучения.
Скажу честно, что где-то я форсировал процесс адаптации и очень переживал то, как меня воспримет новая группа. Ведь это было время, когда какие-то комплексы еще оставались. Иной раз ощущал на себе сочувствующие взгляды. Это было самым тяжелым. Но контакт с ребятами и преподавателями наладился очень быстро. Психологических проблем практически не возникало. Помогло мне то, что я никогда не считал себя инвалидом. Ведь окружающие воспринимают человека так, как он себя ощущает сам. А инвалидность - в том виде, как она в России понимается - это внутреннее состояние души, не имеющее отношения к проблемам здоровья человека.
Однажды зимой мы со студентами возвращались из института.
- Павел, почему ты без перчаток? - спросила меня девушка из группы - Холодно же.
- И тогда я понял, что достиг того, чего хотел. Это была победа.
Днем я работал инженером в Санкт-Петербургском институте протезирования им. ГА. Альбрехта, а вечером - занятия в институте. Минимум свободного времени не давал расслабляться и это было плюсом в процессе психологической реабилитации.
Вместе с группой мы отмечали праздники, дни рождения, помогали друг другу в учебе, то есть это был активный образ жизни без каких-либо ограничений. Уже после танцев я ощущал потертость на ногах, но это было потом и об этом никто не знал. Ведь физическая боль не всегда самая сильная.
Была проблема передвижения в общественном транспорте. Сидеть я не мог, поскольку молодой, а стоять было тяжеловато. Но и эта проблема была решена, правда, уже после окончания института. В 1988 году мы с отцом и друзьями адаптировали машину. Это сразу помогло снять какие-то ограничения и ощутить большую экономию времени.
Сегодня я работаю депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и получаю второе высшее (юридическое) образование. Специфика работы просто требует этого.
Конечно, с моей стороны будет лукавством, если представить, что все было так гладко и безоблачно, но поверьте, со временем все негативное уходит на второй план как бесполезное в дальнейшей жизни.
Вопрос о том, нужно или не нужно высшее образование для людей, имеющих инвалидность, не должен даже возникать. Это должно быть понятно каждому уважающему себя человеку. Нужно думать о включении таких людей в систему высшего образования с учетом их особенностей, но ни в коем случае не устраивать для них отдельный мир. Мне кажется, что здесь очень важна максимальная интеграция людей, имеющих инвалидность, в общество. И тогда оно быстрее повернется лицом к этой проблеме.

Назад Оглавление Далее